Методические рекомендации к практическим работам по Литературе
методическая разработка
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕСИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕЛГОРОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙКОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОУД.02 «ЛИТЕРАТУРА»
по специальности
08.02.06 «Строительство и эксплуатация городских путей сообщения».
Белгород, 2018 г.
Одобрено предметно- цикловой комиссией общих гуманитарных, социально-экономических и общеобразовательных дисциплин | Разработано на основе рабочей программы ОУД 02 «Литература» по специальности 08.02.06 «Строительство и эксплуатация городских путей сообщения». |
Протокол № _ от «__» _____ 20___ г. Председатель предметно- цикловой комиссии ________________ | Заместитель директора по учебно- методической работе ______________Петрова Н.В. «___»____________ 201_ г. |
Составитель:
Горкушина Н.И., преподаватель ОГАПОУ «БСК»
СОДЕРЖАНИЕ.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.
3. ПРИЛОЖЕНИЕ. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.
4. ЛИТЕРАТУРА.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Комплект практических работ по дисциплине "Литература " предназначен для студентов по специальности 08.02.06 «Строительство и эксплуатация городских путей сообщения».
Практические работы по указанной дисциплине проводятся в ходе осуществления учебного процесса и направлены на закрепление теоретического материала. Комплект практических работ по учебной дисциплине «Литература» составлен в соответствии с Государственными требованиями по изучаемому предмету и может быть рекомендован для преподавания дисциплины в областном государственном автономном профессиональном образовательном учреждении «Белгородский строительный колледж» и других профильных учебных заведениях, для опубликования в специализированных изданиях. Время выполнения каждой работы 2 академических часа.
Содержание практических работ по учебной дисциплине позволяет:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
- Согласно учебному плану по данной учебной дисциплине.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.
№ п/п | Наименование | Кол-во часов |
1 | Практическое занятие № 1. Сочинение по творчеству И.С. Тургенева | 2 |
2 | Практическое занятие № 2. Сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского | 2 |
3 | Практическое занятие № 3. Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого | 2 |
4 | Практическое занятие № 4. Сочинение по творчеству А.А. Блока | 2 |
5 | Практическое занятие № 5. Сочинение по творчеству В.В. Маяковского | 2 |
6 | Практическое занятие № 6. Сочинение по творчеству С.А. Есенина | 2 |
7 | Практическое занятие № 7. Сочинение по творчеству М. Горького | 2 |
8 | Практическое занятие № 8. Сочинение по творчеству М.А. Булгакова | 2 |
9 | Практическое занятие № 9. Сочинение по творчеству А.Т, Твардовского | 2 |
Итого: | 18 ч. |
3. ПРИЛОЖЕНИЕ. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.
Практическое занятие № 1. Сочинение по творчеству И.С. Тургенева
Темы сочинения (на выбор):
1.Почему Тургенев назвал Базарова "трагическим лицом"?
2.Мое первое знакомство с Базаровым и окончательное мнение о нем.
3.В чем я не согласен с Базаровым?
Учебная цель: учиться логически строить композицию сочинения, его стиль
Оснащение занятия: компьютер, ЖК телевизор, интернет
Время выполнения 2 часа
Теоретические сведения
Требования к сочинению:
- Содержание сочинения должно точно соответствовать выбранной теме.
- Сочинение должно быть основано на знании текста.
- Сочинение должно демонстрировать знание всех произведений школьной программы по выбранной теме.
- В сочинении вы должны показать строгое и точное знание литературоведческой терминологии, которая вами используется. Если вы приводите термин, не имеющий в науке однозначного определения (например, символ), следует специально оговорить, что вы под ним понимаете.
- В сочинении не должно быть фактических ошибок: нельзя путать и изменять имена персонажей (не Екатерина или Катя, героиня драмы Островского "Гроза", а Катерина; не Андрей - у Толстого, в "Войне и мире", а князь Андрей), нельзя путать события, их время и место, художественные детали и подробности, недопустимы ошибки в цитировании, в датировке и т.д.
- Содержание сочинения должно иметь строго упорядоченную и хорошо прослеживаемую логику. Обязательно должны сохраняться основные элементы композиции сочинения: вступление ("вход в тему"), основная часть (главные мысли и их доказательство), заключение (итоги по теме, выводы, "выход" из темы).
- Все ваши мысли (идеи, тезисы, положения и т.д.) должны быть доказаны. Единственным аргументом является художественный текст. Ссылки на черновики, варианты произведений, дневники писателей, мемуарную литературу, а также литературоведческие труды и критику считаются сопутствующим материалом.
- Цитаты должны быть абсолютно точными и правильно оформленными.
- Стиль сочинения должен быть единым. Необходимо соответствие стиля и содержания сочинения.
