Мастер -класс «Внедрение метода научно-исследовательской деятельности в работе с учащимися в начальных классах».
консультация
В данном материале рассматриваются этапы моей работы при организации научно-исследовательской деятельности с учащимися начальных классов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер -класс «Внедрение метода научно-исследовательской деятельности в работе с учащимися в начальных классах».
Урок рождается непросто:
Порой – с наивного вопроса,
Порой – со странного ответа.
Он долго зреет в тайне где-то…
Когда сомнений нет уж боле –
Он вырывается на волю,
Нам отдает себя на милость:
Смотрите! Что-то получилось!
Тема нашего мастер-класса «Внедрение метода научно-исследовательской деятельности в работе с учащимися в начальных классах».
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Лет 10 тому назад, когда стали внедрять методы проектов и научно-исследовательскую деятельность, я была озадачена тем, что это такое и «с чем это едят»? Пройдя курсы по теме «Организация педагогического сопровождения ученического исследования в ОУ» более или менее стало понятно для чего это и как это реализовать. Практически ежедневно на уроках в работу включаются научно-исследовательский метод, когда, например, мы ищем какое-то понятие или дополнительный материал в справочной литературе. Но даже на проблемном уроке не всегда есть возможность учесть индивидуальные особенности ученика, его опыт, его видение мира. И мне захотелось попробовать заняться научно-исследовательской работой во внеурочное время. Сегодня я поделюсь своим опытом работы.
Давайте немного вернёмся к теории, когда на курсах нам объясняли, что вся деятельность делится на несколько ступеней.
1. Подготовка: определяем тему, цель, актуальность, выдвигаем гипотезы данной работы.
2. Планирование: определяем источники информации, собираем и анализируем информацию.
3. Исследование.
4. Результаты и выводы: анализируем информацию и формулируем выводы + Результат должен быть, что называется, осязаемым: альбом, журнал и др.
5. Представление или отчёт (защита работы)
6. Оценка результатов и процесса - организация рефлексии, самооценка, взаимооценка.
Как же строится моя работа по внедрению метода научно-исследовательской деятельности?
Я сейчас расскажу, а вы определите, какие ступени в моей работе.
1 класс
Работа начинается в 1 классе. Детям ещё трудно самостоятельно ставить цель, задачи и поэтому эту работу проводит педагог. Например, возникла проблема, что не у всех есть закладки в учебниках. Я предлагаю на уроке труда сделать эти закладки. Мы их делаем, потом я им предлагаю сделать более интересные закладки и рассказать, как ребёнок её делал. То есть другими словами, он защищает свою работу: из чего сделана поделка, для чего она нужна, как он её изготавливал. Оцениваем работу.
СЛАЙД-ФОТО
- Какая же 1-ая ступень в моей работе? ( Представление или защита + оценка рез-ов)
- Какие компетенции формируются у учащихся? ( Развитие речи, умение излагать информацию, сталкиваются с другими взглядами–формирование самооценки)
2 класс.
Во втором классе работа продолжается. Предлагаю выполнить задание, которое выполняют учащиеся во 2 классе.
Вы разбиты на 3 группы. Выберите тему («Наши четвероногие питомцы - кошки», «Собаки – лучшие друзья людей», «Лес - наш друг»). В течение 3 минут напишите небольшое сообщение по этой теме.
( Зачитывают работы).
Здесь я могу задать детям вопросы:
1. А какие породы собак ты знаешь? Какие породы собак лучше всего заводить дома?
2. Что означает мурлыканье кошки? Умеют ли они разговаривать?
3. А чем ещё лес полезен для человека?
И подвожу детей к тому, что нам не хватает знаний. И мы начинаем собирать информацию. Обдумываем, где её мы можем добыть? (В Интернете, спросить у родителей, поискать в энциклопедии, посмотреть телепередачу)
- Как вы думаете, сколько времени можно дать детям на сбор информации? Я даю неделю. Ставлю 3 коробки (по количеству групп). И каждая группа приносит в течении недели информацию и складывает в коробку (вырезки из газет и журналов, на листочках).
Через неделю мы садимся по группам, и дети составляют уже более полный рассказ по своей теме. Зачитывают его. Мы обсуждаем, делаем выводы. Делаем зарисовки, фотографии (по желанию). Кто-то и на следующий урок приносит что-то интересное по своей теме.
