"Профориентация"
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федераций
Реферат на тему:
«Зачем нужна профориентация»
Воспитатель:
Семьи «Брусничка»
Кузнецова И.В.
с.Белоярск
Содержание
- Введение………………………………………………….........................3
- Школьная профориентация……………………………………….......6
- Профессиональная ориентация для студентов и выпускников ВУЗов……………………………………………………………………...7
- Взрослая профориентация……………………………………………...8
- Заключение………………………………………………………………..9
- Литература……………………………………………………………….10
Введение
Каждому гражданину нашей страны предоставлено право на выбор профессии, род занятий и работы. Однако это право, как показывает практика, порой очень трудно реализовать – не хватает знаний о самих профессиях, тех требований, которые они предъявляют к личности работающего, и умений оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности.
Актуальность проблемы профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.
«Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому одним из центральных и в этом смысле судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере, является вопрос о поиске, выборе и овладении профессией. Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии.»
Профориентация является самостоятельной областью знания, но формируется на стыке педагогики, психологии, социологии, экономики, философии, медицины, права.
Можно выделить четыре функции профориентации, которые определяются ее целями: социальную, экономическую, медико-физиологическую и психолого-педагогическую.
Социальная функция профессиональной ориентации предполагает процесс усвоения школьниками определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих им осуществлять свою социально-профессиональную деятельность. Поэтому профессиональную ориентацию учащихся необходимо рассматривать прежде всего с позиций социального заказа общества.
Экономическая функция означает улучшение качественного состава рабочей силы, повышение удовлетворенности юношей и девушек содержанием труда, повышение профессиональной активности и производительности труда, экономию рабочего времени
Медико-физиологическая функция — эта реализация требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам, необходимым для выполнения той или иной профессиональной деятельности.
Психолого-педагогическая функция — это прежде всего выявление и формирование интересов, склонностей, способностей школьников, помощь им в поиске призвания, выборе такой профессии, которая соответствовала бы индивидуальным особенностям личности, ее потенциальным возможностям; определение путей и условий эффективного управления профессиональным самоопределением школьников.
Профессиональная ориентация — это комплекс мероприятий, которые направлены на формирование профессионального призвания, точное выявление способностей и склонностей к различным видам деятельности, пригодности и других личностных факторов, которые могут повлиять на выбор деятельности или на смену ее рода.
Выбор профессии – одно из самых трудных решений в жизни человека. Чем раньше человек выявит свои истинные желания, то, что ему действительно интересно, тем больших результатов он сможет достичь в будущем.
Профориентацию можно пройти в любом возрасте, по мнению многих специалистов начиная с дошкольного возраста, в котором очень важно выявить способности и интересы ребенка, постепенно развивать их! Знание задатков Вашего ребенка, понимание его особенностей поможет избежать лишних волнений. Это вопрос выбора школы, секций и кружков, углубленных программ, курсов, и спокойная целенаправленная подготовка к поступлению в ВУЗ.
Школьная профориентация
Профессиональная ориентация в школьном возрасте является очень важной процедурой. Часто школьники о будущей профессии думают в спешке, только в 15-16 лет, когда уже пришло время готовиться к поступлению. Родители срочно подыскивают ребенку профориентацию (а могут даже и не обращаться к специалистам), и зачастую может оказаться, что ее результат оказывается неожиданным, и времени подготовиться к поступлению в ВУЗ по этой профессии очень мало. Часто родители не уделяют должного внимания профессиональной ориентации своих детей своевременно. От того, насколько этот шаг будет обдуман, во многом зависит успешность, самореализация и карьерный рост в будущем.
К сожалению, часто тот выбор, который должен быть собственным, опосредован ожиданиями родителей, советами друзей и знакомых, популярностью какой-либо профессии. На сегодняшний день большинство молодых людей, выбирая профессию, ориентируются на высоту заработной платы, но, профессиональный, высоко эффективный специалист в любой области будет иметь больший доход, чем человек, получивший юридическую или экономическую специальность (наиболее популярные сейчас), но не представляющий себя в данной области. Подход к этому выбору должен быть более серьезно обоснован.
