Экскурс в дом-музей Марины Ивановны Цветаевой в Москве
план-конспект урока
Урок литературы в форме экскурса в дом-музей Марины Ивановны Цветаевой в Москве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.tsvetaeva_m.i._stsenariy_uroka.docx | 30.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области
«Павлово-Посадский техникум»
Экскурс в дом-музей М.И. Цветаевой (урок литературы)
Использование презентации
автор Карнизова Наталья Владимировна,
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
8 октября 2020 года литературный мир России отметил 128 лет со дня рождения выдающегося поэта Серебряного века Марины Ивановны Цветаевой, Царицы русской поэзии, Женщины трагической жизни с трагическим концом…
Сегодня мы совершим небольшой экскурс по дому-музею поэта. Открытие дома-музея состоялось 12 сентября 1992 года к 100-летнему юбилею Марины Ивановны. Он расположился в Борисоглебском переулке, в здании, где жила Марина Цветаева с 1914 года со своим мужем и дочерью.
Первой в мемориальной квартире посетителей встречает гостиная комната. В потолке – большое квадратное окно, причудливо освещающее небольшой зал с камином, "пастеранковским диванчиком", круглым столиком и вещицами, хранящими очарование ушедших лет.
До революции здесь стояла мебель красного дерева в стиле ампир: круглый стол со стульями, диваны. На стенах висели гравюры. Некоторые мемориальные вещи есть в этой комнате и сейчас. В горке стоит посуда из семьи Дурново-Эфрон, тарелка из гостиницы Zum Engel, в которой Марина Цветаева останавливается дважды – летом 1905 года после обучения в пансионе и 1912 году во время свадебного путешествия.
Кофейная пара с портретом жены Наполеона - Жозефины - копия оригинала, принадлежавшего Цветаевой. На стене висит небольшой живописный этюд "Женевское озеро", выполненный Елизаветой Дурново-Эфрон, матерью Сергея. Также в гостиной комнате можно увидеть фотографии родителей Цветаевой и членов ее семьи.
Из гостиной – через проходную комнату с роялем и книжным шкафом – двери ведут в сердце квартиры – в комнату Марины Цветаевой и детскую.
Поэт писала: «Мой дом! Борисоглебский переулок на Поварской. Входишь. Передняя какая-то странной формы, вся из углов. Потолок высоко…на этом месте все начинается. Дверь открывается – вы в комнате с потолочным окном – сразу волшебно! Справа – камин. Я уже в этой комнате почувствовала, что это – мой дом! Совсем ни на что не похож. Кто здесь мог жить? Только я»!
Марина упорно искала такой дом. И когда нашла – это было целое событие.
Марина Цветаева выбрала для себя многоугольную комнату с небольшим окошком, выходящим на узкие переулочки и нетронутый временем островок исторической Москвы. Марина Ивановна писала: « Я вошла – моя, понимаешь? Такая странная комната – и такая родная. У окна, во двор, я поставлю мой письменный стол. Окно мое – прямо в голубей, их на наружном подоконнике – тьма… И такой угол в этой комнате – она маленькая, но в ней дух дома! Здесь будет мой кабинет!»
На полу мы видим волчью шкуру, а над изголовьем дивана - портрет Сергея Эфрона, выполненный в Коктебеле Магдой Нахман, и две иконы Божией Матери. В этой комнате часто можно было услышать музыку из граммофона, старинной музыкальной шкатулки и даже шарманки. Особый колорит предавали чучело ястреба, венецианские бусы, расшитые подушки и свет старинной люстры из синего хрусталя. Детей в неё пускали по спецприглашению, врываться просто так в «пещеру Аладдина» не полагалось. Бусы мурановского стекла по стенам, панцирь черепахи, люстра синего хрусталя — поэтесса сравнивала своё «убежище» с морским дном, так созвучным с её именем (в переводе с латыни Марина означает «морская»).
