Доклад Организации проектной деятельности при обучении подростков с ОВЗ
учебно-методический материал
Материал может быть использован при подготовке к реализации проета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklal_metod_proektov.docx | 36.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Новосибирский центр профессионального обучения №2
им. Героя России Ю.М.Наумова»
Доклад
Организация проектной деятельности при профессиональном обучении подростков с ОВЗ
Докладчик: Филиппова М.Н.
преподаватель
Новосибирск
2019 г.
Что такое проект и проектная деятельность?
Проект - «Брошенный вперед», «путь исследования» (греч).
Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия.
Методологическая основа проекта – личностно – деятельный подход.
Метод проектов – это не алгоритм, состоящий из четких этапов, а модель творческого мышления и принятия решений, пример конструктивного взаимодействия в образовательном пространстве.
Метод проектов – способы организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата. Он ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности обучающегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.
Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.
История развития метода проектов
Основоположниками "Метода проектов" являются американский философ и педагог Джон Дьюи и его ученик Уильям Херд Килпатрик - обучение "путём делания ".
В 1905 году под руководством русского педагога Станислава Теофиловича Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
В советской школе предпринимались попытки видоизменить метод проектов, так возник бригадно-лабораторный метод обучения.
В 1931 году в постановлении ЦК партии "О начальной и средней школе" проектный метод подвергся осуждению, и о нём забыли на десятилетия.
Актуальность организации проектной деятельности при профессиональном обучении подростков с ОВЗ
- Обучение самостоятельному, критическому и творческому мышлению.
- Активизация познавательной деятельности обучающихся.
- Развитие способности размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей, делать обоснованные выводы.
- Расширение области познания обучающихся.
- Способность принимать самостоятельные аргументированные решения.
- Развитие индивидуальности каждого участника проекта.
- Приобретение навыков работы в команде, выполняя разные социальные роли.
- Развитие коммуникативности обучающихся.
- Формирование активной жизненной позиции каждого участника проекта.
Деятельность педагога в проектной деятельности
Педагог должен отказаться от своей традиционно доминирующей роли в процессе присвоения обучающимся знаний и стать организатором проектной деятельности.
Выполнение проекта осуществляется по определенному, достаточно сложному алгоритму, и при этом каждый обучающийся может выбрать любую тему проекта - все, что захочет и что сумеет сделать, учитывая свои интересы, наклонности, способности и решая определенную проблему.
Педагогический потенциал проектной деятельности
Образовательный потенциал проектной деятельности
заключается в возможности:
- создания у обучающихся образа цельного знания;
- повышения мотивации обучающихся в получении дополнительных
знаний; - изучения важнейших методов познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации).
Воспитательный потенциал заключается в формировании:
- значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство,
толерантность); - чувства ответственности и самодисциплины;
- способности к методической работе и самоорганизации;
- желания делать свою работу качественно;
Развивающий потенциал проектной деятельности состоит:
- в выявлении исследовательских и творческих способностей личности, способностей к самоопределению и целеполаганию;
- в формировании умений самостоятельно конструировать знания;
- в развитии коммуникативных умений и навыков;
- в развитии способностей ориентироваться в информационном пространстве;
- в умении работать с текстами;
- в формировании навыков анализа и рефлексии;
- в умении представить результат своей работы.
Суть проекта: проблема – план (проект проекта) – исследование (поиск информации) – продукт (результат, выход) – презентация (представление, защита) – рефлексия (анализ проекта) – партфолио.
Проект это 6 П :
- Проблема.
- Проектирование.
- Поиск информации.
- Продукт.
- Презентация.
- Портфолио.
Основные требования к учебному проекту:
- Работа над проектом всегда направлена на разрешения конкретной, социально значимой исследовательской, информационной практической проблемы.
- Выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, т.е., с планирования действий по разрешению проблемы.
- Исследовательская работа обучающихся как обязательное условие любого проекта, заключается в поиске информации.
- Результатом работы над проектом является продукт, презентация продукта и защита самого проекта.
Требования к организации образовательных проектов:
- Проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания обучающихся;
- Работа обучающихся должна быть осмысленной и активной;
- Обучающиеся должны уметь формулировать свои мысли в письменном виде, анализировать поступающую информацию, участвовать в создании новых идей;
- Для взаимодействия обучающихся используется групповая форма работы.
Классификация проектов:
1. Поисковый проект (поисковая деятельность);
2. Исследовательский проект;
3. Творческий проект;
4. Игровой проект (ролевая деятельность);
5. Прикладной (практико-ориентированный) проект;
6. Практико-ориентированный проект.
Поисковый проект
Это проект исследований, в котором основное внимание уделяется генерации идей и сбору информации, помогающей понять проблему.
Исследовательский проект
Имеет четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации.
Исследовательские проекты – одна из наиболее распространённых форм данного вида деятельности.
Творческий проект
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть:
- стенная газета,
- сценарий праздника,
- видеофильм,
- школьный печатный альманах,
- детская конференция и т.д.
