Внеклассное мероприятие по профессии "Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))"
методическая разработка
Методическая разработка внеклассного мероприятия Конкурс-игра «Моя профессия сварщик»
Цель конкурса: пропаганда профессии «Сварщик», проверка теоретических знаний, полученных на уроках по спецтехнологии, показ значимости межпредметных связей при получении профессии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_-_konkurs-igra_moya_professiya_svarshchik.docx | 1000.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
Конкурс-игра «Моя профессия сварщик»
Разработал: мастер производственного обучения
по профессии "Сварщик (ручной и частично
механизированной сварки (наплавки))"
С.А. Конова
Тайшет 2021
С.А. Конова, мастер производственного обучения по профессии "Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))". Методическая разработка внеклассного мероприятия «Моя профессия сварщик»
Тайшет 2021г. – 9 с.
Методическая разработка рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии естественнонаучного цикла ГБПОУ ИО ТПТТ (протокол № __ от _____ 2021 года)
Содержание.
1. Пояснительная записка.
2. Цели внеклассного мероприятия.
3. Ход внеклассного мероприятия.
4. Заключение.
Пояснительная записка.
Цель конкурса: пропаганда профессии «Сварщик», проверка теоретических знаний, полученных на уроках по спецтехнологии, показ значимости межпредметных связей при получении профессии.
Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, раздаточный материал.
Оформление доски: высказывания о сварке, о профессии “Сварщик”, пословицы о металлах.
Можно с уверенностью сказать, что сварк на сегодняшний день — это одна из основ развития человечества. Труд сварщика – это почти искусство. Опытный мастер, как скульптор, создает из металла изделия сложной формы: от системы водоснабжения до восстановления геометрии кузова автомобиля.
И, конечно же, возникает закономерный вопрос: А когда появилась сварка? Когда люди научились соединять между собой тугоплавкие материалы? Может, 50-100 лет назад? Или это одно из новейших открытий человечества? Постараемся разобраться в этом вопросе и рассмотреть историю развития сварки.
Ты можешь стать умнее тремя путями:
Путём опыта – это самый горький путь;
Путём подражания – это самый лёгкий путь;
Путём размышления – это самый благородный путь.
Древняя китайская пословица
Ведущий:
Добрый день, уважаемые гости, преподаватели, студенты. Мы собрались сегодня поговорить о вашем профессиональном выборе.
Профессиональную судьбу мы намечаем, как правило, по окончании школы. Кто-то находит работу, не требующую специального обучения.
Вы свой профессиональный выбор уже сделали. Чем вы мотивировали свой выбор и как планируете развиваться в рамках своей профессии.
В целом отношение студентов к выбранной профессии положительное, что должно благополучно сказываться на усвоение ими учебной программы.
Ведущий:
Сварка в настоящее время стала ведущим технологическим процессом при изготовлении и ремонте металлических конструкций и изделий, строительстве, транспорте, в сельском хозяйстве. Многие современные машины и сооружения, например космические ракеты, подводные лодки, газопроводы, изготовить без помощи сварки невозможно. Сегодня сваривают металлы, которые еще относительно недавно считались экзотическими: это титановые, ниобиевые и бериллиевые сплавы, а также всевозможные сочетания разнородных металлов.
Историки говорят, что слово «Сварка» произошло от имени славянского бога кузнечного дела Сварога. История профессии “Сварщик” началась с открытия русским академиком Василием Владимировичем Петровым в 1802 году эффекта электрической дуги, возникшей между двумя угольными стержнями при прохождении через них тока.
Благодаря очень высокой температуре дуги стало возможным расплавлять металлы. Сварка производилась электрической дугой постоянного тока, горящей между угольным электродом и металлом, с применением присадочной проволоки. Этот способ сварки Николай Николаевич Бернадос назвал “электрогефестом” в честь древнегреческого бога кузнечного дела. В 1888 году русский инженер Николай Гаврилович Славянов усовершенствовал способ ручной дуговой сварки, заменив угольный электрод металлическим.
