Практика. Формирование методических компетенций. 2-3 день.
статья
Данный материал представляет собой сообщение и презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_pedagogicheskaya_metodika_ili_tehnologiya.pptx | 1.47 МБ |
soobshchenie_petrushenko_darya.docx | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагогическая деятельность – это отрасль, требующая постоянного совершенствования.
Методика Методика выполнения различных действий педагога, совокупность приемов проведения занятий. Методика предмета, или частная дидактика, отвечающая на вопросы «Чему и как учить?»
Методика – чему учить? зачем учить? к ак учить? Технология – как учить результативно?
Признаки технологии: четкость и определенность в фиксации результата; наличие критериев его достижения; пошаговая и формализованная структура деятельности субъектов обучения, определяющая переносимость и повторяемость опыта .
Методика – оболочка, форма деятельность педагога, действие, имеющее творческий характер. Технология – универсальна и стандартизирована, обеспечение гарантированного результата.
Методика Технология
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Сообщение на тему:
«Педагогическая методика или технология?»
Петрушенко Дарья Викторовна, ГБПОУ ВО «ГПК»,
учитель начальных классов.
Педагогическая деятельность – это отрасль, требующая постоянного совершенствования. Она оставляет свой отпечаток на процессе воспитания и формирования личности. Консерватизм здесь неуместен, ведь специалистами выведено множество альтернативных способов и методик преподавания.
И прежде чем перейти к вопросу «Методика или технология», рассмотрим два этих понятия более подробно.
Что же такое методика в педагогике? Это итог многовековых поисков педагогами способов эффективного обучения с максимальной работой на результат. Их существует огромное количество, и все обладают научной основой. Использование различных методик для педагога – это определенно возможность проявить свой творческий потенциал.
Следует прежде всего уточнить то, что в педагогике существует два значения слова «методика».
1. Методика предмета, или частная дидактика, отвечающая на вопросы «Чему и как учить?» Как опытно-экспериментальная наука методика может рекомендовать различные технологии.
2. Методика выполнения различных действий педагога, совокупность приемов проведения занятий. Именно это значение рядоположено с «технологией». Последняя обозначает суть действий, ведущих к формированию результата, методика характеризует внешнее оформление действий. Можно построить массу методик, учитывающих и индивидуальный стиль деятельности преподавателя, и контингент, и другие ситуативные условия, на основе одной технологии, являющийся инвариантом решения данной учебной задачи.
Если методика преподавания направлена на решение определенных задач (чему учить? зачем учить? как учить?), то технология обучения прежде всего отвечает на третий вопрос с одним существенным дополнением: как учить результативно?
Технология обучения является основной процессуальной частью методической системы.
Понятие «педагогическая технология» можно представить следующим образом:
Педагогическая технология – это набор форм, методов, приемов и средств учебного процесса. Они устанавливаются на фоне психолого-педагогических инсталляций, направленных на получение эффективного результата работы.
Однако, разные авторы по-разному определяют понятие «технология».
Так, М. Кларин считает, что технология — это конструирование учебного процесса с гарантированным достижением целей; В. П. Беспалько определяет технологию как педагогическое мастерство плюс описание (проект) процесса формирования личности учащегося плюс содержательная техника реализации учебно-воспитательного процесса; по Н. Таланчук, упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к достижению поставленных целей.
Технология основана на закономерностях учебного процесса как результата научного познания процесса образования человека. Методика опирается на эмпирический опыт, мастерство педагога, она сродни артистизму, искусству.
Педагогическая технология — это каркас, методика — оболочка, форма деятельности педагога. Функция технологии — в переносе опыта, использовании его другими, поэтому она изначально должна лишаться личностного оттенка. Поэтому педагогическое образование на уровне сущностной репродукции необходимо строить на технологиях, а не на методиках, которые либо неповторимы, либо предполагают их формальное повторение.
Сказанное позволяет сформулировать признаки технологии более жестко:
- четкость и определенность в фиксации результата;
- наличие критериев его достижения;
- пошаговая и формализованная структура деятельности субъектов обучения, определяющая переносимость и повторяемость опыта.
Таким образом, термин этот в методике допустим, однако сама методика гораздо богаче, вариативнее, это более широкое понятие, чем технология.