К сожалению, почти вся мебель была уничтожена руками самой Марины Цветаевой, когда она топила ей небольшую буржуйку, пытаясь прогреть некогда гостеприимные стены своего дома. Но на своих исторических местах в музее мы видим копию прежней обстановки. На стенах, как и в те дни, висят фотографии дорогих для Цветаевой людей: актрисы Сары Бернар, Наполеона Бонапарта и герцога Рейхштадтского. Утерянный портрет Сергея Эфрона заменен его современной копией, напротив дивана по-прежнему висят репродукции Врубеля. На письменном столе лежат копии страниц рукописных книг Марины Цветаевой, продававшихся в послереволюционные годы. Дочь Ариадна писала: «Когда я немного подросла, наградой за хорошее поведение, за что-то выполненное и преодоленное были не сладости и подарки, а прочитанная вслух сказка, приглашение «погостить» в ее комнате. Забегать туда «просто так» не разрешалось. В многоугольную, как бы граненную комнату эту, с волшебной елизаветинской люстрой под потолком, с волчьей, немного пугающей, но манящей шкурой у низкого дивана, я входила с холодком робости и радости в груди».
Позже Марина Ивановна написала такие строки:
С большою нежностью — потому
Что скоро уйду от всех —
Я всё раздумываю, кому
Достанется волчий мех,
Кому — разнеживающий плед
И тонкая трость с борзой,
Кому — серебряный мой браслет,
Осыпанный бирюзой...
Детская комната – самая большая и светлая в доме. Ее окна выходили во двор и на купола церкви Николы на Курьих ножках, снесенной в 1930-е годы. На полу комнаты лежал серый ковер с вязью из осенних листьев. Вдоль стены стояла детская кроватка и сундук, на котором спала няня. Книжный шкаф жил и в детской, однако в нем, помимо книжек, хранились и игрушки. Старшей дочери Цветаевой Але запомнились высокие рождественские елки, которые ставили в ее комнате. Если в начале их жизни в Борисоглебском из комнаты доносился детский смех, то в годы Гражданской войны она стала необитаемой. Марина Цветаева не смогла ее протопить, поэтому им с дочерями пришлось переместиться в более теплые помещения.
Центром экспозиции в наши дни можно считать фотографию Ариадны и маленькой Ирины, стоящую на подставке возле окна. Это последнее изображение Иры, умершей в 1920 году от голода. Марина писала позже, что так и не поверила в ее смерть.
В воссозданной обстановке можно увидеть туалетный столик и зеркало Марины Цветаевой, два шкафа и иконы, принадлежавшие ее сестре Анастасии, а также кровать брата Алексея. На детском столике, за которым сидят два старинных плюшевых медведя, лежит факсимильное воспроизведение "Азбуки" Александра Бенуа издания 1904 года. Над детской кроваткой висит коврик с рождественской сценкой, выполненный Ариадной Эфрон в годы ссылки. Одна из интересных вещиц, которые можно увидеть здесь, - это макет несохранившегося дачного дома Цветаевых в Тарусе.
Чердачный дворец
Эта комната принадлежала Сергею Эфрону и раньше имела выход на крышу, поэтому в стихах Цветаевой она была воспета как "чердачный дворец",
комната походила скорее на "каюту на старинном паруснике, ныряющем вне времени":
Чердачный дворец мой, дворцовый чердак!
Взойдите. Гора рукописных бумаг…
Так. — Руку! — Держите направо, —
Здесь лужа от крыши дырявой.
Теперь полюбуйтесь, воссев на сундук,
Какую мне Фландрию вывел паук.
Не слушайте толков досужих,
Что женщина — может без кружев!
Ну-с, перечень наших чердачных чудес:
Здесь нас посещают и ангел, и бес,
И тот, кто обоих превыше.
Недолго ведь с неба — на крышу!
Вам дети мои — два чердачных царька,
С веселою музой моею, — пока
Вам призрачный ужин согрею, —
Покажут мою эмпирею.
Ее обстановка состояла из тахты, узкого дивана из красного дерева, шкафа, буфета, маленького круглого столика и письменного стола. На стенах висели портреты любимых полководцев Эфрона – Кутузова, Суворова, Корнилова, Ушакова. Своеобразие кабинета заключалось в наличии выхода на крышу детской, превращенную в огороженную террасу. Еще примечателен потолочный оконный проем, дающий дополнительное освещение и возможность видеть Луну и звезды ясными ночами. Рабочий стол практически пуст, не считая малого бюро и светильника с зеленым абажуром. На тумбочке – фотографии родственниц Сергея и оригинальная статуэтка, имитирующая морскую волну. Вероятно, это символ приморского Коктебеля, где познакомились будущие супруги.
