Методика разработки тренинга по развитию soft skills
методическая разработка

В презентации представлен материал, необходимый для краткого экскурса в методику разработки тренинга или тренингового занятия для развитяи мягких навыков.

Представлены также варианты упражнений для проведения тренинга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация2.36 МБ
Файл текст к презентации230.1 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ресурсный центр soft skills Гбпоу « пк № 4 СПб» Методика разработки тренинговых программ и занятий по развитию софт-компетенций

Слайд 2

ТРЕНИНГ – ЭТО… Дословном переводе английское train , training означает обучение, воспитание, тренировка, дрессировка, и, по сути, тренинг – это практическая тренировка навыков и умений. Практика занимает 80-90 % занятия и предполагает активное взаимодействие внутри тренинговой группы

Слайд 3

СТРУКТУРА ТРЕНИНГА

Слайд 5

Этап 1. Приветствие ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ТРЕНИНГА Приходить вовремя Отключить мобильный телефон Правило активности Здесь и сейчас Правило круга 1 микрофон Я-высказывания Принцип доброжелательности

Слайд 6

Приветствие по-японски Сбор ожиданий Три предмета … Снежный ком Комплимент Ассоциации Барахолка …

Слайд 7

« Барахолка» ЦЕЛЬ Творческое знакомство участников друг с другом и тренером. ВРЕМЯ 25 минут РАЗМЕР ГРУППЫ До 12 человек РЕСУРСЫ Слайд с предметами. ИНСТРУКЦИЯ Тренер показывает слайд с набором предметов, например такой: Прежде чем мы начнем наш тренинг, взгляните пожалуйста на слайд и выберите один предмет. Когда выберите, напишите в чате плюсик.

Слайд 8

Этап 2. Разминка Разогревы/Ледоколы Распределение

Слайд 9

Этап 3. Основной

Слайд 10

Основные методы Ролевая (деловая) игра От двух минут до часа Основная часть тренинга Мозговые штурмы От десяти минут до получаса Основная часть тренинга Решение кейсов От пятнадцати минут до трёх часов Основная часть тренинга Дискуссионные методы От двадцати минут до часа Основная часть тренинга Игры От пяти минут На любом этапе тренинга Анализ материала (видео, аудио, фото и др.) От двадцати минут до часа Основная часть тренинга

Слайд 11

ЯРМАРКА ИЗОБРЕТЕНИЙ 1 этап – изобретение Придумайте концепцию изобретения или технологии, которой еще нет, и которая помогла бы Вам развивать soft skills (как в рамках тренировки себя, так и других) 2 этап – презентация Расскажите о своем изобретении, как его применять, чем может быть полезно или интересно

Слайд 12

Этап 4. Прощание

Слайд 13

ТРЕНЕРСКАЯ КОПИЛКА https:// hrtime.ru/hrclub_search.php?form_type=search&sid=15&os=0&ot=3&page=3 https ://trepsy.net/ http://trenerskaya.ru/article/view/interesnye-uprazhneniya-dlya-treninga https://uprazhnenie-igra.ru/ https://www.psychologos.ru/articles/view/psihologicheskie-uprazhneniya-dlya-lichnostnyh-treningov https://www.youtube.com/channel/UCRIxTvr9KVug4bNPlD_NeVQ/videos



Предварительный просмотр:

1. Понятие тренинга

2 слайд

По форме проведения тренинг - это групповое занятие для 10-15 человек, которое проводится в течение 3-5 дней, по 6-8 часов с перерывами, и включает: мини-лекцию - участников знакомят с новой информацией; демонстрацию того, что было озвучено в теоретическом блоке; практику – участники разбиваются на небольшие группы и выполняют упражнения и задания тренера; обратную связь – происходит обмен впечатлениями, обсуждается, что было легко, в чем возникали сложности, оценивается работа участников. В дословном переводе английское train, training означает обучение, воспитание, тренировка, дрессировка, и, по сути, тренинг – это практическая тренировка навыков и умений.

