Артикуляционная гимнастика: "Приключения язычка"
презентация к уроку
Компьютерный вариант сказки подготовлен по книге Е.М.Косиновой «Гимнастика для развития речи», использованы иллюстрации Г.В.Соколова, стихи М. Синициной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika.ppt | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Приключения Язычка Компьютерный вариант сказки подготовлен по книге Е.М. Косиновой «Гимнастика для развития речи», использованы иллюстрации Г.В.Соколова, стихи М. Синициной. Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки [ с ] , [ з ] , [ ш ] , [ ж ] , [ л ] , [ р ] , его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение , без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет артикуляционная гимнастика. Данная сказка поможет ребенку научиться говорить правильно и четко.
Как работать по сказам? 1. Постепенно ребенка познакомить с положением губ и языка с помощью веселых историй. 2. Повторять упражнения по сводной картинке 3. Повторять упражнения при помощи разрезных карточек.
Дополнительные упражнения направлены на развитие: счета, пространственных ориентировок; сравнения предметов уточнение и обогащение лексики; развитие внимания; развитие связной речи;
Жил-был маленький Язычок. У него были друзья: лягушка и слоник . Давай и мы будем превращаться я то в лягушку, то в слоника. Описание упражнения: на «раз» - улыбнуться, показать сомкнутые зубки, удерживать губы в таком положении; на счёт «два» - сомкнутые губки вытянуть вперёд и удерживать в таком положении. Чередовать движения «лягушка - слоник» под счёт «раз-два. Повторить 5-6 раз. Раз - лягушка с толстым брюшком , Два - большой и добрый слон. Ежедневно на опушке, Посадив её в кадушку, Как под душем, ту лягушку Поливал из шланга он. Н. Тегипко ЛЯГУШКА И СЛОНИК
Киска сердится 1.У Язычка была любимая кошечка. Когда киска сердилась, то выгибала и выгибала спинку . Выгляни в окошко- Там увидишь кошку. Кошка спинку выгнула, Зашипела, прыгнула… Рассердилась киска – Не подходите близко.
КИСКА СЕРДИТСЯ 1. Описание упражнения : улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку»выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми, потом до десяти. 2. Киска любила, когда ей гладили спинку. Тогда она переставала сердиться и становилась доброй. Давай погладим киску. Описание упражнения : язык в положении «сердитая киска»; прижать его верхними зубами и «почесать» в направлении от корня языка к кончику. Повторить 5-6 раз.
ПАРУС Возле дома Язычка протекал весёлый ручеёк. Язычок решил сделать лодочку с парусом и отправить её в плавание. Лодочка получилась очень красивая, с розовым парусом. Давай покажем, какой был парус у лодочки. Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми; потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза. Лодочка под парусом по реке плывёт, На прогулку лодочка малышей везёт.
П а р ус Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми; потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза. Знаешь ли ты, что нарисовано на маленьких рисунках?
МАЛЯР Пустил Язычок лодочку в ручеёк, а сам побежал по берегу, чтобы посмотреть, далеко ли она уплывёт. Вдруг Язычок увидел маляра, который ярко-синей краской красил крышу дома. Давай покажем, как маляр крышу красил. Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счёт до восьми. Я сегодня утром встал И посёлок не узнал: Каждый столб и каждый дом Был покрашен маляром. Если хочешь жить, как в сказке, Позови на помощь краски ! Тегипко Задание : пройди по дорожкам и узнай. Какой краской маляр будет красить забор, а какой – крышу ?
ГРИБ Пока Язычок смотрел, как маляр забор красит, лодочка с парусом уплыла далеко-далеко. Бросился Язычок догонять лодочку. Вдруг в траве что-то мелькнуло. Остановился Язычок посмотреть и увидел, что это гриб. Давай покажем, какой гриб увидел Язычок. Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язычок к нёбу, предложите ребёнку медленно пощёлкать языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу.
