Применение технологии групповой дифференциации на этапе начального обучения плаванию
статья

Баранов Виктор Анатольевич

Проблема повышения эффективности обучения школьников плаванию является актуальной и привлекает большое внимание тренеров и других специалистов. В статье предлагается на занятиях с детьми применять технологию групповой дифференциации. Применение данной технологии обеспечивает целостное развитие каждого спортсмена с учётом его индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_gruppovoy_differentsiatsii.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНГО ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ

Проблема повышения эффективности обучения школьников плаванию на протяжении ряда лет привлекает внимание отечественных специалистов. Одним из рациональных способов повышения эффективности обучения плаванию является использование дифференцированного подхода к учебно-воспитательному процессу, обеспечивающему целостное развитие каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей [5]. Необходимо разрабатывать и реализовывать на практике программный материал, разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения, где учитываются неоднородность темпа физического развития школьников, неодинаковый уровень двигательной подготовленности, различная динамика освоения учебных заданий и т.п. Между тем дифференцированное физкультурное образование на современном этапе развития нуждается в теоретическом и экспериментальном обосновании, что позволит достичь поставленных образовательных целей и задач [2].

В.К.Бальсевич [1] разработал концепцию альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи, в которой раскрывается новая организационная стратегия в сфере физического воспитания. Главными принципами данной концепции, является адекватность содержания физической подготовленности индивидуальному состоянию человека, гармонизация и оптимизация физической тренировки, свобода выбора формы физической активности в соответствии с личными склонностями и способностями каждого человека.

Мы опираемся на определение понятия «дифференцированное обучение», данное И. Унт, согласно которому дифференциация понимается «как учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения». И хотя теоретический аспект интересующей нас проблемы рассматривается учеными достаточно давно, внедрение дифференцированного подхода в спортивную практику затруднено в связи с неизученностью вопроса комплексного применения дифференцированного подхода, в частности, в физкультурном образовании младших школьников.

В  процессе  учебно-тренировочных  занятий  в  группах  начальной  подготовки  мы  использовали  метод  групповой  дифференциации,  который  предусматривает в подготовке спортсменов учёт наиболее важных факторов, характерных для какой-либо группы занимающихся. Разрабатываемые в этом случае тренировочные программы предназначены для нескольких спортсменов, которые образуют группу, относительно однородную по одному или нескольким признакам (полу, возрасту, квалификации, уровню подготовленности и др.) [4]. Применение  этого  метода  рекомендовано  доктором  педагогических  наук,  профессором  Н.Ж.Булгаковой [3].  Однако  опыта  практической  работы  с  использованием  этого  метода  в  условиях  спортивной  школы  не  было.

В  работе  использовался  материал  теоретических  и  экспериментальных  исследований,  выполненных  на  базе  отделения  плавания  СДЮСШОР №6 г.Тамбова.

В  эксперименте  участвовали  школьники  в  возрасте  8-10  лет  (51  человек)  из  групп  начальной  подготовки.

Цель – апробация  и  внедрение  в практику дифференцированного  подхода  на  занятиях  плаванием  в  группах  начальной  подготовки.

Многолетний  опыт  спортивно-педагогической  деятельности,  анализ  опыта  работы  тренеров-преподавателей  навели  на  мысль  о  целесообразности  использования  дифференцированного  подхода   в  процессе  организации  и  проведении  учебно-тренировочных  занятий  с  пловцами  на  этапе  начальной  подготовки.  Разный  уровень  их  двигательных  способностей,  по-видимому,  обусловлен  врождёнными  факторами:  одни  дети  легко  овладевают  координационно-сложными  упражнениями,  другие – выполняют  те-же  самые  движения  с  большими  мышечными  напряжениями  и  грубыми  ошибками.

Дозирование  физической  нагрузки  необходимо  проводить  дифференцированно  для  каждой  группы  детей,  исходя  из  начального  уровня  физической  и  плавательной  подготовки.  Метод  групповой  дифференциации  предполагает  разделение  занимающихся  на  3  подгруппы:  сильную,  среднюю  и  слабую.

Обычно, работая с  группой  детей  с  разной  степенью  физической  и  технической  подготовленности,  тренер  ориентируется на большинство учащихся, на так называемых «середнячков». Дети,  отстающие  от  других  по  физическим  данным, или же пропустившие много занятий из-за болезни,  не  могут выполнять все технические упражнения правильно, или же быстро утомляются, что часто является причиной нежелания заниматься спортом.