  • Тренинг похож на другие формы обучения: курсы, семинар, коучинг, лекция.
  • Но это не синонимы. Это разные виды обучения. В отличие от тренинга, на лекциях и семинарах можно узнать много нового и интересного, но невозможно приобрести умения, как нельзя научиться плавать, наблюдая за плывущими по монитору слайдами. Исходя из этого, тренингу можно дать следующее определение – это занятие по передаче знаний, которые невозможно передать словами.
  • Если вы когда-либо обучались танцам, плаванью, верховой езде — все это можно назвать тренингом… Минимум теории — максимум практики.
  • Обучает на тренингах кто? — да, тренер. Тренер не читает лекции — он показывает, дает упражнения, смотрит, как получается, корректирует: тренирует.
  • Тренинг, обычно, состоит из 10-20% лекции, и 80-90% практики. Объем подаваемой здесь информации ограничен - теории отводится лишь 10-20% времени, и она преподносится в виде инструкций и пояснений, - для того, чтобы осваиваемые навыки применялись правильно и осознанно. Практика занимает 80-90 % занятия и предполагает активное взаимодействие внутри тренинговой группы.

3-4 слайд

"До начала"

Как только участники попадают в пространство, где будет проходить тренинг, действо начинается. Они проникаются атмосферой, настороженно или с восхищением осматриваются, наблюдают за другими. «До начала» создаём то, что будет влиять на результат.

Приветствие

Презентация вас. Рассказ о том,что сейчас будет происходить, о формате, теме. Здесь к вам начинает зарождаться доверие, но не перебарщивайте «с собой». Участники,процесс и результат — главные действующие лица. Перечисление огромного списка заслуг — не сыграет на руку, скорее заставит сомневаться. Не говорите о заслугах, показывайте. Настройка на вас произошло, двигаемся дальше.

Знакомство

Участников друг с другом. Понять, с кем ты находишься, важно. А ещё важно понять, по каким правилам вы играете.

Установка правил

Устанавливать правила может тренер, главное убедиться, что все участники приняли их. Группа также может установить правила сама. Дайте задание, в ходе которого, они придумают правила, регламент и утвердят его. Выбор способа зависит от имеющегося времени и цели.

Ожидание участников

Чтобы отследить результат и скорректировать программу тренинга, мы собираем ожидания участников. Делать это можно также в разных форматах.

Информационный вброс

Позволяет дать пищу для размышлений участникам. Подкрепить словами то, что проверяется на практике. Теория разбивается на порции, сопровождается визуализацией или вашей харизматичной подачей. Задачей является донести теорию максимально эффективно, чтобы она усвоилась.

Практика

Основа. Приобретение навыков происходит через упражнения. Потрогать, почувствовать, пощупать — это всё позволяет и лучше осознать теорию, и проверить свой опыт, и получить новый. Упражнения бывает совершенно разной направленности: навыковые, разогревающие, снимающие напряжение. В тренинге может быть всего три упражнения, одно из которых будет базовым и позволит достигнуть результата. А может быть череда упражнений, после которых участники будут рефлексировать, делать для себя мини-открытия.

Рефлексия

Осознание процесса. Что только что произошло со мной, с группой. Как повлияло упражнение, что именно я понял, что чувствую. Уделять ей внимание важно для отслеживания результата и понимания приобретаемого опыта.

Завершение

Мы резюмируем то, что происходило, возвращаемся к ожиданиям участников, чтобы отследить образовательный эффект. Не только рефлексируем, но и просим обратную связь. Оценка образовательного эффекта, то, что получили участники процесса — важно для улучшения тренерских компетенций. Подводя итог, мы ставим точку, многоточие, даём пищу для размышлений участникам.

 «Барахолка»

ЦЕЛЬ

Творческое знакомство участников друг с другом и тренером.

ВРЕМЯ

25 минут

РАЗМЕР ГРУППЫ

До 12 человек

РЕСУРСЫ

Слайд с предметами.

