Литературно - музыкальный вечер, посвящённый жизни и творчеству Марины Цветаевой « Судьба, характер, поэзия»
методическая разработка на тему
Цель: эстетическое воспитание молодёжи. Развитие умственных сил, способностей и дарований, познавательных интересов и активности, овладение эстетическим и культурным наследием прошлого, приобщение студентов к прекрасному миру поэзии и музыки, формирование эстетического идеала, развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
irisha.docx | 40.35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московской области Международный университет природы, общества и человека «Дубна»
Методическая разработка литературно - музыкального вечера о жизни и творчестве М.И. Цветаевой
«Судьба, характер, поэзия»
Разработала: Воспитатель общежития: И.А. Лачина
Литературно - музыкальный вечер, посвящённый жизни и творчеству Марины Цветаевой
« Судьба, характер, поэзия»
Цель: эстетическое воспитание молодёжи. Развитие умственных сил, способностей и дарований, познавательных интересов и активности, овладение эстетическим и культурным наследием прошлого, приобщение студентов к прекрасному миру поэзии и музыки, формирование эстетического идеала, развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты.
Задачи: приобщение к русской поэзии. Познакомить с творчеством и судьбой Марины Цветаевой, вызвать положительные эмоции, развивать чувство прекрасного и возвышенного, посредством музыкальных произведений и стихов способствовать развитию коллектива, дружбы и взаимопонимания.
Оформление: на занавесе название вечера: «Судьба, характер, поэзия». На сцене журнальный столик, покрытый кружевной скатертью, подсвечник с зажженными свечами, портрет М. Цветаевой. Около стола стоят два стула, задрапированные материей; на один из них садятся по очереди чтецы. Второй стул весь вечер остаётся свободен. В зале размещается выставка книг о М. Цветаевой и её творчестве. На рабочем столе размещены технические средства, необходимые для проведения вечера: музыкальный центр, ноутбук.
Ход вечера
Добрый вечер дорогие ребята и уважаемые взрослые. Сегодня мы хотим познакомить Вас с жизнью и творчеством знаменитого поэта серебрянного века Марины Ивановны Цветаевой.
Исполняется романс « Под лаской плюшевого пледа» на слова М.Цветаевой
Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия для развития природного дара. Всё в окружающей среде способствует скорому и полногласному утверждению избранного пути. И пусть в дальнейшем он сложится трудно, неблагополучно, а порой и трагически, первой ноте, взятой голосом точно и полновесно, не измеряют уже до самого конца. Такой и была судьба Марины Цветаевой, яркого и значительного поэта первой половины XX - ого века.
Читает стихотворение « Красною кистью рябина зажглась...» Лачина И.А.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни Колоколов.
День был субботний: Иоанн Богослов.
Мне и доныне хочется грызть красной рябины
Горькую кисть.
Так писала сама Марина Цветаева о своём появлении на свет. Она родилась 26 сентября 1892 г. в Москве. Отец - сын священника, европейский филолог, доктор Болонского университета, профессор истории искусств сначала в Киевском, затем в Московском университете, директор Румянцевского музея, основатель, вдохновитель и единоличный собиратель первого в России Музея изящных искусств (теперь это музей А.С Пушкина). Герой труда. Умер в Москве, после открытия музея. Личное состояние (скромное, потому что всегда помогал нуждающимся) оставил на школу в Талицах. Библиотеку огромную, трудо - и трудоприобретённую, не изъяв ни одного тома, отдал в Румянцевский музей. Мать-польской княжеской крови, ученица Рубинштейна, редкостно одаренная в музыке. Умерла рано. Стихи от неё. Библиотеку (свою и дедовскую) тоже отдала в музей. Так от нас Цветаевых, в Москве три библиотеки. Отдал бы и свою, если бы за годы революции не пришлось продать. У Марины Цветаевой рано проявились поэтические способности.
2 ведущая:
Читает первую часть стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины...» Валимова. О.
Кто создан из камня, кто создан из глины,—
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти — Тем гроб и надгробные плиты...
— В купели морской крещена — и в полете Своем — непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня — видишь кудри беспутные эти? —
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной — воскресаю!
