"Качество профессионального обучения"
презентация к уроку
Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества и государства, сопровождающееся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.
Если представить образование в виде пирамиды, то профессиональное образование является ее вершиной. Профессиональное образование дает возможность получить фундаментальные знания, с помощью которых человек может видеть мир целостным, объемным, понимать суть происходящих изменений в природе, обществе, человеке. Этот вид образования помогает нам получить профессиональную подготовку в какой-либо отрасли знаний. Фактически сегодня система профессионального образования это институт духовного воспитания человека, обогащения его человеческого капитала, улучшения его качеств как субъекта производственных отношений. Средние и высшие профессиональные учебные заведения формируют такую совокупность знаний и навыков членов общества, которые могут обеспечить возможность их целенаправленной деятельности в системе общественного разделения труда.
В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно профессиональное, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kachestvo_professionalnogo_obucheniya.ppt | 1.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СОДЕРЖАНИЕ Роль и место контрольно-оценочных процедур в образовательном процессе Требования, предъявляемые к контролю ЗУН обучающихся Формы контроля на уроке Типы контроля на уроке Виды контроля на уроке Методы контроля на уроке
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЦЕЛЬ : проследить динамику формирования у обучающихся профессиональных знаний, умений установить уровень обученности и профессиональной подготовки выпускников установить адекватность этого уровня требованиям ФГОС СПО, требованиям рынка труда, и требованиям работодателей
В ПРОЦЕССЕ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГ ИМЕЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ: оценить глубину и объем усвоенного учащимися материала, правильность их ответов определить, умеют ли обучающиеся применять знания по предметам профессионального цикла на занятиях производственного обучения установить, как обучающиеся оперируют основными понятиями, законами скорректировать учебный процесс, конкретизируя задачи, формы и методы обучения, опираясь на полученную информацию, индивидуализировать работу учащихся с ориентацией на требования стандартов СПО - стимулировать познавательную активность учащихся
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО: полнота и всесторонность контроля объективность контроля систематичность контроля обучающее влияние контроля воспитывающая и развивающая функции контроля - разнообразие его форм и методов
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ГРУППОВОЙ КОНТРОЛЬ ФРОНТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ При индивидуальном контроле обучающийся получает индивидуальное задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможности отдельного обучающегося, сделать объективные выводы о каждом обучающемся. Индивидуальная проверка отнимает много времени на занятии, в этом ее недостаток.
ГРУППОВОЙ КОНТРОЛЬ 1. При групповом контроле обучающиеся временно делятся на несколько групп (от 2 до 10 обучающихся). 2. Каждой группе даются одинаковые или дифференцированные проверочные задания. 3. Групповую форму организации контроля применяют: при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала; при выделении приемов и методов решения задач; при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий. 4. При групповой форме контроля проявляется взаимопомощь обучающихся. При такой проверке следует анализировать вклад каждого обучающегося, а не ограничиваться оценкой всей группы.
ФРОНТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ При фронтальном контроле опрашивается вся группа. 2. Вопросы задаются небольшие, требующие краткого ответа. Вся группа в момент опроса работает в быстром темпе. Если какой-то обучающийся затрудняется ответить на вопрос, то преподаватель не ждет, когда он подготовит основательный ответ, а обращается к другому, третьему ученику, предлагает ответить тому, кто уже готов. 3. Фронтальную форму организации контроля применяют при повторении учебного материала в начале занятия и при закреплении новой темы в конце занятия. Фронтальная проверка проводится в форме устного или письменного опроса. 4. Плюсы. При фронтальной проверке, каждый обучающийся успевает хотя бы один раз ответить на какой-либо вопрос, дополнить или уточнить предыдущий ответ товарища. Мобильность, экономия времени, охват большинства обучающихся группы активной работой являются достоинствами фронтального опроса. 5. Недостаток выражается в том, что, неразвернутый ответ не дает достаточной информации о знаниях отдельного обучающегося. Поэтому учитель сочетает фронтальную проверку с индивидуальной.
ФРОНТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ При фронтальном контроле можно использовать вопросы следующих видов: - на установление последовательности действия, процесса, способа: «Что произойдет...», «Как изменится...»; - на сравнение : «В чем сходство и различие...», «Чем отличается...»; - на объяснение причины: «Почему...», «Для чего...»; - на выявление основных характерных черт, признаков или качеств предметов, явлений: «Укажите важные свойства...», «В таких случаях...», «Какие условия необходимы...» - на установление значения того или иного явления, процессов: «Какое значение имеет...», «Какое влияние оказывает…» - на обоснование: «Чем объяснить...», «Как обосновать...».
