Семинар на тему "Заставим язычок трудиться"
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 74
Семинар на тему: «Заставим язычок трудиться»
Подготовил: учитель-логопед
Петрова Е.С.
Калининград 2021
Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений, помогающих развивать мышцы речевого аппарата. Вводить занятия можно начиная с 2 лет, когда у ребенка возникает потребность в общении, обогащении словарного запаса. Артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет необходима, так как укрепляет мышцы, стимулирует полноценные, правильные движения основными органами, участвующими в говорении. Это щеки, жевательные мышцы, челюсти, кубы и язык. Неверное мнение, что занятия нужны только детям с нарушением речи. В возрасте двух лет начинается активное пополнение словарного запаса малыша. Он учится правильно воспроизводить новые звуки, слова. В два года ребенок не может произносить правильно некоторые звуки ( р, л, ш, щ), что является нормой. Это звуки позднего онтогенеза, А вот звуки раннего онтогенеза ( к, г, х, й ) уже должны присутствовать в речи ребенка. Но к сожалению, в настоящее время встречаются дети у которых эти звуки не сформированы. Причина – инфантильное мягкое небо. Дети не глотают твердую пищу. Также не развиты жевательные мышцы из-за того, что дети не умеют жевать твердую пищу. Создается впечатление, что у детей рот не открывается и они разговаривают с сжатыми зубами. Систематическая артикуляционная гимнастика помогает ребенку раньше освоить сложные звуки, слова, стимулирует говорение
Цель упражнений на развитие артикуляции:
- усилить кровообращение в органах, участвующих в говорении;
- тренировать четкость произношения звуков;
- развивать гибкость языка, губ, щек, челюстей;
- подготовить артикуляционный аппарат к произношению отдельных, сложных звуков;
- обогатить словарный запас детей.
Если ребенок не умеет говорить в два года, артикуляционные занятия в игровой форме необходимы ему для стимулирования говорения, К трем годам малыш должен овладеть словарным запасом до 700-1000 слов.
Правила проведения артикуляционной гимнастики:
- использовать небольшое зеркальце;
- говорить и показывать задания следует медленно, чуть протяжнее, чем в обычной жизни;
- демонстрировать каждое задание 2-3 раза, после дать малышу возможность попробовать самостоятельно выполнить упражнение;
- проводить занятия регулярно. Детям в 2 года через день, далее ежедневно.
- при достижении хорошего результата можно повышать ритм, выполнять упражнения под счет;
- каждое упражнение повторять 5-7 раз;
- средняя продолжительность артикуляционной гимнастики не более 15 минут;
- проводить занятия нужно через полтора часа после еды или до приема пищи;
- удерживать позу нужно на протяжении 5-10 секунд.
- обязательно хвалить за успехи, стимулируя к активной деятельности;
- обязательно включать в комплекс упражнения на развитие слуха, дыхания, голоса. С них как правило начинаются занятия.
До начала основной части проводится разминка: дыхательная, пальчиковые игры, мимические игры;
- распределить упражнения на неделю, ежедневно показывая новые. Со следующей недели комплекс повторить.
К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть более четкими и плавными, без синкинезий.
Если во время занятий язычок у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону и ребенок не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно показать логопеду. Необходимо помнить, что ведущая роль в работе по коррекции нарушений звукопроизношения принадлежит логопеду.
Приемы гимнастики
Эти упражнения активной гимнастики, направленные на статику или динамику, вы легко освоите сами. Каждая поза удерживается 5−7 секунд, повторяется несколько раз.
«Дудочка». Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.
«Заборчик». Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы показать зубки.
Чередование упражнений «Дудочка» и «Заборчик».
«Злая лошадка». Нужно изображать фырканье лошади. С силой выдыхать воздух ртом, не раскрывая его. При этом губы начнут вибрировать.
«Лошадка». Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.
«Грибок». Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и удерживается в таком положении.
«Гармошка». Держа язык в положении «грибок» нужно несколько раз открыть/закрыть рот.
«Лопни шарик». Щеки надуваются, затем ребенок должен легонько ударить по ним, чтобы воздух вышел.
«Хомяк». Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.
«Рыбка». Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются.
«Иголка». Узкий язычок высовывается как можно дальше.
«Часики». Приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта.
«Чашечка». С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху.
«Вкусное варенье». Широким языком облизывается верхняя губа (можно слизывать настоящее варенье).
«Маляр». Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык — малярная кисточка, которой раскрашивается небо.
«Чистим зубки». Кончиком языка нужно провести по верхним, а затем по нижним зубам от одного до другого края.
«Качели». Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.
«Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять: «Д-Д-Д-». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного дню охраны труда «Охрана труда – наша жизнь, наше здоровье»
Внеклассное мероприятие для обучающихся образовательных учреждений. Проводится ежегодно в апреле, посвящается дню охраны труда....
Сказки о весёлом язычке
Целая картотека сказок о веселом язычке для выполнения артикуляционной гимнастики....
Обучающий семинар на тему: «Охрана труда в угольной промышленности ДНР"
Трудящиеся Донецкой Народной Республики работают в тяжелых и опасных условиях труда, требующих максимальной точности, концентрации внимания и осознания высокой степени персональной ответственности. Ха...
Артикуляционная гимнастика: "Приключения язычка"
Компьютерный вариант сказки подготовлен по книге Е.М.Косиновой «Гимнастика для развития речи», использованы иллюстрации Г.В.Соколова, стихи М. Синициной....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей, подготовительной и средней группе «Сказка о весёлом язычке»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21968497","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях/комиссияхВыступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях/комиссиях
Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях/комиссиях...
Лекция по «Охране труда» Тема: Основные положения законодательства об охране труда на предприятии. Специфика охраны труда на автотранспортных предприятиях
Лекция по «Охране труда»Тема: Основные положения законодательства об охране труда на предприятии. Специфика охраны труда на автотранспортных предприятиях...