Синтаксические знания младших школьников
презентация к уроку
Презентационные материалы к лекции по методике преподавания русского языка в начальной школе по теме: "Изучение синтаксических понятий". Содержит информацию о необходимых знаниях ученика начальной школы в разделе "Синтаксис" и советы по организации образовательного пространства в классе, связанного с предметными знаниями обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель изучения раздела «Синтаксис» в начальной школе Социальная: научить младших школьников сознательно пользоваться предложением, так как усвоение морфологии, лексики, фонетики и орфографии строится на синтаксической основе Задачи Развивать умение делить поток речи на законченные структурно-смысловые единицы Вычленять предмет мысли Структурно и интонационно оформлять мысль, соединяя слова в предложение
Важность изучения синтаксиса На синтаксическом уровне осуществляется взаимодействие всех разделов языка, так как взаимосвязь лексического значения слова, его морфологических признаков и возможностей ребёнка соединять слова в связную речь проявляется в строе словосочетания, грамотном построении предложения и связного текста. Проведение систематической работы по совершенствованию синтаксических умений способствует повышению уровня орфографической зоркости, речевой подготовки; обеспечивает преемственность начального и среднего звена школы в общей системе обучения русскому языку.
5 направлений в работе над предложением 1. Формирование грамматического понятия «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» 2. Изучение СТРУКТУРЫ предложения (понимание сущности связи слов в словосочетаниях; осознание грамматической основы предложения; понимание роли главных и второстепенных членов предложения, их отличие; прямой и обратный порядок слов; распространённые и нераспространённые предложения)
5 направлений в работе над предложением 3. Формирование умения использовать в своей речи предложения РАЗНЫЕ по цели высказывания и по интонации. Овладение правильным интонированием предложения 4. Развитие умения ТОЧНО употреблять слова в предложении 5. Формирование умения ОФОРМЛЯТЬ предложения в письменной речи (написание заглавной буквы вначале предложения, постановка знаков препинания в конце предложения)
Ступени формирования понятия «Предложение» ( методисты М.Р. Львов, В.Г. Гороцкий, О.В. Сосновская ) Составление высказывания в объёме одного предложения, выяснение его мысли, темы Произнесение предложений с нужными интонациями Деление предложения на слова Упражнения в постановке вопросов к каждому слову в предложении Счёт числа слов в предложении Моделирование схем предложений, составление предложений по предложенным схемам
Работа по изучению «СИНТАКСИСА» начинается с 1 класса При изучении синтаксических единиц предусмотрен цикличный подход с укрупнением материала от 1 к 4 классу Предусмотрена определённая система упражнений для обучения ребёнка синтаксическим умениям, согласно требованиям программы
В 1 классе ребёнок должен знать Речь состоит из предложений, предложения из слов Предложение выражает законченную мысль В 1 классе ребёнок должен уметь Делить свою речь на предложения Выделять основу предложения Устно устанавливать связь слов в небольшом предложении (3 – 4 слова) Интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения Правильно записывать предложения (начало с большой буквы. В конце ( ), отделять предложения друг от друга
Во 2 классе ребёнок должен знать Отличие словосочетания от предложения Особенности главных и второстепенных членов предложения
Во 2 классе ребёнок должен уметь Составлять из слов словосочетания Выделять словосочетания из предложения (постановка вопроса от слова к слову) Составлять из словосочетаний предложение Распознавать границы предложений Определять и оформлять повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения Выделять подлежащее и сказуемое (устанавливать связь с помощью вопросов) Выразительно произносить предложения изученных видов
В 3 классе ребёнок должен знать Отличие словосочетания от предложения. Называть и определять Главные и второстепенные члены предложения (последние только по вопросам, не называя их и не подчёркивая особенно)
В 3 классе ребёнок должен уметь Проводить синтаксический разбор предложения по установленным правилам Устанавливать связь между словами в предложении при помощи вопросов Выделять из предложения словосочетания, не включая сюда подлежащее и сказуемое, которые образуют простое предложение Правильно ставить в конце предложения данного вида
В 4 классе ребёнок должен знать Отличие словосочетания от предложения. Называть и определять Главные и второстепенные члены предложения (последние только по вопросам, не называя их и не подчёркивая особенно) Распространённые и нераспространённые предложения
В 4 классе ребёнок должен уметь Проводить синтаксический разбор предложения по установленным правилам Устанавливать связь между словами в предложении при помощи вопросов Выделять из предложения словосочетания, не включая сюда подлежащее и сказуемое, которые образуют простое предложение Правильно ставить в конце предложения данного вида
Необходимость использования дополнительных материалов Синтаксический разбор предложения представляет для ребёнка в любом классе школы определённые трудности
Составление памятки разных видов разбора Ярко светит осеннее солнце. ПРЕДЛОЖЕНИЕ Главные члены Второстепенные члены ПОДЛЕЖАЩЕЕ СКАЗУЕМОЕ- составляют ОСНОВУ предложения Подлежащее чаще выражено именем существительным; Сказуемое чаще всего выражено глаголом.
