Главные вкладки
Рабочая программа учебной дисциплины «Астрономия»
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины «Астрономия»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
astronomiya_dou.docx | 33.59 КБ |
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДЕНО»
Педагогический совет
ОГБПОУ СОТА
Протокол №1 от 29.08.19
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«АСТРОНОМИЯ»
2019 г.
РАССМОТРЕНО на заседании ЦМК общеобразовательных дисциплин Протокол №1 от __28.08.19. Председатель ЦМК ______________ /Гмырикова С.В./ | «УТВЕРЖДАЮ» Зам директора по УР ___________/Колесник Ю.С./ 30.08.19 |
Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Смоленская областная технологическая академия»
Разработчик: Нечушкина Ирина Сергеевна, преподаватель
Рабочая программа учебной дисциплины «Астрономия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» укрупненной группы направлений подготовки специальностей 46.00.00 «История и археология».
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 11 |
| 13 |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение укрупненной группы направлений подготовки специальностей 46.00.00 «История и археология»
- Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: математический и общий естественнонаучный цикл
- Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам
- практически использовать компьютерные приложения для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
- использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни;
- оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- объективно анализировать устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
знать:
- сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;
- научные методы и историю изучения Вселенной, солнечной системы и Галактики;
- физическую природу небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной;
- условия обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 68 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 68 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
практические занятия | 10 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 20 |
в том числе: | |
индивидуальный проект с использованием информационных технологий | 16 |
подготовка устных выступлений по заданным темам | 4 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Тема 1. Астрономия, её значение и связь с другими науками. | Содержание учебного материала | 2 |
| ||
Практическое занятие №1: «Наблюдение видимого суточного вращения звездного неба» | 2 | |
Самостоятельная работа: Представить графически (в виде схемы) взаимосвязь астрономии с другими науками, подчеркивая самостоятельность астрономии как науки и уникальность ее предмета. | 1 | |
Тема 2. Практические основы астрономии. | Содержание учебного материала | 6 |
| ||
| ||
| ||
Практическое занятие №2: « Наблюдение годичного изменения вида звездного неба » | 2 | |
Самостоятельная работа: подготовка устного выступления: «Время и календарь» | 1 | |
Тема 3. Строение Солнечной системы. | Содержание учебного материала | 6 |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
Практическое занятие №3: « Наблюдение изменения полуденной высоты Солнца ». | 2 | |
Самостоятельная работа: подготовка устного выступления: «Открытие и применение закона всемирного тяготения». | 2 | |
Тема 4. Природа тел Солнечной системы. | Содержание учебного материала | 10 |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
Практическое занятие №4: « Наблюдение за движением планет среди звезд ». | 2 | |
Самостоятельная работа: подготовка индивидуального проекта 1. «Парниковый эффект: польза или вред?» 2. « Кеплер Иоганн – первооткрыватель законов движения планет Солнечной системы» 3. « Происхождение Солнечной системы» | 4 | |
Тема 5. Солнце и звезды | Содержание учебного материала | 6 |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
Практическое занятие №5: « Определение угловых и линейных размеров Солнца». | 2 | |
Самостоятельная работа: подготовка индивидуального проекта: 1. «Рождение и эволюция звезд» 2. « Реликтовое излучение» | 4 | |
Тема 6. Строение и эволюция Вселенной | Содержание учебного материала | 5 |
| ||
| ||
| ||
| ||
Самостоятельная работа: подготовка индивидуального проекта: 1. «Сравнение представлений о строении Вселенной в геоцентрической и гелиоцентрической системах мира с современными». 2. « Вселенная и темная материя». | 4 | |
Тема 7. Жизнь и разум во Вселенной | Содержание учебного материала | 3 |
| ||
| ||
Самостоятельная работа: подготовка индивидуального проекта: 1. «Нуклеосинтез во Вселенной» 2. «Черная дыра (как предсказываемый теорией гипотетический объект, который может образоваться на определенных стадиях эволюции звезд, звездных скоплений, галактик)» | 4 | |
Итого: | 68 |
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АСТРОНОМИЯ»
1 Учебно-методическое обеспечение программы дисциплины
Освоение программы учебной дисциплины «Астрономия» предполагает наличие учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
В состав учебно-методического обеспечения программы учебной дисциплины «Астрономия», входят:
- методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
- методические указания для студентов по проведению практических занятий
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты: «Физические величины и фундаментальные константы», «Международная система единиц СИ», «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», портреты выдающихся ученых-физиков и астрономов);
- информационно-коммуникативные средства;
- экранно-звуковые пособия;
- комплект электроснабжения кабинета физики;
- технические средства обучения;
- демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
- статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели;
- вспомогательное оборудование;
- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
- библиотечный фонд.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Астрономия» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по астрономии, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).