Игровой проект (ролевая деятельность)
Требует большой подготовительной работы. Принятие решения происходит в игровой ситуации. Участники выбирают себе определённые роли. Результаты таких проектов часто вырисовываются только к моменту завершения действия.
Прикладной (практико-ориентированный) проект
Практико-ориентированные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует чётко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.
Практико -ориентированный проект
Практико-ориентированные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует чётко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.
По предметно-содержательной области:
- Моно проект (проводятся по одному предмету, выбираются более сложные разделы или темы).
- Межпредметный проект (выполняется во внеурочное время, предполагает большие затраты временных ресурсов).
- Надпредметный проект (внепредметный проект выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки учебной деятельности, носит исследовательский характер).
По характеру координации проекта:
- Непосредственный (жесткий, гибкий).
- Скрытный (неявный, имитирующий участника проекта).
По характеру контактов:
- Внутренние (группа, образовательное учреждение).
- Региональные (город, район, регион).
- Международные.
По количеству участников проекта:
- Индивидуальный.
- Парный.
- Групповой.
- Коллективный.
- Массовый.
Преимущества персональных проектов:
- план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;
- у обучающегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;
- обучающийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии;
- формирование у обучающегося важнейших умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.
Преимущества групповых проектов:
- в проектной группе формируются навыки сотрудничества;
- проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
- на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер;
- в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы.
По продолжительности проекта:
- Длительный (от месяца до нескольких месяцев).
- Средней продолжительности (от недели до месяца).
- Краткосрочные (от урока до нескольких уроков).
Ролевые позиции педагога:
- Проектировщик.
- Консультант.
- Координатор.
- Мастер.
Координатор проекта должен обладать определенными качествами:
- Иметь хорошие организаторские способности.
- Быть методически грамотным.
- Владеть навыками межкультурного общения.
- Уметь устанавливать доверительные, открытые, уважительные отношения с обучающимися.
- Активно сотрудничать в проектной деятельности.
- Уметь работать с большими объемами информации.
- Владеть новейшими телекоммуникационными технологиями.
В качестве координаторов выступают преподаватели спецдисциплин, а также привлекаемые в качестве профессиональных консультантов специалисты в той или иной области знания, которая подлежит изучению в процессе работы над проектом.
Координация и профессиональное консультирование учебных проектов в образовательном пространстве является самоценной профессиональной деятельностью по созданию условий для творческой самореализации обучающегося и рассматривается как модель взаимодействия педагога, консультанта и обучающегося при осуществлении проектной деятельности.
Эффективность проектной деятельности обучающегося напрямую связана с тем, насколько правильно выстроена система взаимосвязей между ним, преподавателем и консультантом, и возможна при следующих условиях:
- Создание творческой среды образовательного учреждения, т.е. пространства деятельности, основной ценностью которого является творчество;
- Наличие системы социальных, культурных, материальных условий, необходимых для самореализации обучающегося в рамках проектной деятельности;
- Создание координационного центра проектной деятельности в образовательном учреждении;
- Разработка комплекса образовательных программ, реализующих учебные проекты;
- Разработка методического сопровождения проектной деятельности обучающихся, направленного на совершенствование учебно-воспитательного процесса.
Структура оформления проекта:
Паспорт, визитка проекта.
- Название проекта.
- Цели, задачи.
- Определение типа проекта.
- Предполагаемые мероприятия проекта.
- Предполагаемый продукт проекта.
Описание этапов проекта.
- Подготовительный.
- Практически-реализующий.
- Заключительный.
Во всех этапах подробное описание проведенных мероприятий со ссылками на приложения. В приложениях размещаются методические рекомендации и фотографии, подтверждающие проведенные мероприятия. При необходимости оформление продукта деятельности (альбом, газета, поделка и т.д.)
Публичная презентация проекта.
Подготовка презентации по проекту и его публичная защита.
Самооценка результатов и собственной деятельности.
Итоговым моментом в работе над проектом будет письменная самооценка участниками проекта: процесса и результата собственной деятельности.
Продукты проектной деятельности:
- видеофильм;
- выставка;
- газета, журнал;
- игра;
- коллекция;
- костюм;
- модель;
- музыкальное произведение;
- мультимедийный продукт;
- оформление кабинета;
- постановка;
- праздник;
- прогноз;
- система школьного самоуправления;
- справочник;
- учебное пособие;
- экскурсия.
Общие подходы к структурированию проекта
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются обучающимися с подачи педагога (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместен "мозговой штурм" с последующим коллективным обсуждением.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
Проект для обучающегося:
- возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;
- деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;
- деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих участников.
Проект для педагога:
- дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Защита (презентация) проекта
Осуществляется путем демонстрации продукта проекта и подготовки выступления, сопровождаемого выступлением с описанием проекта. Данный этап является важным для обучающегося, т.к. он видит, что его работа имеет практический смысл, полезна для окружающих. Это стимулирует обучающегося к дальнейшему саморазвитию.
