САМООРГАНИЗАЦИЯ И САМОРАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПО
статья

Каратыгина Светлана Николаевна

Аннотация С введением ФГОС СПО обозначилась категория универсальных компетенций «Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение)», формирование которых необходимо для становления будущего профессионала. Анализ литературы и проведенное исследование позволили выявить ряд проблем, связанных с самоорганизацией студентов. В статье приведены методы физической культуры, способствующие формированию способности студентов к самоорганизации. Сделан акцент на использовании интерактивных методов на занятиях по физической культуре. Обозначена сфера развития волевых качеств через соблюдение индивидуального распорядка дня, становления индивидуального стиля жизнедеятельности. Рассмотрены вопросы саморазвития студента средствами физической культуры. Приведены методики, способствующие отслеживанию самим студентов развитости конкретных физических качеств и осознания их роли в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: условия жизнедеятельности студента, самоорганизация, самоуправление, методы физической культуры, саморегулирование, саморазвитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.72 КБ

Предварительный просмотр:

САМООРГАНИЗАЦИЯ И САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПО

С.Н. Каратыгина

Аннотация С введением ФГОС СПО обозначилась категория универсальных компетенций «Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение)», формирование которых необходимо для становления будущего профессионала. Анализ литературы и проведенное исследование позволили выявить ряд проблем, связанных с самоорганизацией студентов. В статье приведены методы физической культуры, способствующие формированию способности студентов к самоорганизации. Сделан акцент на использовании интерактивных методов на занятиях по физической культуре. Обозначена сфера развития волевых качеств через соблюдение индивидуального распорядка дня, становления индивидуального стиля жизнедеятельности. Рассмотрены вопросы саморазвития студента средствами физической культуры. Приведены методики, способствующие отслеживанию самим студентов развитости конкретных физических качеств и осознания их роли в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: условия жизнедеятельности студента, самоорганизация, самоуправление, методы физической культуры, саморегулирование, саморазвитие.

Современные условия жизнедеятельности студента предъявляют к нему высокие требования, обусловленные потребностью общества в высокопрофессиональных специалистах, обладающих хорошей физической подготовленностью, способных к сохранению своего здоровья, к саморазвитию и самоорганизации своей жизнедеятельности в быстро меняющихся социо-экономических условиях.  

С переходом на ФГОС СПО обозначились категории (группы) универсальных компетенций, которые необходимо формировать в процессе обучения. Так, дисциплина «Физическая культура» участвует в формировании категории (группы) универсальных компетенций «Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение)» и призвана сформировать универсальную компетенцию (УК 7) – «Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности [3]. Однако, стоит заметить, что физическая подготовка, предполагающая, в том числе, и формирование потребности в самостоятельных занятиях физической культурой, ставит перед собой задачу, направленную на развитие самости студента. В этом ключе вопросы самоорганизации и саморазвития приобретают особое значение.

Самоорганизация жизнедеятельности студентов всегда была в центе внимания исследователей (Бойко К. Ю., Котова С.С., Скрипкина А.В.,  Трофимов К.В. и др.) [6, c.11]. Несмотря на многочисленные подходы к определению понятия «самоорганизация», примем за основу определение, сформулированное Котовой С.С. «самоорганизация - деятельность студента, побуждаемая и направляемая целями самоуправления и саморегулирования своей профессионально значимой учебной работы, осуществляемую  посредством  системы  интеллектуальных  операций,  ориентированных  на  решение  задач  самостоятельной  рациональной  организации своего учебного труда» [1, c. 20].

В процессе приспособления студента к вузовской среде проходит освоение и взаимодействие с этой средой, в результате чего выстраиваются конструкты и модели поведения, происходит возрастание адаптивных механизмов студента к меняющимся условиям вообще, и к образовательной среде, в частности. Умение организовать свое время, распределить учебную нагрузку становятся неотъемлемой составляющей успешной адаптации.

Многочисленные исследования (Антипова Л.А., Земцова Е.М., Молодцова Т.Д., Носова Е.В., Резник С.Д., Черниковская М. В., Федотова Л.А. и др.) позволяют выявить основные проблемы студентов, связанные с вопросами самоорганизации. К ним относятся: нехватка свободного времени, большая учебная нагрузка, трудности перехода на полуторачасовые занятия, сложность взаимодействия с учебной группой и педагогами и пр. [4, c.37-39].

