классный час- «Не сибиряки, но великорусские поселяне-семейские»
классный час
Цель: сформировать представление о истоках религиозного течения старообрядцев в республике Бурятия.
Задачи:
Образовательная: Обеспечить освоение учащимися следующих фактов: старообрядчество, раскол, поповцы, беспоповцы. Выявить и осмыслить сущность старообрядческого движения.
Воспитательная: Способствовать формированию толерантного отношения к религии и религиозным людям.
Развивающая: развивать логические способности учащихся, умение выделять главное от второстепенного, строить логические цепочки используя задания, сопоставлять, умение работать в группе;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_kl_chas.docx | 30.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема классного часа:
«Не сибиряки, но великорусские поселяне-семейские»
Цель: сформировать представление о истоках религиозного течения старообрядцев в республике Бурятия.
Задачи:
Образовательная: Обеспечить освоение учащимися следующих фактов: старообрядчество, раскол, поповцы, беспоповцы. Выявить и осмыслить сущность старообрядческого движения.
Воспитательная: Способствовать формированию толерантного отношения к религии и религиозным людям.
Развивающая: развивать логические способности учащихся, умение выделять главное от второстепенного, строить логические цепочки используя задания, сопоставлять, умение работать в группе;
Оборудоваие:
- компьютер,
- проектор,
- презентация,
- видеоролики
- ватман, где нарисована дорога, солнце, деревья. Вырезанные разноцветные дома
- магниты
- карандаши 3 шт.
- 3 листа распечатанной карты районов Бурятии
- 3 листа, где зашифровано слово
- 3 листа, где написана речь
- листы, где напечатаны районы
- 3 фото женского и мужского костюма,
- 3 листка с названиями одежды
- Книга молитв
- крестик
- женский семейский костюм
- клей
Здравстсвуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста на доску.
Карту какой страны вы видите? (Слайд 1)- России.
А есть ли карта Бурятии?
Как она выглядит? Вы конечно, же ее узнаете среди других (СЛАЙД 2.3) (Слайд 4)
Ребята, Бурятия является многонациональной республикой?
А сколько живут в Бурятии представителей национальностей? более 130 (Слайд 5, клик)
Какие вы знаете?
Это, буряты, татары, эвенки, сойоты, мордовы, якуты, китайцы, русские... и тд.
Я хочу открыть вам один секрет. В Бурятии жили и живут среди нас «беглые русские люди"
Вы спросите кто это такие? И правильно сделаете.
Какие еще вопросы вы бы могли задать?
Где они проживают, как они живут, какие у них обычаи, традиции?
Мы с вами сегодня постараемся ответить на эти вопросы.
Прежде чем начать раскрывать наши вопросы, я хочу быть уверенна, что вы знаете, сколько в Бурятии районов (Слайд 6,) 21
Давайте вспомним какие (Слайд 6, клик)
"Беглые русские», которых еще называли «Не сибиряки, но великорусские поселяне» живут не во всех районах Бурятии.
В каких, мы узнаем, поработав в группах. Посмотрите, у вас лежат на столе названия районов, у каждой группы свои. Прочтите. (Слайд 7)
Обратите внимание, у вас на столах лежит карта районов Бурятии. Найдите свои районы, посмотрите где они находятся, представитель от группы выйдет к экрану и покажет районы, которые изучали.
Бичурского, Мухоршибирского, частично Хоринского, Заиграевского, Селенгинского,Кижингинского, Тарбагатайского районах республики Бурятия
Это районы, где Великие поселяне расселялись крупными группами.
Итак, появились ли мысли, что это за народ, который расселился крупными группами в этих районах? Сейчас в наше время они живут уже везде.
Нет?
А может быть вам подскажет их речь? (Слайд8)
-Ой как сляпни жалють кОнюшку. Он и брыкаеться. Вы уж шибко то не убЯгайте от Яво, браинькие мои, а то порвете янари, прядеться потом всем околотком собирать, а то щянох все растящить
- Слышали где ни будь такой говор?
- О чем здесь говориться?
На ваших столах лежат слова- подумайте и скажите, как они звучат на современном языке (ись ,исьба, , шти) (Слайд 8, клик)
- Ну, теперь вы точно ответите, что это за люди!
Придется разгадать слово (слайд 9) (WСFVЕRМUЕJЙLСGКFИDЕ)
Уберите английские буквы, и вы сразу поймете о ком пойдет речь. Какая команда будет быстрее отгадает- поднимает руки. Карандаши на столе, можно зачеркнуть буквы. (Слайд 9, клик, клик)
И так, вы теперь точно можете сказать, как будет звучать тема нашего классного часа? «Не сибиряки, но великорусские поселяне-семейские»
(Слайд 10) Культура семейских признана ЮНЕСКО «Шедевром устного и нематериального наследия человечества» и вызывает большой интерес у туристов.
