Проблемы и перспективы построения спортивной тренировки
статья

Новикова Наталья Геннадьевна

Становление и интенсивное развитие спортивной культуры может существенно повысить потенциал современного спорта и сформировать позитивное общественное мнение, позволяющее изыскивать новые ресурсы для массового вовлечения людей в спортивное движение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_i_perspektivy_postroeniya_sportivnoy_trenirovki.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы и перспективы построения спортивной тренировки

Во все времена спорт был ярким явлением и привлекательным событием общественных отношений. Он позволял человеку совершенствовать и преодолевать себя, побеждать соперников и противостоять силам природы. Рекорды и новые достижения всегда украшали и продолжают украшать путь каждого, кто ступил на путь под названием «спорт».

Несмотря на всю значимость такого уникального влияния спорта, на мотивацию человека к двигательному самосовершенствованию, он со временем, превратился в мощную индустрию, включающую в себя производство высоких спортивных результатов.  

Чтобы добиться высоких результатов в спорте, необходимо совместное развивать каждую отрасль в системе. Одной из основных причин возникновения проблем в подготовке спортсмена следует отметить нарушение взаимосвязи тренера с представителями науки.  В настоящее время в ней находятся помимо спортсменов и тренеров - менеджеры, спортивные врачи, психологи, научные сотрудники. 

За последние годы продолжает увеличиваться разрыв между теорией и методикой спортивной тренировки, или правильнее сказать увеличивается дистанция между учёными и тренерами. К тому же, изменившиеся политические и социально-экономические отношения привели к значительным изменениям психологии спортсменов.

Этот процесс носит системный характер, и назрела необходимость критического пересмотра системы отношений в спорте. «Приоритетной научной задачей является создание целостной, объективной картины подготовки спортсменов «высокого класса». «Интеллектуализация спортивной тренировки является центральным и доминирующим фактором спортивного достижения в современной системе спортивной подготовки».

Подготовка спортсменов включает в себя: программу тренировок, распорядок дня, правильное питание. Научные сотрудники должны работать над тем, каким образом улучшить оборудование для спорта, какие продукты и добавки можно употреблять спортсменам, какая должна быть нагрузка на организм для того, чтобы показывать высокие результаты. Спортивные врачи постоянно следят за здоровьем спортсменов.

Однако при этом всё более отчетливо проявляется противоречие между постоянно возрастающими требованиями к организму спортсменов и возможностями человека. Это обстоятельство налагает на тренера большую ответственность. Именно тренер определяет, как и на что затратить время, моральные и физические силы спортсмена, а также материальные средства, отпущенные на подготовку. За методическим решением тренера стоит судьба спортсмена. Тренер может осуществить свою профессиональную функцию – подготовить спортсмена, – только предложив ему комплекс оптимальных тренировочных воздействий, определяемых сочетанием тренировочных средств и способов их применения.

Однако только определения тренировочных средств и способов их применения недостаточно для успешной подготовки. Проблема заключается в том, что, предлагая физические нагрузки, тренер зачастую далеко не в полной мере представляет, какие они вызовут изменения в человеке. В тренировочном процессе необходимо отслеживать влияние на человека выбранных нагрузок и осуществлять их обязательную динамику, и коррекцию.

В результате происходит замедление темпов прироста спортивных результатов при значительном увеличении затрат времени и средств на обеспечение постоянного их повышения. Преодоление этого противоречия возможно через внедрение новых спортивных технологий, появляющихся в результате совершенствования научно-методического обеспечения и материально-технического прогресса.

Тренер реализует свои профессиональные возможности, воздействуя на спортсмена через выполнение двигательного задания, в котором оговорены тип и характер, условия осуществления, объём и интенсивность, набор и алгоритм двигательных действий, при реализации. При этом если в тренировочном воздействии выбирается средство (упражнение) и метод его выполнения, то есть форма двигательного действия, то в тренирующем воздействии, наряду с этим, рассматриваются психологические и биологические факторы, вызывающее желательную адаптивную реакцию.

Выбор внешних форм спортивных двигательных действий, средств и методов тренировки, как факторов влияния на спортсмена, субъективен, то есть целиком и полностью зависит от компетентности тренера. Их анализ во множестве методик избранного вида спорта является культурологической проблемой.

