Доклад Организации проектной деятельности при обучении подростков с ОВЗ
учебно-методический материал

Филиппова Марина Николаевна

Материал может быть использован при подготовке к реализации проета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklal_metod_proektov.docx36.59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Новосибирский центр профессионального обучения №2

им. Героя России Ю.М.Наумова»

Доклад

Организация проектной деятельности при профессиональном обучении подростков с ОВЗ

Докладчик: Филиппова М.Н.

преподаватель

Новосибирск

 2019 г.

Что такое проект и проектная деятельность?

Проект - «Брошенный вперед», «путь исследования» (греч).

Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия.

Методологическая основа проекта – личностно – деятельный подход.

Метод проектов – это не алгоритм, состоящий из четких этапов, а модель творческого мышления и принятия решений, пример конструктивного взаимодействия в образовательном пространстве.

Метод проектов – способы организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата. Он ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности обучающегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.

         Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

История развития метода проектов

Основоположниками "Метода проектов" являются американский философ и педагог Джон Дьюи и его ученик Уильям Херд Килпатрик - обучение "путём делания ".

В 1905 году под руководством русского педагога Станислава Теофиловича Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

В советской школе предпринимались попытки видоизменить метод проектов, так возник бригадно-лабораторный метод обучения.

В 1931 году в постановлении ЦК партии "О начальной и средней школе" проектный метод подвергся осуждению, и о нём забыли на десятилетия.

Актуальность организации проектной деятельности при профессиональном обучении подростков с ОВЗ

  1. Обучение  самостоятельному, критическому и творческому мышлению.
  2. Активизация познавательной деятельности обучающихся.
  3. Развитие способности размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей, делать обоснованные выводы.
  4. Расширение области познания обучающихся.
  5. Способность принимать самостоятельные аргументированные решения.
  6. Развитие индивидуальности каждого участника проекта.
  7. Приобретение навыков работы  в команде, выполняя разные социальные роли.
  8. Развитие коммуникативности обучающихся.
  9. Формирование активной жизненной позиции каждого участника проекта.

Деятельность педагога в проектной деятельности

Педагог должен отказаться от своей традиционно доминирующей роли в процессе присвоения обучающимся знаний и стать организатором проектной деятельности.

Выполнение проекта осуществляется по определенному, достаточно сложному алгоритму, и при этом каждый обучающийся может выбрать любую тему проекта - все, что захочет и что сумеет сделать, учитывая свои интересы, наклонности, способности и решая определенную проблему.

Педагогический потенциал проектной деятельности

Образовательный потенциал проектной деятельности

заключается в возможности:

  • создания у обучающихся образа цельного знания;
  • повышения мотивации обучающихся в получении дополнительных
    знаний;
  • изучения важнейших методов познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации).

Воспитательный потенциал заключается в формировании:

  • значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство,
    толерантность);
  • чувства ответственности и самодисциплины;
  • способности к методической работе и самоорганизации;
  • желания делать свою работу качественно;

Развивающий потенциал проектной деятельности состоит:

  • в выявлении исследовательских и творческих способностей личности, способностей к самоопределению и целеполаганию;
  • в формировании умений самостоятельно конструировать знания;
  • в развитии коммуникативных умений и навыков;
  • в развитии способностей ориентироваться в информационном пространстве;
  • в умении работать с текстами;
  • в формировании навыков анализа и рефлексии;
  • в умении представить результат своей работы.

Суть проекта: проблема – план (проект проекта) – исследование (поиск информации) – продукт (результат, выход) – презентация (представление, защита) – рефлексия (анализ проекта) – партфолио.

Проект это 6 П :

  1. Проблема.
  2. Проектирование.
  3. Поиск информации.
  4. Продукт.
  5. Презентация.
  6. Портфолио.

