Конспект НОД с детьми в подготовительной группе на тему:
«Декоративно – прикладное искусство».
Цели: 1.познакомить детей с понятием декоративно – прикладное искусство
2. познакомить с народными промыслами.
Задачи: 1) развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству;
2) воспитывать уважение к труду;
3) познакомить с историей развития декоративно - прикладного искусства.
4) рассказать об использовании изделий декоративно – прикладного искусства в современном мире.
Материал: презентация, игрушки глиняные, матрёшки, предметы с хохломской и гжельской росписью, краски, кисточки, изображение матрёшки на листе бумаги.
Метод: наглядный.
Приём: словесный.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте дорогие ребята! Давайте поприветствуем дуг друга и подарим прекрасное настроение на целый день.
Молодцы! А теперь давайте перейдём к нашему занятию. Сегодня мы с вами будем говорить об декоративно – прикладном искусстве.
Как вы считаете, что означает данное понятие? На ваш взгляд, что это такое?
(ответы детей)
Молодцы. А теперь давайте знакомиться с видами декоративно-прикладного искусства.
1) Матрёшка.
Первая матрёшка (русская деревянная кукла) появилась в 1890-х годах Василий Звёздочкин – токарь по дереву, а росписью занимался Сергей Малютин, который активно продвигал «русский стиль в искусстве».
(слайды с портретами создателей)
Русская кукла, изготовленная Василием Звездочкиным, а расписанная Сергеем Малютиным представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, накрытую цветастым платком, в руках у который был чёрный петух.
(слайд с портретом матрёшки)
Весь процесс изготовления матрёшки занимает около 20 дней. В одной матрёшке может находиться около 20 различных видов и размеров матрёшек. Матрёшку обычно режут из берёзы, липы или ольхи. Самым лучшим материалом изготовления является липа. Дерево, из которого будут изготавливать матрешку, заготавливают весной в месяце апреле, когда древесина находиться в соку. Самой первой вытачивают маленькую неразъёмную фигурку. Для раскрывающихся матрёшек сначала вытачивают нижнюю часть – донышко. После токарной работы деревянную куклу зачищают, грунтуют для того чтобы поверхность стала гладкой. После грунтовки матрёшка готова к росписи.
(слайд с картинкой матрёшки)
2. Гжельский промысел. Является одним из выдающихся народных промыслов. Во гжели создают фарфоровую посуду и разные фигурки животных. Основоположником современного гжельского ремесла поставив в первую очередь плавность, утончённость и скромность в творчестве стала Н.И.Бессарабова.
(слайд с портретом создателя).
Она делала на изделиях «широкий мазок с тональными переходами цвета от тёмно синего до светло голубого, почти белого». Например, на кружках можно было увидеть изображение сельского труда, людей с граблями, которые собирали скошенную траву в стога, цветы, бабочки, деревья (показ слайдов).
1) Физкультминутка «Это лёгкая забава»
Это лёгкая забава —
Повороты влево-вправо.
Нам всем известно —
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
2) Все ребята дружно встали
И на месте зашаги
На носочках потянулись.
Как пружинки мы присели
И тихонько разом сели.
3.Хохлома – старинный русский народный промысел, появившийся в 17 веке в селе Хохлома Костромской губернии. Она была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия, откуда и пошло название.
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону. Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются красный, жёлтый, оранжевый, тёмно зелёный и голубой цвета. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. А также часто встречаются птицы, рыбы, звери.
4. Дымковская игрушка – один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник данный промысел в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Киров)
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником «Свистунья», к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, уток и других животных. Красили фигуры в яркие разные цвета. Дымковская игрушка – изделие ручной работы. Изготовление игрушки от лепки и до росписи – процесс творческий и неповторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.
Наиболее распространенными сюжетами являются: няньки с детьми, петухи, водоноски, бараны с золотыми рогами, олени.
Народный дымковский стиль» использовался в детских и художественных произведениях.
Данные виды творчества используются и в современном мире.
Давайте с вами побудем художниками и мастерами, распишем с вами нашу русскую матрёшку.
Итог занятия: И так дорогие ребята давайте с вами подведём итоги нашего занятия. Вам было интересно узнать о декоративно-прикладном искусстве?
Дети: Да было интересно.
А о каких видах данного творчества вы узнали?
Ответы детей: Мы сегодня узнали о русской матрёшке, дымковской игрушки и гжели.
Что для вас было интересным узнать о декоративно-прикладном искусстве?
Ответы детей.
А в чём отличие, например хохломы от гжели?
Отличие состоит в основных материалах и цветовой гамме. Хохломские сувениры изготавливаются из дерева, роспись выполняется в красном, золотом цветах на чёрном фоне.
Гжель как символ русской зимы отличается холодной палитрой, и предметы изготавливаются из фарфора, керамики.
Ответы детей.
Какой промысел для вас оказался наиболее интересным?
Ответы детей.
Воспитатель: Изделия русских народных мастеров известны и за пределами России. Это наша гордость! Мы гордимся с вами нашими великими мастерами и их умением создавать удивительно прекрасные вещи, которые несут людям восхищение, радость и красоту.
Вы все сегодня молодцы. На этом наше занятие окончено.