Методическая разработка. Методика проведения занятий по лыжной подготовке.
методическая разработка

Методика проведения занятий по лыжной подготовке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_provedeniya_zanyatiy_po_lyzhnoy_podgotovke.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

Основными задачами обучения студентов лыжной подготовке являются: изучение способов передвижения на лыжах; формирова-ние умений и навыков в передвижении на лыжах; развитие у студентов физических, морально-волевых и психологических качеств.

Занятия начинаются с обучения способам передвижения, по-воротам и спускам на лыжах. Двигательные навыки формируются на основе изучения приемов и действий на лыжах, демонстрации этих приемов и воспроизведения их самими обучаемыми. В этот период наблюдаются лишние движения, отсутствие согласованности движений, неуверенность при их выполнении. Чтобы облегчить освоение приемов и действий на лыжах, преподаватель создает соответствующие условия для их разучивания. Заранее готовится площадка и склоны, разучиваются специальные и имитационные упражнения, вырабатывающие двигательный навык.

На последующих этапах обучения приобретенный навык в результате многократного повторения закрепляется. У студентов исчезает скованность, движения становятся более экономными и точными, техника приема приобретает устойчивость.

Для подготовленных студентов большое значение имеет наглядность обучения, т. е. правильный и образцовый показ лыжных приемов и действий, после которого они выполняют их самостоятельно.

Сильный мороз, метель, обильный снегопад могут существенно затруднить проведение занятий. В таких случаях используется метод многократных повторений изучаемого лыжного приема. При неблагоприятных метеоусловиях занятия следует прервать.

Обучение способам передвижения на лыжах имеет три стадии: ознакомление, разучивание и тренировка (совершенствование).

Ознакомление заключается в создании у обучаемого ясного и четкого представления о данном способе передвижения на лыжах. Сначала дается описание способа передвижения, затем его образцовый показ (2 — 3 раза). После этого отмечаются особенности и условия его применения на тренировках и в соревнованиях. При необходимости показ производится в медленном темпе или по частям с кратким объяснением основных положений.

Способы передвижения на лыжах, как правило, разучиваются в целом, по частям и по разделениям, а также с помощью подготовительных упражнений.

На занятиях используются равномерный, переменный, повторный и контрольный методы тренировки. Сначала их проводят в равномерном темпе. Для улучшения качества скоростной выносливости и быстроты применяют переменные и повторные тренировки на заранее подготовленных местах. Чтобы определить уровень подготовленности обучаемых, в процессе приема учебных нормативов организуются контрольные тренировки (прикидки).

Основная часть занятия заканчивается медленной ходьбой с возвращением на лыжную базу.

В заключительной части занятия (до 15 мин) организм приводится в спокойное состояние. Преподаватель подводит итоги занятия, дает указания по поводу лыжного инвентаря, сообщает студентам задачи очередного занятия.

Места для занятий по лыжной подготовке выбирают с учетом содержания урока и степени подготовленности студентов, а также состояния погоды и снежного покрова. Это повышает эффективность обучения, помогает избежать травматизма, поломок лыжного инвентаря.

Площадку готовят на ровном месте или с небольшим уклоном, прокладывая одну или две параллельные лыжни на расстоянии 2,5-3 м друг от друга. Внешняя лыжня прокладывается в виде четырехугольника размером 60 х 30 м с закругленными углами. Внутренняя лыжня — четырехугольник, но с меньшим размером (55 х 25 м). На внутренней лыжне занимаются слабо подготовленные обучаемые. В середине площадки проходит лыжня для преподавателя, на которой он демонстрирует приемы и действия.

Методика проведения занятий

Для разучивания подъемов , спусков, торможений и поворотов выбирается склон со снежным покровом, который необходимо подготовить заранее.

Техника передвижения на лыжах — сложный комплекс действий. В зависимости от состояния лыжни, рельефа местности лыжник применяет тот способ передвижения, который наиболее рационален. Знание техники бега на лыжах необходимо для правильного выбора более совершенной методики обучения и воспитания. Освоение техники заключается в следующих процессах:

- в поддержании высокой работоспособности на дистанции;

- в тактической подготовке (в умении рационально распределять свои силы на заданной дистанции, изменять своевременно ритм и интенсивность бега на лыжах в зависимости от рельефа местности, погодных условий, смазки лыж);

- в технической подготовленности студентов.

Лыжник совершает цикл движений — совокупность последовательных, взаимосвязанных, периодически изменяющихся движе-ний, в результате которых он возвращается к исходному положению.

Ходьба без палок (ступающий шаг и скользящий шаг) является подготовительным упражнением для формирования равновесия тела и улучшения координации движений.

Ходьба с попеременной работой палками — это обычный ход, применяемый в самых разнообразных условиях местности, лыжни и погоды. Он наиболее экономичен и обеспечивает во время движения равномерную нагрузку на все основные группы мышц.

В беге на лыжах применяется несколько видов ходов: обычный, «вперекидку», бесшажный, одношажный, двушажный, коньковый (имеет несколько разновидностей). Для быстрого передвижения на дистанции используют комбинации этих ходов.

