Театральная деятельность в жизни детей с ОВЗ.
статья

Москвина Людмила Михайловна

Статья со сценариями и музыкальным оформлением спектаклей "Репка", "Заюшкина избушка", "Золотая рыбка".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театральная деятельность для детей с ОВЗ.
Москвина Л.М.воспитатель ДДИ№4 г.Павовска.
С 2012г. в ДДИ №4 реализуется проект «Театральная фантазия». Проект рассчитан на сотрудничество педагогов и детей.
Театральную деятельность осуществлять мне помогает логопед и за три года работы в данном учреждении нам удалось поставить три спектакля: «Репка», «Заюшкина избушка» и «Золотая рыбка» (сценарии спектаклей и музыкальное оформление прикреплены в конце статьи).
Начинается всё с выбора сюжета. Для написания сценария используем книги с выбранным материалом, готовые сценарии и видеопостановки, но переделываем их под возможности наших детей. Подбираем музыку. Распределяем роли между детьми. Не всегда наши ожидания оправдываются. Бывает так, что мы берём ребёнка на роль, а он по разным причинам не подходит, например, говорит тихо или невнятно, стесняется или сам не хочет эту роль.
Мы стараемся тех, кого уже посмотрели, тоже задействовать в спектакле, чтобы у детей не было чувства обиды.
Мы привлекаем детей разного уровня развития - не только тех, кто может говорить и ходить, но и неговорящих детей , и детей из группы интенсивного ухода.
Большое внимание уделяем атрибутам и костюмам.
Иногда для создания обстановки нужны старинные вещи, которых уже нет в современном быту, например, лапти, прялка, веретено. За помощью мы  обращались в фольклорный клуб «Василиса», они нам предоставляли прялку и корыто. Если не удаётся найти нужный предмет, стараемся создать имитацию.
В создании декораций нам помогают коллеги, за что мы им очень благодарны.
Игра- это ведущий вид деятельности ребёнка, а театрализованная игра эмоционально насыщена и тем самым привлекательна для ребёнка. Она приносит ребёнку большую радость, восторг и удивление.
Увлечённый замыслом театральной постановки ребёнок учится многому: это помогает ему раскрепоститься, приобрести навыки общения. Появляются такие качества как увлечённость, дети чувствуют свою востребованность, это помогает им лучше адаптироваться в своём ближайшем окружении.
Творческая деятельность полезна не только детям, но и взрослым. Это даёт взрослым вдохновение в работе с детьми, помогает посмотреть на детей другими глазами.
В процессе театральной деятельности и взрослые, и дети раскрывают новые качества в себе, творческие  способности, артистизм, испытывают положительные эмоции.
Удачи в совместном творчестве с детьми!





Предварительный просмотр:

                                             сценарий «Репка»
текст читает ведущий

Трек №1 вступление
В одной сельской местности
Посадил дед репку.

Трек №2 выход репки
Наша репка выросла к утру
И листочками качает на ветру.

Вышел утром дед на грядки

трек №3 выход деда
Дедка репку обхватил,
Потянул, что было сил,
Тянет-потянет, а вытянуть не может!
Что же делать? Бабку звать,
Чтоб сподручней репку рвать.

Трек №4 выход бабки
Подошла поближе бабка,
Дедку бабка хвать в охапку!
Тянут-потянут, а вытянуть не могут!
Бабка внучку позвала,
Чтоб им внучка помогла.

трек №5 выход внучки
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку.
Тянут-потянут, а вытянуть не могут!
Позвала внучка Жучку.

трек №6 выход Жучки
Тянут-потянут,
А вытянуть не могут!
Повиляв хвостом немножко
Жучка звать решила кошку.

трек 7 выход кошки
Тянут-потянут,
А репку вытянуть опять не могут.
Видно, все устали слишком
Надо звать на помощь мышку!

трек №8 выход мышки
Мышка вышла в огород,
Чтоб порадовать народ!
Все схватились друг за друга
И достали корнеплод!

Хоть большая репка,
Хоть сидела крепко,
Вместе репку все тащили,
Только дружбой победили!

А нашей сказочке конец.
А кто слушал-молодец!

трек №1 в конце




Предварительный просмотр:

«Золотая рыбка» сценарий
Декорации:
На левой стороне сцены сидят дед и бабка на скамейке, около бабки стоит прялка, у бабки в руках веретено и клубок ниток, справа от бабки с дедкой на подставке закреплены декорации - изображения на ткани четырёх домов - царского дома, дворянского, нового, а сверху- ветхого дома, сверху на декорациях висит невод, на полу стоит старое корыто.
По центру на подставках сидят
 четыре человека (двое взрослых и двое детей и держат в руках голубую ткань, изображающее море).
На правой стороне сцены сидит золотая рыбка с суфлёром, накрытые синей тканью с изображением рыб. Около них декорации с изображением волн.


