Семинар на тему "Заставим язычок трудиться"
консультация

Петрова Елена Станиславовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_artgimn.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 74

 

                   

Семинар на тему: «Заставим язычок трудиться»

Подготовил: учитель-логопед

                   Петрова Е.С.

Калининград 2021

     Артикуляционная  гимнастика – это комплекс специальных упражнений, помогающих развивать мышцы речевого аппарата. Вводить занятия можно начиная с 2 лет, когда у ребенка возникает потребность в общении, обогащении словарного запаса. Артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет необходима, так как укрепляет мышцы, стимулирует полноценные, правильные движения основными органами, участвующими в говорении. Это щеки, жевательные мышцы, челюсти, кубы и язык. Неверное мнение, что занятия нужны только детям с нарушением речи. В возрасте двух лет начинается активное пополнение словарного запаса малыша. Он учится правильно воспроизводить новые звуки, слова. В два года ребенок не может произносить правильно некоторые звуки ( р, л, ш, щ), что является нормой. Это звуки позднего онтогенеза, А вот звуки раннего онтогенеза ( к, г, х, й ) уже должны присутствовать в речи ребенка. Но к сожалению, в настоящее время встречаются дети у которых эти звуки не сформированы. Причина – инфантильное мягкое небо. Дети не глотают твердую пищу. Также не развиты жевательные мышцы из-за того, что дети не умеют жевать твердую пищу. Создается впечатление, что у детей рот не открывается и они разговаривают с сжатыми зубами. Систематическая артикуляционная гимнастика помогает ребенку раньше освоить сложные звуки, слова, стимулирует говорение

               

Цель упражнений на развитие артикуляции:

   

     - усилить кровообращение в органах, участвующих в говорении;

     - тренировать четкость произношения звуков;

     - развивать гибкость языка, губ, щек, челюстей;

     - подготовить артикуляционный аппарат к произношению отдельных, сложных звуков;

     - обогатить словарный запас детей.

     Если ребенок не умеет говорить в два года, артикуляционные занятия в игровой форме необходимы ему для стимулирования говорения, К трем годам малыш должен овладеть словарным запасом до 700-1000 слов.

     

     Правила проведения артикуляционной гимнастики:

     - использовать небольшое зеркальце;

     - говорить и показывать задания следует медленно, чуть протяжнее, чем в обычной жизни;

     - демонстрировать каждое задание 2-3 раза, после дать малышу возможность попробовать самостоятельно выполнить упражнение;

     - проводить занятия регулярно. Детям  в 2 года через день, далее ежедневно.

     - при достижении хорошего результата можно повышать ритм, выполнять упражнения под счет;

     - каждое упражнение повторять 5-7 раз;

     - средняя продолжительность артикуляционной гимнастики не более 15 минут;

     - проводить занятия нужно через полтора часа после еды или до приема пищи;

     - удерживать позу нужно на протяжении 5-10 секунд.

     - обязательно хвалить за успехи, стимулируя к активной деятельности;

     - обязательно включать в комплекс упражнения на развитие слуха, дыхания, голоса. С них как правило начинаются занятия.

     До начала основной части  проводится разминка: дыхательная, пальчиковые игры, мимические игры;

     - распределить упражнения на неделю, ежедневно показывая новые. Со следующей недели комплекс повторить.

     К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть более четкими и плавными, без синкинезий.

     Если во время занятий язычок у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону и ребенок не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно показать логопеду. Необходимо помнить, что ведущая роль в работе по коррекции нарушений звукопроизношения принадлежит логопеду.

Приемы гимнастики

Эти упражнения активной гимнастики, направленные на статику или динамику, вы легко освоите сами. Каждая поза удерживается 5−7 секунд, повторяется несколько раз.

«Дудочка». Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.

«Заборчик». Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы показать зубки.

Чередование упражнений «Дудочка» и «Заборчик».

 «Злая лошадка». Нужно изображать фырканье лошади. С силой выдыхать воздух ртом, не раскрывая его. При этом губы начнут вибрировать.

 «Лошадка». Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.

«Грибок». Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и удерживается в таком положении.

«Гармошка». Держа язык в положении «грибок» нужно несколько раз открыть/закрыть рот.

«Лопни шарик». Щеки надуваются, затем ребенок должен легонько ударить по ним, чтобы воздух вышел.

«Хомяк». Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.

«Рыбка». Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются.

«Иголка». Узкий язычок высовывается как можно дальше.

«Часики». Приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта.

«Чашечка». С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху.

 «Вкусное варенье». Широким языком облизывается верхняя губа (можно слизывать настоящее варенье).

«Маляр». Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык — малярная кисточка, которой раскрашивается небо.

«Чистим зубки». Кончиком языка нужно провести по верхним, а затем по нижним зубам от одного до другого края.

 «Качели». Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.

«Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять: «Д-Д-Д-». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать.

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного дню охраны труда «Охрана труда – наша жизнь, наше здоровье»

Внеклассное мероприятие для обучающихся образовательных учреждений. Проводится ежегодно в апреле,  посвящается   дню охраны труда....

Сказки о весёлом язычке

Целая картотека сказок о веселом язычке для выполнения артикуляционной гимнастики....

Обучающий семинар на тему: «Охрана труда в угольной промышленности ДНР"

Трудящиеся Донецкой Народной Республики работают в тяжелых и опасных условиях труда, требующих максимальной точности, концентрации внимания и осознания высокой степени персональной ответственности. Ха...

Артикуляционная гимнастика: "Приключения язычка"

Компьютерный вариант сказки подготовлен по книге Е.М.Косиновой «Гимнастика для развития речи», использованы иллюстрации Г.В.Соколова, стихи М. Синициной....

Лекция по «Охране труда» Тема: Основные положения законодательства об охране труда на предприятии. Специфика охраны труда на автотранспортных предприятиях

Лекция по «Охране труда»Тема: Основные положения законодательства об охране труда на предприятии. Специфика охраны труда на автотранспортных предприятиях...