Профориентация — система методов и мер, оказывающих подростку помощь в выборе будущей профессии. Можно даже сказать, что профориентация подскажет, как выбрать профессию, максимально соответствующую индивидуальным способностям и стремлениям. Профориентация школьников включает в себя просветительскую и консультационную работу, а так,жепомощь в выявлении склонности к различным видам деятельности. Данные меры, применяемые в комплексе, позволяют добиться максимально эффективных результатов. Комплексное профориентационное исследование, учитывая врожденные способности, определяет наиболее оптимальные пути дальнейшего личностного развития в профессиональном плане.
Профориентация важна для любого подростка: ведь далеко не каждый способен трезво оценивать свои способности и видеть свое предназначение в жизни.
Профориентация – процедура, которая выявляет все качества личности, которые способны повлиять на карьерный рост в различных сферах.
3 наиболее популярные ошибки, которые совершают старшеклассники, выбирая профессию:
- «Друг поступает на менеджера/технолога/логиста, а пойду-ка и я с ним! Мы же всегда вместе»;
- «Около дома есть медицинский ВУЗ. Пойду в него, зачем далеко ездить? А биологию сдам как-нибудь!»
- «Учитель по математике жутко нудный, не люблю его, а вот учительница по английскому — супер! Пойду учиться на лингвиста».
После прохождения профориентации:
- 85% учащихся в школе точно знают, чем они хотели бы заниматься в будущем;
- лучше осознают свои возможности и оценивают свои ресурсы;
- развивают способность к целеполаганию и понимают, как сделать определенный выбор.
Профессиональная ориентация и самоопределение школьников и старшеклассников – это наиболее оптимальный способ избежать проблем с выбором ВУЗа, например, таких, когда Ваш ребенок, проучившись несколько курсов, вдруг осознает, что хочет заниматься совершенно другим видом деятельности. Лишь часть людей четко представляют свои сильные и слабые сторонах. Большинство людей просто не знают, на что они способны.
Профессиональная ориентация позволит школьнику, учащемуся подростку правильно выбрать свою будущую профессию, легко учиться в ВУЗе и быть более успешным в построении своей будущей карьеры!
Профессиональная ориентация для студентов и выпускников ВУЗов
Профориентация на данном этапе может использоваться для того, чтобы:
- выявить компетенции, способности, интересы, личностные качества и установки, а также мотивацию учащегося к прогнозированию дальнейшего профессионального развития;
- познать себя, развить свои способности и навыки;
- выбрать успешную профессиональную траекторию;
- спланировать построение своей карьеры;
- решить вопросы со сменой профиля обучения, получением дополнительного образования и повышения квалификации по выбранному направлению;
- способствовать профессиональному и личностному росту молодых специалистов;
- оценить профессионально важные качества студентов и выпускников, сориентировать их на те должности и те отрасли, где они будут наиболее востребованы, будут иметь наибольший успех, смогут максимально эффективно пользоваться полученными знаниями, и, конечно, наиболее полно раскрыть свой потенциал.
Взрослая профориентация
Бывает, что наступает такой момент, когда уже взрослому человеку нужно:
- сменить профессию;
- уточнить направление движения в профессиональной жизни и принять решения что делать, какой поворот совершить.
Вы занимаетесь не своим делом, если:
- сомневаетесь в ценности того, что делаете;
- чувствуете себя не способным, ненужным;
- на работе испытываете чувство вины;
- вас клонит в сон на рабочем месте;
- вам не интересно читать профессиональную литературу;
- стали думать: «а зачем мне все это?»;
- трудно заставить себя идти на работу;
- стали частенько болеть;
- часто впадаете в уныние.
Это бывает, если вы оказались в жизненном или профессиональном тупике, и у вас появились вопросы, которые с близкими людьми качественно обсудить не удается.
