Сборник тестов по УД Педагогика
тест
Сборник содержит тесты и контрольные задания для проведения контроля по основным темам УД Педагогика. Рекомендуется для проведения аттестационных мероприятий со студентами педагогических специальностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_testov_po_ud_pedagogika.doc | 263.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сборник тестов и контрольных заданий по учебной дисциплине «Педагогика»
для педагогических специальностей
г. Старый Оскол
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….. | 3 | |
1. | Материалы тестирования по разделу «Общие основы педагогики»……………………………………………………….. | 4 |
2. | Материалы тестирования по разделу «Теория обучения» | 16 |
3. | Материалы тестирования по разделу «Теория и методика воспитания») | 34 |
ПРИЛОЖЕНИЕ | 42 | |
ВВЕДЕНИЕ
Сборник тестов по дисциплине «Педагогика» составлен в соответствии с программой дисциплины «Педагогика».
Тестирование в настоящее время является достаточно распространенным методом контроля знаний студентов. Его суть заключается в постановке перед студентами некоторой системы вопросов, отвечая на которые они демонстрируют уровни учебных знаний и умений, психического развития, социального опыта.
Основным достоинством тестов является их объективность, возможность достаточно быстро и эффективно установить обратную связь в ходе учебного процесса, обеспечить накопляемость отметок. Кроме того, использование тестовых заданий дает возможность учителю применить их в качестве тренинговых упражнений, что, несомненно, способствует закреплению знаний студентов по всем темам.
Помимо тестовых заданий в сборнике представлены контрольные задания других видов, в том числе задачи для рассуждения и размышления, педагогические ситуации и др.
Задания, представленные в сборнике призваны содействовать повышению интереса у студентов к изучаемым проблемам, основательному освоению учебного материала, проверке степени сформированности у будущих педагогов знаний, умений и навыков интеллектуального труда.
В сборник включены контрольные материалы по всем разделам учебного курса и темам в соответствии с логикой изложения учебного материала.
Сборник может быть использован преподавателями средних специальных учебных заведений для осуществления контроля знаний по дисциплине «Педагогика» студентов, обучающихся по педагогическим специальностям.
ТЕМА: ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Вариант 1.
1. Установите автора следующих педагогических произведений.
1. Я.А.Коменский А.– «Как Гертруда учит своих детей»
2. И.Г.Песталоцци Б. – «Педагогическая поэма»
3. К.Д.Ушинский В. – «Материнская школа»
4. А.С Макаренко Г. – «Родное слово»
5. Л.Н.Толстой Д. - «Азбука моральной культуры»
6. В.А.Сухомлинский Е. - «Азбука»
2. Кто из педагогов прошлого является автором классно-урочной системы обучения?
А. – И.Г. Песталоцци
Б. – Я.А.Коменский
В. – Ф.А.Дистервег
3. Одной из ведущих идей, разработанных К.Д.Ушинским, является идея о необходимости опираться в воспитании на принцип:
А. – природосообразности
Б. – народности
В. – воспитания личности в коллективе
4. Одним из принципов воспитания является следующий: «как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему». Кто является автором этого положения?
А. - В.А.Сухомлинский
Б. – А.С.Макаренко
В. – П.Ф Каптерев
5. Найдите правильный ответ.
Объектом познания в педагогике является:
А. Методы и приемы обучения и воспитания
Б. Человек, развивающийся в результате воспитательных отношений
В. Процесс становления личности как социального существа
6. Установите соответствие между педагогическим понятием и его дефиницией:
- Знания –
- Обучение –
- Воспитание -
7. Запишите определение, вставив недостающие ключевые слова
Педагогический процесс – процесс………….. и во взаимосвязи реализующий …………… в условиях ……………., в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые.
Ключевые слова: педагогические системы, целостно, цели образования и воспитания.
Вариант 2.
1.Установите автора следующих педагогических произведений.