Дети  из  сильной  группы  выполняли  большую  по  объёму  нагрузку  в  сравнении  с  другими  сверстниками.  Вместе  с  тем,  в  средней  и  слабой  группах  мы  уделяем  больше  внимания  обучению  технике  плавания,  постепенно  повышая  плавательную  и  физическую   подготовку.

Помимо  разных  по  объёму  тренировочных  нагрузок,  на  занятиях  мы  применяли  различные  по  сложности  выполнения  тренировочные  упражнения,  используемые  для  овладения  и  совершенствования  спортивных  способов  плавания.  Нами  разработан  комплекс  упражнений  для  совершенствования  техники  плавания  в  зависимости  от  уровня  координационных  способностей  детей,  который  предусматривает  плавный  переход  от  простых  к  более  сложным  упражнениям

По  окончании  каждого  полугодия  проводились  соревнования,  по  результатам  которых  осуществлялся  перевод  детей  из  групп.  Перевод  спортсменов  из  группы  «слабой»  в  «среднюю»  и  далее  в  «сильную»   способствовал  увеличению  самоотдачи  на  тренировках,  заинтересованности  детей  в  улучшении  результатов  и  повышению  их  активности  в  учебно-тренировочном  процессе.

На  протяжении  всего  эксперимента  в  начале  и  в  конце  каждого  учебного  года  мы  учитывали  динамику  результатов  на  дистанциях  50  метров  спосабами  плавания  кроль  на  груди,  кроль  на  спине,  брасс  и  баттерфляй. В  начале  эксперимента  мы  провели  соревнования,  в  которых  участвовали  спортсмены  не  только  экспериментальной,  но  и  контрольной  группы.  На  каждого  ребёнка  была  заведена  карточка  учёта  спортивных  результатов. Уровень  показанных  результатов  спортсменов  контрольной  группы   на  начало  эксперимента  незначительно  отличался  от  воспитанников  экспериментальной  площадки  и  был  на  уровне  средней  подгруппы.

По окончании эксперимента  наибольший  рост  результатов отмечен в  сильной  и  средней  группах – 27  и  25 %  соответственно. Улучшение  результатов  в  слабой  группе  составило  22%,  что  превышает  показатель  контрольной  группы (20%). Следует  отметить  также  высокий  уровень  сохранности  контингента  занимающихся,  который  за  2  года  работы  составил  82,3 %,  что  почти  на  15 %  превышает  средний  показатель  в  отделении  плавания  за  тот  же  период  времени.  

Литература

1. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодёжи. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1, с. 23-25.

2. Богданова В.А. Дифференцированный подход в физкультурном образовании младших школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук / Тюмень, 2001.

3. Булгакова Н.Ж. Спортивное  плавание. – М.: ФОН, 1996.

4. Врублевский Е.П. Методические основы индивидуализации подготовки квалифицированных спортсменов // Теория и практика физ. культуры. 2007, № 1, с. 46.

5. Мельникова Ю.А. Программно-нормативное обеспечение учебного процесса по плаванию с использованием технологии дифференцированного обучения для учащихся среднего школьного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук / Тюмень, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта работы «Формирование ценностного отношения студентов к здоровью через применение технологии «Уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов"на уроках физической культуры.

Стандарты ФГОС предполагают, что выпускники должны быть самостоятельными, уметь использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных ...

«Методика применения технологии уровневой дифференциации обучения на уроках информатики и физики».

Аннотация.     В данной работе рассматриваются основные вопросы применения технологии уровневой дифференциации на уроках информатики и физики. В пояснительной записке рассматривают...

Статья "Технология группового обучения как средство повышения эффективности производственного обучения"

Ключевые слова: технология группового обучения, группа, подгруппа, познавательная деятельность, оценочное суждение, межличностное общение, сотрудничество....

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ: «Применение технологии уровневой дифференциации на уроках биологии и химии»

В наше время общество требует от среднего профессионального воспитания научного мировоззрения у обучающихся. Наиболее эффективной педагогической технологией, ориентированной на запросы социума являетс...

«Применение технологии развития критического мышления и группового способа обучения на занятиях истории и обществознания»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ППО( передового педагогического опыта)«Применение технологии развития критического мышления и группового способа обучения на занятиях истории и обществознания»...

Технология уровневой дифференциации в личностно- ориентированном обучении математике

Статья по теме " Т в личностно- ориентированном обучении"ехнология уровневой дифференциации" Математика является одной из самых сложных дисциплин и вызывает трудности у многих обучающих...