знаменитый «Славяновский стакан» — образец сварки из восьми чёрных и цветных металлов, считавшихся на тот момент несоединимыми: бронзы, никеля, стали, меди, чугуна, колокольной бронзы, томпака и нейзильбера. Представляет собой гранёный металлический цилиндр (за форму прозванный стаканом)...
Технологический процесс сварки развивался и в средние века. Примером этому служит огромная пушка Дол Грайет, созданная в 1382 году. Пушка представляла собой кованую трубу, которая была усилена наружными металлическими обручами, присоединенными к ней с помощью кузнечной сварки. Такой способ изготовления артиллерийских орудий применялся во всем мире. Самые большие экземпляры таких пушек были изготовлены в XVI веке в Индии. Вес орудий был более 50 тонн, а общая длина — более 9 метров.
Разработкой сварочных технологий занимались многие выдающиеся ученые. Сварка необходима как в повседневной жизни, так и при таких сложных работах, как создание космических кораблей для запуска спутников, кораблей, зондов и прочих объектов, как на орбите, так и к далеким звездам. Для того чтобы все это стало возможным, используются особые методы сварки. Например, известно, что неокисленные металлы и сплавы в космическом пространстве начинают слипаться.
Во время войны использование подводной сварки стало необходимостью. Этим методом ремонтировались подводные части мостов и кораблей, также сварка в открытом море применялась при аварийных и спасательных работах. В 1931 г. В Московском электромеханическом институте инженеров железнодорожного транспорта под руководством академика Константина Константиновича Хренова впервые в мире была осуществлена дуговая сварка под водой. Для этой цели были изготовлены специальные электроды. Однако еще в 1856 г. Л.И. Шпаковский впервые провел опыт по оплавлению дугой медных электродов, опущенных в воду. По совету Дмитрия Александровича Лачинова, получившего подводную дугу, Николай Николаевич Бенардос в 1887 г. произвел подводную резку металла. Понадобилось 45 лет, чтобы первый опыт получил научное обоснование и превратился в метод. Техника выполнения водолазом-сварщиком сварных соединений под водой более сложна, чем на воздухе. Это связано с плохой видимостью в воде, стесненностью, тяжелым и неудобным для движения водолазным снаряжением, необходимостью дополнительных затрат на преодоление течения, возможностью нарушения устойчивости сварщика на грунте, неприспособленностью человеческого организма к работе на больших глубинах. В связи с этим в сварных соединениях часто наблюдаются дефекты: непровар одной из кромок, подрезы, наплывы, поры и т.п.
А 16 октября 1969 г. электрическая дуга впервые вырвалась в космос. Впервые сварку в космосе провели на корабле “Союз-6” космонавты Георгий Степанович Шонин и Валерий Николаевич Кубасов. Сергей Павлович Королев еще в 1965 г. высказал мысль о необходимости проведения работ по сварке и резке в космосе. Эти процессы было необходимо освоить в целях практических, но в то же время еще было не известно, в какой степени отличается процесс сварки в космосе от такого же процесса на Земле. Этот вопрос и должны были разрешить космонавты.
Было известно, что основным отличием космических условий от земных была, конечно, прежде всего, невесомость, а также широкий интервал температур, при которых может находиться свариваемое изделие, и глубокий вакуум при практически неограниченной скорости диффузии газов из зоны сварки.
Конечно, и возможности сварки в космосе ограничены: мешает скафандр, кроме того, требования безопасности при проведении сварочных работ намного выше.
Применение железа насчитывает уже много столетий, но настоящее вторжение железа в технику произошло на рубеже XVIII и XIX вв. Говоря о железе, стоит отметить, что это один из наиболее распространенных элементов не только на Земле, но и во Вселенной.
В XVIII в. был освоен процесс литья чугуна для строительных целей и стали внедряется чугунные несущие конструкции. Первый чугунный мост в России был построен в 1784 г. в парке Царского Села под Петербургом, через 5 лет после сооружения первого в мире чугунного моста через р. Северн в Англии.