ИНСТРУКЦИЯ

Тренер показывает слайд с набором предметов, например такой:

Прежде чем мы начнем наш тренинг, взгляните пожалуйста на слайд и выберите один предмет. Когда выберите, напишите в чате плюсик.

https://trainingtechnology.ru/wp-content/uploads/2020/09/4-baraholka-01-1024x724.jpg

Готовы? Сейчас я буду давать каждому из вас по очереди слово. Вы называете свое имя и выбранный предмет. А далее начинается игра в ассоциации – вы отвечаете на три вопроса:

Почему я выбрал этот предмет?

Какое отношение этот выбор имеет ко мне?

Какое отношение этот предмет имеет к теме обучения? Не ограничивайте свою фантазию, чем смелее будет связь, тем интереснее.

Отвечая на эти вопросы и слушая ответы других, участники получают первое впечатление друг о друге

ВАРИАНТ ПРОВЕДЕНИЯ

Вы можете показать слайд с предметами и попросить участников найти выбрать предмет, который можно ассоциировать с темой тренинга. Дать им время подумать и затем провести опрос.

«Три предмета»

ЦЕЛЬ

Упражнение на знакомство, которое позволяет участникам узнать друг о друге немного больше.

ВРЕМЯ

15 минут

РАЗМЕР ГРУППЫ

До 12 человек

РЕСУРСЫ

Слайд с тремя предметами

ИНСТРУКЦИЯ

Тренер показывает участникам слайд с тремя предметами. Например, с такими:

https://trainingtechnology.ru/wp-content/uploads/2020/09/1-tri-predmeta-01.png

Предлагаю познакомиться. Сейчас каждому, по очереди нужно будет представляются: назвать свое имя, найти и представить группе связь между собой и каждым из трех предметов на слайде. Давайте я начну, чтобы показать пример. Итак, меня зовут «Имярек».

Я люблю ездить на авто летом, за городом, по проселочным дорогам с открытыми окнами. Иногда, когда я еду на дачу, я специально выбираю путь подлиннее.

Я очень не люблю опаздывать, поэтому на встречи я часто приезжаю заранее.

У меня есть футболки со всеми цветами с третей фотографии.

Смысл понятен? Тогда, начинаем по очереди представляться.

2. Структура тренинга

Вступление.

Знакомство участников друг с другом и с тренером. Сначала вы рассказываете о себе, затем каждый участник коротко презентует себя.  Этот этап необходим для создания доверительной атмосферы в группе. Введение регламента и правил тренинга.  Эти меры позволят вам предупредить возможные нежелательные действия участников и заранее договориться о важных организационных моментах. Сбор ожиданий участников. Это необходимо для того, чтобы вы более точно понимали запрос вашей группы и могли заранее понять, на каких вопросах стоит остановиться более подробно.

2.1. Правила тренинга

Приходить вовремя

Приходите вовремя после перерывов, а лучше за несколько минут до окончания. К началу тренинга желательно приходить за 10-15 минут.

Отключить мобильный телефон

Желательно, чтобы все участники выключили телефоны либо поставили их на беззвучный режим. В случае необходимости ответить на звонок участник тихо молча покидает аудиторию и также молча возвращается, стараясь не отвлекать своих коллег.

Правило активности

Все участник принимают активное участие в обсуждениях, выполнении заданий. Предупредите участников, что от выполнения упражнений отказаться нельзя и все в любом случае попробуют свои силы.

Здесь и сейчас

Во время работы участники обсуждают только те вопросы, которые значимы именно в данный промежуток времени. Мы стараемся не вспоминать то, что было когда-то давно и не заглядывать далеко в будущее. Это правило помогает обсуждать действительно актуальные вопросы и не тратить время на пустые рассуждения.

Правило круга

Это правило актуально для тех тренингов, в которых каким-то образом затрагиваются личные темы. Оно означает, что участники обещают друг другу, что информация, озвученная во время тренинга, не будет вынесена за его пределы. Тренер также обещает, что не будет озвучивать информацию о каком-либо участнике.

1 микрофон

Этим правилом мы напоминаем участникам, что перебивать друг друга, даже при обсуждении очень интересной темы, недопустимо.