Участники:

-сказочница
-дед
-бабка
-два участника стоят за декорациями с изображением домов -суфлёр дедки и бабки и помощь в переодевании бабки в образы дворянки, царицы и обратно в крестьянку и в смене декораций – смена изображения домов, смена старого корыта на новое)
-море - 4 человека
-волна
-золотая рыбка
-суфлёр золотой рыбки
-две рыбки (детки из группы интенсивного ухода в колясках в сопровождении двух взрослых)
-девчушки-веселушки – 2 человека
-охранники – 2 человека

трек 1 «В гостях у сказки» (выходит сказочница)


Сказочница:
 
Мы расскажем вам историю старинную,
Не короткую, но и не очень длинную.
Про добро и зло,
Про старика и старушку,
И про то, как жили у моря в избушке.

Ровно 33 года в любую погоду
Ходил старик в море, не ведая горя.

(сказочница уходит)

Трек  2 песня «Я когда-то была молодая» ( если ребёнок поющий, то можно включить минус, ребёнок слова поёт сам, если непоющий, то включаем плюс, старуха сидит и прядёт)

Старуха:

Нам бы рыбки покрупней,
Был бы ужин повкусней.
К морю ты старик иди
И с уловом приходи!

трек 3 Бородин  Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь» ( 4 человека с голубой тканью продолжают сидеть на подставках и колышат ткань, старик берёт невод и идёт к морю, где сидит под тканью золотая рыбка).
трек 4 Песня Леопольда «Я весь день сижу на крутом бережку» (если ребёнок поющий, то можно включить минус, если непоющий, то включаем плюс, старик садится на подставку, колышет неводом – ловит рыбу)
трек 5 шум моря и крики чаек (из-под ткани появляется голова золотой рыбки, старик на голову рыбки накидывает невод)

Старик:

Вот и рыбка мне попалась!
Нынче ужин будет славный!

Золотая рыбка:
Не губи мою ты душу.
Знаю, добрый ты старик.
Отпусти меня ты в море.
Что ты хочешь, говори.
Одарю тебя я златом, жемчугами, серебром.
Загадай своё желанье
И ступай скорее в дом (золотая рыбка прячется под ткань)

трек 6 «ходьба» (старик возвращается к старухе, вешает невод на дом, помощники невод убирают)

Старуха:

Что же невод твой пустой?
Кушать будем что с тобой?

Старик:
Я поймал чудную рыбку,
Не простую, золотую.
Говорила эта рыбка,
За себя просила откуп.
Пожалел её, старушка,
Отпустил на дно морское.

Старуха:
Эх ты старый, вот корыто (старуха показывает на корыто)
Посмотри, оно разбито!
Ну-ка к рыбке ты иди
И корыто попроси!

трек 7 Бах Прелюдия До мажор (4 человека с голубой тканью встают, выходят в центр, в это время с противоположных сторон появляются двое детей в колясках в сопровождении двух взрослых, когда ткань поднимается, коляски перемещаются навстречу друг другу и расходятся в разные стороны, повторяют движение 4 раза, потом рыбки и море занимают свои прежние места, старик идёт к морю)

Старик:

Рыбка, рыбка, где же ты? (из-под ткани появляется голова золотой рыбки)

Золотая рыбка:
Расскажи свои мечты.

Старик:
Нет, не я, жена моя
Хочет новое корыто.
Наше-то совсем разбито.

Золотая рыбка:
Всё готово, не печалься
И домой ты возвращайся (золотая рыбка прячется под ткань)

трек 8 «ходьба» (старик возвращается к старухе, в это время старое корыто заменяется новым корытом)

Старуха:

Хорошо, что есть корыто (старуха показывает на корыто)
Новенькое, не разбито.
Но наш дом совсем сломался.
Попросить не догадался
Ты у рыбки новый дом.
Как нам жить теперь в таком?

трек 9 Сен-Санс «Аквариум» (выходит волна, танцует танец, 4 человека сидят на подставках, колышат ткань, когда волна уходит – старик идёт к морю)

Старик:

Рыбка, рыбка, где же ты? (из-под ткани появляется голова золотой рыбки)

Золотая рыбка:
Расскажи свои мечты.

Старик:
Нет, не я, жена моя.
Хочет бабка новый дом.
Как нам жить теперь в таком?

