Статья "Новые подходы к профориентации"
статья

Крутинь Наталья Евгеньевна

            Первая серьезная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_po_proforientatsii.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как подготовить старшеклассников к выбору профессии.

            Важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать. Оптимистическая перспектива жизни (и прежде всего реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов, способствует позитивному целостному становлению личности учащихся.        

            Первая серьезная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, самореализации, психологическому и материальному благополучию в будущем.

          Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться уже в 14-15 лет. Согласно ежегодно проводимым нами исследованиям лишь 10-15% обучающихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе; их одолевают противоречивые чувства: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо». Это действительно серьезная проблема, которую, так или иначе, необходимо решать. Было бы неверным оценивать позицию учащихся, опираясь на критерии «хорошо – плохо».

         Работа по профориентации в школе призвана помочь школьникам в нелегкий переходный период.  Работа осуществляется с помощью игровых методов, методов групповой работы, моделирования.

Цели:

  1. Оказать эффективную психолого – педагогическую поддержку выпускникам школы.
  2.  Открыть перед ними перспективу в дальнейшем личностном развитии.
  3. Помочь определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.

Задачи:

  1. Формирование актуального для подростков «информационного поля».
  2. Формирование мотивов саморазвития, личностного роста.
  3. Развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию.
  4. Развитие навыков конструктивного взаимодействия.

«У нас большое будущее!»

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть.

Воспитатель:                   мы ознакомились с большим объемом информации по профессиям, узнали много интересного о себе: склонностях, интересах, темпераменте,  характере и много другое. Пришло время подвести итоги этой совместной деятельности.  Сегодня  мы покажем, что нам запомнилось, чему научились, возможно, наметим  планы на будущее. Итак, начнем!

Упражнение «Двойки». Работа в парах. Данная работа позволяет участникам приобрести навыки и умения, связанные с ведением диалога; научиться приемам сближения с партнером по общению, слушать и слышать человека, который находится рядом с тобой. Задача – составить список сходств, полезно искать точки соприкосновения, т.е. то, чем вы похожи. Затем списки зачитываются, происходит обсуждение.

Упражнение «Мой вам совет». Письменная работа. Участники садятся в круг. На листе бумаги пишет свое имя, передает лист соседу справа. Каждый последующий участник записывает на листе под именем название профессии, которая на его взгляд наиболее подходящая данному человеку. В итоге, на листе под именем записано столько названий специальностей, сколько человек участвует в игре. Результаты зачитываются, обсуждаются.

Ведущий. А сейчас немного поиграем. Для этого разделимся на 2  команды. Задания для команд:

  1. Конкурс «Начни пословицу».

Задание: назвать начало пословицы.

  • «… не знают скуки» (ответ: умелые руки)
  • «…такие плоды» (какие труды)
  • «… , а лень портит (труд человека кормит)
  • «…, того люди чтут» (кто любит труд)
  • «…, не сиди на печи (хочешь есть калачи)
  • «…, тот не ест» (кто не работает)
  • «…, спать неохота» (если есть работа)
  • «…потехе – час» (делу – время)

  1. Конкурс  «Объявление».

В течение 5 минут команды должны составить объявление о своих услугах при поиске работы, которое должно отражать профессиональную уникальность выбранной специальности и включать нечто такое, что не может предложить другой специалист.

 Вариант 1: дается одна профессия обеим командам (например, программист,  продавец, учитель, врач, дрессировщик, парикмахер)

  Вариант 2: команда сама выбирает профессию.

Примерный план ответа: образование, стаж работы по данной специальности, что может делать по данной профессии, и далее плод фантазии автора объявления.

Команды могут задавать вопросы по содержанию объявления, чтобы удостовериться, чье объявление красочнее  или профессиональнее, и кого лучше взять на работу из кандидатов.

  1. Конкурс «Угадай профессию».

Задание:  представители команд невербально (с помощью мимики, жестов, пантомимы) показывают друг другу людей разных профессий, конкуренты должны угадать – какая это профессия.  

  1. Конкурс  «Анаграммы-профессионалы».

Задание: переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получилось название профессии.

  • рвач -                            (медицинский работник)
  • сопло-                           (дипломат)
  • терка -                           (театральная и кино-профессия)
  • кулон -                          (веселая цирковая профессия)
  • марля -                          (разноцветный рабочий)
  • авдотка -                       (юридическая профессия)
  • томат + голос -             (зубной врач)
  • кредитор -                     (руководитель предприятия)

Ведущий.  Я предлагаю командам построиться в шеренгу напротив друг друга. Упражнение называется «Монета». (цель: формирование навыков эффективного взаимодействия, распознавание статусов (эмоционального, мотивационного, интеллектуального, социального) по характерным невербальным (мимике) проявлениям). Класс делится на две или более группы по количеству учащихся. Задание – за спиной передается монета, по сигналу «стоп» она остается у того, кому ее передали. Участники, стоящие в две шеренги друг напротив друга угадывают по мимике, у кого из игроков противоположной команды находится монета.