Я-высказывания

Это правило призывает участников высказывать свое личное мнение, выражая его во фразах, которые начинаются со слов «я думаю…», «я считаю…», «мне это не понятно…». Старайтесь не использовать обобщенные высказывания: «все знают…», «никому не нравится…», «все согласны…»

Принцип доброжелательности

Это правило означает, что мы относимся к другим участникам доброжелательно и уважительно, стараемся их поддержать и помочь. Все слова критики необходимо выражать в корректной форме, а также не забывать озвучивать достоинства других участников.

Перечисленные правила для участников тренинга являются одними из самых популярных и часто используемых. Не обязательно использовать их все, вы можете выбрать те, которые являются для вас приоритетными.  Однако, не стоит пропускать этап установления правил вообще, так как они помогают предотвращать различные сложные или неприятные ситуации, такие как опоздания, отказы от выполнения заданий или постоянные звонки по телефону. Особенно важно уделять внимание правилам при работе с большими аудиториями, для того чтобы изначально задать правильный формат общения, который обеспечит вам комфортную работу.

Разминка.

Не затягивайте. Данный этап проходит быстро, обычно он занимает меньше, чем 30 минут. Этот этап не стоит затягивать долгими и подробными упражнениями на знакомство, так как это не целесообразно. Однако и пропускать его не стоит, иначе ваша группа будет дольше «включаться» в процесс и вам придется иметь дело с неактивной аудиторией.

Разминка (видео) «Цвет и слова»

Теория.

Теория в совокупности не должна занимать более 40% тренинга. В противном случае тренинг превратится в семинар, а это совершенно другая форма обучения, которая не способствует формированию практических навыков у участников.

Теория должна быть разбита на части и подаваться участникам порционно. Такая форма подачи информации способствует легкому запоминанию и, кроме того, меньше утомляет участников.

Исключите все сложные термины, понятия, схемы или постарайтесь их заменить на более простые. Главная задача тренинга – не рассказать теорию, а сформировать у участников практические навыки.

Визуальное сопровождение.  Продублируйте ключевые моменты в презентации, раздаточном материале, схемах на флипчарте. Информация, выраженная в простых символах и коротких тезисах, запоминается легче и остается в памяти более долгое время.

Старайтесь дать участникам только то, что они реально смогут освоить в течение тренинга. Часто тренеру хочется рассказать группе как можно больше разных интересных, «вкусных» подробностей. Однако, часто нет времени на их отработку, или группа не готова применить данные знания на практике, а это означает, что вы тратите время, которое могли бы уделить отработке практических навыков.

Практика

Этот этап должен занимать до 60% тренинга и являться основным. Практические упражнения должны следовать за каждым блоком теории и показывать, как она реализуется на практике.

Упражнения должны быть понятны для участников и носить практическую направленность. Заранее подготовьте список кейсов, которые будут описывать самые частые сложные ситуации из практики ваших сотрудников.

Старайтесь не мешать участникам. Не договаривайте за них презентацию, не подсказывайте в отработке возражений. Если вы будете вмешиваться часто, то участники не будут стараться, зная, что вы все сделаете сами.

Выстраивайте тренинг так, чтобы участники получили максимальное количество обратной связи о себе. На основе этой информации они смогут взглянуть на себя более объективно, понять свои преимущества и зоны развития. Один самых эффективных способов – использование видеокамеры в упражнениях, которая всегда производит сильное впечатление на участников и является мощным толчком к профессиональному росту.

Заранее пропишите все инструкции к упражнениям – это поможет вам сэкономить время на разъяснение задания и избежать недопониманий.

Завершающий этап.

На этом этапе вы резюмируете все полученные знания и навыки. Это необходимо для того, чтобы участники еще раз вспомнили все пройденные темы и вспомнили ключевые моменты. Также вы можете опросить, что было самым важным и значимым для самих участников. Проговаривание того, что запомнилось, опять же помогает участникам резюмировать полученное, а тренер понимает, что было для них самым важным (это будет полезно для следующего тренинга).