Золотая рыбка:
Всё готово, не печалься
И домой ты возвращайся (золотая рыбка прячется под тканью)

трек 10 «ходьба» (старик возвращается к старухе, в это время происходит смена декорации с ветхого дома на новый дом)

Старик:
Ну довольна твоя душенька,
Моя милая старушенька?

Старуха:
Не хочу я быть крестьянкой.
А хочу я быть дворянкой!
В тереме жить расписном.
Ни к чему мне этот дом.

трек 11 Римский-Корсаков вступление к опере «Садко» (4 человека с тканью выходя в центр, колышат ткань, в это время старуха за декорациями переодевается в образ дворянки, когда старуха переоделась, 4 человека садятся на подставки, старик идёт к морю)

Старик:
Рыбка, рыбка, где же ты? (из-под ткани появляется голова золотой рыбки)

Золотая рыбка:
Расскажи свои мечты.

Старик:
Нет, не я, жена моя.
Уж не хочет быть крестьянкой.
Только знатною дворянкой.

Золотая рыбка:
Всё готово, не печалься
И домой ты возвращайся (золотая рыбка прячется под тканью)

трек 12 «ходьба» (старик возвращается к старухе, происходит смена декорации с нового дома на дворянский, корыто убирают)
трек 13 «Калинка» (выходят девчушки-веселушки со сказочницей и к ним присоединяется переодетая старуха, сказочница помогает-показывает движения танца)

Старуха:

Ах ты старый дурачина
К рыбке ты ступай в пучину.
Быть дворянкой надоело.
Стать царицей захотела.

трек 14 Шуберт «Неоконченная симфония» ч.1 (выходят 4 человека с тканью, ходят по кругу в одну сторону, и в другую и колышат ткань, в это время старуха переодевается в образ царицы, когда старуха переоделась, 4 человека садятся на своё место, старик идёт к морю)

Старик:

Рыбка, рыбка, где же ты? (из-под ткани появляется голова золотой рыбки)

Золотая рыбка:
Расскажи свои мечты.

Старик:
Нет, не я, жена моя.
Быть дворянкой надоело,
Стать царицей захотела.

Золотая рыбка:
Всё готово, не печалься
И домой ты возвращайся (золотая рыбка прячется под тканью)

трек 15 «ходьба» (старик возвращается к старухе, происходит смена декорации с дворянского дома на царский)
трек 16 Золотухин «Разговор со счастьем» (выходит старуха в образе царицы, идёт важно, кружится, потом старик произносит фразу: «танцуют все» и начинает танцевать, старуха ему хлопает. В это время к декорациям с царским домом выходят охранники)

слуга:

Это что тут за бедняк?
Ты сюда пробрался как?
Мы царицу охраняем
И чужих мы не пускаем.
Уходи скорей отсюда
А не то ли будет худо.

царица:
Быть царицей надоело,
Морской владычицей стать захотела  (охранники уходят)

трек 17 Вальс из м/ф «Анастасия» (образ моря обыгрывают рыбки в колясках с сопровождением, исполняют танец, 4 человека сидят на своих местах, колышат ткань, в это время старуха переодевается в образ крестьянки, когда коляски уходят, старик идёт к морю)

Старик:
Рыбка, рыбка, где же ты? (из-под ткани появляется голова золотой рыбки)

Золотая рыбка:
Всё я знаю, помолчи.
Что хотел ты – получил.
Но владычицей морскою
Быть старухе не позволю.
Уходи старик домой
И не друг ты больше мой (золотая рыбка прячется под тканью)

трек 18 «ходьба» (старик возвращается к старухе, переодетая старуха садится на скамейку, происходит смена декорации с царского дома на ветхий дом, появляется старое корыто и прялка)

Старуха:
Ах, прости меня родной.
Заходи скорей домой.
Буду мыть я и стирать,
И тебя с рыбалки ждать.
Не нужны мне жемчуга.
Наша жизнь мне дорога! (старуха обнимает старика)

трек 19 «В гостях у сказки» (выходит сказочница)

Сказочница:
Вот конец старинной сказки
И скажу вам без подсказки
Ровно триста с лишним лет
Жил старик , не зная бед.

трек 20 музыка из фильма «Усатый нянь»

P.S.: (сказочница продолжает)
А в нашей сказке принимали участие: (все актёры выходят по мере их представления вперёд, кланяются и отходят в сторону)
море, волна, рыбки,
девчушки-веселушки,
охранники,
старик со своею старухою
и ,конечно, золотая рыбка
и сказочница.