Да здравствует пена — веселая пена —
Высокая пена морская!
23 мая 1920
1 ведущая:
Это ещё одно автобиографическое стихотворение, где Цветаева объясняет значение своего имени; Марина означает « морская». А раз она морская волна, значит - изменчивая, гордая и своевольная. Такой она и была самого раннего детства. Писать стихи начинает Цветаева с шести лет, причём - сразу по-русски, по-немецки и по-французски. Этому способствовала, конечно, атмосфера семьи Цветаевых и старинного особняка в Трёхпрудном переулке, где на шкафах стояли бюсты античных богов и героев, а на книжных полках размещалась большая домашняя библиотека.
Читает стихотворение из цикла «Стихи к Пушкину». Ермаков И.
Бич жандармов, бог студентов,
Желчь мужей, услада жен,
Пушкин - в роли монумента?
Гостя каменного? - он,
Скалозубый, нагловзорый
Пушкин - в роли Командора?
Критик - ноя, нытик - вторя:
«Где же пушкинское (взрыд)
Чувство меры?» Чувство - моря
Позабыли - о гранит
Бьющегося? Тот, соленый
Пушкин - в роли лексикона?
Две ноги свои - погреться -
Вытянувший, и на стол
Вспрыгнувший при Самодержце
Африканский самовол –
Наших прадедов умора –
Пушкин - в роли гувернера?
2 ведущая:
Всю свою жизнь, начиная с самого раннего детства. Марина Цветаева преклонялась перед гением русской поэзии - А.С. Пушкиным, которому она посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину» и эссе «Мой Пушкин». Поэт стремительно и властно вошёл в жизнь маленькой Марины и стал духовной опорой будущей поэтессы Цветаевой. Об этом говорят её записи в личных дневниках, в творческих тетрадях, в лирической прозе и письмах. Она пишет 26 января 1937 года: «Стихи к Пушкину» совершенно не представляю себе, чтобы кто-нибудь осмелился читать, кроме меня... Опасные стихи... Они внутренне - революционны, внутренне - мятежные...».
Читает ещё одно стихотворение из цикла «Стихи к Пушкину». Борисов В.
Петр и Пушкин
Не флотом, не потом, не задом в заплатах, не Шведом у ног,
Не ростом - из всякого ряду,
Не сносом - всего, чему срок,
Не лотом, не ботом, не пивом Немецким сквозь кнастеров дым,
И даже и не Петро-дивом Своим (Петро-делом своим!).
И большего было бы мало (Бог дал, человек не обузь!) - Когда б ни привез Ганнибала - Арапа на белую Русь. Сего афричонка в науку взяв, всем россиянам носы утер и наставил, - от внука - то негрского - свет на Руси!
Уж он бы вертлявого - в струнку не стал бы! - «На волю? Изволь! Такой же ты камерный юнкер, Как я - машкерадный король!»
Поняв, что ни пеной, ни пемзой - Той Африки, - царь-грамотей решил бы: «Отныне я - цензор твоих африканских страстей».
1 ведущая:
Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и многими другими талантливейшими людьми конца XIX - начала XX веков. Им она посвящала свои стихи, со многими общалась, с некоторыми дружила. Но настоящим кумиром в поэзии для Цветаевой был Александр Блок, с которым она не была даже знакома. Только дважды посчастливилось поэтессе видеть его в мае 1920 года в Москве во время выступлений. По мнению Цветаевой, «святое сердце Александра Блока» вобрало в себя все беды и страдания, все тревоги и печали человечества. Своему кумиру Марина Цветаева посвящает цикл «Стихи к Блоку».
Читает стихотворение из цикла «Имя твоё - птица в руке…» Сергиенко А.
Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое — ах, нельзя! —
Имя твое — поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое — поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток...
С именем твоим — сон глубок.
15 апреля 1916
Нельзя говорить о Марине Цветаевой, не говоря о самой главной способности, её страсти - способности любить, вернее, невозможности не любить. Любовь, по Цветаевой, синоним жизни, вне любви - жалкое существование без смысла и цели.