Не забудьте вернуться к ожиданиям участников. По итогу тренинга вы должны ответить на все вопросы, которые были в начале дня. Когда участники видят, что в течение дня вы обсудили все важные моменты, которые казались очень сложными в начале дня, они ощущают удовлетворение и ощущение того, что обучение прошло плодотворно.

Правильно выстроенная структура тренинга — это основа эффективного обучения. Тренинги, правильные с точки зрения структуры, более легкие для восприятия участников, информация подается логично и последовательно. Это облегчает процесс, уменьшает сопротивление участников и делает группу более вовлеченной.

4. МЕТОДЫ ТРЕНИНГА

Ролевая игра (и её разновидность – деловая игра)

Как выглядит: участники делятся на пары или на тройки и отыгрывают ту или иную ситуацию. Например, разговор начальника в подчинённым.

Зачем нужно: ролевые игры используются для двух задач – во-первых, отработать приёмы, изучаемые в ходе тренинга; во-вторых, оценить уровень участников (используется обычно в самом начале тренинга, при чём один человек в паре, как правило, тренер).

Время: от двух минут до часа.

Мозговые штурмы в мини-группах

Как выглядит: большая группа разбивается на мини-группы, и каждая мини-группа выполняет то или иное задание. Например, составить список всех возражений клиентов. Или прописать слабые стороны продукта, который продаёт компания, заказавшая тренинг. Или наоборот – сильные стороны.

Зачем нужно: задача мозгового штурма в мини-группах – создать материал, который потом будет использоваться в дальнейшей работе.

Время: от десяти минут до получаса.

Решение кейсов (правильнее говорить – решение задач, но термин «кейс» уже устоялся)

Как выглядит: кейс – это ситуация, в которой нужно найти эффективное решение. Группа может решать один кейс на всех. Можно разбить группу на мини-группы и дать им разные кейсы. Кейс может быть записан на бумаге, рассказан устно, показан на видео. Главное, чтобы были обозначены важные условия и дана чёткая команда – какой результат обсуждается.

Зачем нужно: решение кейсов – это уже тренировка, попытка применения того материала, который давался на тренинге. Либо – что бывает реже – способ заинтересовать группу материалом. Если дать кейс в начале тренинга и группа не справится, что велик шанс вызвать у них интерес к способам решения такой задачи.

Время: от пятнадцати минут до трёх часов.

Групповые обсуждения

Как выглядит: тренер даёт группе тему для разговора, как правило, через вопрос («Как вы думаете, почему мужчина должен платить за девушку в ресторане?», «Кто решил, что клиент всегда прав?», «Как правильно уволить сотрудника?» и пр.). Если вопрос «попадает» в болевую точку группы, очень быстро разгорается богатейший спор.

Зачем нужно: во-первых, групповые обсуждения позволяют людям высказаться и услышать других (если, конечно, тренер следит за цивилизованностью дискуссии). В результате такой дискуссии люди приходят к общему мнению или, хотя бы, лучше понимают позиции друг друга. Во-вторых, групповое обсуждение используется для обучения приёмам продуктивной дискуссии. Сначала эти приёмы разбираются, потом люди начинают дискутировать, используя приёмы.

Время: от двадцати минут до часа.

Общегрупповая игра

Как выглядит: увлекательный процесс (обычно с правилами и сюжетом), в котором участвуют все члены группы (иногда в командах, иногда индивидуально). Самая известная общегрупповая игра – «Воздушный шар». Вся группа играет роль путешественников, решающих, что нужно выбросить из корзины падающего воздушного шара, чтобы спастись от катастрофы.

Зачем нужно: игры для тренинга позволяют отработать сразу целый комплекс приёмов, изученных на тренинге. Другой вариант применения игры – подведение группы к выводам, нужным тренеру. Достаточно сыграть в тот же «Ворздушный шар», чтобы убедиться воочию – неспособность договориться приводит к краху. Наконец, общегрупповая игра – это просто интересно.

Время: от пятнадцати минут до трёх часов.