Однако внутреннее содержание спортивных двигательных действий жёстко обусловлено объективными законами природы, разумеется, независимо от того, знает о них тренер или нет. В числе характерных, то есть общих для всех двигательных действий, внутренних факторов влияния на спортсмена можно выделить следующие:

  • психологические процессы, инициирующие спортивную деятельность и сопровождающие преодоление физических нагрузок;
  • формирование тренировочных эффектов и динамику состояний спортсмена;
  • выполнения спортивных двигательных действий, определяющих эффективность двигательных заданий.

Интегральные ответные реакции на спортивную нагрузку, детерминирующие тренировочные эффекты, а именно:

  • преодоление утомления, как условие спортивной деятельности;
  • взаимосвязанные структурные, функциональные и психологические изменения, повышающие уровень спортивной подготовленности;
  • «спортивная форма» отражающая реализацию потенциала спортсмена в спортивном результате, и её динамика.

Разработка и постановка двигательных заданий спортсмену, а также отслеживание их выполнения и последействия – каждодневная проблема профессиональной деятельности тренера. Объективизация и конкретизация обоснования двигательных заданий спортсмену фокусирует знания теории и методики в тренирующее воздействие, являющееся единичным элементом тренировки. Конструирование тренирующих воздействий служит системообразующим фактором развития методики спортивной тренировки, поскольку его цель – применение в спортивной деятельности знаний о природе возможностей человека.

Пути решения этих и других проблем современного спорта в усилении образовательной, научной и культурологической составляющих спортивной деятельности.

Литература:

  1. Геращенко, И.Г. О принципе неопределённости в спортивной педагогике [Текст] / И.Г. Геращенко, А.И. Шамардин, Ю.А. Зубарев, А.А. Кудинов // Теория и практика физической культуры. – 1998. – № 9. – С. 2-6.
  2. Давиденко, Д.Н. Размышления о понятиях и сущности физкультурного образования в области физической культуры [Текст] / Д.Н. Давиденко, Г.Н. Пономарёв // Теория и практика физической культуры. – 2004. – № 5. – С. 52-55.
  3. Желязков, Ц. О некоторых постоянно действующих факторах в современной спортивной тренировке [Текст] / Ц. Желязков // Теория и практика физической культуры. – 1998. – № 11/12. – С. 41-44.
  4. Загвязинский, В.И. Практическая методология педагогического поиска. Учебное пособие [Текст] / В.И. Загвязинский. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. университета, 2008. 120 с.
  5. Матвеев, Л.П. К теории построения спортивной тренировки [Текст] / Л.П. Матвеев. // Теория и практика физической культуры. – 1991. – №12. – С. 11-20.
  6. Хоменков, Л.С. Актуальные проблемы в современном спорте высших достижений [Текст] / Л.С. Хоменков. // Теория и практика физической культуры. – 1993. – № 8. – С. 20-21.
  7. Матвеев, Л.П. К теории построения спортивной тренировки [Текст] / Л.П. Матвеев. // Теория и практика физической культуры. – 1991. – №12. – С. 11-20.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная образовательная среда колледжа/ Проблемы и перспективы развития

Современный человек с детства погружен в информационную среду - он живет среди телевидения, радио, книг, журналов, компьютерных игр. Он обращается к информационным каналам не только при обучении и в с...

Учебное пособие "Спортивная тренировка. Волейбол"

Цель данного методического пособия не столько убедить преподавателей и студентов в возможности подготовки высококвалифицированных волейболистов в СУЗе, сколько вооружить их необходимым теоретическим и...

«Перспективы развития спортивного туризма в Самарской области»

В данной работе анализируется состояниеи пепектрсивы развития спортивного туризма в Самарской области - самой развитой и перспективной туристской территории России....

«Управление процессом спортивной тренировки высококвалифицированных спортсменов».

Практика спорта высших достижений показывает, что закономерности, свойственные тренировке спортсменов-разрядников, не всегда могут использованы в подготовке спортсменов высшей квалификации. Прямое пер...

План-конспект учебного занятия по дисциплине: Основы спортивной тренировки (футбол)

Задачи урока:1. Развивать физические способности в футболе посредством скоростно-силовых упражнений.2. Воспитывать культуру движений и доброжелательные отношения посредством работы в парах.3. Способст...

«Регулировка массы тела в процессе спортивной тренировки»

Регулирование веса тела имеет немаловажное значение для спортивной практики. Естественно, что в первую очередь эта проблема привлекает внимание спортсменов, участвующих в соревнованиях с регламентиров...