Основные требования к учебному проекту:

  1. Работа над проектом всегда направлена на разрешения конкретной, социально значимой исследовательской, информационной практической проблемы.
  2. Выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, т.е., с планирования действий по разрешению проблемы.
  3. Исследовательская работа обучающихся как обязательное условие любого проекта, заключается в поиске информации.
  4. Результатом работы над проектом является продукт, презентация продукта и защита самого проекта.

Требования к организации образовательных проектов:

  1. Проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания обучающихся;
  2. Работа обучающихся должна быть осмысленной и активной;
  3. Обучающиеся должны уметь формулировать свои мысли в письменном виде, анализировать поступающую информацию, участвовать в создании новых идей;
  4. Для взаимодействия обучающихся используется групповая форма работы.

        Классификация проектов:

1.​ Поисковый проект (поисковая деятельность);

2.​ Исследовательский проект;

3.​ Творческий проект;

4.​ Игровой проект (ролевая деятельность);

5.​ Прикладной (практико-ориентированный) проект;

6.​ Практико-ориентированный проект.

Поисковый проект

Это проект исследований, в котором основное внимание уделяется генерации идей и сбору информации, помогающей понять проблему.

Исследовательский проект

Имеет четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации.

Исследовательские проекты – одна из наиболее распространённых форм данного вида деятельности.

Творческий проект

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть:

  • стенная газета,
  • сценарий праздника,
  • видеофильм,
  • школьный печатный альманах,
  • детская конференция и т.д.

Игровой проект (ролевая деятельность)

Требует большой подготовительной работы. Принятие решения происходит в игровой ситуации. Участники выбирают себе определённые роли. Результаты таких проектов часто вырисовываются только к моменту завершения действия.

Прикладной (практико-ориентированный) проект

Практико-ориентированные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует чётко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.

Практико -ориентированный проект

Практико-ориентированные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует чётко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.

По предметно-содержательной области:

  1. Моно проект (проводятся по одному предмету, выбираются более сложные разделы или темы).
  2. Межпредметный проект (выполняется во внеурочное время, предполагает большие затраты временных ресурсов).
  3. Надпредметный проект (внепредметный проект выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки учебной деятельности, носит исследовательский характер).

По характеру координации проекта:

  1. Непосредственный (жесткий, гибкий).
  2. Скрытный (неявный, имитирующий участника проекта).

По характеру контактов:

  1. Внутренние (группа, образовательное учреждение).
  2. Региональные (город, район, регион).
  3. Международные.

По количеству участников проекта:

  1. Индивидуальный.
  2. Парный.
  3. Групповой.
  4. Коллективный.
  5. Массовый.

Преимущества персональных проектов: 

  • план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;
  • у обучающегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;
  • обучающийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии;
  • формирование у обучающегося важнейших умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

Преимущества групповых проектов: 

  • в проектной группе формируются навыки сотрудничества;
  • проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
  • на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер;
  • в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы.

По продолжительности проекта:

  1. Длительный (от месяца до нескольких месяцев).
  2. Средней продолжительности (от недели до месяца).
  3. Краткосрочные (от урока до нескольких уроков).

Ролевые позиции педагога:

  1. Проектировщик.
  2. Консультант.
  3. Координатор.
  4. Мастер.

Координатор проекта должен обладать определенными качествами:

  1. Иметь хорошие организаторские способности.
  2. Быть методически грамотным.
  3. Владеть навыками межкультурного общения.
  4. Уметь устанавливать доверительные, открытые, уважительные отношения с обучающимися.
  5. Активно сотрудничать в проектной деятельности.
  6. Уметь работать с большими объемами информации.
  7. Владеть новейшими телекоммуникационными технологиями.

В качестве координаторов выступают преподаватели спецдисциплин, а также привлекаемые в качестве профессиональных консультантов специалисты в той или иной области знания, которая подлежит изучению в процессе работы над проектом.