Специфические условия, в которых производятся сварка, резка или напыление различных изделий, привели к разработке уникального оборудования, а также способов выполнения сварочных работ на земле, под водой и в космическом пространстве. Сегодня накоплен достаточно большой опыт применения сварочных технологий мягких живых тканей во время хирургических операций.
Сварщик – профессия ответственная, почти виртуозная, от качества его работы зависит многое – долговечность и устойчивость строительных конструкций, работа и срок службы различной техники. Кстати, профессия сварщика входит в десятку самых востребованных профессий на рынке труда. Спрос на эту специальность будет всегда.
Ведущий:
Волну встречают грудью корабли,
Гудят мосты под ветрами натужено,
Уходят в космос спутники Земли…
И всюду, сварщик, есть твой труд!
Заслуженно гордишься ты профессией своей
И, если надо, не считаясь с отдыхом,
Творишь ты мир и счастье для людей
Горячим сердцем, сварки жарким сполохом!
И, действительно, от сварщика в наше время зависит многое, ведь сварка используется в промышленности, строительстве, при создании сложного оборудования и даже в медицине. Поэтому искусный сварщик ценится на вес золота и получает достойную заработную плату за свои труды. Но дело не только в этом: можно реально увидеть перед собой результаты своего труда.
Конечно, стать высококвалифицированным сварщиком не так просто, как кажется. Необходимы такие личностные качества, как трудолюбие, ответственность, выносливость, так как сварщику часто приходится работать в трудных условиях.
Сварщик – очень ответственная работа. Страшно подумать, к каким последствиям может привести некачественная сварка газопровода, моста, конструкций зданий. Немаловажную роль в работе сварщика играет и талант. Необходимо серьезно относиться к профессиональной подготовке.
Ведущий:
Сварщик - это профессия, требующая большой ответственности.
Давайте попробуем сформулировать основные качества, которыми должен обладать хороший сварщик:
- Физическая выносливость;
- Четкая память на эталоны цвета и оттенков;
- Четкая координация движений;
- Хорошее зрение и глазомер;
- Способность к работе на высоте;
- Техническая смекалка
- Пространственное воображение и концентрированное внимание;
- Аккуратность;
- Устойчивый вестибулярный аппарат;
- Хорошая моторика.
Ведущий:
Мы с вами познакомились с профессией “Сварщик”, которая является рабочей профессией сегодняшнего дня. Однако это вовсе не означает, что другие профессии менее интересны и не востребованы. Каждая профессия по-своему интересна и значительна. Значительность придает ей то, как ты к ней относишься, как ты ее выполняешь.
Металл варить - нелёгкая работа:
На высоте, на море, под землёй…
Под силу тем, чья гордая порода
С умом холодным, крепкою бронёй.
Аргона плазма режет, плавит… Жарко!
Рождая искры в огненном жерле,
Накалом сталь соединяет сварка –
Дуги струя в вольфрамовой игле.
Хватило б сил и пламенного сердца
Её напор умело обуздать.
Огонь в руках: держать и не обжечься! –
Тут ловкость мастера, привычка, стать!
Сберечь глаза от ультрафиолета -
Тех самых «зайчиков» и, не спеша:
Ровнее шов, немножечко секрета...
Под маской сварщик – тонкая душа.
(А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру.) Для этого нам понадобится две команды студентов по профессии «Сварщик (ручной и частично механизированной (сварки (наплавки))». Конкурс делится на несколько этапов. В состав экспертов входят: заместитель директора по учебно-производственной работе, старший мастер, мастера производственного обучения, преподаватели спецдисциплин.
Эксперты оценивают каждый этап конкурса, выставляя баллы в таблицу. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Правильность выполнения задания проверяется после каждого этапа конкурса следующим образом: на экран с помощью проектора выводиться эталон задания и жюри совместно с ведущим и участниками команд проверяют решенные задания.