Составление памятки разных видов разбора Укажи, какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопро - сительное , побудительное). Укажи, какое это предложение по интона-ции ( восклицательное,невосклицательное ) Выдели главные члены предложения- подлежащее,сказуемое - основу предлож . Определи вид предложения по наличию второстепенных членов предложения ( распространенное,нераспространенное ). Установи с помощью вопросов связь слов в предложении.
Памятка для разбора простого предложения Укажи, какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопро - сительное , побудительное). Укажи, какое это предложение по интона-ции ( восклицательное,невосклицательное ) Выдели главные члены предложения- подлежащее,сказуемое - основу предлож . Определи вид предложения по наличию второстепенных членов предложения ( распространенное,нераспространенное ). Установи с помощью вопросов связь слов в предложении.
Образец рассуждения 1. По цели высказывания предложение - повествовательное. 2. По интонации - невосклицательное. 3. В предложении говорится об облаках. Облака- это подлежащее. 4. Что об облаках сказано? Они затянули. Слово «затянули» - это сказуемое. ОБЛАКА ЗАТЯНУЛИ- главные члены предложения, основа предложения. Облака затянули серое небо
Образец рассуждения 5.Помимо главных членов есть и другие слова, значит предложение распространённое. Второстепенные члены предложения: небо, серые. 6. Облака (какие?) серые. Серые - второстепенный член предложения, поясняет подлежащее. 7. Затянули (что?) небо. Небо - второстепенный член предложения, поясняет сказуемое .
Успехов в работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средства логопедической ритмики для снятия умственного напряжения в процессе обучения младших школьников
Упражнения на развитие общей моторики. Детям младшего школьного возраста в силу психофизиологических особенностей с трудом удается удерживать достаточно высокий уровень умственного напряжен...
«Использование ИКТ в обучении младших школьников»
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требует от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жи...
Проект «Коррекция агрессивного поведения младших школьников»
Данный проект предназначен для работы учителей начальных классов, психологов и социальных педагогов с агрессивными младшими школьниками....
сценарий театрализованного новогоднего представления для младших школьников "Волшебное зеркало Дракона"
Увлекательное приключение новогоднего Шарика,Снеговика, Мороженого, Валенков, Деда Мороза и Снегурочки. С интересными игровыми моментами и весёлыми танцами....
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников
В сборнике представлены материалы по формированию универсальных учебных действий у младших школьников в свете введения стандартов второго поколения.Пособие печатается по итогам проведения районн...
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников
В сборнике представлены материалы по формированию универсальных учебных действий у младших школьников в свете введения стандартов второго поколения.Пособие печатается по итогам проведения районн...
Интеграция исторических и математических знаний при обучении младших школьников
В пособии раскрыты возможности использования исторического материала при обучении младших школьниковна уроках математики. Представлен содержательный материал и организационно-методическое обеспечение,...