Читает стихотворение «Летят они,- написанные наспех…» Лантус Н.
Летят они, - написанные наспех,
Тяжёлые от горечи и нег.
Между любовью и любовью распят
Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век.
И слышу я, что где - то в мире - грозы,
Что амазонок копья блещут вновь…
А я - пера не удержу! Две розы
Сердечную мне высосали кровь.
2 ведущий:
« Я так стремительно вхожу в жизнь каждого встречного, который мне чем-нибудь мил, так хочу ему помочь, « пожалеть», что он пугается или того, что я его люблю, или того, что он меня любит… Мне всегда хочется, сказать, крикнуть: « Господи, Боже мой! Да я от вас ничего не хочу. Вы можете уйти и вновь прийти, уйти и никогда не вернуться - мне всё равно, я сильна, мне ничего не нужно, кроме своей души!».
Она называла это качество «безмерностью в мире мер». Как раздражало её это качество многих и многих, как не хотели простить ей непохожести, безудержности, самого высокого градуса горения жизни!
Читает стихотворение «Что же мне делать, слепцу и пасынку…» Лагуткин А.
Что же мне делать, слепцу и пасынку,
В мире, где каждый отч и зряч,
Где по анафемам, как по насыпям –
Страсти! Где насморком
Назван - плач!
Что же мне делать, ребром и промыслом
Певчей! - как провод! загар! Сибирь!
По наважденьям своим - как по мосту!
С их невесомостью в мире гирь.
Что же мне делать, певцу и первенцу,
В мире, где наичернейший - сер!
Где вдохновенья хранят, как в термосе!
С этой безмерностью в мире мер?!
1 ведущий:
Когда Марина Цветаева отдала в печать свою первую книгу «Вечерний альбом», ей только что исполнилось 18 лет. Любовь заполняет эту книгу, дышит ею. Любовь к маме, любимой сестре, к жизни, такой прекрасной и безоблачной (как недолго это будет длиться!), к подругам по гимназии. В.Я. Брюсов, которому Цветаева послала сборник с просьбой « посмотреть его», дал довольно суровый отзыв, хотя и назвал его «хорошей школой». Этот достаточно пренебрежительный отзыв сыграл, однако, свою роль: он утвердил в Цветаевой уверенность в том, что её долг, - невзирая ни на что, оставаться самой собой, быть предельно искренней.
Не писать она не может и пишет при любых обстоятельствах, что и провозглашает в статье: «Все мы пройдём. Через пятьдесят все мы будем в земле. Будут новые лица под вечным небом, и мне хочется крикнуть всем ещё живым: Пишите, пишите больше! Закрепляйте каждое мгновение, каждый жест, каждый вздох! Записывайте точнее! Нет ничего неважного!»
Читает стихотворение «Идёшь на меня похожий…» Куликова Н.
Идёшь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускал - тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти - слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звал меня Мариной
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь - могила,
Что я появлюсь, грозя.
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились...
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед, -
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли...
- И пусть тебя не смущает
Мой голос из - под земли.
2 ведущая:
1906 год, Коктебель... Марина в гостях у друга семьи - Максимилиана Волошина. Здесь она знакомится с Сергеем Эфроном, ставшим в последствии её мужем. Всё было, как в сказке: на пустынном берегу Марина ищет красивые камни. Высокий, тонкий незнакомец с огромными серо-голубыми глазами просит разрешения ей помочь. Марина соглашается и загадывает (в шутку или в серьёз?): если молодой человек найдёт и подарит ей любимый генуэзский сердолик, то она выйдет за него замуж. Через полгода Марина и Сергей поженились. Ему, любимому другу, мужу, будут посвящены самые лучшие, самые проникновенные стихи о любви; о нём она пишет такие восхищённые строки: «Серёжу я люблю бесконечно и на веки... Я постоянно дрожу над ним ... Мы никогда не расстанемся. Наша встреча - чудо ... Он мой родной на всю жизнь».
Читает стихотворение «Я с вызовом ношу его кольцо...» Литау А.
Я с вызовом ношу его кольцо!