- Какой же 2-ой этап моей работы? (Сбор информации)
- Какие компетенции формируются у детей на данном этапе? ( Развитие речи, обогащение словарного запаса, учатся систематизировать и излагать информацию, формирование собственной активности в познании, внутренней инициативы, побуждающей к поискам нового).
3 класс.
В 3 классе я работаю над умением поставить цель. У детей часто возникают проблемы с постановкой цели. Как я работаю над этим этапом? Для этого я беру большой раздел или тему, и мы начинаем думать о том, что бы я мог узнать или хотел узнать из этой темы.
Давайте попробуем. Например:
Тема «Солнечная система»
Цели проекта
1. мы можем изучить планеты Солнечной системы.
2. Можно изучить характеристики каждой планеты.
3. Можно изучить особенности планет.
И, соответственно, широкая тема становится более узкой, и мы учимся ставить цели.
После этого ребята выбирают конкретную цель и пробуют написать научно-исследовательскую работу. Конечно, на первых порах у детей получаются доклады, которые они потом защищают. У кого-то просто доклад получается. Кто- то приносит ещё и работу, выполненную своими руками.
СЛАЙД-ФОТО
- Какой же 3-ий этап моей работы? (Постановка цели и задач)
- Какие компетенции формируются на данной ступени? (Умение ставить цель и задачи, анализировать и систематизировать добытую информацию, делать выводы, формирование потребностно-мотивационной стороны).
4 класс.
В 4 классе дети уже непосредственно выбирают себе тему работы сами и делают научно-исследовательскую работу. Хочу поделиться, что иногда я привлекаю всех детей к какой-то одной работе.
ПОКАЗАТЬ РАБОТЫ
4 года назад мы делали проект с девочкой на конференцию «Эти вредные Е-шки». Мы объяснили ребятам, в чём заключалась её работа. Она собирала этикетки от продуктов и выясняла, какие продукты можно употреблять, а какие содержат вредные Е-вещества. Ребята стали приносить этикетки от продуктов. Потом интересовались, какие полезные, а какие вредные. И хотя мы в этот раз ничего не заняли, они с интересом слушали её защиту в классе, были рады за неё. Вот этот момент сплочения коллектива, когда все вместе радуются, переживают, наверное, самый важный, приносящий удовлетворение не только мне, но и ребятам.
Давайте же сделаем вывод. Какие ступени в моей работе?
1. Защита + оценка результатов работы
2. Поиск информации + защита + оценка результатов работы
3. Постановка цели, задач.
Параллельно с этим на родительских собраниях я провожу работу с родителями, примерно такую же, какую я сейчас провела с Вами.
В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные и инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, делать предположения, отвечать за принятые решения. И, я считаю, что научно-исследовательская работа помогает ребятам в этом.
Конечно же, у вас, может быть, больше опыта, своя методика работы. Но мне сегодня захотелось поделиться своим опытом работы.
Хочу закончить нашу встречу такими словами.
«Мысль – как цветок, который постепенно накапливает жизненные соки. Дадим же корням эти соки, откроем перед цветком солнце – и он расцветёт. Будем учить ребёнка думать, откроем перед ним первоисточник мысли – окружающий мир. Дадим ему величайшую человеческую радость – радость познания». (В.А.Сухомлинский)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРЕЧЕНЬ заданий для проведения экзамена по ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования Для студентов по специальности 050715 Корр
ПЕРЕЧЕНЬзаданий для проведения экзаменапо ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обр...
ПМ.05 «Проектирование педагогической деятельности» для специальности 050146 Преподавание в начальных классах
Рабочая программа профессионального модуля разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО по данной специальности и с учетом примерной программы профессионального модуля, рекомендованной Экспертны...
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ общетехнических дисциплин ВИНОГРАДОВОЙ НЕЛЛИ ВЕНИАМИНОВНЫ
В.А. Сухомлинский указывал, что «...сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать св...
Внедрение метода проекта в деятельность ДОУ
Внедрение метода проекта в деятельность ДОУ...
Инновационная деятельность ОУ:Особенности естественнонаучной компетентности учителя начальных классов
. Главная задача учителя начальных классов в современных условиях – быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении, не быть перед ним чем-либо высшим, а каждую минуту ...
Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся по предмету/дисциплине: научно-практические конференции, семинары и др.
Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся по предмету/дисциплине: научно-практические конференции, семинары и др....
Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся по предмету/дисциплине: научно-практические конференции, семинары и др.
Результаты научно-исследовательской деятельности студентов...