- Избегайте фамильярности в отношении авторов, о которых идет речь: нельзя называть писателей "Львом Николаевичем" (о Толстом), "Мариной Ивановной" (о Цветаевой), "Николаем Васильевичем" (о Гоголе) и т.п.: речь идет не о ваших соседях по лестничной клетке, а об авторах художественных произведений, и соблюдение читательской этики здесь обязательно!
- Наличие эпиграфа не является обязательным требованием к сочинению.
Обратите внимание! Работая над сочинением, в том числе и над анализом эпизода, составляйте план рассуждений. Проблемный план предпочтительней, так как позволяет сразу сформулировать проблемные вопросы, развернутые и доказательные ответы на которые составят основную часть вашей работы.
Виды тем по литературе. Чтобы справиться с сочинением, нужно знать, какие бывают виды тем и как работать над темой того или иного вида.
Итак, различают следующие виды тем:
- проблемные,
- сопоставительные,
- обзорные,
- темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя,
- анализ литературного произведения (лирики, драмы, эпических произведений),
- анализ эпизода,
- сочинение по цитате,
- смешанные,
- свободные.
Проблемные темы - те, основным содержанием которых становится постановка вопросов (проблем) научного, эстетического или этического характера. В формулировку таких тем зачастую входит сам термин "проблема". Например: "Проблема прошлого, настоящего и будущего в поэме Н.Гоголя "Мертвые души";"Трагизм сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина";"Устроит ли героев Достоевского счастье героев Толстого?" Если формулировка такой темы начинается со слова "проблема", то саму работу над темой начинайте с объяснения этого понятия. В таких темах нужно не отвечать на вопросы, а задавать их, ища при этом обязательного соответствия с теми вопросами, которые задаются авторами или продиктованы временем. Эти темы требуют обязательной строгой логичности изложения.
Сопоставительные темы - то есть предполагающие сравнение (сопоставление) двух и более объектов по признакам, определенным формулировкой. В формулировку таких тем обычно включается несколько объектов, соединенных союзом "и". Например,отец и сын Кирсановы в романе И.Тургенева "Отцы и дети". В сопоставительной теме равное внимание должно быть уделено всем объектам исследования, заявленным в формулировке. Сравнительные темы обязательно предполагают строгую последовательность изложения и наличие обязательных общих выводов и умозаключений, вытекающих из сравнения.
Обзорные темы отличаются широким охватом материала; нередко они предполагают только его описание или репродуктивное изложение (грубо говоря, пересказ). Иногда содержание таких тем составляет рассмотрение изменений объекта с течением времени (в рамках различных культурных эпох). В этом случае в тему включаются сопоставительные элементы. Например, образ Петербурга в русской лирике серебряного века", "Изображение войны в книге Л.Толстого "Война и мир»,"Темное царство" в драме А.Островского "Гроза","Москва и москвичи в изображении М.Булгакова". Эти темы предполагают не столько глубину проработки материала, сколько ширину его охвата и умение видеть объект "сверху", разом отмечая все его основные особенности в их развитии. Требуется также приводить большое количество примеров из текста и уметь их сопоставлять.
О различных видах литературного анализа мы уже начали говорить и продолжим далее в нашем курсе.
Темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя предполагают хорошее знание литературоведческих понятий и отработанные навыки "обращения" с ними: вы должны уметь характеризовать литературных героев, анализировать художественные описания (пейзаж, портрет, интерьер), видеть особенности авторского повествования, разбираться в композиции произведения и т.д. Главное, вы должны уметь видеть эстетическую и идейную ценность этих элементов художественного произведения, составляющих его творческую уникальность; ваша задача - показать своеобразие авторского художественного видения путем анализа тех его аспектов, по которым сформулирована тема. Примеры подобных тем: «Мастерство Л.Толстого в изображении истории,»Мастерство И.Тургенева-пейзажиста в "Записках охотника», «Мастерство реалистического изображения жизни в рассказах А.Чехова».
Сочинения по цитате: здесь важно выявить тему цитируемого высказывания, сформулировать проблемный вопрос, "спрятанный" в цитате, и назвать те его аспекты, на которых вы собираетесь подробно остановиться в сочинении; если цитата взята из анализируемого произведения, это нужно указать; если цитата предполагает свободный выбор произведений, их круг нужно очертить во вступлении к сочинению (перечислить и кратко охарактеризовать согласно теме и проблеме цитаты), при этом нужно показать умение правильно отбирать произведения для анализа.
Безусловно, б́ольшая часть тем сочетает в себе элементы различных видов - и описательность (обзорность), и проблемность, и литературный анализ текста, и сопоставительность и поэтому предполагает разносторонний подход. Темы, в которых сочетаются разные подходы к произведению, являются смешанными. И здесь вам нужно самостоятельно определить, какой подход - обзорный, проблемный, аналитический или другой - вы изберете как ведущий.