Координация и профессиональное консультирование учебных проектов в образовательном пространстве является самоценной профессиональной деятельностью по созданию условий для творческой самореализации обучающегося и рассматривается как модель взаимодействия педагога, консультанта и обучающегося при осуществлении проектной деятельности.

Эффективность проектной деятельности обучающегося напрямую связана с тем, насколько правильно выстроена система взаимосвязей между ним, преподавателем и консультантом, и возможна при следующих условиях:

  1. Создание творческой среды образовательного учреждения, т.е. пространства деятельности, основной ценностью которого является творчество;
  2. Наличие системы социальных, культурных, материальных условий, необходимых для самореализации обучающегося в рамках проектной деятельности;
  3. Создание координационного центра проектной деятельности в образовательном учреждении;
  4. Разработка комплекса образовательных программ, реализующих учебные проекты;
  5. Разработка методического сопровождения проектной деятельности обучающихся, направленного на совершенствование учебно-воспитательного процесса.

Структура оформления проекта:

Паспорт, визитка проекта.

  1. Название проекта.
  2. Цели, задачи.
  3. Определение типа проекта.
  4. Предполагаемые мероприятия проекта.
  5. Предполагаемый продукт проекта.

Описание этапов проекта.

  1. Подготовительный.
  2. Практически-реализующий.
  3. Заключительный.

Во всех этапах подробное описание проведенных мероприятий со ссылками на приложения. В приложениях размещаются методические рекомендации и фотографии, подтверждающие проведенные мероприятия. При необходимости оформление продукта деятельности (альбом, газета, поделка и т.д.)

Публичная презентация проекта.

Подготовка презентации по проекту и его публичная защита.

Самооценка результатов и собственной деятельности. 

        Итоговым моментом в работе над проектом будет письменная самооценка участниками проекта: процесса и результата собственной деятельности.

Продукты проектной деятельности:

  • видеофильм;
  • выставка;
  • газета, журнал;
  • игра;
  • коллекция;
  • костюм;
  • модель;
  • музыкальное произведение;
  • мультимедийный продукт;
  • оформление кабинета;
  • постановка;
  • праздник;
  • прогноз;
  • система школьного самоуправления;
  • справочник;
  • учебное пособие;
  • экскурсия.

Общие подходы к структурированию проекта

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются обучающимися с подачи педагога (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместен "мозговой штурм" с последующим коллективным обсуждением.

 3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

Проект для обучающегося:

  • возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;
  • деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;
  • деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих участников.

Проект для педагога:

  • дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Защита (презентация) проекта

Осуществляется путем демонстрации продукта проекта и подготовки выступления, сопровождаемого выступлением с описанием проекта. Данный этап является важным для обучающегося, т.к. он видит, что его работа имеет практический смысл, полезна для окружающих. Это стимулирует обучающегося к дальнейшему саморазвитию.

Параметры оценки проекта

  1. Значимость и актуальность выдвинутых проблем.
  2. Корректность используемых методов исследования и обработки получаемых результатов.
  3. Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.
  4. Коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте).
  5. Характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта.
  6. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему.
  7. Привлечение знаний из других областей.
  8. Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения,выводы.
    эстетика оформления результатов проведенного проекта.
  9. Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

Критерии успешности проекта

  1. Достижение конечного результата.
  2. Создание активной команды участников проекта, способной продолжить работу в будущем.
  3. Возможность использования результат проекта другими коллективами.
  4. Широкое распространение информации о проекте.
  5. Получение удовольствия от своей деятельности.

Рекомендации при организации проектной деятельности в образовательных учреждениях для лиц с ОВЗ

При организации проектной деятельности для обучающихся с ОВЗ необходимо учитывать возрастные и психолого–физиологические особенности.

        Учитывать реальные возможности обучающихся, развития их интеллекта воли, мотивов.

         Необходима системность в использовании активных методов, постепенное увеличение степени самостоятельности обучающихся в учебно-познавательной деятельности и уменьшение различных видов педагогической  помощи.