А сейчас задание индивидуальное. Упражнение «Выбор». Предлагаю выбрать места в классе, так, чтобы не мешать друг другу. Представьте себе, что вы находитесь в незнакомом городе, без друзей, родителей, родственников. У вас нет жилья, работы, но есть деньги, совсем немного, на первое время… Вам необходимо выработать алгоритм действий, сделать выбор, для того, чтобы выжить. Я дам подсказку. Вам нужны деньги, и вы их можете получить за работу, но у вас нет образования… Необходимо письменно ответить на вопросы:

В каком городе или даже стране вы находитесь?

Какое у вас время года?

Что вы будете делать? Каковы ваши действия?

Что вы умеете делать? (Составьте список видов работ)

Что будет потом? В общем, устройте свою жизнь. Время работы 20 минут.

Работы ребят зачитываются по желанию. Делается вывод о том, что подсобные работы – это временный заработок, а в целом необходимо учиться. Для того чтобы учиться какому – либо делу, необходимо для начала все – таки определиться в выборе, а для этого нужно узнать свои возможности, способности, профессиональные интересы.

Ведущий. Итак, все справились с заданием, молодцы! Мы закончили наши занятия по профориентации, при желании вы можете самостоятельно проанализировать полученную информацию, сделать свои выводы. Каков будет ваш профессиональный выбор, как дальше устроится ваша жизнь -  зависит в основном от вас. Нужно стремиться к новым высотам, преодолевать трудности, и у вас непременно все получится! Я желаю всем успехов и удачи!  Спасибо за внимание!

Заключение.

          Старшим подросткам  (9кл) необходимо совершить первичное профессиональное  самоопределение (быть готовыми к выбору профиля обучения в 10 кл, а также вида и уровня продолжения образования после окончания основной школы). Выбор профиля предопределяет профессиональный выбор учащихся. К осознанному выбору профиля обучения учащихся необходимо заранее готовить, сообразуясь с их возрастными особенностями. Особую актуальность такая подготовка приобретает в 9 классе.

             Если обучающиеся после 9-го класса не продолжают обучение в 10 классе, то они вынуждены совершить свой первый профессиональный выбор: пойти в учебное заведение среднего профессионального образования, на краткосрочные профессиональные курсы и др.

           Необходимость профессионального выбора в этом возрасте обусловлена также и внутренними причинами – глубоко личной потребностью каждого молодого человека найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечивающую достойное существование, прожить счастливую жизнь.

          Таким образом, учащимся 9 кл в любом случае необходимо быть готовыми к профессиональному самоопределению. Чем быстрее молодой человек разрешит проблемную ситуацию с выбором профессии, тем больше у него будет времени и возможностей для целенаправленного саморазвития и подготовки.

Список литературы:

  1. Савченко М.Ю. «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзамегнам» 9 – 11 классы, ПТУ, колледж. Москва, «ВАКО» 2008
  2. Пряжников Н.С. «Профориентация в школе  и колледже: игры, упражнения, опросники» 8 – 11 классы.Москва «ВАКО» 2008
  3. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. «Справочник классного руководителя» 5 – 9 классы. Москва «ВАКО» 2005
  4. Кан Владимир Иннокентьевич, ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Школа-интернат № 24 г. Санкт-Петербурга, воспитатель Высшей квалификационной категории «Методическая разработка внеклассного мероприятия

по профориентации  «Выбор профессии – выбор будущего»

для учащихся 7-9 классов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кл/час "И пролегла железная дорога..." (профориентация)

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА –МЕСТО МОЕЙ БУДУЩЕЙ РАБОТЫ140-летию станции Грязи,125-летию вокзалаи 70-летию присвоения рабочему посёлку Грязи статуса города.посвящаетсяПрезентацию◄Скачать►...

Кл/час "Виртуальное путешествие из Мичуринска в Воронеж" (профориентация)

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА –МЕСТО МОЕЙ БУДУЩЕЙ РАБОТЫ140-летию открытия железнодорожного сообщения МОСКВА-ВОРОНЕЖпосвящается Презентацию ◄Скачать►...

Профориентация касается всех

Рассмотрены этапы и направления профориентации молодежи....

Занятие по профориентациии "В мире профессий"

Занятие для учащихся старших классов коррекционной школы VIII вида...

Профориентация в школах района

Профориентационная работа работников НПО  в школах района...

Воспитательский час по профориентации в 9 классе "Ищу работу"

На воспитательском  часе дети  знакомятся с правилами поиска работы. Обыгрываю дети ситуации по теме....

Профориентация :"Моя профессия на все времена"

Данное проспект составлен для профессиональной ориентации строительных специальностей...