А почему в начале урока этот народ я назвала "беглыми русскими"?
Сейчас вам расскажет об этом____________
(Слайд 11)В 1650–60-х годах в России прошла церковная реформа, инициированная патриархом Никоном, и был введен новый порядок богослужений. Изменения должны были приблизить русский православный обряд к обряду греческой церкви. Например, крестный ход, прежде совершаемый по солнцу, стали проводить против солнца.
Для крестного знамения отныне было положено складывать три перста, а не два. (Слайд 11, клик) (символизирует две природы Христа – Бог и человек) в отличие от троеперстия (символизирует Троицу – Отец, Сын и Дух Святой),
Были изменены тексты молитв, книги со старыми текстами сжигали. (Слайд 11, клик) (Показать книгу)
Русская церковь раскололась на два лагеря. Приверженцев старого порядка объявили раскольниками, староверами (Слайд 11, клик)
Само старообрядчество раскололось на два направления: поповцев и беспоповцев. Первые признавали необходимость священников при богослужениях, вторые отрицали всякую возможность существования «истинного духовенства», так как оно, по их мнению, было от антихриста.
Читает_____________
(Слайд 12) Против насаждения нового греческого культа в православии выступили такие фигуры, как Аввакум Петров, (Слайд 12, клик) Павел Коломенский, (Слайд 12, клик) боярыня Федосья Морозова, (Слайд 12, клик), князь Иван Хованский (Слайд 12, клик) и другие.
Против них использовались все средства притеснения, подвергались пыткам, гонениям и преследованиям. Староверы бежали, обосновались на территории Польши Турции, Румынии, Китая, Боливии, Австралии. Заселились в местах Севера России, Поволжья, Сибири, возле Иркутска. Часть двинулась дальше, за Байкал.
Спасибо____________
Здесь сибиряки дали им прозвище- «семейские».
А почему их стали так называть?
Это специально придуманное разговорное слово. Потому что они селились большими семьями- семейно»
(Слайд 13) Как и в любой семье, есть свои игры, и мы с вами сыграем в старинную семейскую игру «В попа»
Вы ставите свои пальцы под руку водящего, протянутую ладонью вниз. я буду произносить слова. На последнем слове водящий пытается схватить рукой чей-нибудь палец. Пойманный за палец ребёнок выходит из игры
Шёл поп через мост,
Поймал рыбу за хвост.
Эта рыбка была Тимофеева жена.
Она умела ворожить,
По копеечке ложить.
Нам копеечку не надо,
А вора поймать нам надо. (играем)
.Старообрядцы любили не только играть, но и петь. Слушаем. (Запуск видео)
Песни чаще всего грустные протяжные, как правило лирические, Из-за своеобразного говора их бывает трудно понять, о чем поется.
Старообрядцы отличались от сибиряков речью, играми, а еще чем?
(Одеждой)
На ваших столах лежат 2 листка- 1 лист -фото костюмов, 2 лист, где написаны названия одежды. (слайд 14)
Вы должны прочитать, понять, обсудить и приклеить правильно, как называется тот или иной атрибут костюма. (Работают. Проверяем) (слайд 15)
Рубаха – главная часть семейского костюма. носили на выпуск. Особенностью ее был покрой ворота. Его разрез располагался не посередине груди, а сбоку, отсюда и название – косоворотка. Косоворотка обязательно подвязывалась пояском.
Штаны с широким шагом-, шаравары собирались у пояса на шнурке. Шить на пояске с застежкой на пуговицу считалось грехом.
Пояс или кушак –. Без него не ходили ни мужчины, ни женщины, ни дети. Считалось, что он оберегает человека от бед и болезней. Отсюда пошло выражение «распоясался», так мы говорим про человека, который ведет себя плохо, безобразничает.
Ичиги– самая распространенная обувь у семейских. Делали их из шкуры рогатого скота. Выделывали, а затем шили. Позже стали шить сапоги. У бурят заимствовали унты.
Сарафан– это платье без рукавов. Женщины одевали сарафан поверх рубахи .Станушка (Пришитой ткани к рубахи.). Снизу сарафана пришивались ленты в три ряда.
Передник или фартуком, а в старину называли запанном. На нем тоже пришивались ленточки... Передник был в старину, словно паспорт женщины. Посмотришь на него – и все узнаешь о хозяйке. Носили передник поверх рубахи или сарафана.
Сбоку к поясу привязывался карман, где хранили деньги, носовой платок
Головной убор. Кичка. Очень важная часть костюма. которая состоит из нескольких предметов: собственно кички, кокошника, позатыльника, пояски и платка.