Таблица для выставления баллов
№ | Этап конкурса | Баллы | |
1 команда | 2 команда | ||
Прояви смекалку | |||
Сварщик всезнайка | |||
Сварщик – теоретик | |||
Умный сварщик | |||
Шустрый сварщик | |||
Общая сумма балов |
Ведущий (преподаватель) объявляет о начале конкурса-игры «Сварщик – лучше профессии нет!».
О рабочих руках много сказано,
На рабочих руках жизнь лежит,
С нашим техникумом сердце повязано
Здесь науки грызем мы гранит!
Чтобы городу нашей молодости
Свою пользу трудом принести,
Дни учебы уже не забудем мы
На великом и славном пути.
Взвейся, взвейся рабочее знамя,
Над Сибирью веет стяг,
Пусть гордиться Тайшет нами,
Золотыми руками трудяг!
Я предлагаю придумать каждой команде название: «Сварной», «Сварочный огонь», «Держак» и т.п. и объявляет первый этап конкурса:
I этап – «Прояви смекалку»
На ваших столах лежит кроссворд «Ассоциация». В течение 5 минут вам необходимо решить кроссворд. (приступаем)
Затем ведущий передает экспертам готовые кроссворды и на экран выводится решенный кроссворд - эталон. Задание проверяется. Жюри выставляет за каждый правильный ответ один балл в таблицу.
Кроссворд «Ассоциация»
1.Сталь
С | П | Л | А | В |
Транспортирование леса по реке.
2.Металл
Ж | Е | Л | Е | З | О |
Основной компонент стали.
3.Неметалл
С | Е | Р | А |
Нежелательный компонент стали
4.Легирующий элемент
Х | Р | О | М |
Кожа.
5.Неметалл в составе стали
К | Р | Е | М | Н | И | Й |
Составная часть горной породы.
6.Неметалл
У | Г | Л | Е | Р | О | Д |
Основной компонент стали.
7.Легирующий элемент
Т | И | Т | А | Н |
Выдающаяся личность.
8.Легирующий элемент
Б | О | Р |
Лес.
Молодцы справились с заданием, приступаем ко второму этапу который называется
II этап – «Сварщик всезнайка»
Я предлагаю вам решить «Понятийную головоломку». Время выполнения задания – 5 минут. За каждое правильно решенное слово жюри выставляет один балл.
Назовите технический термин, последняя (пропущенная) часть которого является началом другого слова: (можете приступать к выполнению задания)
1.ЛАТ УНИ ФИЦИРОВАТЬ (ЛАТУНИ, УНИФИЦИТРОВАТЬ)
2.БРОН ЗА ТОР (БРОНЗА, ЗАТОР)
3.ДЕФОРМИРУЕ МАЯ ТНИК (ДЕФОРМИРУЕМАЯ, МАЯТНИК)
4.ПРОС ТАЯ ТЬ (ПРОСТАЯ, ТАЯТЬ)
5.ОЛОВЯН НАЯ ВУ (ОЛОВЯННАЯ, НАЯВУ)
6.ОЛО ВО ЛЬТ (ОЛОВО, ВОЛЬТ)
7.ЖЕЛЕ ЗО НД (ЖЕЛЕЗО, ЗОНД)
Молодцы и с этим заданием вы тоже справились двигаемся дальше, и следующий этап
III этап – «Сварщик - теоретик»
Предлагаю выполнить тест, выбрав правильный вариант ответа, время выполнения задания 5 минут. За каждый правильный ответ эксперты выставляют по одному баллу. (желаю удачи)
№ | Вопрос | Варианты ответов | ответ |
1 | Сварочный выпрямитель относится: | 1-к оборудованию для сварки; 2-к сварочной оснастки; 3-к приспособлениям для сварки. | 1 |
2 | Для чего используется обратный провод? | 1-для соединения электрода с источником питания; 2-для соединения изделия с источником питания; 3-для соединения электрода и изделия с источником питания. | 2 |
3 | Для какого вида сварки используют сварочные трансформаторы? | 1-сварка постоянным током на прямой полярности; 2-сварка переменным током; 3-сварка постоянным током обратной полярности. | 2 |
4 | Для какого вида сварки используют сварочные выпрямители? | 1-сварка постоянным током на прямой полярности; 2-сварка переменным током; 3-сварка постоянным током обратной полярности. | 1,3 |
5 | Какие элекстродержатели получили наиболее широкое применение? | 1-виличные; 2-безогарковые; 3-пружинные. | 1 |
6 | Особенностью безогаркового держателя электродов является то, что: | 1-электрод зажимается в держателе; 2-электрод приваривается к держателю; 3-используются специальные электроды. | 2 |
7 | Для чего может быть использована струбцина? | 1-для крепления обратного провода к изделию; 2-для крепления изделия к сварочному столу; 3-при сварке и сборке она вообще не используется. | 1,2 |