Свободные темы предполагают широкую по содержанию формулировку, не "привязанную" к какой-либо литературной эпохе, автору или произведению. Они зачастую опираются на житейский опыт человека, но следует помнить, что экзамен вы будете сдавать не по философии и не по "житейскому опыту", а по литературе, поэтому материалом свободной темы следует выбирать именно литературные произведения, выводя при этом рассуждения за рамки чистого литературоведения, так как свободные темы в большей степени, чем все другие, допускают или даже приветствуют ваше личностное отношение к тем или иным проблемам. Здесь требуется умение жестко отобрать материал анализа, отсечь лишнее, чтобы не уйти от темы, не упустить необходимого, чтобы тема не была раскрыта поверхностно.
Методические рекомендации:
Как писать сочинение
1. Обдумай формулировку темы, выяви ее идейный смысл.
2. Определи главные вопросы, отвечающие теме.
3. Сформулируй ведущие пункты плана.
4. Подбери черновой материал к сочинению.
5. Составь устное сочинение.
6. Составь черновик сочинения (или частей его).
7. Тщательно переработай написанное (под руководством учителя).
Последовательность работы над сочинением
Схематически эта последовательность может быть изложена таким образом:
1. Вдуматься в тему, осмыслить ее границы, с тем, чтобы раскрыть ее в сочинении.
2. Собрать и систематизировать материал.
3. Построить сочинение в определенной композиционной форме, правильно и своеобразно выразить свои мысли.
4. Внести исправления, улучшить написанное.
Сочинение должно иметь строго продуманную трехчастную структуру: вступление, основная часть, заключение. Учтите некоторые рекомендации:
Вступление: чтобы эта часть получилась удачной, сформулируйте в ней те проблемные ВОПРОСЫ, на которые можно в принципе ответить в рамках вашей темы, и, выбрав из них один-два, на которые будете отвечать в сочинении, обоснуйте свой выбор. Также приведите термины, которые вам понадобятся для ответа на эти вопросы, и приведите их определение, свидетельствующее о вашем понимании этих терминов. Не бойтесь вопросительных знаков, смело формулируйте вопросительные предложения. Иногда во вступлении кратко характеризуется эпоха создания произведения или само произведение, если тема сочинения предполагает анализ какого-то отдельного его аспекта.
Основная часть: главное ее содержание - это развернутый и доказательный ответ на те вопросы, которые вы сформулировали во вступлении. Вы убеждаете читателя вашей работы в том, что вопросы вы поставили правильно и правильно их решаете. По объему эта часть самая большая.
Заключение: задача этой части – подведение итогов в рамках ваших рассуждений во второй части по тем проблемным вопросам, которые вы сформулировали во вступлении. Вы должны обобщить ваши выводы, используя при этом ключевые слова или термины, входящие в формулировку выбранной темы: если в ней были слова "проблема", "композиция". "образ", "пейзаж" и т.д., повторите их в заключительных выводах. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму - от вопросительной к утвердительной.
Практическое занятие № 2. Сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского
Темы сочинения (на выбор):
1.Петербург Достоевского.
2.Тема “маленького человека” на страницах романов Достоевского
3.В чем был прав и в чем заблуждался Раскольников?
Учебная цель: учиться логически строить композицию сочинения, его стиль
Оснащение занятия: компьютер, ЖК телевизор, интернет
Время выполнения 2 часа
Теоретические сведения, методические рекомендации см. практическая работа №1.
Практическое занятие № 3. Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого
Темы сочинения (на выбор):
1.Красота истинная и ложная.
2."Мысль народная" в романе “Война и мир”.
3.Почему Пьера и князя Андрея можно назвать лучшими людьми их времени?
Учебная цель: учиться логически строить композицию сочинения, его стиль
Оснащение занятия: компьютер, ЖК телевизор, интернет
Время выполнения 2 часа
Теоретические сведения, методические рекомендации см. практическая работа №1.
Практическое занятие № 4. Сочинение по творчеству А.А. Блока
Темы сочинения (на выбор):
1.Патриотическая тема в творчестве А.А.Блока.
2.Изображение революции в поэме “12”.
3.Любовная лирика в творчестве А.Блока.
Учебная цель: учиться логически строить композицию сочинения, его стиль
Оснащение занятия: компьютер, ЖК телевизор, интернет
Время выполнения 2 часа
Теоретические сведения, методические рекомендации см. практическая работа №1.
Практическое занятие № 5. Сочинение по творчеству В.В. Маяковского
Темы сочинения (на выбор):
1.Революция в поэмах Маяковского и Блока
2.Сатира Маяковского, ее значение в жизни и творчестве поэта.