Наш опрос подтверждает данные исследований и позволяет выявить причины происходящего. Результат опроса показал, что студенты первых курсов, вчерашние школьники, практически не имеют опыта организации своего времени. Обучение в школе, подготовка к ЕГЭ, наличие нескольких репетиторов, не позволяли обучающимся полноценно скоординировать свое время. При этом накладывались психофизиологические факторы: нервно-психические перегрузки, тревожность, бессонница, головные боли, перенапряжение и др. По данным опроса режим дня никто не соблюдал, фиксировалось только время, отведенное на уроки в школе, репетиторов. Отмечалась большая нагрузка, связанная с выполнением домашних учебных заданий. У большинства студентов выявлены нарушения, связанные с организацией сна и приемом пищи: «засыпал за столом», «раньше двух часов ночи не ложился», «ем один раз в день», «перекусывал за рабочим столом» и пр.). Физическая активность вчерашних школьников сводилась к кратковременным прогулкам, посещению фитнес залов, выезду на природу и др., однако, некоторые первокурсники, вообще, с трудом вспомнили, как и где они отдыхали в течение учебного года. Сдача ЕГЭ, поступление в вуз добавило напряжения, особенно для студентов, претендующих на бюджетные места. Кратковременный отдых, предшествующий выходу на занятия не принес должного восстановления здоровья. Многие отмечали, что в этот период «наконец выспались», «немного отдохнули на море» и др.

Таким образом, в процессе проведенного опроса, выяснилось, что студенты не имеют опыта организации своего времени, у них отсутствует режим сна, питания и всего дня в целом.  Выявлена низкая физическая активность, недостаточный отдых, часть студентов вышли на занятия в вуз в состоянии не довосстановления.

Арсенал методов и форм физической культуры позволяет оказать существенную помощь в вопросах самоорганизации студентов. Анализ, совместно со студентами, существующего в настоящее время их режима дня, позволит обозначить проблемные моменты, найти пути решения проблем. Опыт показывает, что серьезные вопросы вызывает составление комплекса утренней зарядки в условиях малогабаритной комнаты в общежитии, в связи с этим мы предлагаем студентам самостоятельно подготовить и провести разминку на малой площади, в рамках занятия физической культурой, что и позволяет сформировать индивидуальные комплексы упражнений для утренней зарядки. Важно, чтобы студент, готовящийся проводить разминку, осознавал значимость каждого упражнения и мог пояснить их выбор, а при организации разминки смог давать указания другим участникам. Разминка может содержать в себе еще и тематический  аспект, например дыхательные упражнения по методу К.П. Бутейко или А.Н. Стрельниковой, что позволяет приобщить студентов к процессу профилактики заболеваний органов дыхания. Проведение разминки помогает студенту, получить опыт самоорганизации и организации других, способствует созданию знаниево-практической базы для поддержания собственного здоровья.

Составление, а главное, соблюдение правильного распорядка дня оказывает существенное влияние на развитие волевых качеств студента, развивает способность к самоуправлению своей жизнедеятельности, позволяет скоординировать свою деятельность, как в учебное, так и внеучебное время, выработать индивидуальный стиль жизни.

Приобщение студентов к самостоятельным занятиям физической культурой происходит через составление «профиля их физических качеств» в сопоставлении с будущей профессиональной деятельностью, что «обеспечивается прикладной специализированной физической подготовкой, включающей средства и методы, адекватные особенностям избранной профессиональной деятельности» [2, c. 18].

В профессиональной подготовке студента важное место отводится  его физическому развитию и саморазвитию. В связи с этим в вузах проводят срезы физической подготовленности студента. Существование достаточного количества методик определения физической подготовленности, позволяет говорить о значимости таких процедур, однако, согласимся, что «процесс обработки большинства методик (Барышева Г.И. и Гаркуши О.В., Апанасенко Г.Л. и Науменко Р. Г., Душанина С.А., Ланда Б.Х. и др.) достаточно трудо и время затратный, зачастую, обычный педагог вуза не имеет ни времени, ни возможности этим заниматься, поэтому, чаще всего используются методики составления тестов из разнохарактерных контрольных упражнений» [5, c.320].

Использование методики оценки физической подготовленности «К2» показал, что составление индивидуального «Колеса оценки физических качеств» заставляет студентов задуматься и обратить внимание на совершенствование более развитых качеств и в дальнейшем, с понимание, работать над развитием «отстающих» физических качеств. Визуализация состояния развитости физических качеств является мощным инструментом развития и саморазвития студента.