8 | Как осуществляется плавное регулирование тока в трансформаторе? | 1-путем изменения расстояния между обмотками; 2-посредством изменения соединения между катушками обмоток; 3-не регулируется. | 1 |
9 | Какую внешнюю вольт-амперную характеристику может иметь источник питания для ручной дуговой сварки? | 1-возрастающую; 2-жесткую; 3-падающую. | 3 |
10 | Разрешается ли сварщику подключать источник питания? | 1-нет, это делает электромонтер; 2-разрешается. | 1 |
Отлично продолжаем в том же духе и следующий этап
IV этап – «Умный сварщик»
У вас на столах лежат предложения в которых пропущены слова, вам необходимо их вставить.
Время на выполнения задания – 5 минут.
За каждое правильное слово эксперты выставляют один балл.
1.Аппарат, преобразующий переменный ток в постоянный при помощи полупроводниковых вентилей называется _________________________________. (выпрямитель)
2.Для зажима электрода при ручной дуговой сварке применяют ________________________. (электродержатель)
3.При взаимодействии карбида кальция с водой получается __________________. (ацетилен)
4.При избытке кислорода сварочное пламя становиться ___________________________, (окислительным), а при избытке ацетилена пламя становиться _________________________________. (науглероживающим)
5.Цилиндрический стальной стержень с нанесенной на него обмазкой называется _____________________________. (электродом)
6.При _________________________ (постоянном) токе дуга горит наиболее стабильно, процесс сварки вести легче, особенно при малых токах.
Отлично и с этим заданием вы тоже справились, и у нас остался последний этап не маловажный в вашей профессии
V этап – «Шустрый сварщик»
Соревнование на время – кто быстрее и правильно наденет сварочный костюм (робу) и сварочный щиток. Эксперты оценивают правильность выполнения задания по пятибалльной системе.
Ведущий дает слово председателю экспертной комиссии, который объявляет количество набранных баллов и победившую команду.
4. заключение
Мы с вами познакомились с профессией “Сварщик”, которая является рабочей профессией сегодняшнего дня. Однако это вовсе не означает, что другие профессии менее интересны и не востребованы. Каждая профессия по-своему интересна и значительна. Значительность придает ей то, как ты к ней относишься, как ты ее выполняешь.
Любовь к выбранной профессии начинает формироваться еще в стенах учебного заведения, где Вы обучаетесь. Мне бы хотелось, чтобы через несколько лет Вы пришли сюда со словами благодарности за то, что мы научили Вас профессии и помогли Вам самоутвердиться в жизни, найти свой путь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 02 Ручная дуговая сварка (резка, наплавка) плавящимся покрытым электродом по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 15...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Рабочая программа по ПМ02...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 Частично механизированная сварка (наплавка) плавлением по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Рабочая программа ММ03...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по УП.02. Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Методическая разработка...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме: "Моя будущая профессия" по профессии Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме: "Моя будущая профессия" с обучающимися по профессии Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) Разраб...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) Конкурс-игра «Сварщик – лучше профессии нет!»
Конкурс-игра способствуетформированию и развитию общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС СПО...
РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))» дисциплины МДК 04.01 Техника и технология частично механизированной сварки (наплавки) плавлением в защитном газе, в рамках профес
План открытого урока надеюсь поможет моим коллегам подготовить материалы к урокам по направлению сварочные технологии...