3.“Пою мое Отечество, республику мою!”.
Учебная цель: учиться логически строить композицию сочинения, его стиль
Оснащение занятия: компьютер, ЖК телевизор, интернет
Время выполнения 2 часа
Теоретические сведения, методические рекомендации см. практическая работа №1.
Практическое занятие № 6. Сочинение по творчеству С.А. Есенина
Темы сочинения (на выбор):
1.Патриотическая тема в творчестве Есенина.
2.Любовная лирика в творчестве С. Есенина.
3.Октябрьская революция в произведениях Есенина
Учебная цель: учиться логически строить композицию сочинения, его стиль
Оснащение занятия: компьютер, ЖК телевизор, интернет
Время выполнения 2 часа
Теоретические сведения, методические рекомендации см. практическая работа №1.
Практическое занятие № 7. Сочинение по творчеству М. Горького
Темы сочинения (на выбор):
1.Герои ранних рассказов М Горького
2.Споры о человеке в пьесе М Горького «На дне»
3.Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне»
Учебная цель: учиться логически строить композицию сочинения, его стиль
Оснащение занятия: компьютер, ЖК телевизор, интернет
Время выполнения 2 часа
Теоретические сведения, методические рекомендации см. практическая работа №1.
Практическое занятие № 8. Сочинение по творчеству М.А. Булгакова
Темы сочинения (на выбор):
1.Добро и зло в романе “Мастер и Маргарита”.
2.Три мира в романе “Мастер и Маргарита”.
3.Любовная тема в “Мастере и Маргарите”.
Учебная цель: учиться логически строить композицию сочинения, его стиль
Оснащение занятия: компьютер, ЖК телевизор, интернет
Время выполнения 2 часа
Теоретические сведения, методические рекомендации см. практическая работа №1.
Практическое занятие № 9. Сочинение по творчеству А.Т, Твардовского
Темы сочинения (на выбор)
1.Трагизм судьбы героев поэмы А.Твардовского “Дом у дороги”.
2.Летопись жизни страны в поэме “За далью - даль”.
3.Нравственные проблемы произведения А.Твардовского “По праву памяти”.
Критерии оценки:
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинения и изложения учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического стоя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических
Оценка | Основные критерии оценки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). | Допускается: 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибки, или 4 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. | Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в IV классе — 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационных ошибки), а также 4 грамматические ошибки. |
«2» | 1. Работа не соответствует теме. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
«1» | В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. | Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок. |
Литература:
1.Задунова Т.С. Искусство писать сочинение// М.: Дрофа, 2012.
2.Собольцева Н. Сочинение без проблем /http://www.detvora74.ru/
3.Филиппова Н.А. К разговору о сочинениях в школе М., ''Просвещение'', 2013.
4.Айзерман Л.С. Сочинение о сочинениях. М.,2013.
5.Айзерман Л.С. Школьник пишет сочинение. М.,2013.
6.Геймбух Е.Ю. Сочинение: Просто? Сложно? Попробуй написать. М., 2012.
7.Как работать над сочинением//Методическое пособие к письменному экзамену по русскому языку и литературе. Саратов, 2012.
8.Китаев Н.Н. Критерии оценки ученических сочинений. М.,2011.
9.Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. М., Просвещение, 2014.
10.Орлов Б.А. Как писать сочинения по литературе. Пособие для учащихся 8 класса. М., Просвещение, 1977.
11.Пожилова Л.В., Сафиуллин Я.Г. Как работать над сочинением. Казань, 2012.
12.Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. Волгоград, 2011..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к практическим работам
Данные методические рекомендации содержат теоретический и практический материал для самостоятельного изучения отдельных тем алгебры и математического анализа , помогут студ...
Методические рекомендации к практическим работам
Данные методические рекомендации содержат теоретический и практический материал для самостоятельного изучения отдельных тем алгебры и математического анализа, помогут студентам 1-2 курса СПО, обучающи...
Методические рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис по профессиональному модулю «Организация обслуживания гостей в процессе проживания» МДК.03.02 «Анимационные услуги»
Методические рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по специальности 43.02.11 Гостиничный сервиспо профессиональному модулю «Организация обслужив...
Методические рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис по профессиональному модулю «Организация обслуживания гостей в процессе проживания» МДК.03.03 ЭКСКУРСИОННО-ТРАНСПОРТНО
Методические рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по специальности 43.02.11 Гостиничный сервиспо профессиональному модулю «Организа...
Методические рекомендации к практическим работам по русскому языку и литературе
В методических указаниях чётко сформулирована тема, порядок выполлнения, представлены задания, рекомнедуемые для контроля знаний после проведения практической работы. Целью данного методического пособ...
Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства"
Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства"...
Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства", профессия "Контролер банка"
Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства", профессия "Контролер банка"...