1. Я.А.Коменский А. – «Как Гертруда учит своих детей»
2. И.Г.Песталоцци Б. – «Флаги на башнях»
3. К.Д.Ушинский В. – «Великая дидактика»
4. Л.Н.Толстой Г. – «Человек как предмет воспитания»
5. А.С.Макаренко Д. - «Сердце отдаю детям»
6. В.А.Сухомлинский Е. - «Новая азбука»
2. Кто является автором теории элементарного образования школьников?
А. - К.Д.Ушинский
Б. – Ф. Дистервег
В. – И.Г.Песталоцци
3. Автором уникальной системы воспитания личности в коллективе является:
А. – А.С.Макаренко
Б. – В.А. Ушинский
В. – П.Ф.Каптерев
4. Кто из педагогов прошлого утверждал, что профессия учителя является «настолько превосходной, как ни одна другая под солнцем»
А. - А.С.Макаренко
Б. - И.Г.Песталоцци
В. - Я.А.Коменский
- Выберите правильный ответ.
Предметом педагогики как науки является:
А. Процесс становления личности развивающегося человека
Б. Целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее обучения, воспитания и образования
В. История развития педагогической мысли
- Установите соответствие между педагогическим понятием и его дефиницией:
1. Воспитание |
|
2. Образование | Б. - Способность совершать определенные действия на основе полученных знаний |
3. Умения |
|
7. Вставьте недостающие ключевые слова.
Воспитание выполняет … функцию, заключающуюся в преднамеренной и целенаправленной передаче … … … подрастающим поколениям, в овладении ими практическими трудовыми умениями и выработанным опытом отношений и поведения.
ТЕМА: ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ
Вариант 1.
- Дайте определение понятия «личность». При каких условиях человек становится личностью?
- Найдите правильный ответ. Развитие личности – это:
А) Накопление количественных изменений в организме человека
Б) Становление человека как социального существа, которое происходит в процессе жизни и деятельности
В) Количественные и качественные изменения в организме человека, происходящие во времени под воздействием различных факторов
Г) Целенаправленный процесс формирования у людей заданных качеств.
3. Назовите один из видов противоречий, определяющих развитие личности:
А) Актуальные и потенциальные
Б) Внешние и внутренние
В) Общие и локальные
- Решите педагогическую задачу.
Еще в прошлом столетии некоторые ученые всерьез полагали, будто ребенок изобрел бы язык, даже будучи представлен сам себе. Рассказывают, что некогда жестокий тиран вознамерился узнать, на каком языке заговорят дети, которых никто не познакомил с языком. Для этого он повелел держать группу детей в изоляции, с тем, чтобы они не услышали человеческой речи. Нечего и говорить, что все дети умерли, так и не проявив якобы изначально свойственного им инстинкта языкотворчества.
4.1.Проанализируйте это явление с позиции различных концепций развития личности.
42.2. Что послужило ведущим тормозом в социальном развитии детей?
4.3.Какова роль социальной среды в развитии личности?
Вариант 2.
- Дайте определение понятия «индивид». В чем его отличие от понятия «индивидуальность»?
- Укажите, что является движущей силой развития человека:
А) Факторы: наследственность, среда, воспитание;
Б) Наличие и борьба противоречий;
В) Общие закономерности развития;
Г) Возможности самовоспитания личности.
- К индивидуальным противоречиям, определяющим развитие личности, относится следующее:
А) Между возникающими материальными и духовными потребностями и реальными возможностями их удовлетворения;
Б) Между возрастающими требованиями человека к себе и тем потенциалом, которым он располагает;
В) Противоречия, обусловленные ситуацией развития конкретного человека
Г) Порожденные взаимодействием человека с окружающим миром.
- Решите педагогическую задачу.
«...Чем богаче деятельная основа существования индивида, тем более широкие потенциальные возможности открываются для формирования его как личности».
Мошкова Г. Ю. Биографический метод и творческая личность ученого // Вопросы психологии. - 1994. - №2. - С. 136.
- Приведите доводы в пользу этого тезиса.
- Какую роль в этом процессе играют такие понятия как наследственность и воспитание?