Понятием «технология» обозначают совокупность знаний о способах и средствах обработки материалов для получения конечного продукта. Технологическим процессом называют определенную последовательность операций с использованием различных материалов и инструментов. С развитием науки и техники возможности человека значительно расширились, появились новые технологии — промышленные, электронные, информационные. Эти новые технологии оказывают влияние и на организацию учебного процесса, что вызвало его качественное изменение. В настоящее время в обучение активно внедряют новые технические, информационные, полиграфические, аудиовизуальные (экранно-звуковые) средства. Возникло понятие «педагогическая технология», которое имеет множественное толкование. На наш взгляд, наиболее приемлемо определение Т. О. Назаровой: «Педагогическая технология — область знания, исследующая методы, средства обучения и теорию их использования».
Педагогическая технология отображает путь освоения конкретного понятия в рамках определенного предмета, темы, вопроса программы и избранной методики преподавания. Так, например, комплексное использование средств обучения можно назвать педагогической технологией, так как алгоритм, способ построения деятельности по формированию комплекса и закономерности его использования одинаковы, а содержание, конкретные методы применения различны. Технология комплексного использования может быть разной в зависимости от формы организации учебного процесса, целей и задач данного этапа обучения, возрастных особенностей студентов, а также от теоретической или практической направленности содержания изучаемого материала. Кроме технологии комплексного использования средств обучения можно назвать технологию развивающего обучения, технологию элитарного обучения, технологию сотрудничества, проектно-исследовательскую, контрольно-корректирующую технологию, технологию проблемного обучения, модульного, проблемно-модульного, программированного обучения, алгоритмизированного обучения, технологию укрупнения дидактических единиц, технологию дистанционного обучения и др.
Методика. Что это такое? Это действие имеющее творческий характер. Технология же более универсальна и стандартизирована. Но, несмотря ни на что, технологии могут использоваться в методике, и методика применима в технологии. И, кроме того, педагогическая технология – это обеспечение гарантированного результата, что и является главным отличием. Сейчас, когда в сфере образования появилось огромное множество нововведений, появляется вопрос – что же выбрать? Старые, проверенные временем методики или педагогические технологии, которые должны давать гарантированный результат? Вообще-то говоря, звучит заманчиво. Представьте себе, что вы – директор школы (или чего-то большего). И узнаете, что появилось средство, при помощи которого вы сможете – наконец-то – гарантированно получить результат в учебно-воспитательной работе (излишне говорить, как это важно в текущих условиях). Получается, что надо лишь отказаться от использования педагогических методик и перейти на педагогические технологии.
Спрашивая руководителей школ о том, готовы ли они к такому переходу, ответы по большей части были невнятными. Или не все еще узнали о постулированных преимуществах педагогических технологий, или директора что-то подозревают относительно «гарантированности» или природы «результата», но опасаются перечить «генеральной линии», зафиксированной бесстрастным компьютером.
Не все готовы применять в своих уроках педагогические технологии, многие не торопятся отказываться от методик прошлых лет. Поэтому, исходя из текста сообщения, хочется сказать – выбор за вами. Педагогическая технология или методика – я считаю, что это исключительно выбор каждого преподавателя, но пробовать новое никогда не поздно, так же, как и возвращаться к старым и проверенным методикам.
Список использованных источников:
https://ano-iito.ru/blog/tehnologiya-i-metod/
https://studme.org/152110/pedagogika/sootnoshenie_ponyatiy_metodika_tehnologiya
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль учебной и производственной практики в формировании профессиональных компетенций.
Роль учебной и производственной практики в формировании профессиональных компетенций....
Формирование профессиональных компетенций при прохождении производственной практики, как необходимое условие успешного усвоения программ профессиональных модулей
Актуальной задачей, стоящей сегодня перед профессиональным образованием, является формирование компетентностей обучающихся, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию. З...
Формирование профессиональных компетенций на занятиях производственной практики
Дано понятие компетенции, профессиональных компетенций, показаны профессиональные компетенции у машинистов кранов металлургического производства и дано формирование профессиональных компетенций на при...
Формирование профессиональных компетенций на занятиях учебной практики по профессии «Повар, кондитер»
В качестве основного механизма, призванного обеспечить подготовку квалифицированных рабочих специалистов среднего звена с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личн...
Практика. Формирование методических компетенций. 4 день.
Здесь содержится материал по 4 дню практики, который представляет собой презентацию....
Практика. Формирование методических компетенций. 5 день.
Данный материал представляет собой рассуждение на тему "Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей"....