Дидактические приёмы обучения на занятиях теоретических дисциплин в детской школе искусств
методическая разработка по теме

Мякшина Наталия Николаевна

Дидактические приёмы адаптированные для теоретических дисциплин в детской школе искусств, конкретно для уроков музыкальной литературы, сольфеджио, музыкальной грамоты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.soobshchenie2.docx34.9 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка учебного пособия для теоретических дисциплин в детской школе искусств

 «Дидактические приёмы обучения на занятиях теоретических дисциплин в Детской школе искусств».

Выполнила Мякшина Наталия Николаевна

Преподаватель МАОУ ДОД «Детской школы искусств» с.Усть-Кишерть, 2014 г.

   Дидактика – отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования.

Дидакти́ческие и́гры (приёмы) — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988). 

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная и(или) интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Деятельность участников в игре формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий или регламент.

Изучив дидактические игры – приёмы, используемые на уроках общеобразовательной школы, я пришла к выводу, что некоторые из них можно успешно применять на теоретических уроках в школе искусств. Использование игровых технологий помогает сделать урок более интересным, познавательным. Использование различных игр и приёмов на уроках способствует раскрытию творческих способностей учащихся.   Игровые приемы применяются , чтобы облегчить детям понимание содержания музыкального произведения и его художественных особенностей, а также для того, чтобы достаточно трудоемкие процессы слушания музыки или ее разучивания не оказались слишком утомительными. Во-первых, игра не утомляет  школьников; во-вторых, активизирует их эмоции и познавательный интерес, развивает многосторонние художественные способности; в-третьих, помогает моделировать музыкально - образовательный процесс в игровой форме.

Вот те приёмы, которые можно применять на уроках музыкальной литературы, сольфеджио, муз. грамоты, хорового пения:

Приём шаг за шагом

  • Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Автор - Е.Д.Тимашева (г.Люберцы).
  • Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.
  • Пример.  На уроках  муз.литературы ученики вполне могут вышагивать, называя произведения Баха (другого композитора), инструменты симфонического оркестра, жанры народной музыки и так далее. На уроках сольфеджио так же применим этот приём, вышагивать называя порядок диезов, интервалы и т.д..  

     Приём «Диктант значений» 

  • Описание: приём экстраактивного обучения. Интересный способ словарного диктанта используется при обучении русскому языку в Педагогическом колледже № 15 (Москва). Преподаватель диктует не слова, а их значения. Студенты должны по значениям определить слова и написать их.
  • Пример. Преподаватель в самостоятельной или проверочной работе по музыкальной литературе диктует : «музыкальная мысль, выраженная одноголосно», а ученики  пишут « Мелодия», преподаватель: «Скорость исполнения музыки», ученики: «Темп». Приём можно использовать на всех уроках теоретических дисциплин.

Приём «Жокей и лошадь»

  • Описание: приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.
  • Пример. На уроке музыкальной литературы при изучении темы "Легенды о музыке" одной команде ("Жокеям") даются карточки с именами древнегреческих муз, другой - карточки с указанием, чему эти музы покровительствуют. На уроках сольфеджио, муз.грамоты  при повторении темы «Интервалы» одной команде(«Жокеям») даются карточки с количеством тонов, другой с названиями интервалов.

Приём «Индуктор»

  • Описание: приём интерактивного обучения. Данный приём используется в технологии мастерских. Основан  на ассоциациях. На конкретное слово учитель предлагает записать слова, словосочетания, фразы - смысловые ассоциации, возникающие при произнесении этого слова.
  • Пример. На уроках муз.литературы при изучении творчества В.А.Моцарта ученики должны записать имя и фамилию композитора и подобрать слова, схожие с ними по звучанию. Затем они запишут слова, словосочетания, фразы – смысловые ассоциации, возникающие в воображении при произнесении этого имени. Сначала слова пишет каждый ученик самостоятельно, затем прочитывает их вслух. Индивидуальные подборки дополняются понравившимися образами из подборок других учеников. Эмоциональный настрой появился.

Приём «Реклама»

  • Описание: учитель предлагает прорекламировать предмет, на подготовку 5- 10 мин. Работу можно организовать в группе.

         Пример. Создайте рекламу балету П.И.Чайковского «Щелкунчик». Придумайте слоган  на произведения А.К.Лядова. (Это небольшая лаконичная фраза, отражающая основную идею бренда или компании.)

Приём «Тональная палитра»

  •  Описание: упражнение на технику интонирования и эмоциональную нагрузку слова.
  • Пример. Этот приём можно использовать на уроках хорового пения или вокала. Произнести текст с разными интонациями, оттенками: спокойно, весело и жизнерадостно, сухо и строго, равнодушно, доброжелательно, печально, удивленно, и т.д.  Выполняющий должен войти в образ.

