Особенности профориентационной работы в младшем школьном возрасте
статья

Одной из приоритетных задач современного образования является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_proforientatsionnoy_raboty.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности профориентационной работы

в младшем школьном возрасте

С    введением    Федерального    Государственного    Образовательного Стандарта второго поколения воспитательный процесс должен строиться на основе развития у школьников психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению. Правильный выбор профессии – один из значимых факторов успешности в жизни человека. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной.

Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов становится в наши дни, как никогда актуальна. С помощью профориентации определяется, что обучающиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития, способностью к самоанализу, уровнем мотивации.

Как отметили Н. Н. Захаров, В. Д. Симоненко, перед обучающимися 1-4 классов не стоит задача непосредственного выбора профессии, но правильно поставленная профориентация обучающихся начальных классов может стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения школьников в старших классах. Как показывают исследования, примерно у 30 % школьников устойчивые профессиональные интересы к выбираемой в будущем профессии сформировались уже в начальных классах [3]. В связи с этим существует необходимость изучения различных аспектов профориентации младших школьников: организация данного процесса в образовательной организации, подбор оптимальных форм и методов, нормативное и методическое обеспечение, критерии и показатели результативности профориентации и др.

Так, при организации профориентационной работы с младшими школьниками, в первую очередь, необходимо учитывать их возрастные психологические особенности. В этот период учебная деятельность является ведущей социальной деятельностью, происходит приобретение теоретических форм мышления. Школьник начинает приобщаться к социальному опыту на уровне не только понимания, но и преобразования. В связи с этим С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев, И. С. Сергеев в профориентации считают необходимой практическую включенность в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой и досуговой деятельности, в ходе которой приобретается ценный опыт проб и ошибок [6].

На ценность периода начального обучения в школе для обогащения личного опыта и развитие психологических ресурсов личности младшего школьников указывает в своих работах О. Ю. Елькина. В этот период осуществляется профориентационная работа, направленная на: расширение представлений о мире профессий и активизацию интереса к нему, становление таких важных качеств будущего субъекта трудовой деятельности, как рефлексивные способности, умение мысленно планировать ход и предвидеть результаты работы, способность самоконтроля и самооценки [2].  

Следует отметить, что большинство педагогов значимую роль в профориентации младших школьников отводят воспитательной работе. Начиная с 1-го класса формируются качества личности необходимые и профессионально важные для всех профессий: трудолюбие, уважение к представителям всех профессий и специальностей, осознание необходимости трудовой деятельности для общества, а также аккуратность, усидчивость, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности, умение организовывать свое рабочее место, выбирать наиболее рациональный способ выполнения задания, работать совместно с другими и т.д. Данная работа осуществляется как в ходе учебного процесса, так и во внеурочной деятельности.

Основные формы знакомства младших школьников с миром профессий – это рассказ, беседа, разные формы встреч с представителями профессий, просмотр видеофильмов, проведение экскурсий и др. О. Ю. Елькина отмечает роль игровой деятельности в познании школьниками окружающего мира и себя.  

Преимущества использования игры в процессе профессиональной ориентации младших школьников обусловлены следующими факторами:

− возможностью детской импровизации, свободы действий ребенка в развитии воображаемой игровой ситуации;  

− самостоятельным принятием ребенком игровой роли, способствующим непринужденному, увлеченному исполнению им трудовых действий, которые вне игровой ситуации не представляют для него никакого интереса;  

− возможностью непринужденного формирования социально и профессионально значимых качеств, связанных с необходимостью быть сдержанным, внимательным, решительным, организованным в процессе проигрывания игровой роли;  

− содействием в формировании адекватной оценки себя и своих возможностей в процессе профессионального самоопределения [1].

С. Ю. Квашина, В. А. Борисейко считают одной из наиболее эффективных форм профориентации младших школьников проектную деятельность. Социальные проекты, по их мнению, могут решить, как образовательные, так и воспитательные задачи, способствуют развитию личности [4].  

Еще одним направлением профориентационной работы в начальных классах является изучение личности школьников, выявление их профориентационно значимых интересов, склонностей, задатков, особенностей. Наиболее распространенный метод изучения школьников – наблюдение, которое имеет определенную цель, проводится по плану, а результаты фиксируются. Применяются также диагностические беседы, опросники, тестирование и др.  

В процессе обучения принципы играют немалую роль. Они формируются в соответствии со спецификой содержания обучения или на основе закономерностей усвоения знаний, умений и навыков. Эти принципы используются и при формировании трудовой культуры.