ТЕМА: РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РФ
Вариант 1.
1. Дополните определение, используя ключевые слова.
Система образования - совокупность взаимодействующих: преемственных………………..и……………… различного уровня и направленности; ……………….., реализующих эти программы, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов.; ……………и подведомственных им учреждений и организаций.
Ключевые слова: органы управления, государственный образовательный стандарт, образовательных программ, образовательные учреждения.
- Выберите неправильный ответ.
Характер системы образования определяется:
А. - социально-экономическим уровнем развития страны
Б. - политическим строем
В. – потребностями каждого индивида
В. - культурно-историческими особенностями
Г. - национальными особенностями.
3. Как вы понимаете принцип гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности? Насколько полно, по вашему мнению, он реализуется в современной общеобразовательной школе?
4. Как вы думаете, что означает положение «Концепции модернизации российского образовании на период до 2010 года» о том, что воспитание « должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития»?
Что необходимо, на ваш взгляд, сделать, чтобы интегрировать воспитательную деятельность « в общий процесс обучения и развития»?
Вариант 2.
1. Образовательное учреждение – учреждение, осуществляющее………., то есть реализующее одну или несколько……………………………. и обеспечивающее…………………. обучающихся, воспитанников.
Ключевые слова: образовательные программы, образовательный процесс, воспитание, содержание.
- Выберите неправильный ответ.
Общеобразовательные программы призваны решать задачи:
А - формирования общей культуры личности
Б - ее адаптации к жизни в обществе
В - создания условий для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ
Г – дать навыки в определенной профессиональной области.
3. Как вы понимаете принцип единства федерального культурного и образовательного пространства? Каковы механизмы его реализации?
4. Перечислите основные направления реализации Национального образовательного проекта «Наша новая школа». Охарактеризуйте одно из них.
ТЕСТ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ ПО РАЗДЕЛУ: «ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ»
Вариант 1.
- Из приведенных ответов выберите правильный.
Что определило развитие педагогики как науки?
А) Прогресс науки и техники.
Б) Забота родителей о счастье детей.
В) Объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду.
Г) Повышение роли воспитания в общественной жизни.
- Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем
А) Великого чешского педагога Я.А. Коменского.
Б) Английского философа и педагога Дж. Локка.
В) Великого швейцарского педагога И.Г. Песталоцци.
- Что такое педагогика?
А) Педагогика – это искусство воздействия воспитателя на воспитанника с целью формирования его мировоззрения.
Б) Педагогика – наука о воспитании человека.
В) Педагогика – наука, имеющая свой предмет и методы исследования.
- Заполните пропуски.
Философия служит __________ основанием педагогики.
- Перечислите разделы общей педагогики.
А) ____________
Б) _____________
В) _____________
Г) _____________
- К основным педагогическим категориям относятся
А) ______________
Б) ______________
В) ______________
7. Из приведенных ответов выберите правильный.
А) Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов.
Б) Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием воспитания.
В) Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием социальных и экономических факторов.
8. Отметьте правильное определение воспитания в узком педагогическом смысле.
А) Воспитание – вечная общественно-историческая категория, выражающаяся в передаче опыта, накопленного предшествующими поколениями.
Б) Воспитание – целенаправленный систематический процесс воздействия на личность, формирования всех духовных и физических сил и подготовки к трудовой жизни.
В) Воспитание – целенаправленный систематический процесс воздействия на личность, формирование мировоззрения и характера с учетом соблюдения норм и правил поведения в обществе.
9.Заполните пропуски.
Педагогический процесс – это система, объединяющая в себе процессы ____________,____________, ______________.
10. Выберите правильный ответ.
На этапе подготовки педагогического процесса решаются следующие задачи
А) Целеполагание.
Б) Диагностика условий.
В) Прогнозирование достижений.
Г) Планирование развития процесса.
Д) Все перечисленные.