Приём «Добавь следующее»

  • Описание: Хорошая игра для развития речи и памяти школьников. Учитель называет тему, например: «Основные элементы музыкальной речи». Ученик называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д.

Пример.  1.Мелодия.  2.Мелодия, ритм.  3.Мелодия, ритм, лад и т. д.

В начале года лучше давать тему с небольшим количеством слов.

Приём «Да – нетка»

  • Описание: универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия:
  • умение связывать разрозненные факты в единую картину;
  • умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
  • умение слушать и слышать друг друга.
  • Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".

Приём «Верные – неверные утверждения»

  • Описание: утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика – согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус».
  • Пример. Например, при изучении творчества М.П.Мусоргского можно составить такой список утверждений: 1. М.П.Мусоргский был счастливым человеком. 2. Мусоргский – настоящая фамилия писателя. 3. Он родился в небогатой семье. 4. Получил прекрасное образование. 5. Его называли продолжателем Глинки. 6. Ему не удалось сделать карьеру. 7. Был несчастлив в браке. 8. Имел много врагов. Причём, утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. В эту игру можно играть накануне знакомства с творчеством композитора. Домашнее задание заключается в том, чтобы подготовить сообщение о композиторе, произведения которого мы будем изучать, используя электронные или бумажные носители информации. Главное, чтобы на уроке перед учеником лежал текст публицистического стиля, написанный от руки или напечатанный (Интернет тоже приветствуется). Выполняя домашнее задание, ребёнок обязательно проверит, в чём он оказался прав, выдвигая предположения в игре, а в чём ошибся, и посчитает свои «плюсы» и «минусы».

      Приём «Список»

  • Описание: составление списка известной информации.
  • Пример. Я попрошу вас прочитать небольшую статью об одном музыкально-сценическом жанре, об опере. Однако, перед тем, как читать, давайте немножко подумаем об опере. Возьмите лист бумаги и ручку. В течение 3-х минут запишите всё, что вы думаете о опере. Важно писать всё, что придёт на ум. Не имеет значения, правильно ли то, что вы записали или нет. Важно писать как можно больше. Начинайте. После предлагается обсудить и систематизировать записи, вывести рабочее определение.

Приём «Мудрые совы»

  •  Описание: Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:  анализировать текст совместно с другими людьми;  вести исследовательскую работу в группе;  доступно передавать информацию другому человеку;  самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.
  • Пример. Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации.

Приём «Ромашка» Блума

  • Описание: "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов.
  • Пример. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Этот приём возможно использовать после прохождения темы, в качестве проверочной работы.

Приём «Маленьких человечков»

  • Описание: задача - посмотреть на объект "изнутри", глазами маленьких человечков
  • Пример. Узнать, как рождается звук в духовых инструментах,  отправиться в путешествие по роялю, органу.( приготовить иллюстрации)

Приём «Логические поисковые задания»

  • Описание: Существует очень много видов этих заданий. Мы перечислим основные.
  • 1. Определение родо-видовых понятий, найти «лишнее» слово из списка, дать объяснение
  • 2. Группировка и систематизация (обобщить несколько слов одним понятием или термином)
  • Нахождение закономерности:

   Приём «Дуэль»

  • Описание: Класс делится на команды, каждая команда тренирует одного участника по изучаемому материалу, причем к выступлению готовят наиболее слабых участников. "Дуэлянту" могут помогать "секунданты", как правило, их двое, учитель ставит оценку по результатам "дуэли" всем участникам.
  • Пример. Такой прием можно использовать на уроке любого предмета.

Приём «Конкурс шпаргалок»

  • Описание: Участники за определенное время (5 минут, например) должны качественно, быстро, кратко, точно и разборчиво записать всю важную информацию на небольшом листке бумаги. Побеждает тот, кто сможет, соблюдая все условия," запротоколировать" наибольшее количество текста, и кто воспроизведет свой текст бегло, без ошибок.
  • Пример. Такой прием можно использовать на уроке любого предмета. 

Приём "Коллекционер".

      Описание: приём интерактивного обучения. Среди детских увлечений большое место занимает коллекционирование. Чего только дети не собирают: марки, значки, монеты, фантики, машинки, открытки, вкладыши от жевательных резинок, всевозможные этикетки! Эти увлечения тоже могут стать источником педагогических приёмов. Автор - Н.А.Мартынова.