Основной принцип, которым руководствуются в формировании представлений о профессиях – это принцип политехнизма. Согласно ему, дети на примере конкретных объектов техники, технологических процессов и трудовых приемов изучают общие научно-технологические основания технической деятельности. Принцип научности предполагает глубокое и доказательное раскрытие изучаемого материала, мировоззренческого и эстетического содержания его идей и т. д. Принцип проблемности позволяет использовать проблемы, задания, вопросы, которые необходимо решить ребенку самому. Таким образом, ребенок включается в познавательный процесс и у него проявляется мыслительная активность. Наглядный принцип обусловлен тем, что наглядность – одно из важнейших средств познания окружающего мира. Он помогает включить в познавательный процесс различные органы восприятия, делает процесс обучения более доступным. Принцип активности и сознательности позволяет использовать разнообразные приемы, способствующие возбуждению потребности и интереса к овладению знаний.

 Принцип доступности требует учета возрастных особенностей и недопустимости чрезмерного усложнения информации и перегрузки ей. Принцип систематичности и последовательности обеспечивает последовательное усвоение детьми определенной системы знаний в разных областях науки. Принцип прочности требует глубокой переработки научных знаний и прочного усвоения работы (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.). Принцип алгоритмизации позволяет учащимся осознавать процесс усвоения знаний и владеть приемами учения, вводить в процесс обучения приемы и средства самостоятельной добычи знаний [8].

При формировании интереса к профессиям важно использовать разные методы. Под понятием метод в педагогической практике понимают упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом отмечаются, что способы учебной деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии. Методам воспитания и обучения, от которых зависит немалый успех совместной работы учителя и детей на уроках, в том числе и на уроках технологии, посвящен не один десяток исследований как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания. Но, несмотря на это, методы формирования трудовой культуры в методических пособиях явно невыделены [10].

Есть классификации, в которых сочетаются методы преподавания с соответствующими методами учения: информационно-обобщающие и исполнительские, объяснительные и репродуктивные, инструктивно- практические и частично- поисковые, побуждающие и поисковые (М.И.

Махмутов) [5].

Многообразие методов, предлагаемых в педагогике, дает возможность выбрать из них наиболее приемлемые. По трактовкам многих педагогов, метод обучения - это совместная упорядоченная деятельность педагога и учащегося, направленная на достижение заданной цели обучения. От цели обучения зависит выбор методов обучения [6].

Перовский Н.П., Лордкипанидзе Г.А. предлагают традиционную классификацию методов, их по общему признаку - источник знаний [6].

Методы:

  • практические         методы:         опыты,         упражнения, лабораторные,

учебная практика или практические работы и др.;

  • наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.;
  • словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, дискуссия и
  • др.;
  • игровые методы: дидактические, сюжетные, познавательные
  • игры;
  • творческие         проекты:         интеллектуальные,         материальные,
  • экологические и др.;
  • видеометоды: просмотр, обучение через Интернет, контроль.

Кроме перечисленных традиционных методов обучения имеются еще современные методы, сюда относят проект, имитационные и деловые игры, информационные технологии, дискуссии, тренинги.

Многообразие методов, используемые в педагогике дает широкие возможности в работе, но из всего перечисленного для опытно-поисковой работы мы выделим беседу, как наиболее часто используемый метод в педагогической работе.

Беседа (в психологии) - метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации [7].

Беседа применяется практически на каждом уроке технологии, к какому бы типу он ни относился на уроке-практикуме, уроке — опыте, уроке-экскурсии, кино-уроке. Она нужна, при освоении новой теоретической информации проявил максимум активности по возможности сразу же превратит информацию в знание, поэтому цель метода беседы состоит, главным образом, в активизации умственной деятельности ребенка [11].

В начале урока беседа позволяет ввести учащихся в содержание и задачи темы, в конце " актуализировать знакомый материал, выяснить возможность применения его в новой учебной ситуации, проконтролировать уровень усвоения темы.

Таким образом, суть метода беседы состоит в постановке ряда вопросов, на которые ребенок должен ответить прямо сейчас. Для ответов может быть использован личный опыт ребенка, материал учебника, ряд иллюстраций, меловые эскизы и схемы, нарисованные на доске, образцы изделий и др. [9].

Кроме педагогических методов, разберем какие типы уроков можно использовать при формировании интереса к профессиям.

Типы уроков труда, их цели и задачи.

  1. Урок-практикум. На нем учащиеся, разобравшись в поставленной задаче, самостоятельно практически изготавливают изделие. цель для ребенка - самостоятельное изготовление игрушки.
  2. Урок-опыт. Цель для ребенка-участие в необычной работе, в открытии, а узнавании нового не со слов учителя, а самостоятельно. учитель уточняет ее, приобщает ребенка ко всем этапам исследовательской деятельности. в содержании - объемная теория об исследовании механических свойств материалов.
  3. Урок-экскурсия. Цель-получение новых положительных эмоций, развитие интереса ко всему на свете. Экскурсии в школьную мастерскую (верстак, фанера, металл, работа на сверлильном и токарном станке), в парк для сбора растительных природных материалов.
  4. Кино и видео урок. Цель-получение новых положительных эмоций, развитие интереса ко всему на свете. Кино урок-процесс изготовления бумаги и ткани, использование древесины.