Я с вызовом ношу его кольцо!
- Да, в Вечности - жена, не на бумаге. -
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его,углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза - прекрасно-бесполезны! –
Под крыльями раскинутых бровей –
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
- Всем вам, кто жил и умирал без страху! –
Такие - в роковые времена –
Слагают стансы - и идут на плаху.
1 ведущая:
К сожалению, семейное счастье Марины было бы недолгим. Началась Первая мировая война, революция, гражданская война... Сергей Эфрон, муж, Цветаевой, выбирает путь война - белогвардейца: в 1915 году поступает братом милосердия в санитарный поезд, потом с остатками Добровольческой армии эмигрировал за границу. Несколько лет от него не было никаких известий. Невероятные трудности выпали в это время на долю Цветаевой: она жена белого офицера в красной Москве; у неё на руках две дочери - Ариадна и Ирина, которая умрёт в приюте от голода, холода и болезней. Марина ждёт хоть каких-нибудь известий о муже и надеется на то, что он жив... В этот тяжёлый для неё период Цветаева записывает в дневнике: «Если Бог сделает это чудо - оставит вас в живых - я буду ходить за вами, как собака». В период ожидания вестей от мужа стихи Марины Цветаевой печальны и грустны...
Читает стихотворение «Вчера ещё в глаза глядел ...» Шайкина М.
Вчера еще в глаза глядел,
А нынче — всё косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел,—
Всё жаворонки нынче — вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О, вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»
И слезы ей — вода, и кровь —
Вода, — в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха — Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.
Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая...
И стон стоит вдоль всей земли:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
Вчера еще — в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал,—
Жизнь выпала — копейкой ржавою!
Детоубийцей на суду
Стою — немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
Спрошу я стул, спрошу кровать:
«За что, за что терплю и бедствую?»
«Отцеловал — колесовать:
Другую целовать», — ответствуют.
Жить приучил в самом огне,
Сам бросил — в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе — я сделала?
Всё ведаю — не прекословь!
Вновь зрячая — уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть-садовница.
Само — что дерево трясти! —
В срок яблоко спадает спелое...
— За всё, за всё меня прости,
Мой милый, — что тебе я сделала!
14 июня 1920
Сейчас для Вас исполняют вальс на музыку М. Цветаевой «Генералам 12 года» Юкалова В. и Лагуткин А.
2 ведущая:
Наконец свершилось чудо! В июле 1921 года Марина получила « благую весть» о том, что Сергей жив. Не раздумывая, она тот час выезжает за границу с дочерью Ариадной. Казалось, счастью не было конца: семья, наконец-то воссоединилась, и в эмиграции родился долгожданный сын - Георгий. Марина Цветаева вместе с семьёй 13 лет из 17 проживает в Праге, столице Чехии. Были и вчера с чтением стихов, и редкие праздники, и новые лица, часто приятные, но пресловутая «безмерность в мире мер» и здесь не могла ничем помочь ей в жизни, в быту, неустроенном и подчас кошмарном, высасывающем все силы... «Я здесь никому не нужна. Есть - знакомые. Никакой это холод, какая условность, какое висение на ниточке и цепляние за соломинку. Какая не - человечность... Всё меня выталкивает в Россию, в которую я ехать не могу. Здесь я не нужна. Там я невозможна».
Читает стихотворение « О слёзы на глазах ...» Куприянчик В.
«О слёзы на глазах-
Плач гнева и любви.
О, Чехия в слезах,
Испания в крови!
О, чёрная гора,
Закрывшая весь свет,
Пора, пора, пора
Творцу вернуть билет,
Отказываюсь быть.