      Пример  На уроке муз.литературы указанный приём может быть применен для заключительного урока. В течение нескольких месяцев или всего учебного года ученики могут собирать марки, открытки, фото из журналов с изображением композиторов определённой эпохи, а затем вклеить их в альбом, дополнив каждое изображение коротким текстом с характеристикой творчества, известных произведений композитора. В итоге должен получиться объёмистый самодельный справочник.

Приём "Толстый и тонкий вопрос".

      Описание: этот прием из технологии развития критического мышления вопрос используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

•          умение формулировать вопросы;

           умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга.

Приём "Райтинг".

    Описание: приём оценивания деятельности учащихся на уроке. Название приема в переводе звучит как «правильно». Прием вводится на время согласования оценки с учеником.

Формирует:

умение объективно и регулярно оценивать свой труд.

Завершив работу, ученик ставит себе оценку. За ту же работу ставит оценку учитель. Записывается дробь. Оценка выставляется в дневник, тетрадь. Райтинг можно использовать для оценивания докладов, индивидуальных домашних заданий, заданий творческого характера.

      Пример.Ученик ставит оценку 4, учитель - 5. Результат - дробь 4/5.

Приём "Рюкзак".

     Описание: прием рефлексии, используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть

• зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому.  Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход."

      Пример.

я разобрался в такой-то теме

я наконец-то запомнил  и т.д.

Приём "Публичное выступление".

     Описание:

Подготовить публичное выступление по теме определенной продолжительности.

Приём "Написать реферат".

     Описание: Написать реферат по определенной теме.

Краткая памятка для ученика «Как работать над рефератом»:

1. Выбери тему реферата. Согласуй тему с учителем. Практика показывает, что самые лучшие рефераты - это те рефераты, темы которых интересны и полезны ученику, а также целенаправленно обогащают предметный кабинет новой систематизированной и оформленной информацией.

2.Сформулируй цель написания реферата, если затрудняешься, обратись к учителю. Ведь при одной и той же теме цели могут разниться, причем, чем более обобщенная тема выбрана, тем легче найти целый «веер» разных целей

3.Составь примерный план реферата. В нем обязательно должны быть минимум 3 части — раздела:

•вступление (где будет описаны исследуемая проблема, цель написания реферата, причины выбора такой темы),

•основная часть (информационная, может содержать несколько глав - - 1, 2, 3, главы также могут быть разбиты на подглавы - 1.1, 1.2, 1.3 и т.д.),

•заключение (где будут сформулированы выводы, собственная позиция по проблеме, предложены способы решения проблем).

4.Теперь можно собирать информацию по теме. Используй библиотеку кабинета, библиотеку школы, муниципальные библиотеки. Прочитай те книги, статьи из журналов, которые тебе удастся обнаружить. Можно сразу делать выписки нужных мест текста, а можно воспользоваться закладками с подписями. Многим удобнее выписывать информацию не в тетрадь, а на отдельные листки, которые затем можно систематизировать по разделам реферата. Если есть доступ к компьютеру, то лучше делать выписки сразу в электронном виде, также используя для каждого смыслового отрывка отдельный подписанный файл. Не забудь об иллюстрациях - таблицах, схемах, картах, рисунках, фотографиях. И сразу собирай список использованной литературы.

5.Когда закончишь обработку информации из книг и журналов, воспользуйся поисковой системой компьютера. Ты уже знаешь, какой информации тебе не хватает, найди ее на сайтах Интернета.

6.Оформи титульный лист, не забудь написать автора — себя, и руководителя.

7.Используй папку-скоросшиватель, по возможности — файлы, собери готовый реферат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационных технологий на предметах музыкально-теоретического цикла в детской школе искусств

Вот несколько вопросов, затрагиваемых в данной методической разработке: • Понятие информационных технологий, их виды • Методическое и педагогическое обоснование использования информационных технолог...

Целостность процесса обучения и воспитания на уроках изобразительного искусства в условиях Детской Школы Искусств.

Многие годы я проработала в общеобразовательной школе учителем изобразительного искусства, где проблема обучения и воспитания всегда стояла остро. И сейчас, работая в школе искусств, вижу, что э...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ ПО ИСТОРИКО-БЫТОВОМУ ТАНЦУ...

"Развитие творческих способностей учащихся в процессе занятий прикладной композицией в детской школе искусств"

Развитие творческого потенциала человека является одной из центральных линий его личностного развития, что и обусловило моё обращение к разработке программы развития творческого потенциала учащихся....

Доклад "Особенности обучения детей с ОВЗ в детской школе искусств" ( 2021 г.)

Доклад "Особенности обучения детей с ОВЗ в детской школе искусств" ( 2021 г.)...

Начальный период обучения в классе трубы детской школы искусств.

Начальный период обучения в классе трубы детской школы искусств....