ТИПЫ КОНТРОЛЯ ВНЕШНИЙ КОНТРОЛЬ ВЗАИМОКОНТРОЛЬ САМОКОНТРОЛЬ
ВНЕШНИЙ КОНТРОЛЬ Внешний контроль - контроль педагога за деятельностью обучающихся Он приучает обучающихся добросовестно и систематически выполнять учебную работу, вызывает стремление сделать ее лучше, а при целенаправленной работе педагога способствует развитию взаимоконтроля и самоконтроля.
ВЗАИМОКОНТРОЛЬ При взаимоконтроле обучающиеся выполняют письменные задания и проверяют друг друга, обсуждают возникшие проблемы и обращаются за справкой к учебнику, справочникам или за консультацией к преподавателю. 2. Плюсы. Обучающиеся стараются тщательно выполнить свое задание, проявить компетентность, зная что его будет проверять одногруппник. Кроме того, одногруппник может помочь ликвидировать пробел в каких-то знаниях. Как видим, в этом проявляется и взаимопомощь. Этот тип контроля постоянно практиковал в своей работе учитель-новатор В.Ф. Шаталов.
САМОКОНТРОЛЬ Самоконтроль— проверка обучающимися результатов собственной работы. 2. При самоконтроле преподаватель советует обучающимся проверять свое задание самостоятельно. 3. Приемы самоконтроля: - сверка с образцом (ответом); - повторное решение задачи; - решение обратной задачи; - проверка полученных результатов по условию задачи; - решение задач различными способами; - моделирование; - примерная оценка искомых результатов; - проверка на частном случае.
ВИДЫ КОНТРОЛЯ - ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ - ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ ЦЕЛИ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ: определение индивидуального уровня знаний, умений и навыков каждого обучающегося и выявление недостатков базовой подготовки по дисциплинам общеобразовательного цикла - коррекция уровня подготовленности обучающихся для освоения учебного материала по основной профессиональной образовательной программе - построение индивидуальной образовательной траектории обучающихся на основе выявленных проблем - коррекция содержания рабочих программ и подбор технологий обучения ФОРМЫ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ: беседа - тестирование - письменная работа ( диагностическая контрольная работа по проверке минимума исходных знаний, диктант, грамматическое задание, сочинение-рассуждение) Результаты входного контроля не могут влиять на результаты текущего, рубежного и итогового контроля, и быть показателем успеваемости обучающегося.
ЦЕЛИ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ: получить информацию об усвоении обучающимися учебного материала, о сформированности их умений и навыков; наметить оптимальные формы и рациональные методы учебной работы, правильно дозировать материал. ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ: фронтальный опрос; контрольная работа; самостоятельная работа; лабораторная работа; практическое занятие; семинарское занятие; коллоквиум; эссе и другие творческие работы; - тестирование и др. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
- оценка степени и уровня освоения обучающимися отдельной части или всего объема учебного курса, предмета, дисциплины, модуля, образовательной программы ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ЦЕЛИ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ: ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ: экзамен по отдельной дисциплине - экзамен по ряду дисциплин (комплексный) - экзамен по междисциплинарному курсу - экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю - дифференцированный зачёт по отдельной дисциплине - дифференцированный зачёт по междисциплинарному курсу - дифференцированный зачёт по производственной практике - дифференцированный зачёт по учебной практике - курсовая работа (проект)
- определение соответствия уровня подготовки выпускников требованиям ФГОС с последующей выдачей документа об уровне образования и квалификации. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЦЕЛЬ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ: ФОРМЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ: - защита выпускной квалификационной работы - Государственный экзамен (вводится по усмотрению образовательной организации)
Методы контроля – это способы деятельности преподавателя и обучающихся, в ходе которых выявляется усвоение учебного материала и овладение обучающимися необходимыми знаниями, умениями и навыками.
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ - МЕТОДЫ УСТНОГО КОНТРОЛЯ МЕТОДЫ ПИСЬМЕННОГО КОНТРОЛЯ МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ - МЕТОД ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ОБУЧАЮЩИМИСЯ
МЕТОДЫ УСТНОГО КОНТРОЛЯ беседа рассказ обучающихся; чтение чертежей, схем, технологических карт сообщение о проделанных опытах, наблюдениях
МЕТОДЫ ПИСЬМЕННОГО КОНТРОЛЯ самостоятельные работы диктанты сочинения ответы на вопросы эссе отзывы об экскурсиях рефераты, курсовые работы и проекты - творческие отчеты
МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ применяются с целью выявления сформированности тех или иных умений и навыков практической работы.