  1. Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь с банальными решениями.
  2. Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.
  3. Стремитесь открыть и развить в каждом обучающемся его индивидуальные наклонности и способности.
  4. Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте обучающимся действовать независимо, Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.
  5. Помните о главном педагогическом результате – не делайте за обучающегося то, что он может сделать самостоятельно.
  6. Не сдерживайте инициативы обучающихся.
  7. Учите действовать обучающихся независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.
  8. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.
  9. Старайтесь обучать умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую обучающимся информацию.

Заключение

Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение. Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливают мотивацию для дальнейшей работы, например, формирует личный интерес к новому знанию, если ситуацию «провала» проекта создала неудачно подобранная информация. Подробная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в микро- и макро-социуме.

Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе гораздо информативнее, чем безликая оценка.

В ГБПОУ НСО Новосибирский центр профессионального обучения №2 им. Героя России Ю.М.Наумова  наряду с традиционно сложившимися технологиями организации учебного процесса проводится постоянный поиск новых путей и форм учебной работы. Метод проектов - одна форм, способствующая формированию общих компетенций.

Проведенные исследования теоретических вопросов метода учебных проектов как средства формирования профессиональной компетенции у обучающихся образовательных учреждений показало действенность данного подхода в системе образования.

Литература

1.Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогические технологии, М., 2006.

2. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. М.; Воронеж, 2003.

3. Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. М., 1926.

4. Методический вестник профессионального образования: сб. ст. и метод. разработок учреждений начального и среднего профессионального образования Новгородской области / сост.С.А. Захарова. Великий Новгород, 2011. Вып. 1.

5. Модульно-компетентностный подход и его реализация в профессиональном образовании: материалы межрегиональной научно-практической конференции (12 марта 2011 года) / Отв. ред. Н.В.Горшенина – Оренбург: ГБОУ СПО «ОГК», 2012 – 178 с.

6. Панфилова Л.Г., Матвеева Т.Е., Сапон С.А. Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК): науч.-метод. пособие. Великий Новгород, 2010.

7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М., 2008.

8. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2000

9. Полат Е.С. , Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / - М.: Издательский центр «Академия», 2010.

10. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. М., 2006.

1. Ястребцева Е.Н. Как рождается проект: Из опыта внедрения методических и организационно-педагогических новвоведений. - М., 1995

12. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 072501 «Дизайн(по отраслям)» № 878 от 25 августа 2010г.

13. «Российское образование – 2020. Модель образования для экономики, основанной на знаниях», С. 37.

14. Теоретические основы проектной деятельности в образовании: Учебное пособие/Сост.: С.Ю. Залуцкая, В.В. Корнилова. – Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2010.- 126 с.

15. Сайт программы «Обучение для будущего»

16.URL: http://kremlin.ru/news/14907


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика организации проектной деятельности

Современный педагогический процесс требует использования инновационных технологий обучения. Ведущее место среди новых педагогических технологий в области профессионального образования занимает сегодня...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ КАК СПОСОБ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

Проектная деятельность уже в процессе обучения дает возможность студентам приобретать новые умения и добывать новые знания. Работа над проектом стимулирует творчество обучающихся, побуждает их к самос...

Организация проектной деятельности обучающихся- как одно из условий компетентностного подхода в обучении

Итоговая аттестационная  работа на тему "Организация проектной деятельности  обучающихся- как одно из условий компетентностного подхода  в обучении"В работе рассмотрены теоретическ...

Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО в условиях реализации ФГОС при изучении ПМ 04 Взаимодействие с родителями (лицами их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации

Статья "Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО в условиях реализации ФГОС при изучении ПМ 04 Взаимодействие с родителями (лицами их заменяющими) и сотрудниками образ...

Методическое пособие для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах "Особенности организации проектной деятельности в образовательной деятельности "Технология"

Данное пособие разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 преподавание в началь...