Зачем в детском саду психолог?
статья

       Задача психолога в ДОУ – создание психологических условий для развития дошкольников, оказание психологической поддержки и помощи детям, педагогам и родителям. Особый акцент психолог делает на работу с педагогами и родителями, отвечающими за детей, так как именно в семье оказывают решающее влияние на развитие, формирование характерологических особенностей дошкольников.

Психология в образовательном учреждении имеет 3 направления – это работа с детьми, работа с родителями и работа с коллективом. Каждое из этих направлений состоит из психодиагностики, психокоррекции и психопрофилактики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachem_v_detskom_sadu_psiholog.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Савко С.В. педагог-психолог

ГБДОУ детский сад№68 Невского района

Санкт-Петербурга

Зачем в детском саду психолог?

 

       Задача психолога в ДОУ – создание психологических условий для развития дошкольников, оказание психологической поддержки и помощи детям, педагогам и родителям. Особый акцент психолог делает на работу с педагогами и родителями, отвечающими за детей, так как именно в семье оказывают решающее влияние на развитие, формирование характерологических особенностей дошкольников.

Психология в образовательном учреждении имеет 3 направления – это работа с детьми, работа с родителями и работа с коллективом. Каждое из этих направлений состоит из психодиагностики, психокоррекции и психопрофилактики.

Направления деятельности педагога-психолога в ДОУ:

  • Психологическая диагностика.
    Основная цель психодиагностики – выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребёнка-дошкольника. Предметом психодиагностики являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом состоянии. Диагностическое обследование проводится и после проведения коррекционно-развивающей работы для отслеживания её результатов.
  • Коррекционно-развивающая работа включает в себя следующие формы работы:

индивидуальные психокоррекционные занятия;

занятия по подготовке детей к школьному обучению.

  • Психологическое просвещение и психологическая профилактика.
    Психологическое просвещение родителей и педагогов носит профилактический, т.е. предупреждающий характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры. С этой целью психологом ДОУ проводятся тематические беседы и групповые консультации с педагогами и родителями. Также психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ. Особое внимание уделяется стилю взаимодействия взрослых и детей. Важным является и изучение особенностей взаимодействия в коллективе сотрудников.
  • Психологическое консультирование.
    Психологическое консультирование в ДОУ проводится с воспитателями и родителями по поводу проблем ребёнка, особенностей его развития.
  • Психологическая поддержка деятельности ДОУ. 
    В рамках данного направления психолог оказывает помощь в построении системы управления коллективом ДОУ, в разрешении конфликтов, при необходимости кадровых перестановок.

Какие бывают самые распространённые ошибки при обращении к психологу в образовательном учреждении? Психолог в образовательном учреждении в первую очередь занимается проблемами, связанными с обучением: памятью, вниманием. Исследование личности, характера проводится только в свете влияния данных особенностей ребёнка на процесс обучения и общения со сверстниками и педагогами.

Родители часто не могут чётко сформировать проблему. Психолог – не подружка, с которой можно долго беседовать о своих настоящих и мнительных опасениях. К врачу мы обращаемся с вполне конкретной проблемой: болит горло, высокая температура. И психолог ждёт чёткой формулировки: не может выучить стихотворение, невнимателен, ленится, плаксив.

Очень трудно бывает работать с родителями, которые слишком многого хотят от ребёнка. Здесь стоит объяснить родителям, что ребёнок не всегда может повторит их путь, их способности, что никаких психических отклонений у ребёнка нет, просто он – другой!

Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим родителям. Одна из этических профессиональных норм психологов, одна из их заповедей – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в напечатанном виде либо в устной форме при индивидуальной беседе.

 

УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ, СОТРУДНИКИ САДА, РОДИТЕЛИ!

Для вас работает кабинет психолога.