Но что делать, если Вы уже давно определились с профессиональной деятельностью, не видите возможности и смысла ее менять, но и работать по-прежнему Вам уже не хочется… А хочется чего-то другого! В таком случае ход карьеры можно изменить, и не меняя самой профессии.
И профориентация будет полезна Вам для того, чтобы:
- Расширить представления о своих возможностях в рамках профессии;
- Эмоционально приспособиться;
- Изменить баланса отдельных составляющих профессиональной деятельности, что повысит качество вашей работы и способность получать удовольствие от нее.
Заключение
Социальная роль школы как ведущего учебно – воспитательного учреждения по формированию всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает ведущую позицию педагогических коллективов в едином многогранном процессе профессиональной ориентации, осуществляемой школой, семьей, всей общественностью. Учитель помогает школьникам осознать им склонности и способности, направляет развития их профессиональных интересов. Он помогает родителям разобраться в трудности правильного выбора профессии их ребенком. Учитель должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, от своих собственных способностей, интересов и способностей школьников подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы достичь цели профориентации, реализовать тот широкий круг задач подготовки молодежи к выбору профессии, которые призваны решать школы.
И в то же время профессиональная ориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересом, склонностями личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.
Литература:
1. А.Д. Сазонов, Н.И. Калугин, А.П. Меньщиков и др. Профессиональная ориентация молодежи [Текст] / А.Д. Сазонов, Н.И. Калугин, А.П. Меньщиков и др. – М.: Высшая школа, 1989.
2. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия [Текст] / Е.М. Борисова, Г.П. Логинова – М.: Знание, 1991.
3. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: теория и практика: Учеб. пособие для высшей школы [Текст] / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 192 с. – («Gaudeamus»).
4. Зеленков, С. Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи [Текст] // Народное образование. – 2007.
5. Лернер, П.С. Проектирование образовательной среды по формированию профориентационно значимых компетентностей учащихся [Текст] // Народное образование. – 2007.
6. Н.С. Пряжников. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Текст] / Н.С. Пряжников– М.: НПО «Модэк», 2002.
7. Павличенко Е. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса [Текст] // Воспитание школьников. – 2006.
8. Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст] / Сост. Е.С. Рапацевич – Мн.: «Современ. слово», 2005.
9. Поташник, М. Усть-Илимск: территория будущего [Текст] // Народное образование. – 2005.
10. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения, Москва, Издательство НПО “Модэк” 2002.
11. Чистякова, С., Родичев, Н. Профессиональная ориентация школьников на этапе перехода к профильному обучению [Текст] // Народное образование. – 2006.
12. Шамбарова, И., Митина, Т. Профориентационная работа в гимназии [Текст] // Воспитание школьников. – 2004.
13. Шубочкина, Е. Профильное обучение: как решаются проблемы профессиональной ориентации школьников [Текст] // Народное образование. – 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кл/час "И пролегла железная дорога..." (профориентация)
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА –МЕСТО МОЕЙ БУДУЩЕЙ РАБОТЫ140-летию станции Грязи,125-летию вокзалаи 70-летию присвоения рабочему посёлку Грязи статуса города.посвящаетсяПрезентацию◄Скачать►...
Кл/час "Виртуальное путешествие из Мичуринска в Воронеж" (профориентация)
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА –МЕСТО МОЕЙ БУДУЩЕЙ РАБОТЫ140-летию открытия железнодорожного сообщения МОСКВА-ВОРОНЕЖпосвящается Презентацию ◄Скачать►...
Профориентация касается всех
Рассмотрены этапы и направления профориентации молодежи....
Занятие по профориентациии "В мире профессий"
Занятие для учащихся старших классов коррекционной школы VIII вида...
Профориентация в школах района
Профориентационная работа работников НПО в школах района...
Воспитательский час по профориентации в 9 классе "Ищу работу"
На воспитательском часе дети знакомятся с правилами поиска работы. Обыгрываю дети ситуации по теме....
Профориентация :"Моя профессия на все времена"
Данное проспект составлен для профессиональной ориентации строительных специальностей...