Проблемы инновационного воспитания сознательности и активности студентов в обучении.
статья

Татарников Андрей Александрович

Проблемная ситуация: Работаю первый год, а группа набора прошлого года, проверить мотивацию, сознательность и активность студентов к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tatarnikov_-_iyun_22.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы инновационного воспитания сознательности и активности студентов в обучении. 

Татарников Андрей Александрович, преподаватель, классный руководитель
ГПО АУ «Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства»
г. Благовещенск, Амурская область

         Проблемная ситуация: Работаю первый год, а группа набора прошлого года, проверить мотивацию, сознательность и активность студентов к обучению.

Работаю преподавателем специальных дисциплин: МДК 03.01 «Наладка и испытание теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливо-снабжения»
В группе, где куратор 09.02.06  «Сетевое и системное администрирование» дисциплина:
 ОП 14 «Охрана труда».

Я классный руководитель в группе Са 22 второго курса, за полгода мы встретились десять раз. Пришла молодёжь с разной мотивацией и различными взглядами на учёбу на базе 9 классов. В первую неделю знакомлюсь с личными делами, выявляю лидера группы и людей в актив группы.
Для правильной оценки мотивации на обучение, снятия негативного отношения студентов к учёбе провожу анкетирование, беседы на различные темы. На третьей неделе нашего знакомства провели спортивное мероприятие, моя группа приняла участие.
В дальнейшем провёл анкетирование, изобразить себя знаком: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник или волной.

Квадрат

ответственность, трудолюбие, доводит до конца дела и исполнительный.

Треугольник

лидер, король со свитой, целеустремлённость, конфликтность.

Круг

доброта, отзывчивость.

Прямоугольник

переходная форма личности, любознательность, изобретательность.

Волна

творчество.

Проблемное мероприятие: выбор старосты группы.
Старосту выбрали с первой попытки:
первая –– человек выдвинул себя сам на собрании группы, коллектив обсудил кандидатуру. Не единогласно но выбрали.

В коллективе были против старосты прошлого года обучения, сопротивлялись, но поддержали.

Есть личности с завышенной самооценкой, не желающие работать в команде и занимать должности в коллективе. Выбор хорошего старосты главный момент в организации студенческого самоуправления.

В прошлом учебном году учились дистанционно, в коллективе не знают даже имён и фамилий соседей.

Студентам очень тяжело  знакомиться с друг другом, я применил форму - задание «История моей жизни». Каждый студент должен был написать в свободной форме в любом жанре историю своей жизни. Не каждый пожелал озвучить своё повествование.

WhatsApp – помощник, создав группу в программе, можно общаться со студентами. Ставить задачи и выставлять на обсуждение проблемные вопросы. Преподаватель обязан пользоваться гаджетом на уровне современной молодёжи, это способствует сплочению коллектива.
За время второго полугодия встреч стало больше, так как по расписанию появились специальные предметы, дисциплина: ОП 14 «Охрана труда».  

Сознательное овладение учебным материалом становится возможным при условии доступного, но не упрощенного изложения его преподавателем или мастером. Большое значение имеет ясность, убедительность и доказательность суждений преподавателя. Сознательное овладение материалом возможно при условии, если учащихся побуждают самостоятельно находить разъяснение смысла новых, незнакомых слов, сведений.

Современный студент активно проводит время:
- с телефоном;
- в наушниках с телефоном;
- в ночное время в клубах.

Преподаватель на занятиях создаёт мотивацию к обучению и воспитывает сознательность и активность.

Студенты с различной мотивацией и личной подготовкой. Конечный результат – дифференцированный зачёт.
Практические работы направлены на подготовку студента. Рассмотрю случай со студентами не очень одарёнными на занятии - практике.
Занятие: Практическое занятие № 4: «Защита от пожаров. Противопожарные мероприятия».

Требуется изучить действия при пожаре, устройство противопожарного щита, пошаговое напряжение.

Задаю наводящие вопросы:
- в чём измеряется напряжение;
- сила тока что это;
- сопротивление;
- чем опасен ток;
- чем опасен трансформатор.

Пошаговое напряжение, где его можно найти. Пробуем искать в интернете, т.к. у каждого студента есть смартфон. Я за использование технологии, но ответ иногда не всегда правильный выдаёт интернет.

Студента нужно мотивировать на поиск знаний, активизировать любознательность. «Слабые» не значит потерянные, преподаватель создаёт ситуацию успеха, поддерживая любые начинания. Разговаривая вовлекать в общение, развитие мышления и речи различными способами позволяет снять преграду у человека к поиску знаний. В студенте желательно всегда видеть человека.