Предварительный просмотр:

Заюшкина избушка сценарий 

Декорации:
два стола, два стула, у зайца деревянная посуда на столе, у лиса – серебристого цвета, муляж хлебобулочных изделий на столах
ёлка посередине, между столами

Участники:
-заяц
-лис
-солнце - 3 человека (взрослый и двое детей)
-4 человека (исполняют танец с тканями)
-собака
-медведь
-петух

Ведущий: 
Здравствуйте, дорогие зрители.
Мы очень рады вас видеть.
Спасибо, что вы к нам пришли.
Посмотрите, сегодня у нас в гостях
Много разных зверей.
Они для вас сейчас покажут интересную сказку.
Давайте их поприветствуем.

Жил-был в лесу зайчик.
трек 1 выход зайца (выходит зайчик, садится на стул)

А по соседству жил хитрый лис.
трек 2 выход лиса (выходит лис, садится на стул)

У лиса был дом из снега и льда – ледяной.
А у зайца из дерева – деревянный.
Жили они поживали, горя не знали и чай попивали.
трек 3 лис и заяц до начала весны (лис и заяц пьют чай)

Ну вот пришла весна.
трек 4 выход солнца (выходит взрослый, держит солнце на палочке, двое детей держатся за лучики)

Солнышко стало припекать.
Снег начал таять и начала прорастать зелёная травка.
трек 5 (танец с тканями белого и зелёного цвета)

У лиса домик растаял
И пошёл он к зайцу, (лис идёт к зайцу)
Да зайца и выгнал.
Идёт зайчик и плачет.
трек 6 (зайчик плачет)

Идёт навстречу собака.
трек 7 выход собаки

Собака: Ты чего зайчик плачешь?
Заяц: Пришла лиса ко мне погреться и выгнала меня.
Собака: Пойдём, я тебе помогу.
Ведущий: Пошли звери к лису.
трек 8 (звери идут к лису)

Собака:  Уходи лиса вон.
Лис: Как выскочу, как выпрыгну,
Пойдут клочки по закоулочкам.

Ведущий: Испугалась собака и убежала.
Остался зайчик опять один,
Сел на пенёк и плачет.
трек 9 (зайчик плачет)

Идёт навстречу медведь.
Трек 10 выход медведя

Медведь: Ты чего зайчик плачешь?
Заяц: Пришла лиса ко мне погреться и выгнала меня.
Медведь: Пойдём, я тебе помогу.
Ведущий: Пошли звери к лису.
трек 11 (звери идут к лису)

Медведь: Уходи лиса вон.
Лис: Сейчас как выскочу, как выпрыгну,
Пойдут клочки по закоулочкам.
Ведущий: Испугался медведь и убежал.
Опять наш зайчик остался один,
Cел на пенёк и плачет.
трек 12 (зайчик плачет)

Идёт навстречу петушок.
трек 13 выход петуха с косой в руке

Петушок: Ты чего зайчик плачешь?
Заяц: Пришла лиса ко мне погреться
И выгнала меня.
Петушок: Пойдём, я тебе помогу.
Ведущий: И пошли звери к лису.
трек 14 (звери идут к лису)

Петушок: Иду на пятах,
В красных сапогах,
Хочу лису посечи,
Иди лиса с печи.

Ведущий: Испугалась лиса и убежала.
трек 15 (лис убегает)
А зайчик с петушком стали жить поживать,
Да вас в гости ждать!
трек 16 дружба зайца и петуха (заяц и петух сидят за столом и пьют чай)








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по театральной деятельности ,,Сказка в гости к нам пришла\'\'

проект по театральной деятельности  ,,Сказка в гости к нам пришла\'\'...

кружок по театральной деятельности ,,Золотой ключик"

кружок по театральной деятельности ,,Золотой ключик"...

Консультация для родителей «Значение подражания в жизни детей»

В жизни ребенка - дошкольника огромную роль играет подражание. Сначала они копируют своих родителей, затем старших братьев и сестер....Как и что ребенок копирует в первую очередь?...

Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности

Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности           Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкол...

«Театральная деятельность как форма демонстрации комплексной работы специалистов школы с обучающимися, взаимосвязи с родителями, открытая площадка для будущих(потенциальных) учеников школы»

laquo;Театральная деятельность как форма демонстрации комплексной работы специалистов школы с обучающимися, взаимосвязи с родителями, открытая площадка для будущих(потенциальных) учеников школы»...

Развитие творческого потенциала детей через вокальную, хоровую и театральную деятельность

Статья на тему "Развитие творческого потенциала детей через вокальную, хоровую и театральную деятельность"...