Обычный ход (или шаг). Его условно делят на три периода: отталкивание, перенос и скольжение на одной лыже. Каждый период имеет две фазы.

Период отталкивания: первая фаза — подготовка к отталкиванию (сгибается толчковая нога в коленном суставе, и обучаемый скользит на двух лыжах, отрывая каблук ботинка толчковой ноги от лыжи); вторая фаза — активное выпрямление толчковой ноги с переносом массы тела на вытянутую вперед (на выпад) ногу (нога, производящая толчок, выпрямляется, что способствует движению).

Период переноса: первая фаза — подъем ноги вверх (сохраняется одноопорное положение); вторая фаза — маховый вынос ноги вперед.

Период скольжения: первая фаза — свободное скольжение и дальнейший перенос тела на вытянутую вперед ногу; вторая фаза — скольжение на одной лыже с дальнейшим приседанием до полной остановки лыжи для выполнения очередного отталкивания.

Бесшажный ход. Он применяется на участках, где трудно скользить на одной лыже (твердый наст и лед), на раскатанных дорогах и пешеходных тропинках, а также для увеличения скорости на спусках. Цикл бесшажного хода состоит из одновременного толчка палками, скольжения и выноса рук с палками вперед.

Одношажный ход. Он удобен на ровных местах и при передвижении под уклон, на раскатанных участках и хорошем скольжении для увеличения скорости движения и финиширования. Цикл одношажного хода состоит из одного толчка ногой с последующим одновременным толчком двумя палками и скольжением на двух лыжах. Это один из самых быстрых способов бега на лыжах.

Двушажный ход. Он рекомендуется при хорошем скольжении и укатанной лыжне на ровных участках местности для смены работающих мышечных групп, так как позволяет поддерживать высокую скорость движения. Цикл двушажного хода состоит из поочередных скользящих шагов с одновременным толчком палками в момент приставления маховой ноги к опорной.

Лыжный ход «вперекидку». Он является наиболее распространенным способом передвижения. Обучение этому способу ходьбы проводится в следующей последовательности: сначала отрабатывают действия рук на месте, осуществляя маятникообразные движения с палками; затем выполняют упражнения на сочетание движений руками и ногами, стоя на месте, на скольжение по разделениям и под счет.

Совершенствование передвижения «вперекидку» осуществляется на пересеченной местности и в различных условиях. Возможные ошибки (например, чрезмерно высокий вынос палок вперед и далекая их постановка в снег, боковые колебания туловища и слишком короткий шаг) необходимо устранять сразу при их выявлении.

Коньковый ход. Он является одним из самых быстрых и современных ходов на лыжах. Применяется при твердом настиле и хорошем скольжении. Движения лыжника идентичны бегу конькобежца.

Способы подъемов, спусков, поворотов и торможения на лыжах.

При передвижении на лыжах подъемы в гору можно преодолевать прямо, наискось, зигзагом (по направлению), а также обычным шагом, «елочкой», «полуелочкой» и «лесенкой».

При спуске на лыжах с гор, холмов используются различные варианты стоек, которые различаются по высоте расположения туловища; ширине расставления лыж; распределению центра тяжести тела над опорой. Стойка при спуске может быть средней (основной), высокой, низкой, стойкой отдыха (с опорой предплечьями на колени) и стойкой «конькобежца». Эти определения стоек приняты условно, так как степень сгибания ног и наклон туловища могут изменяться на протяжении одного спуска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для проведения занятия по теме: «Социальное поведение и конфликты в обществе»

Методическая разработка семинара по теме: «Социальное поведение и конфликты в обществе» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА КО ДНЮ МАТЕРИ «САМАЯ ПРЕКРАСНАЯ ИЗ ЖЕНЩИН»

Сценарий (методическая разработка) адресован для проведения воспитательных часов,  формированию нравственных ценностей, бережного отношения к женщине, закреплению семейных устоев, особо отметить ...

методическая разработка по проведению занятия для студентов СПО по дисциплине "Основы менеджмента"

Деловая игра для подведения итогов по дисциплине "Основы менеджмента" среди студентов среднего профессионального образовательного учреждения, с указанием методов, целей, методических приемов...

Методика проведения занятий по лыжным гонкам

Лыжный спорт является одним из популярнейших занятий в мире. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных д...

Методическая разработка для проведения занятия по теме «Нереверсивные и реверсивные магнитные пускатели»

Представленный план-сценарий занятия разработан для студентов специальности 13.02.11 "Техническая эксплуатация и обслуживание электрическолго и электромеханического оборудования ( по отраслям). П...

Методическая разработка «Методика проведения практического занятия по теме «Решение генетических задач»»

Данная методическая разработка представляет собой полный урок по биологии, включающий в себя основные этапы урока закрепления и развития знаний, умений и навыков. Материал может быть использован как п...

Методическая разработка Методика проведения занятий по лыжным гонкам

Стратегической задачей развития физической культуры и спорта в России на современном этапе является освоение подрастающим поколением основных ценностей физической и спортивной культуры, обеспечивающее...