 

В НЕМ ВЫ МОЖЕТЕ ПОЛУЧИТЬ ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ ПО ВОПРОСАМ:

 

  • ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
  • ЛИЧНОСТНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ И ПРОБЛЕМ
  • ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С  КОЛЛЕГАМИ ПО РАБОТЕ
  • СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

 

В пособии наглядно показана преемственность работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Приводятся оригинальные программы развивающей работы с дошкольниками, диагностики готовности к школьному обучению, психологической помощи детям, недостаточно готовым к школе, развивающих игр с первоклассниками. Дается характеристика различных видов школьных неврозов, показаны формы совместной работы психолога и педагога.

Книга может быть интересна и полезна не только практическим психологам, но также воспитателям детских садов, учителям начальных классов и родителям.

Предисловие

В книге представлены материалы, продолжающие линию теоретической и практической разработки проблемы научно-методологического обеспечения психологической службы образования.

Исходя из своих представлений о сущности психологической службы, авторы рассматривают в качестве центрального вида деятельности детского психолога – психологическую профилактику. Содержанием психопрофилактической работы является следующее:

  • разработка и осуществление развивающих программ для детей и школьников;
  • выявление психологических особенностей, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей в его интеллектуальном и личностном развитии;
  • предупреждение возможных отклонений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.

В данной книге представлены материалы, полезные для организации психологами работы по развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Развернутая аннотация

Часть 1. Работа практического психолога по развитию детей дошкольного возраста.

1. Развитие в дошкольном возрасте: смысл и значение.

Основные задачи психолога в детском саду следующие:

  • психологическое просвещение педагогического персонала и родителей; создание благоприятного психологического климата в группах;
  • организация и регулирование взаимодействий взрослых с детьми;
  • помощь детям в адаптации к детскому саду;
  • налаживание взаимодействий детей со сверстниками;
  • проведение обследования детей и выработка рекомендаций по коррекции отклонений в их развитии;
  • определение готовности старших дошкольников к обучению в школе;
  • психологическое обеспечение развивающих занятий с дошкольниками и оказание консультативной помощи родителям в подборе игр и занятий, адекватных возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.

Развивающие занятия не тождественны учебным занятиям! Смысл развивающих занятий в том, чтобы продвинуть вперед психическое развитие ребенка, совершенствую те психические функции и личностные качества, которые лежат в основе успешного освоения ребенком учебной программы. Работа психолога направлена должна быть не на обучение ребенка, а на его развитие.

Но, не смотря на то, что маленький ребенок очень пластичен и легко обучаем, его возможности не беспредельны, они ограничены рядом возрастных психофизиологических особенностей. Поэтому, создавая новые интенсивные программы работы с дошкольниками, необходимо иметь в виду то, каких физических и нервно-психических затрат ему будет стоить ее освоение.

Обучение детей дошкольного возраста возможно в форме дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической и изобразительной деятельности, но никак не в виде традиционного урока.

Основной формой организации и проведения развивающих занятий с дошкольниками является развивающая игра – специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность, имеющая свои побудительные мотивы и способы действий.

При составлении конкретной программы занятий с детьми целесообразно принять во внимание такие аспекты, как наличие у ребенка потребности в совместной со взрослым деятельности, сензитивность данного возрастного периода для развития определенных психических функций и личностных качеств, зона ближайшего развития

Именно с этих позиций, по мнению авторов, и следует рассматривать предлагаемые в литературе материалы по организации развивающей работы с дошкольниками.

2. Развивающие игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Игры для детей двухлетнего возраста.

Предлагаемые в этом разделе игры рассчитаны на индивидуальную работу с ребенком и в большей степени будут полезны родителям, так как именно они располагают оптимальными возможностями для полноценного развития ребенка раннего возраста. Для предлагаемых игр не требуется особых усилий и затрат, большинство из них полифункциональны, т.е. способствуют развитию нескольких психических функций сразу

Игры детей трехлетнего возраста во многом представляют собой более сложные варианты игр двухлетних детей. В книге приведены некоторые игры, отобранные авторами по принципу занимательности, простоты и доступности организации.