Особое внимание уделим урокам - экскурсиям, слово экскурсия латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними [11, с. 66]. Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы.  

Таким образом можно отметить, что под педагогическими средствами формирования понятий о труде мы понимаем те приемы и способы действия педагога, которые он будет использовать для достижения поставленной цели. В качестве средства формирования понятий о профессиях у детей младшего школьного возраста будет выступать целостный трудовой процесс

Понятия о профессиях у детей младшего школьного возраста можно сформировать несколькими способами:

  • донести до их сознания знания о компонентах труда (мотив, цель, средства, результат): организация труда, поэтапное планирование труда, организация рабочего места.
  • дать общие понятия о технологии (виды, методы и способы работы с различным материалом, а также его свойства и формы): технологический процесс и знакомство с производственным процессом.
  • познакомить детей с трудом взрослых, с профессиями, их видами, взаимосвязи, ценностями труда, значении для жизни человека.

Таким образом, можно выделить следующие особенности профессиональной ориентации младших школьников:

  • значительное место отводится воспитательной работе, направленной на формирование и развитие качеств личности школьников, важных для их дальнейшего профессионального самоопределения;  
  • расширение представлений о мире профессий проводится в разных формах, при этом предпочтение следует отдавать игровым и

практико-ориентированным;  

  • один из основных методов изучения личности младшего школьника – специально организованное наблюдение.  

В результате профориентационной работы, планируемой и реализуемой с учетом выявленных особенностей, у обучающихся начальных классов будут формироваться такие знания и качества личности, которые станут в дальнейшем основой их профессиональной успешности.

Литература:

  1. Аблогина С. Л. Сценарий игры - телепередачи "Человек и профессия. // Классный руководитель № 7. - С. 47-56.  
  2. Архипова         О.         В.         Жизнь         после         уроков:         радость         познания         // Дополнительное образование и воспитание. - 2013. - № 12. - С. 19-21.
  3. Баженова Е. В. Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности "Всему учит детство" // Дополнительное образование и воспитание. - 2013. - № 4. - С. 10-16.
  4. Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность сельских школьников // Народное образование. - 2013. - № 1. - С. 227-233.
  5. Бедарева Т., Грецов А. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. - Спб, 2008. – 321 с.
  6. Безвенюк Н. Н.  Профориентационная работа в начальной школе. // Управление начальной школой№ 10. - С. 57-63
  7. Емельянова, Л. Угадай профессию / Л. Емельянова // Читаем, учимся, играем. - 2006. - № 1. - С. 73-76.
  8. Климова Е.К. Психология успеха. Тренинг личностного и профессионального развития: учебно-методическое пособие — Спб: Речь, 2013. – 177 с.
  9. Попова И. Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование. - 2013. - № 1. - С. 219-226.
  10. Профориентационные игры: практикум по профориентационной работе. Составители: З.В. Горбачева, О.Н. Кащеева, Т.Н. Кузьмина, М.Н. Хахунова /Под ред. И.В. Кузнецовой, канд. пс. наук. Ярославль: Центр «Ресурс», 2004. – 120 с.  
  11. Пряжников Н.С. Методы активизации личного и профессионального самоопределения. - МПСИ, 2002. – 189 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении

В данном материале изложены принцы, система и цель коррекционных занятий с детьми, имеющими трудности в обучении....

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволяют нам правильно выстроить нашу учебно-воспитательную работу в классах. Поэтому каждый учитель должен знать эти особ...

Физиологические особенности организма детей дошкольного и младшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам.

Организм детей первых лет жизни значительно отличается от организма людей более старшего возраста. Уже в первые дни адаптации к жизни вне материнского организма ребёнок должен осваивать самые необходи...

Психофизические особенности развития детей младшего школьного возраста в хореографической работе

Психофизические особенности развития детей младшего школьного возраста в хореографической работе. Методические рекомендации по проведению уроков...

Особенности использования ритмики на занятиях в младшем школьном возрасте

В данной статье описано развитие ритмических способностей ребенка....

Статья по теме "Особенности развития информационных умений через применение ментальных карт в младшем школьном возрасте"

В данной статье рассматриваются особенности присущие, в частности, развитию информационных умений в начальной школе. Данный аспект рассматривается с точки зрения формирования у учащихся младшего школь...