Профессиональное самоопределение
рабочая программа
Поиск новых форм профессиональной ориентации выпускников – актуальная задача преемственности традиций профессионального искусства.
Профессиональная ориентация (от фран. orientation – установка) – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о профессии: её психофизических характеристиках, востребованности на рынке труда.
Сделать правильный выбор профессии – это значит найти профессию, которая интересна и привлекательна, имеет спрос на рынке труда, доступна и посильна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
forma_4_proforientatsiya.docx | 24.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ
ИМЕНИ М. И. ГЛИНКИ»
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
«____» ___________2017 г.
ПРОГРАММА
по профориентации,
профессиональному самоопределению
Составитель О.Н. Гричановская, преподаватель предметно-цикловой комиссии «Фортепиано»
высшая квалификационная категория по должности "преподаватель"
Смоленск
2021
Поиск новых форм профессиональной ориентации выпускников – актуальная задача преемственности традиций профессионального искусства.
Профессиональная ориентация (от фран. orientation – установка) – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о профессии: её психофизических характеристиках, востребованности на рынке труда.
Сделать правильный выбор профессии – это значит найти профессию, которая интересна и привлекательна, имеет спрос на рынке труда, доступна и посильна.
Проблема востребованности на рынке труда молодых педагогических кадров стоит очень остро, что решает вопрос трудоустройства выпускников средних и высших учебных заведений. Таким образом, для успешного решения задач по профориентации учащихся необходимо:
помочь разобраться в содержании профессии педагога-музыканта, определить привлекательные стороны этой профессии;
научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами, научить анализировать свои возможности и способности;
сформировать положительное отношение к своему труду.
Основными направлениями профориентационной работы в являются:
- профессиональная информация;
- профессиональное воспитание;
- профессиональная консультация.
Профессиональная информация включает в себя сведения о профессии, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для выбора этой профессии, о системе учебных заведений и путях её получения, о потребностях общества в кадрах.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов учащихся. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить уровень своих музыкальных склонностей и способностей.
Профессиональное консультирование – изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация носит индивидуальный характер.
Цель профориентационной работы:
- Создание условий эффективного обучения и развития обучающихся для дальнейшего получения профессионального образования в сфере искусства и трудоустройство по профилю полученной специальности.
Задачи:
- Развитие и воспитание личности, способной к творческой самореализации.
- Оказание студенту профессиональной поддержки и психологической помощи в самоопределении и выборе будущей профессии.
- Поиск новых форм профессиональной ориентации выпускников.
Для успешного решения задач по профориентации учащихся необходимо:
- помочь разобраться в содержании профессии педагога-музыканта, определить привлекательные стороны этой профессии;
- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами, научить анализировать свои возможности и способности;
- сформировать положительное отношение к своему труду.
В Смоленском областном музыкальном училище имени М.И.Глинки на протяжении многих лет проводится работа по профориентации выпускников. Это прежде всего концерты преподавателей и студентов музыкального училища в училище, консультации кураторов, их беседы с родителями, работа преподавателей в жюри школьных, городских конкурсов, родительские собрания учащихся с приглашением заместителя директора, преподавателей музыкального училища.
Одним из важных направлений профессиональной ориентации учащихся являются также различные конкурсы и фестивали, участвуя в которых студенты имеют возможность пообщаться друг с другом, послушать выступления, увидеть себя в будущей профессии, а также посещение мастер-классов ведущих музыкантов, творческие встречи с выпускниками училища.
Чтобы результат профориентационной работы в училище был устойчивым и более эффективным, она должна быть систематической и идти по четырём направлениям:
информационная работа в училище,
работа с педагогами,
работа с родителями,
работа со студентами.
Критерии и показатели эффективности профориентационной работы.
Достаточная информация о профессии и путях её получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии студент не сможет сделать обоснованного выбора. Показателем достаточности информации является ясное представление им требований профессии к человеку, потребности общества к данному специалисту.
Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности профессии в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая активность ученика по получению необходимой информации о будущей профессии, пробы своих сил в конкретной области деятельности.
Уверенность ученика в социальной значимости труда, сформированное отношение к труду как к жизненной ценности.
Степень самопознания студента. Обоснованность выбора профессии будет зависить от того, насколько глубоко ученик сможет изучить свои профессионально важные качества.
Наличие у студента обоснованного профессионального плана. Обоснованность профессионального выбора считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности.
План работы:
№ | мероприятие | сроки |
1 | Посещение мастер-классов. | октябрь-ноябрь |
2 | Концерт камерной музыки. | декабрь |
3 | Творческие встречи с выпускниками училища. | январь |
4 | Конкурс по концертмейстерскому мастерству. | март |
5 | Конкурс по ансамблевому исполнительству. | апрель |
6 | Академические концерты. | апрель |
7 | Отчетный концерт студентов и преподавателей. | май-июнь |
8 | Государственная итоговая аттестация. Концерт выпускников. | июнь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Достижение профессионального мастерства как личностный результат профессионального самоопределения в рамках реализации проекта "Путь к успеху"
Идея эффективного взаимодействия педагогов, обучающихся, раюотодателей, родителей....
Статья на тему: «Профессиональная подготовка – путь к профессиональному самоопределению»
Статья на тему:«Профессиональная подготовка – путь к профессиональному самоопределению»...
Организация и проведение профессиональных проб как одно из направлений профессионального самоопределения обучающихся
Организация и проведение профессиональных проб как одно из направлений профессионального самоопределения обучающихся Федерального Государственного бюджетного профессионального образовательного учрежде...
« Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение воспитанников с ОВЗ (опыт ,проблемы, переспективы)»
Подготовка подрастающего поколения к жизни, к труду – задача первостепенной важности.Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной ...
Профессиональное самоопределение школьников как одно из условий подготовки специалистов с компетенциями цифровой экономики в разрезе системы среднего профессионального образования
XII ежегодная межрегиональная научно-практическая конференция «Региональные направления цифрового развития», круглый стол «Кадры для цифровой экономики»...
Презентация "Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения лиц с инвалидностью и ОВЗ в процессе профессионального образования"
Презентация содержит описании технологии сопровождение профессионального самоопределения лиц с инвалидностью и ОВЗ в процесс профессионального образования, реализуемой в организации СПО...
Доклад на заседание цикловой комиссии на тему: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования воспитания и раннего профессионального самоопределения обучающихся в условиях ГОС СПО ЛНР»
В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирае...