Искусство Древней Греции. Архаика и Классика.
план-конспект занятия
Период больших сдвигов в экономике – появление денег. Социальном строе – формируется греческое рабовладельческое общество и государство - рабовладельческая республика (у власти не единоличный правитель, как на Востоке, а – аристократическая верхушка). Там где побеждал демос (земледельцы, ремесленники, торговцы) утверждалась демократическая республика.
Страна делится на области или города-государства – полисы. Но нет борьбы из-за торговых связей и военных столкновений с другими народами, рабов иноземцев. Между полисами присутствует сознание единства греческого мира.
Общегреческое значение имеют святилища, особенно храм Зевса в Олимпии, где с 776 г. до н.э. проводятся олимпийские игры.
Период расцвета Греции начался после блестящей победы в Греко-персидской войне (500 – 449 гг.). Греки стали хозяевами Восточного Средиземноморья, в их руки попала огромная добыча и масса пленных.
Одним из важнейших результатов греко-персидских войн явилось возвышение Афин.
Подъем экономической и политической жизни Греции в 5 в. сопровождался расцветом культуры, центром которой стали Афины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Искусство Древней Греции. Архаика и Классика | 704.09 КБ |
Предварительный просмотр:
АРХАИКА (VIII - VI ВВ. ДО Н.Э. ).
Архаический период: 7 – 6 вв. до н.э.
Период больших сдвигов в экономике – появление денег. Социальном строе – формируется греческое рабовладельческое общество и государство - рабовладельческая республика (у власти не единоличный правитель, как на Востоке, а – аристократическая верхушка). Там где побеждал демос (земледельцы, ремесленники, торговцы) утверждалась демократическая республика.
Страна делится на области или города-государства – полисы. Но нет борьбы из-за торговых связей и военных столкновений с другими народами, рабов иноземцев. Между полисами присутствует сознание единства греческого мира.
Общегреческое значение имеют святилища, особенно храм Зевса в Олимпии, где с 776 г. до н.э. проводятся олимпийские игры.
Архитектура
В 7 в. стремительно растут города и расширяется строительство. Появляются монументальные постройки из камня-известняка. В основном это храмы, которые являлись не только культовыми, но и общественными зданиями.
В 7 в. вырабатываются различные типы здания:
самый простой – храм в антах (берет корни в микенском мегароне). Колонны между торцами боковых стен – антами.
Простиль – 4 колонны на фасаде, расположены впереди антов.
Амфипростиль – колонны на переднем и заднем фасадах.
Периптер – колонны по всему периметру храма. Чаще всего на фасаде 6 колонн (гексастильный периптер). Самый распространенный тип храма.
Диптер – два ряда колонн окружают храм.
Помещение храма (целла) делится на 3 части:
- переднее – пронаос – служит преддверием;
- центральное – наос, самое обширное;
- опистодом – для хранения доров, со входом с заднего фасада.
Элементы ордерной системы:
- цокольная часть, трехступенчатая (стилобат);
- колонна (база, ствол, капитель);
- антаблемент (состоит из архитрава (балка), фриза и карниза) – перекрывающая часть сооружения.
- фронтон треугольной формы, образованный двумя скатами крыш.
Сложились 2 основных ордера – дорический (простота и мужественность форм) и ионический (легкость, стройность, изящество, относительно большая декоративность).
В дорическом ордере колонны не имели баз.
Величайший расцвет классики 5 – 4 вв. не был бы возможен без больших достижений периода архаики.
По всей Греции сооружается множество храмов особенно в 6 в. Повсюду переходят к возведению храмов из камня.
Храмы украшались скульптурой (фронтон, фриз, метопы).
Труднейшая задача – размещение многофигурной композиции в треугольном поле фронтона.
Храм Геры (I) в Пестуме. 6 в. до н.э.
Необычайно широкий главный фасад. Форма колонн своеобразна – верхний диаметр значительно уже нижнего, громоздкие капители имеют большой вынос.
Нечетное кол-во колонн, основное помещение, разделенное рядом колонн на две части (нефа) – типично архаические признаки.
Из памятников ионического ордера не дошел до нас ни один в таком состоянии, чтобы можно было рассматривать в целом виде.
Храм Геры в Олимпии (Герайон). кон. 7 - нач. 6 вв. до н.э.
Переход от архаики к классике (кон. 6 – нач. 5 в.)
Храм Геры (II) в Пестуме. Колонны еще тяжеловаты, но форма уже более близка к классической.
Храм Афины (Афайи) на острове Эгина.
Изобразительное искусство
Изобразительное искусство (7 – 6 вв.)архаики заложило основу будущего расцвета классического искусства, сыгравшего столь значительную роль в развитии мировой художественной культуры.
В этот период все виды искусства получают быстрое развитие.
Поиски формы, выражающей идеал прекрасного, сильного, здорового телом и духом гражданина полиса. Творческие усилия направлены на овладение правильным построением фигуры, пластической анатомией, передачей движения. Последнее – наиболее трудно. Полная иллюзия движения будет только в сер. 5 в.
Большое влияние оказало иск – во Египта и Месопотамии. Например, от более совершенного ассирийского – заимствовали композицию, трактовку одежды и прически.
Появление обнаженной атлетической фигуры – курос (мужская) и кора (женская). Изображались и люди, и боги.
Курос из Тенеи. Т.н. Аполлон Тенейский. Мрамор. 560 г. до н.э. Атлетическое строение подчеркнуто широкими плечами, мощными ногами. Мягче и объемнее, чем прежде передана мускулатура. Но прическа трактована декоративно, сильно выпуклые глаза, условная улыбка.
Еще более объемный и реалистичный.
Работы над задрапированной фигурой и попытки передать движение:
Женская статуя (богиня с зайцем). 560 г. до н.э. Предположительно культовая статуя Геры. Пока статична, нижняя часть – в виде круглого столба. Складки хитона строго параллельны, хотя руки и грудь уже пластически смоделированы.
Особым мастерством отличается группа женских статуй 2 пол. 6 в.
Кора в пеплосе с Афинскогого Акрополя. Мрамор, раскраска. 540 г. до н.э.
Кора с Акрополя. Деталь. Попытки согласовать складки одежды с движением тела. Мрамор. Превосходно обработаны. Красиво раскрашены. Грациозные позы - изображение девушек аристократического круга.
Храмовая скульптура (метопы, фронтоны, зофорные фризы).
В основном мифологические сюжеты.
Метопы из храма в Пестуме говорят о поисках новых композиционных построений.
Афина и Персей, убивающий Горгону. Метопа из хр. в Селинунте. 2 пол. 6 в. до н.э. компоновка в квадрат.
Труднейшая задача – компоновка в поле фронтона.
Фронтон храма Артемиды с острова Керкиры. Горгона. Деталь. Фрагмент. 6 в. до н. э. Смелая попытка передать полет – условная поза коленопреклоненного бега. Совсем плоский, мало промоделированный рельеф.
Живопись
Расширение тематики, более реалистический рисунок, различные ракурсы фигур, движение, полихромия – это достижения времени архаики (7 – 6 вв).
Силуэт заменяется контурным рисунком, что позволяет передавать подробности.
В 6 в. господствует чернофигурная техника.
прославленный Кратер Франсуа. Вазописец Клитий, гончар Эрготим. ок. 570 г. (по имени археолога). 5 поясов, мифологические сцены, подписи о происходящем. Тщательность рисунка, разнообразие движений. Самые значительные мастера Амасис и Эксекий. Одно из лучших произвдений Эксекия:
Роспись чернофигурной амфоры. Ахилл и Аякс, играющие в кости. 540-530 гг.
Килик с изображением Диониса в ладье. Роспись внутренней части сосуда.
КЛАССИКА (V – IV В.В. ДО Н.Э.)
Период расцвета Греции начался после блестящей победы в Греко-персидской войне (500 – 449 гг.). Греки стали хозяевами Восточного Средиземноморья, в их руки попала огромная добыча и масса пленных.
Одним из важнейших результатов греко-персидских войн явилось возвышение Афин.
Подъем экономической и политической жизни Греции в 5 в. сопровождался расцветом культуры, центром которой стали Афины.
Архитектура
5 в. ознаменовался появлением великолепных архитектурных сооружений. Храмы были не только культовыми зданиями, посвященными божеству. Они воплощали в себе идеи патриотизма – силу и мощь греческого полиса.
Одним из высших достижений греческой архитектуры является храм Зевса в Олимпии:
Храм Зевса в Олимпии. 468 – 456 гг. до н.э. Архитектор Либон. Дорический периптер (колонны 6х13). Отличается чрезвычайной гармоничностью пропорций. Детали характеризуются удивительной верностью рисунка.
Храм Зевса в Олимпии. Макет. Является высшим достижением в развитии дорического периптера.
В храме находилась огромная 17-ти метровая статуя Зевса.
Статуя Зевса из храма Зевса в Олимпии. Фидий. 5 в. Н – 14 м. Превосходила по славе статую Афины Парфенос.
Выполнена в хрисоэлефантинной технике. Статую исполнил знаменитый скульптор Фидий. Открытые части тела были выложены пластинами слоновой кости, одеяния отлиты из золота, а основа скульптуры была деревянной.
Центральным комплексом древнегреческой архитектуры является Афинский акрополь.
Акро́поль (др.-греч. ἀκρόπολις — верхний город) — возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, так называемый верхний город; крепость (убежище на случай войны).
Афинский акрополь. Общий вид. 5 в.
Афинский акрополь. Вид с высоты птичьего полета.
Реконструкция. В 447 г. начались большие работы по восстановлению и реконструкции акрополя после греко-персидских войн. Контролировал работы Фидий. Он расположен на скале, возвышаясь над городом. В архаическую эпоху (7 – 6 вв.) был общественным центром.
Ансамбль акрополя ассиметричен. Построен на гармоническом равновесии отдельных сооружений.
- пропилеи
-пинакотека
-библиотека
-храм Ники Аптерос
-Парфенон
-Эрехтейон
-Статуя Афины Промахос
-амфитеатр
Статуя Афины из Варвакиона. Рим.мрам.копия с хризоэлефантинной статуи Парфенос Фидия.
Основу статуи составляла деревянная, очень тщательно вырезанная фигура. На лицо и обнаженные части тела были наложены тонкие пластинки слоновой кости. Одежда и вооружение были выполнены из золота, которого пошло на это около 2 т. Все золотые части были съемные, и каждые 4 года проверялся их вес, т.к. одежда богини представляла собой золотой фонд государства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация студента на тему "Философы Древней Греции"
творческая работа студента...
«Древнегреческие Олимпийские игры и их значение в жизни Древней Греции»
История олимпийских соревнований уходит своими корнями далеко в древность. Культура, созданная греческим народом, сыграла выдающуюся роль в развитии человечества. Произведения литературы и искусства, ...
Олимпийские игры Древней Греции
Целью своей работы считаю формирование мотивации и интереса к занятиям физической культурой и спортом, пропаганду и поощрение укрепления здоровья, создание в колледже условий для развития практи...
Урок изучения нового материала "Цивилизация Древней Греции до греко - персидских войн"
1. Основные характеристики античной цивилизации2. Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки.3...
Классный час "Спорт в искусстве Древней Греции"
Классный час о спорте в искусстве Древней Греции...
Презентация к занятию по дисциплине "Родной язык" на тему: "Риторика как наука.Риторика в Древней Греции и Древнем Риме"
Презентация предназначена для проведения учебных занятий по дисциплине "Родной язык" на тему: "Риторика как наука.Риторика в Древней Греции и Древнем Риме"...
Презентация на тему "Риторика как наукаРиторика в Древней Греции и Древнем Риме"
Презентация на тему "Риторика как наукаРиторика в Древней Греции и Древнем Риме"...