Мини-лекция

Как выглядит: обыкновенная лекция, только короткая.

Зачем нужно: всё-таки тренинг – это обучение. Обучение без передачи информации возможно далеко не всегда. В ходе мини-лекции тренер передаёт участникам тренинга самые главные знания по теме.

Время: от пяти до двадцати минут.

Просмотр видео

Как выглядит: тренер показывает отрывок из художественного, документального или учебного фильма и комментирует происходящее на экране.

Зачем нужно: фактически, это мини-лекция, просто формат другой. Просмотр видео чаще интереснее, чем простая мини-лекция, поэтому многие тренера стремятся вставить в тренинги отрывки из разных фильмов. Это всегда обогащает тренинг, делает его ярче.

Время: от пяти до двадцати минут.

Съёмки на видео и анализ поведения

Как выглядит: тренер снимает на видео работу участника или участников (например, во время выступления перед всей группой). Затем видео запускается на большой экран, тренер комментирует поведение участника (участников), указывая на ошибки и находки.

Зачем нужно: увидеть себя на экране – уже интересно. При анализе видео заметно больше, и выводы – ярче. Человек лучше понимает свои ошибки и свои сильные стороны и, как результат, серьёзно изменяет свое поведение. Способ очень эффективный, но по времени – очень затратный. Так что хорошо работает только в маленьких группах.

Время: от двадцати минут до часа. 

Индивидуальная работа

Как выглядит: участники получают какое-либо задание и выполняют его самостоятельно, без сотрудничества с другими участниками. Что может быть индивидуальным заданием – заполнение текста, написание текста, формулировка цели, составление списка и т.п.

Зачем нужно: как правило, это подготовка материала для следующего шага в тренинге. Заполнили тест – что-то узнали про себя, учимся узнавать про других. Составили список – выбираем самое важно и начинаем отрабатывать. И так далее.

Время: от пяти до пятнадцати минут.

Полезные ссылки (в копилку тренера)

https://hrtime.ru/stati/keysy-i-zadaniia-dlia-otsenki-peregovornykh-navykov/ 

https://trepsy.net/ 

http://trenerskaya.ru/article/view/interesnye-uprazhneniya-dlya-treninga 

https://uprazhnenie-igra.ru/ 

https://www.psychologos.ru/articles/view/psihologicheskie-uprazhneniya-dlya-lichnostnyh-treningov 

https://www.youtube.com/channel/UCRIxTvr9KVug4bNPlD_NeVQ/videos 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг на развитие творческих способностей и креативности, как одна из форм воспитательной работы с учащимися

Данный тренинг поможет преподавателям в развитии творческого потенциала учащихся...

Тематическое занятие с элементами тренинга для развития коммуникативных умений у подростков.

Цели и задачи занятия:Повышение самооценки, познание своего внутреннего мира.Используемые методы и техники:Групповая дискуссия, игровые методы (ситуационно - ролевые, организационно – деятельностные)....

Методическая разработка тренинга «Разрешения конфликтов»

В настоящее время во всем мире изменилась ситуация развития детства. Напряженные социальные, экономические, демографические, экологические проблемы обусловливают нарастание негативных тенденций в стан...

ПРОГРАММА тренинга по развития коммуникативной и перцептивной компетентности подростков

Отношения с товарищами находится в центре жизни подростка и старшеклассника, во многом определяя все остальные стороны их поведения и деятельности. Для этого необходимо специальное обучение коммуникат...

Развитие навыков активного слушания как soft skills обучающихся в ОДОД СПО

В методической разработке предлагаются материалы для проведения занятий в ОДОД СПО по развитию навыков soft skills (в частности, активного слушания)....

Окружной форум ХМАО-Югры "SOFT SKILLS"

Окружной форум ХМАО-Югры "SOFT SKILLS"...

Неделя общественных наук (Психологический тренинг «Soft skills)

7 февраля в Луганском колледже технологий торговых процессов и кулинарного мастерства в рамках предметной Недели общественных наук прошел психологический тренинг «Soft skills. Гибкие навыки...