Тестовые задания - это материал учебной дисциплины определенного объема, содержания и формы, предназначенный для контроля знаний. МЕТОД ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ
1. Инструкция. 2. Текст задания или вопроса (с вариантами ответа). 3. Правильный ответ. СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ
КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ТЕСТА - Надежность теста означает, что он показывает те же результаты неоднократно, в сходных условиях. Валидность (пригодность) – означает, что тест обнаруживает и измеряет уровень усвоения именно тех знаний, которые хочет измерить разработчик теста. Также валидность – это пригодность тестовых результатов для той цели, ради которой проводится тестирование (качество заданий, их число в тесте, глубина охвата содержания, баланс распределения заданий в тесте по степени трудности). - Объективность оценивания обеспечивается максимальной стандартизацией его проведения и возможна лишь при одинаковых условиях для всех участников. Включает в себя объективность обработки данных и интерпретации полученных результатов.
Результативность урока – уровень усвоения знаний и способов деятельности учащимися ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Уровни познавательной деятельности Типы контрольных заданий 1. Восприятие информации, знакомство с предметом. Признак – узнавание объектов, явлений. 1. Задания (вопросы, задачи), способствующие усвоению информации на уровне знакомства, в т.ч. на узнавание, воспроизведение отдельных фактов, понятий, правил. 2. Восприятие и механическое отображение полученной информации. Признак – воспроизведение , пересказ информации. 2. Задания, предполагающие усвоение и воспроизведение информации на уровне простых мыслительных операций. Формируются навыки деятельности по образцу в стандартных, известных условиях. 3. Информация воспринимается, отображается, анализируется, осмысливается и на основе этого применяется. Признак – практическое применение полученных знаний в различных ситуациях. 3. Задания, требующие для усвоения информации сложных мыслительных операций и формирующие умения действовать в нестандартной обстановке: проблемные, предполагающие мыслительные действия на интерпретацию, решение нетиповых задач, выбор подходящего алгоритма из набора ранее изученных алгоритмов для решения конкретной задачи. 4. Полученные знания не только применяются, но на их основе создаются новые. Признак – творчество, творческое репродуцирование нового знания. 4. Проблемные задания, развивающие продуктивно-творческое мышление, в т.ч. задания по анализу сложных ситуаций. Учащийся способен создавать объективно новую информацию. РАЗНОВИДНОСТИ ТИПОВ ЗАДАНИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ значимость; научная достоверность; соответствие содержания теста уровню современного состояния науки; репрезентативность; возрастающая трудность учебного материала; вариативность содержания; системность содержания; комплексность и сбалансированность содержания теста; взаимосвязь содержания и форма; соответствие цели.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАДАНИЯМ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ краткость; адекватность инструкции форме и содержанию задания; логическая форма высказывания в задании; наличие в ответах на задания наряду с правильными ответами неверных ответов (дистракторов); наличие в задании места для ответов; единые правила оценки ответов.
ТИПЫ И ВИДЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА предусматривают различные варианты ответа на поставленный вопрос: из ряда предлагаемых выбираются один или несколько правильных ответов, выбираются правильные (или неправильные) элементы списка и др. Эти задания предполагают наличие ряда предварительно разработанных вариантов ответа на заданный вопрос. Задания альтернативных ответов Задания множественного выбора Задания на установление соответствия Задания на восстановление последовательности
ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА Альтернативный выбор – испытуемый должен выбрать один правильный ответ из двух предложенных вариантов , например, «да» или «нет», «правильно» или «неправильно» и т.п. Множественный выбор - испытуемому необходимо выбрать один или несколько правильных ответов из приведенного списка. Установление соответствия - испытуемому предлагается установить соответствие элементов двух списков. Установление последовательности - испытуемый должен расположить элементы списка в определенной последовательности.
Пример задания альтернативных ответов Инструкция: Выберете один вариант ответа, который Вы считаете правильным. Вопрос (с вариантами ответов): Квадратное уравнение с отрицательным дискриминантом действительные корни а) имеет б) не имеет Ответ: б) не имеет. 2. Пример задания множественного выбора Инструкция: Выберете цифры, которые соответствуют вариантам правильного ответа. Вопрос (с вариантами ответов): Какие из перечисленных программ являются веб-браузерами: Opera Internet Explorer Microsoft Word WinRAR Mozilla Firefox Ответ: 1, 2, 5.