Преломляя методику «К2» на профессиональную сферу студента педагог стремиться не только раскрыть потенциальные возможности студента, но и способствует развитию его аналитических способностей, что позволят студентам решать возможные проблемные ситуации, принимать адекватные решения в обыденной и профессиональной деятельности без вреда для здоровья.

Способность к самоорганизации и саморазвитию является воплощением внутренней практической деятельности человека, это залог удовлетворенностью жизнью, профессиональной деятельностью и самим собой. И в этом ключе, понимая значимость здоровья и принимая в расчет множество неблагоприятных факторов, педагог стремиться направить студента, выстроить с ним вектор индивидуального физического развития для его дальнейшего саморазвития.

Литература

  1. Котова, С.С. Самоорганизация учебно-профессиональной деятельности студентов:  монография / С. С. Котова.  Екатеринбург:  Изд-во  Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2012. 208 с.
  2. Попович, А. П. Физическое воспитание как средство профессиональной подготовки и карьерного роста современного студента : учеб. пособие / А. П. Попович, Г. И. Мехович, О. В. Прохорова ; [науч. ред. Е. С. Набойченко] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018. — 92 с.
  3. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24.
  4. Резник, С.Д., Черниковская, М. В., Носова, Е. В.  Адаптация студентов-первокурсников к условиям обучения в университете: опыт, проблемы, перспективы https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-studentov-pervokursnikov-k-usloviyam-obucheniya-v-universitete-opyt-problemy-perspektivy.
  5. Синельникова, Н.А, Шлюбуль, Е.Ю. Методика оценки физической подготовленности студентов «К2»: теоретическое обоснование и практическое использование // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. Санкт –Петербург. 2021. № 1 (191). С. 318-325. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44747882.
  6. Трофимов, К.В. Самоорганизация как условие организации жизнедеятельности студентов вуза https://cyberleninka.ru/article/n/samoorganizatsiya-kak-uslovie-organizatsii-zhiznedeyatelnosti-studentov-vuza.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Квалификация воспитателя ДОУ во многом зависит от профессиональной подготовки, которую он получит в колледже. Важнейшей задачей профессиональной подготовки обучающихся педагогического колледжа я...

Спортивная борьба как элемент профессионально-прикладной физической подготовки студентов на уроках физической культуры

В статье рассматривается вопросы включение элементов спортивной борьбы на учебных занятиях по физической культуре...

Формирование физической культуры подрастающего поколения в процессе физического воспитания как основа здоровья населения.

В настоящее время здоровье населения России характеризуется низкими показателями. Негативные процессы идут давно, но в последние годы они стали угрожать существованию нации. Сейчас нет практически ни ...

Методы и приемы применения интерактивных средств обучения в процессе профессиональной подготовки обучающихся в учреждениях СПО

В материале разбираются методы и приемы использования интерактивных средств обучения (интерактивная доска, электронные конструкторы, электронные таблицы) при профессиональной подготовке обучающихся в ...

Комплект контрольно-оценочных средств МДК.01.01Организация процессов приготовления,подготовки к реализации и хранения кулинарных полуфабрикатов МДК.01.02 Процессы приготовления, подготовки к реализации кулинарных полуфабрикатов , профессия Повар, кондитер

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ КОМПЛЕКСНОГО ЭКЗАМЕНА МДК 01.01 Организация приготовления, подготовки к реализации и хранения кулинарных полуфабрикатов МДК 01.02 Процессы приготовления...

Комплект контрольно-оценочных средств МДК.01.01Организация процессов приготовления,подготовки к реализации и хранения кулинарных полуфабрикатов МДК.01.02 Процессы приготовления, подготовки к реализации кулинарных полуфабрикатов , профессия Повар, кондитер

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВКОМПЛЕКСНОГО ЭКЗАМЕНА МДК 01.01 Организация приготовления, подготовки к реализации и хранения кулинарных полуфабрикатов МДК 01.02 Процессы приготовления,...

Инновационные процессы в подготовке обучающихся по профессии «Продавец, кассир»

В результате инновационных процессов в торговле изменяются и модернизируются виды и типы предприятий торговли, виды торговой структуры, субъекты торговли, материально-техническая база, технология торг...