Сейчас здесь можно увидеть наборный ломберный столик из семьи Эфрон и
чемодан в зеленом чехле из семьи Цветаевых. Взгляд приковывает чучело огромного ястреба. О военных временах напоминают утюг, кофемолка и самовар, в котором Марина варила пайковое пшено. В год перед отъездом этот этаж уже не принадлежал Цветаевой и был заселен посторонними людьми.
После революции наступили тяжёлые времена: в квартиру начали подселять жильцов, постепенно вытесняя Цветаеву с домочадцами из их комнат. От холода приходилось кочевать по дому в поисках тепла и спать с детьми на кухне, чтобы согреться. И всё равно голодная, мёрзнущая и обездоленная (Цветаева, живя в Борисоглебском, потеряла одну из дочерей) поэт не падала духом, писав о тех временах: «Я обожаю 19-й год, потому что я в него... играю». В мае 1922 г. с дочерью Ариадной из своего разорённого, но всё ещё любимого семейного гнезда поэт выехала за границу для встречи с мужем, а когда в 1939 г. вернулась — лучезарное восприятие жизни померкло. И уже ни по одному из своих последних адресов (она, например, ютилась в полутёмной комнатке у сестры мужа в Мерзляковском переулке, д. 16) никогда не была так пронзительно счастлива, как в «доме-корабле» в Борисоглебском.
В настоящее время в музейном фонде находится более 45 000 предметов: архивные документы, фотографии, антикварная мебель и личные вещи Марины Цветаевой. .Прямо напротив выхода из подъезда посетившие музей Цветаевой видят памятник поэту, и большинство его внимательно рассматривают, некоторые возлагают цветы. Марина изображена в длинном закрытом платье, в задумчивой позе, сидящей опершись локтями о стол и прислонив голову к сцепленным кистям. Создан и установлен монумент 26 декабря 2007 года, выполнила скульптуру Нина Матвеева.
Мы с вами совершили небольшой экскурс по дому-музею замечательного поэта. Хочется верить, что после нашего экскурса, многие из вас посетят этот музей и откроют для себя уникальный и неповторимый «цветаевский мир поэзии»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальный вечер «Через тернии к звёздам» Посвященный творчеству Марины Цветаевой.
Данный сценарий поможет познакомить старшеклассников с жизнью М. Цветаевой, ее творчеством, в котором «душа, не знающая меры» раскрывается сначала щедро и ясно, а затем уходит в себя; покажет сл...
Литературно - музыкальный вечер, посвящённый жизни и творчеству Марины Цветаевой « Судьба, характер, поэзия»
Цель: эстетическое воспитание молодёжи. Развитие умственных сил, способностей и дарований, познавательных интересов и активности, овладение эстетическим и культурным наследием прошлого, приобщение сту...
"...Моим стихам, как драгоценным винам настанет свой черёд" Марина Ивановна Цветаева (Урок-заочная экскурсия).
В современных условиях образования на литературу, как на учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно – нравственной личности, обладающей высокой степенью ...
Отчет о проведении экскурсии в Политехнический музей г. Москва.
Отчет о проведении экскурсии в Политехнический музей г. Москва....
Экскурсия в художественный музей г.Дивногорск "Береста, белое золото"
Экскурсия в художественный музей Посещение музея с дошкольниками – дело не простое, требующее вдумчивой подготовки и чёткой организации. Перед посещением музея мы провели беседу и дали пред...
Марина Ивановна Цветаева
Марина Ивановна Цветаева – выдающаяся русская поэтесса, знаменитая также за пределами родной страны. Первые подвиги на литературном поприще девочка совершила еще в шесть лет, написав свой дебютн...
Классный час . Виртуальная экскурсия в Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского г. Калуга
Классный час ко дню космонавтики в формате виртуальной экскурсии в Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского г. Калуга.Цель образовательная: познакомить обучающихс...