11. Заполните пропуски
Течение и результаты педагогического процесса зависят от
А) ____________
Б) Возможностей общества
В) Условий протекания процесса
12. Заполните пропуски
Пути, способы познания объективной реальности называются
13. Выберите правильный ответ.
Какую из приведенных ниже бесед можно назвать методом научно-педагогического исследования
А) Беседа с воспитанниками о правилах поведения в общественных местах
Б) Беседа воспитателя с мальчиком, обидевшим девочку
В) Беседа педагога с родителями о воспитании детей в семье
14. Заполните пропуски.
По месту проведения различают ______________ и лабораторный эксперимент.
15. В представленном списке опытов выберите тот, который больше всего можно отнести к научно-педагогическому эксперименту.
А) Опыт проращивания семян фасоли
Б) Опыт гибридизации растений на пришкольном участке
В) Опыт работы родительского комитета
Г) Опыт выработки умения выделять главное в процессе обучения
16. Вставьте нужное слово.
Воспитание как _____________ явление – планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, которые необходимы для обеспечения условий формирования личности.
17. Отметьте правильный ответ.
Основным звеном системы образования в РФ является
А) Начальная школа
Б) Средняя школа
В) Неполная средняя школа
- Назовите первого русского реформатора образования в России
А) Александр I
Б) Петр I
В) Екатерина II
- Дополните ответ.
К общеобразовательным относятся следующие образовательные программы
А) ____________ ________
Б) Начального общего образования
В) Основного общего образования
Г) Среднего (полного) общего образования
- Дополните ответ.
Вариативное образование предоставляет ребенку свободу выбора
А) ______________ ___________
Б) Позиции и условий для саморазвития
В) Своего мировоззрения
Вариант 2.
- Из приведенных ответов выберите правильный.
Педагогика как наука о воспитании…
А) Появилась вместе с первыми людьми.
Б) Возникла в Древней Греции.
В) Выделилась в эпоху Возрождения.
Г) Оформилась в самостоятельную науку в ХVII в.
- Главным педагогическим трудом Яна Амоса Коменского является
А) «Великая дидактика».
Б) «Мысли о воспитании».
В) «Педагогическая антропология»
- Предметом педагогики является
А) Методы совершенствования деятельности педагога.
Б) Целостный педагогический процесс.
В) Образование.
- Заполните пропуски
Педагогика в качестве теоретического обоснования результатов исследований использовала наряду с философией _____________.
- Перечислите науки, входящие в систему педагогических наук.
А) _____________ ____________
Б) _____________ ____________
В) _____________ ____________
Г) _____________ ____________
Д) _____________ ____________
Е) _____________ ____________
- Педагогика широко оперирует такими общенаучными категориями как
А) _______________
Б) ________________
В) ________________
- Из приведенных ответов выберите правильный.
А) Обучение – это двусторонний процесс деятельности учителя и учеников, направленный на сознательное и прочное овладение системой знаний, умений и навыков, в ходе которого осуществляется развитие умственных способностей и познавательных интересов, овладение методами познавательной деятельности.
Б) Обучение – это общение учителя с учениками, в ходе которого происходит передача знаний, умений и навыков.
В) Обучение – процесс деятельности учителя, направленный на передачу ученикам знаний, умений и навыков, подготовку к жизни.
- Отметьте наиболее правильное определение понятия развитие.
А) Процесс становления и формирования личности под влиянием внешних и внутренних факторов
Б) Процесс качественных изменений врожденных и приобретенных свойств
В) Процесс физического, психического, социального созревания, охватывающий количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств.
- Заполните пропуски
Компонентами педагогического процесса являются _____________,_______________,______________,__________________
- Выберите правильный ответ.
Целостность педагогического процесса заключается…
А) В том, что педагогический процесс не делится на составные части.
Б) В том, что процессы, образующие педагогический процесс, имеют много общего между собой.
В) В том, что все процессы, образующие общий педагогический процесс, протекают в одних и тех же условиях.
Г) В подчинении всех процессов, его образующих, главной, единой и общей цели – формированию всесторонне и гармонически развитой личности.