ГРИБ Под березкой , у дорожки Гриб растет на толстой ножке. Мимо мы пройти не сможем, Гриб в лукошко мы положим. Задание: скажи, как называются грибы? Помоги Язычку собрать только съедобные грибы
Дятел 1.Насобирал Язычок полную корзинку грибов и вдруг слышит: кто-то стучит. Поднял голову вверх - а это дятел сидит на сосне и стучит по стволу клювом. Давай изобразим, как стучит дятел. 2. Потом дятел стал стучать по- другому: « Д -дд, Д-дд…» выделенный звук произносится сильнее). «Постучи» и ты так языком 10-15 секунд. 3.А потом вот так: «дд- Д , дд- Д...». Выполнять 10-15 секунд. Дятел на стволе сидит, Клювом по нему стучит. Стук да стук, стук да стук- Раздаётся громкий звук.
Дятел Задание: помоги дятлу найти всех вредных жуков, которые спрятались под корой дерева
комарик Послушал Язычок, как дятел стучит, и дальше пошел. В ДРУГ КТО – ТО тонко запищал над его ухом, и Язычок почувствовал, что кто- то укусил его за брюшко. «Ах ты, злой, проворный комарик!» - закричал Язычок и стал ловить комара. Давай покажем, как звенел злой комар! Описание упражнения : улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки (альвеолы). Пытаться произнести «дзззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд. Помнить, что комар злой, поэтому нажимать языком на бугорки энергично. Прилетает по ночам, Не дает заснуть он нам: Зло звенит, над ухом вьется, Только в руки не дается
КОМАРИК Задание : догадайся, какой цветок выберет каждая бабочка
ГАРМОШКА Не поймал Язычок комарика и грустный пошёл дальше. Вдруг он услышал весёлые звуки гармошки. «Интересно, кто это играет? Пойду, посмотрю!» - подумал Язычок и побежал на полянку. Видит, заяц на пеньке сидит и на гармошке весёлые песенки наигрывает. Давай и мы сыграем на гармошке. Описание упражнения : улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к небу (смотри упражнение «Гриб» на с. 34). Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка. Повторить 4-5 раз. Ну-ка, рот пошире, крошки. Поиграем на гармошке! Язычок не отпускаем, Только ротик открываем. Раз, два, три, четыре, пять, Нам нетрудно повторять!
Задание : знаешь ли ты, как называются музыкальные инструменты на маленьких картинках? А как называются музыканты, которые играют на нх? Ну-ка, рот пошире, крошки. Поиграем на гармошке! Язычок не отпускаем, Только ротик открываем. Раз, два, три, четыре, пять, Нам нетрудно повторять!
ЗАВЕДИ МОТОР Сыграл зайчик свою весёлую песенку и говорит Язычку: «Помоги мне завести мотор в машине, а я тебе за это дам порулить!» И стал Язычок помогать зайцу мотор заводить. Давай и мы попробуем завести моторчик. Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, поднять язык вверх, с силой ударять кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам) и произносить: « дын - дын-дын...» (сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее). Повторять в течение 5-10 секунд. 2. А теперь давай заведём мотор вот так: « ДЫН - дын, дын ; ДЫН - дын, дын...» (выделенный слог надо произносить сильнее, делая на него ударение). Повторить 4-5 раз. | Помог Язычок зайчику мотор завести, и поехали они к зайчику на огород поливать капусту. По шоссе машина мчит, Во все стороны рычит. За рулем лихой шофёр, «Дын-дын-дын» - гудит мотор. Н. Тегипко '
Заведи мотор Ну, давай поможем зайке: Заведем скорей мотор. И до солнечной лужайки Довезет его шофер. По ухабам серый зайка- «Дынь – дынь – дынь – летит вперед, И успеет на лужайке Прополоть он огород
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика для стенда в логопедическом кабинете
Предлагаю карточки по артикуляционной гимнастике для оформления стенда в зоне над логопедическим зеркалом в кабинете логопеда или в логопедической группе....
Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников. Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика дома"
В этом возрасте очень трудно осуществлять логопедическое воздействие, так как ребенок быстро утомляем, не может ещё в силу возраста выполнять полноценную артикуляционную гимнастику, Детям трудно запом...
Развитие артикуляционной моторики
В пособии представлены упражнения для развития артикуляции....
КАРТОТЕКА АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
КАРТОТЕКААРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ1.«Улыбка»Широка Нева-река,И улыбка широка.Зубки все мои видны –От краев и до десны. Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, ...
Артикуляционная гимнастика. Советы родителям.
Артикуляционная гиманстика. Советы родителям....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей, подготовительной и средней группе «Сказка о весёлом язычке»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21968497","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...