На занятиях использую различные способы:
- постановка проблемных задач;
- составление и решение производственных задач и их анализ на основе данных, полученных на производственной практике.

Добиться прочных знаний, навыков, умений можно при условии формирования у студентов творческого, сознательного подхода к усвоению. Сознательность является важным путем преодоления формализма в обучении, т. е. механического заучивания учебного материала без достаточного его понимания и умения применять на практике, я решительно осуждаю зубрежку.

Задача. В сети напряжением 380/220 В с заземленной нейтралью произошло замыкание на землю (однофазное замыкание), удельное сопротивление земли   = 80 Ом·м. Сопротивление защитного заземления Rз = 4 Ом. Сопротивление растеканию тока в точке замыкания Rр = 12 Ом. Человек находится на расстоянии L = 5 м от точки замыкания. Ширина шага человека 0,8 м. Определить значение шагового напряжения, воздействию которого подвергается человек.

Студент опирается на опорные конспекты, производит расчёты. Определяем силу тока, шаговое напряжение не более 40вольт.

Постановка проблем, активизирует познания.

 Принцип сознательности и активность студентов выражает необходимость такой постановки обучения, при которой студенты ясно понимают задачи учения и, активно усваивая и применяя знания, разбираются в фактах и явлениях, умеют раскрыть существенные связи между ними, сознательно относятся к учебе, самостоятельны в выполнении заданий.

Сознательность в обучении означает ясное понимание студентами конкретной цели своей учебной работы, осмысленное усвоение изучаемых фактов, умение применять полученные знания в практической работе.

На практических работах последовательно осуществляется принцип сознательности на всех этапах обучения. Обучение будет тем эффективнее, чем яснее поставлена и осмыслена учащимися цель предстоящей работы, намечены пути достижения цели.

Специфика второго курса: происходит взросление, в группе 6 человек возрастом 18 лет в начале учебного года, переходный после школы, связан с формированием нового коллектива. Кроме того, для иногородних студентов накладываются  факторы общежития и отрыва от родительского контроля.

В результате работы со студентами за учебный год, можно наблюдать следующее:
- группа принимала участие в жизни колледжа
- взрослела, на 23июня в группе 15 человек старше 18 лет.
- создался коллектив в группе.

Несколько человек ушли из группы.

Но самое главное, за учебный год сформировался Студент.

 «Участие студента в жизни группы»
- количество студентов в группе,
- с активной жизненной позицией,
- посещение занятий,
- успеваемость.

Только за тем преподавателем, кто достоин уважения, кто постоянно, на деле демонстрирует образец профессиональной нравственной культуры, студенты пойдут.

В конечном итоге, гораздо важнее извлечь выводы из этого "глобального эксперимента" и организовать планомерную работу над ошибками, чтобы избежать этих ошибок в будущем.

Не надо бояться экспериментировать.

"Глобальный эксперимент" – воспитание личности.

Преподаватель                       А.А. Татарников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по написанию контрольных работ по МДК.02.05 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом для студентов специальности 44.02.01 Дошкольное образование (заочная форма обучения)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо написанию контрольных работ по МДК.02.05  Теория и методика музыкального воспитания с практикумомдля студентов  специальности  44.02.01 Дошкольное обра...

«Актуальные проблемы воспитания молодёжи. Эффективная адаптация студентов первого курса - залог успешного обучения и профессионального определения личности»

Эффективная адаптация студентов первого курса - залог успешного обучения и профессионального определения личности.Одной из проблем, связанных с получением профессионального образования вчерашними школ...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ Батырова Н.Ш., БПОУ РК «Элистинский политехнический коллеж» Социальная активность – различные формы человеческой де

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХБатырова Н.Ш.,БПОУ РК «Элистинский политехнический коллеж» Социальная активность – различные формы  чело...

Современные проблемы физического воспитания студентов.

Л.И.Мальцева, преподавательГБПОУКК БАТТ, село.Белая Глина, Краснодарский край  Современные проблемы физического воспитания студентов.      Физическое воспитание - эт...

Статья "Повышение познавательной активности студентов через применение инновационных педагогических технологий"

В статье рассматриваются вопросы повышения познавательной активности студентов дизайнеров Яковлевского педагогического колледжа в процессе проектной деятельности по разработке дидактических материалов...

Проблемы патриотического воспитания студентов колледжей республики Бурятии

Статья в электронном сборнике материалов X Межрегиональной научно-практической  конференции с международным участием....