3. Пример задания на установление соответствия Инструкция: Соотнесите написанное в столбцах 1 и 2. Каждый элемент правого столбца может использоваться более одного раза. Вопрос: Укажите, какие характерные особенности относятся к понятию "философия", а какие - к понятию "мифология". Понятия Отличительные особенности 1. Философия а) эмоционально-чувственное восприятие мира; 2. Мифология б) рациональное описание и толкование действительности; в) наглядно-образное постижение мира; г) авторитет разума, вера человека в самого себя; д) авторитет традиций, восходящих к богам и героям. Ответ: 1б, 1г, 2а, 2в, 2д
Инструкция: Установите правильную последовательность. Текст задания: Расположите в логической последовательности структурные элементы научного отчета: 1: Основная содержательная часть 2: Оглавление 3: Введение 4:Титульный лист 5: Заключение 6: Приложение Ответ: 1: Титульный лист 2: Оглавление 3: Введение 4: Основная содержательная часть 5: Заключение 6: Приложение 4. Пример задания на восстановление последовательности
ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА Задания на дополнение 2. Задания свободного изложения Дополнение - испытуемый должен сформулировать ответ (одно слово) с учетом предусмотренных в задании ограничений (например, дополнить предложение). Свободное изложение - испытуемый должен самостоятельно сформулировать ответ (словосочетание, фраза, одно или несколько предложений); никакие ограничения на них в задании не накладываются. Особенность данных заданий: для выполнения испытуемому необходимо самому записать свободный ответ - одно или несколько слов (цифр, букв; возможно словосочетаний или даже предложений). Задания открытой формы применяются там, где нужно исключить вероятность получения правильного ответа посредством угадывания и тем самым повысить качество педагогического измерения.
Инструкция: Дополните. Вопрос : Река Волга впадает в ____________ море. Ответ: Каспийское. Пример задания на дополнение Пример задания свободного изложения Инструкция: Закончите предложение. Вопрос: Специальная программа, реализующая правила передачи информации между компьютерами – это ... ... Ответ: сетевой протокол.
I. Электронные тесты можно создавать средствами Microsoft Office. 1) Microsoft Office Word - текстовый процессор; 2) Microsoft Office Excel - табличный процессор; 3) Microsoft Office PowerPoint - программа для создания презентаций. II. Электронные тесты можно создавать с помощью специальных программ. 1) Hot Potatoes 2) МастерТест 3) MyTest 4) NetOp School и т.д. III. Электронные тесты можно создавать в виде Web-страниц. СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕСТОВ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ на проверку качества производственного обучения для аккредитационной экспертизы учреждения начального профессионального образования государственного образовательного учреждения профессионального училища № 11
Контрольные задания на проверку качества производственного обучения для аккредитационной экспертизы учрежденияначального профессионального образования государственного образовател...
Приемы индивидуальной и дифференцированной работы при обучении по профессии «тракторист – машинист сельскохозяйственного Производства» (квалификация водитель автомобиля ) как способ повышения качества профессиональной подготовки студентов
Tекстовка отдельно по слайдам...
Курсовое проектирование как условие обеспечения качества профессионального обучения в техникуме
Цели выполнения КП:- систематизация и закрепление полученных знаний и практических умений по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;-углубление теоретических знаний в соответствии с заданной т...
Личность педагога профессионального обучения. Профессионально важные качества.
Важным компонентом в структуре личности педагога выступают профессионально важные качества. В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности,...
Статья 2016 РНПК, п. Селенгинск "Самостоятельная работа как фактор повышения качества профессионального обучения"
Статья 2016 РНПК, п. Селенгинск "Самостоятельная работа как фактор повышения качества профессионального обучения"...
Презентация к выпускной работе" Интерактивное обучение как средство повышения качества профессионального обучения в ОАО «РЖД»"
Эффективные педогогические технологии организации образовательного процесса в профессиональном обучении пнрсонала в ОАО "РЖД"...
Доклад на ЦМК - "Самостоятельная работа как фактор повышения качества профессионального обучения"
Организация самостоятельной работы и руководство ею – это комплексная работа преподавателей ББМК. Формирование у студентов самостоятельности осуществляется через реализацию двух тесно связанных ...