Параметры оценки проекта
- Значимость и актуальность выдвинутых проблем.
- Корректность используемых методов исследования и обработки получаемых результатов.
- Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.
- Коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте).
- Характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта.
- Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему.
- Привлечение знаний из других областей.
- Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения,выводы.
эстетика оформления результатов проведенного проекта. - Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
Критерии успешности проекта
- Достижение конечного результата.
- Создание активной команды участников проекта, способной продолжить работу в будущем.
- Возможность использования результат проекта другими коллективами.
- Широкое распространение информации о проекте.
- Получение удовольствия от своей деятельности.
Рекомендации при организации проектной деятельности в образовательных учреждениях для лиц с ОВЗ
При организации проектной деятельности для обучающихся с ОВЗ необходимо учитывать возрастные и психолого–физиологические особенности.
Учитывать реальные возможности обучающихся, развития их интеллекта воли, мотивов.
Необходима системность в использовании активных методов, постепенное увеличение степени самостоятельности обучающихся в учебно-познавательной деятельности и уменьшение различных видов педагогической помощи.
- Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь с банальными решениями.
- Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.
- Стремитесь открыть и развить в каждом обучающемся его индивидуальные наклонности и способности.
- Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте обучающимся действовать независимо, Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.
- Помните о главном педагогическом результате – не делайте за обучающегося то, что он может сделать самостоятельно.
- Не сдерживайте инициативы обучающихся.
- Учите действовать обучающихся независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.
- Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.
- Старайтесь обучать умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую обучающимся информацию.
Заключение
Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение. Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливают мотивацию для дальнейшей работы, например, формирует личный интерес к новому знанию, если ситуацию «провала» проекта создала неудачно подобранная информация. Подробная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в микро- и макро-социуме.
Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе гораздо информативнее, чем безликая оценка.
В ГБПОУ НСО Новосибирский центр профессионального обучения №2 им. Героя России Ю.М.Наумова наряду с традиционно сложившимися технологиями организации учебного процесса проводится постоянный поиск новых путей и форм учебной работы. Метод проектов - одна форм, способствующая формированию общих компетенций.
Проведенные исследования теоретических вопросов метода учебных проектов как средства формирования профессиональной компетенции у обучающихся образовательных учреждений показало действенность данного подхода в системе образования.
Литература
1.Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогические технологии, М., 2006.
2. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. М.; Воронеж, 2003.
3. Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. М., 1926.
4. Методический вестник профессионального образования: сб. ст. и метод. разработок учреждений начального и среднего профессионального образования Новгородской области / сост.С.А. Захарова. Великий Новгород, 2011. Вып. 1.
5. Модульно-компетентностный подход и его реализация в профессиональном образовании: материалы межрегиональной научно-практической конференции (12 марта 2011 года) / Отв. ред. Н.В.Горшенина – Оренбург: ГБОУ СПО «ОГК», 2012 – 178 с.
6. Панфилова Л.Г., Матвеева Т.Е., Сапон С.А. Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК): науч.-метод. пособие. Великий Новгород, 2010.
7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М., 2008.
8. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2000
9. Полат Е.С. , Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
10. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. М., 2006.
1. Ястребцева Е.Н. Как рождается проект: Из опыта внедрения методических и организационно-педагогических новвоведений. - М., 1995
12. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 072501 «Дизайн(по отраслям)» № 878 от 25 августа 2010г.
13. «Российское образование – 2020. Модель образования для экономики, основанной на знаниях», С. 37.
14. Теоретические основы проектной деятельности в образовании: Учебное пособие/Сост.: С.Ю. Залуцкая, В.В. Корнилова. – Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2010.- 126 с.
15. Сайт программы «Обучение для будущего»
16.URL: http://kremlin.ru/news/14907
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика организации проектной деятельности
Современный педагогический процесс требует использования инновационных технологий обучения. Ведущее место среди новых педагогических технологий в области профессионального образования занимает сегодня...
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ КАК СПОСОБ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ
Проектная деятельность уже в процессе обучения дает возможность студентам приобретать новые умения и добывать новые знания. Работа над проектом стимулирует творчество обучающихся, побуждает их к самос...
Методическая разработка по теме: «Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся»
Методическая разработка...
Методическая разработка по теме: «Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся»
Методическая разработка...
Организация проектной деятельности обучающихся- как одно из условий компетентностного подхода в обучении
Итоговая аттестационная работа на тему "Организация проектной деятельности обучающихся- как одно из условий компетентностного подхода в обучении"В работе рассмотрены теоретическ...
Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО в условиях реализации ФГОС при изучении ПМ 04 Взаимодействие с родителями (лицами их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации
Статья "Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО в условиях реализации ФГОС при изучении ПМ 04 Взаимодействие с родителями (лицами их заменяющими) и сотрудниками образ...
Методическое пособие для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах "Особенности организации проектной деятельности в образовательной деятельности "Технология"
Данное пособие разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 преподавание в началь...