В бедламе нелюдей
Отказываюсь жить,
С волками площадей
Отказываюсь выть,
С акулами равнин
Отказываюсь плыть,
Вниз по течению спин,
Не надо мне не дыр
Ушных, ни вещих глаз,
Не твой безумный мир
Ответ один - отказ
Быстрее всех ощутил трагедию изгнание в эмиграции Сергей Эфрон, который уже стал к этому времени советским разведчиком. Он хочет вернуться на Родину, хлопочет о советском паспорте, и в 1937 году уезжает вместе с Ариадной в Москву , не зная ещё о том, что им придётся испытать вскоре после возвращения. В 1939 году Цветаева с сыном тоже возвращается на Родину. Отец и дочь уже там, пока ещё не в тюрьме, но уже в России. Из Парижа её с сыном не провожал никто. Москва, Голицыно, Болшево - они почти не чем не отличались друг от друга. Без мужа и дочери, без жилья и друзей, без «надобны в себе» и абсолютно без всяких надежд...
1 ведущая:
Мы подошли к самой трагической странице жизни Марины Цветаевой. Великая Отечественная война... Рядом нет друзей, нет жилья, работы, нет семьи. Муж Сергей Эфрон был арестован, а потом расстрелян в октябре 1941 год. Дочь Ариадна провела в лагерях 16 лет и будет реабилитирована только в феврале 1955г. Марина Цветаева едет с сыном в эвакуацию в Елабугу, где остаётся один на один с одиночеством, с неразрешимой проблемой с неизвестностью о судьбе мужа и дочерей. Доведённая до полного отчаяния, покинувшая всеми и убежавшая ото всех, Марина Цветаева сводит счёты с жизнью 31 августа 1941 г. Ей не было ещё и пятидесяти лет...
Читает стихотворение « Пригвождена» Юкалова В.
Пригвождена
Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что — невинна.
Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем.
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою — за счастьем.
Пересмотрите всё мое добро,
Скажите — или я ослепла?
Где золото мое? Где серебро?
В моей руке — лишь горстка пепла!
И это всё, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это всё, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.
19 мая 1920
В память о поэтессе исполняется танцевальная композиция на песню « Я тебя отвоюю...» певицы Ирины Аплегровой на слова М. Цветаевой.
(Дуэт юноши с девушкой танцуют танго. Девушка исполняет танец в атласном белом платье и босиком. Юноша в строгом костюме).
2 ведущая:
Город Елабуга станет последним пристанищем неукротимой души поэта. Место захоронения Марины Ивановны Цветаевой точно неизвестно, как в Елабуге с ней был только сын Георгий, который в 1942г. погибнет на фронте. Много лет спустя младшая сестра Цветаевой Анастасия поставила указатель на Елабужском кладбище , на котором написано : «К Марине Цветаевой».
1 ведущая:
Читает стихотворение « Моим стихам, написанным так рано…» Просоедова А.
Антология русской поэзии
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! - Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
А сейчас мы приглашаем всех участников на сцену для поклона и получения сладких призов и благодарим всех гостей пришедших на этот вечер памяти великого русского поэта Марины Ивановны Цветаевой.
(Звучат романсы и песни на слова Марины Цветаевой).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой Дню славянской письменности "Мы - славяне"
Сценарий и презентация к нему....
Литературно-музыкальный вечер «Через тернии к звёздам» Посвященный творчеству Марины Цветаевой.
Данный сценарий поможет познакомить старшеклассников с жизнью М. Цветаевой, ее творчеством, в котором «душа, не знающая меры» раскрывается сначала щедро и ясно, а затем уходит в себя; покажет сл...
Литературно-музыкальный вечер для учащихся
В апреле 2015 года в школе искусств г. Апрелевка прошел вечер, посвященный 2015 году литературы....
Открытый классный час по эстетическому воспитанию учащихся. Сценарий литературно-музыкального вечера о Бетховене.
Бетховен… Величайший музыкальный гений! Это непоколебимый титан в искусстве. Немало людей восславило его величие как художника. Но он больше, несравненно больше, чем один из самых первых по значению м...
Презентация к уроку,посвящённому жизни и творчеству Л.Н.Толстого
Презентация рассказывает о влиянии впечатлений о Крыме на творчество писателя....
Литературно-музыкальная композиция "Марина Цветаева. Избранное"
Методическая разработка проекта "Марина Цветаева. Избранное". Проект был разработан для студентов первого курса, изучающих дисциплины "История" и "Лит...
Марина Цветаева: жизнь и творчество
Жизненный и творческий путь М. Цветаевой,...