3.2 Материально-техническое обеспечение программы дисциплины
В состав кабинета входит лаборатория с лаборантской комнатой. Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
3.3 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники (печатные издания):
Астрономия. Базовый уровень. В.М. Чаругин –М.: «Просвещение», 2018. – 144 с.
Дополнительные источники (печатные издания):
- «Физика Вселенной». Наука, 2-е изд., 2004.
- Климишин И.А. Астрономия наших дней.- М.: 2002.
- Климишин И.А. Открытие Вселенной.- М.: 2000
(электронные издания):
- CENTAURE (www.astrosurf.com).
- VIRTUAL SKY(www.virtualskysoft.de), ALPHA.
- Celestia (https://celestiaproject.net).
- Stellarium — программа для просмотра звездного неба, виртуальный планетарий.
- WorldWide Telescope — программа, помогающая любителям астрономии исследовать Вселенную.
- www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).
- wwww.dic.academic.ru (Академик. Словари и энциклопедии).
- www. booksgid.com (Воокs Gid. Электронная библиотека).
- www. globalteka. ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).
- www.window.edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
- www.st-books. ru (Лучшая учебная литература).
- www. school. edu.ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).
- www.ru/book (Электронная библиотечная система).
- www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.yos.ru/natural-sciences/html (естественно-научный журнал для молодежи «Путь в науку»).
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Объясняют видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам. | Дифференцированный зачёт Практическая проверка (практическое занятие) |
Практически используют компьютерные приложения для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени. | Дифференцированный зачёт Практическая проверка (практическое занятие) |
Используют приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни. | Дифференцированный зачёт Практическая проверка (практическое занятие) |
Оценивают достоверность естественнонаучной информации. | Дифференцированный зачёт Практическая проверка (практическое занятие) Самопроверка |
Анализируют устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики. | Дифференцированный зачёт Практическая проверка (практическое занятие) |
Излагают сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений. | Дифференцированный зачёт Практическая проверка (практическое занятие) |
Объясняют физическую природу небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной. | Дифференцированный зачёт Практическая проверка (практическое занятие) Самопроверка |
Формулируют условия обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. | Дифференцированный зачёт Практическая проверка (практическое занятие) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Астрономия" по профессии СПО
Рабочая программа учебной дисциплины ОУП.08 Астрономия разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего общего образования, фе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.23 АСТРОНОМИЯ
Рабочая учебная программа по учебной дисциплине "Астрономия" разработана в рамках требований ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.18 АСТРОНОМИЯ программы подготовки специалистов среднего звена для специальности 22.02.06 Сварочное производство
Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.18 Астрономия является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АСТРОНОМИЯ ОДБ. 12
Рабочая программа учебной дисциплины «Астрономия» разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АСТРОНОМИЯ БД. 12
Рабочая программа учебной дисциплины «Астрономия» разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисцип...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.08 АСТРОНОМИЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ ПО ПРОФЕССИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 54.01.20 ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙНЕР
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. С...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.08 АСТРОНОМИЯ ПО ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
Составлена в соответствии с рекомендациями Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образо...