3. Развивающие игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Детей 4-5 лет характеризует большая по сравнению с младшими дошкольниками устойчивость внимания, интенсивное развитие памяти, увеличение словарного запаса. В этом возрасте активно развивается мышление. Происходит интенсивное физическое развитие ребенка, развитие мелкой моторики руки. В этом возрасте ребенок может достаточно хорошо обращаться с карандашами, красками, пластилином, ножницами

В 5-6-летнем возрасте активно расширяется объем знаний ребенка, меняется характер его умственной деятельности. Появляются зачатки словесно-логического мышления. Внимание старшего дошкольника становится более устойчивым. Память приобретает характер опосредованного запоминания. Интенсивно развивается речь ребенка. Дети в этом возрасте уже способны к произвольному регулированию поведения, но еще отличаются повышенной возбудимостью, эмоциональностью, достаточно быстрой утомляемостью. Поэтому наряду с развивающими, обучающими играми необходимо использовать игры, способствующие расслаблению, снятию напряжения.

Авторы предлагают вниманию воспитателей и родителей некоторые из игр.

Часть 2. Работа практического психолога с детьми младшего школьного возраста.

1. Психологическая готовность детей 6-7 лет к школьному обучению.

Проблема психологической готовности к школе не новая.

В зарубежных исследованиях традиционно выделяют 3 аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга. Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости

В работах отечественных психологов содержится глубокая теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школе.

Так Л.И. Божович выделяет несколько параметров психического развития ребенка, существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них – определенный уровень мотивационного развития ребенка, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Новообразование, возникающее на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста и представляющее собой сплав двух потребностей (познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне), названо Л.И. Божович «внутренней позицией школьника». Этому новообразованию она придавала большое значение, считая, что оно может выступать критерием готовности к школьному обучению.

Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

В работах Е.Е. Кравцовой при характеристике психологической готовности детей к школе основной упор делается на роль общения в развитии ребенка. Выделяются 3 сферы – отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе.

Отличительной особенностью подхода Н.Г. Салминой является рассмотрение семиотической функции как показателя готовности детей к школе.

В отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента готовности к школе акцент делается на уровне развития интеллектуальных процессов. Для успешного обучения ребенок должен уметь выделять предмет своего познания.

Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе авторы выделяют дополнительно еще одну – развитие речи.

Подводя итог всему сказанному, перечислим психологические сферы, по уровню развития которых судят о психологической готовности  к школе: аффективно-потребностная, интеллектуальная и речевая.

Для диагностической программы были разработаны и использованы следующие задания.

Исследование аффективно-потребностной сферы – «Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка».

Исследование произвольной сферы – методики «Домик» и «Да и нет».

Исследование интеллектуальной сферы – методики «Сапожки», «Последовательность событий».

Исследование речевой сферы – методика «Звуковые прятки».

В книге дается подробное описание методик, процедуры проведения и интерпретации полученных данных.

Основная цель психологического обследования ребенка при приеме в школу – выявить детей, нуждающихся в специальной развивающей работе с ними

2. Психологическая помощь детям, недостаточно готовым к школьному обучению.

Первостепенной при работе с такими детьми является задача их развития.

Авторы предлагают школьному психологу несложные упражнения и задания, направленные на развитие памяти, мышления, речи, произвольной сферы, внимания, мелкой моторики и координации движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация «Изучение с детьми особенностей явлений природы» (для классных руководителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов)

Непрерывная работа по экологическому образованию и воспитанию детей ведётся в МОУДОД Центре развития творчества детей и юношества «Советский» на протяжении многих лет. Одним из направлений изуче...

Учебное пособие - презентация «БЕСЕДА в детском саду»

Презентация раскрывает тематику бесед с дошкольниками, методику работы с указанием приёмов и их примерами. Пособие предназначено для студентов педагогических колледжей и воспитателей дошкольных учрежд...

Игры с песком на участке детского сада

В статье предложено содержание, темы построек из песка, даны рекомендации выполнению постороек. К статье приложен проект творческой игры....

Правила поведения родителей в детском саду

Правила поведения родителей в детском саду...

«Адаптация детей к условиям детского сада»

Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды, т. е. адаптируется к определенному ритму жизни....