Замужние женщины прятали волосы под кичку залетали в две косы. Наряд девушек отличался от замужних. Вместо неё девушки носили платки, ленточки, завязанные концами назад, или же ходили без платка, «простоволосые». заплетали одну косу,
Семейские женщины издавна любили наряжаться. Самое любимое украшение - массивные бусы из янтаря. Назывались эти бусы полюбовно - "антари",
Для мужчин семейских характерны были длинные волосы, ношение бороды и усов.
(слайд 16) брить бороду у старообрядцев считалось серьезным грехом.
Таким образом костюм представляет собой целостный ансамбль гармонично согласованных предметов одежды, украшений, обуви, головного убора, прически.
Сегодня старообрядцы носят народные костюмы в основном по праздникам.
Традиционный образ жизни семейских изменила коллективизация. Еще 100 лет назад у старообрядцев было регламентировано буквально все — от сроков сбора грибов, ягод и орехов до дней, когда положено мыть избу снаружи. Немыслимо было представить курящего старовера, который использует одну миску для постного и скоромного. Было строжайше запрещено делить стол с иноверцами. Если в доме все же приходилось принимать гостя не из раскольников, его сажали отдельно и потчевали из «гостевой» посуды. С разговорами к чужакам не пристают, калитки и ворота наглухо закрывают, не оставляя ничего на улице. Сами улицы содержатся в идеальном порядке, а расписные избы по-прежнему безошибочно указывают: здесь живут семейские, где преобладают красный, синий, зеленый, белый, голубой цвета. Дома семейские красят внутри и снаружи и моют два раза в год – в Чистый четверг перед Пасхой и перед Покровом ( Слайд 17)
В доме пол застилается коврами - половиками, ранее посыпался песком. Дом внутри разделялся чаще всего на три части: передний угол, куть и запечье.
Что это за странные места в доме?
Особое место в избах занимал красный угол, в котором размещались иконы.
В семейскую усадьбу входят жилой дом и наземные помещения для скота, амбар, погреба с надстройкой для хранения скоропортящихся продуктов в летнее время, баня Двор был разделен на передний и задний.
Что выходит в передний двор, а что в задний?
В переднем дворе находились дом, тепляк, амбары, завозня, сенник. Заканчивался передний двор воротами на огород.
Задний двор был предназначен для скота, разные животные отгорожены друг от друга изгородями. Тут располагались стайка для коров, сарай для лошадей, овчарни для овец, мерлог – теплый хлев для свиней. В огороде отдельно от пристроек стояла баня. Топилась она обычно по-черному, то есть не имела трубы для выхода дыма, топилась каменкой.
Как вы думаете, а сохранились по сей день такие обычаи, традиции, уклад жизни?
Вот такие они эти «беглые русские», которые жили в каких районах?
Почему их называли семейскими? Какие традиции и обычаи вы запомнили? Что больше всего вас паразило? Что не понраилось?
На доске висит пустая деревня без домов. В зависимости от ваших впечатлений, степени комфортности, познавательности и т.д. выберите красные, оранжевые, жёлтые дома и приклейте их на ватман
.Красный- мне было скучно. Я ничего не узнал
Желтый - я узнал что-то новое. Я слушал учителя. Мне было интересно
Оранжевый –хочу продолжить узнавать на классных часах о семейских, мне есть что рассказать о них.
Обсудить, с каким цветом получилось больше домов на нашей улице, где проживают семейские
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к семинару классных руководителей " Особенности психологического общения классного руководителя с родителями студентов учебной группы"
В презентации представлены: система работы с родителями, стили семейного воспитания, правила эффективного взаимодействия и формы взаимодействия классного руководителя с семьей ...
Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов
Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы раздела ПМ 2. Взаимодействие классного руководителя с родителями /МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя/
заданий Методические рекомендации содержат задания различного уровня сложности: обязательные и дополнительные, а также пояснения к их выполнению....
Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся)
Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю.Раб...
Визитка к конкурсу профессионального мастерства «Самый классный классный»
Визитка педагога к конкурсу классных руководителей «Самый классный классный», самопрезентация конкурсанта -преподавателя русского языка и литературы...
Система работы классного руководителя по формированию классного коллектива. (ФГОС)
Наверное, никто из вас до прихода в школу и не представлял, какая это трудная профессия – быть классным руководителем!Хотя многие скажут, что быть классным руководителем – сплошная р...
Сибиряки космонавты - покровители космоса
Данный методический материял разработан ко Дню космонавтики. В данной раззработке рассказывается о сибирских космотавтах, о их жизни и достижениях....