- Заполните пропуски
Этапы педагогического процесса
А) Подготовительный
Б)__________________
В) Заключительный
- Заполните пропуски
Педагогические исследования должны быть организованы так, чтобы не нанести вред_____________ и _____________ участников исследования
- . Выберите правильный ответ.
Какое наблюдение можно отнести к методу научного исследования
А) Воспитатель наблюдает за порядком в столовой
Б) Практикант наблюдает за действиями опытного воспитателя
В) Воспитатель ведет наблюдение за развитием детей при формировании математических представлений.
- Заполните пропуски
В зависимости от цели различают _________________ и формирующий эксперимент.
- Какой из перечисленных ниже экспериментов больше похож на естественный?
А) Экспериментальное изучение двигательного расстройства у детей.
Б) Экспериментальное исследование влияния числа повторений на прочность запоминания.
В) Исследование электрической проводимости у дошкольников.
Г) Экспериментальная проверка эффективности использования новой тетради по математике.
- Вставьте нужное слово.
______________ воспитания – прерогатива государства, которая под влиянием науки и общества формирует ее как главный компонент педагогической работы.
- Отметьте правильный ответ.
В законе РФ об образовании дано определение системы образования как:
А) Совокупность всех учебно-воспитательных учреждений страны в области просвещения.
Б) Система преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности: сети образовательных учреждений разных форм, типов и видов, системы органов управления.
В) Совокупность учебно-воспитательных учреждений страны, осуществляющих основные принципы политики государства в области просвещения.
- Основоположником отечественной педагогической мысли является
А) А.С. Макаренко
Б) К.Д Ушинский
В) В.А. Сухомлинский
- Дополните ответ
Ведущую роль в области образования в конкретной стране играют принципы ____________________________________________________
20. Дополните ответ.
Содержание личностно-ориентированного образования включает в себя такие обязательные компоненты как
А) Аксиологический
Б) Когнитивный
В) Деятельностно-творческий
ТЕМА: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДИДАКТИКИ
Вариант 1.
1. Дайте определение понятия, выбрав правильный вариант.
А.Обучение – это процесс передачи знаний учащимся
Б. Обучение – это процесс усвоения учащимися знаний, умений и навыков.
В. Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение ЗУН, развитие умственных сил и способностей.
Г. Обучение – это объем систематизированных ЗУН, способов мышления, которыми овладел учащийся.
2. Из перечисленный понятий выпишите те, которые являются дидактическими:
- мышление, культура, образование, мотивация, умение, индивидуальная форма обучения, воспитательная работа,
дидактическая система, самостоятельная познавательная деятельность, игра, средства обучения.
3. В чем заключается двусторонний характер дидактики, как раздела педагогики и научной отрасли? Раскройте содержание каждой из сторон.
Вариант 2.
1. Дайте определение понятия, выбрав правильный вариант
А. Дидактика – это наука о закономерностях формирования личности ребенка.
Б. Дидактикой называют раздел педагогики об образовании и воспитании подрастающего поколения.
В. Дидактика – это отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения.
Г. Дидактика изучает процесс воспитывающего обучения.
2. Из перечисленный понятий выпишите те, которые являются дидактическими:
- обучение, наказание, методическая работа, гимназия, контроль и оценка знаний, метод обучения, содержание образования, народная педагогика, философия образования, навык, технология обучения.
3. Дайте характеристику межпредметным связям дидактики с другими науками. По каким направлениям эти связи развиваются?
ТЕМА: СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Вариант 1.
1. Дайте определение, выбрав из приведенных один правильный. Обоснуйте его.
а) дидактика — это наука о закономерностях формирования личности ребенка,
б) дидактикой называют раздел педагогики об образовании и воспитании подрастающего поколения.
в) дидактика — это отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования.
г) дидактика изучает процесс воспитывающего обучения.
2. Характеристика каких функций обучения здесь дана?
а) Обеспечивается овладение общими представлениями о природе, обществе, человеке и его труде. У детей закладываются первичные ценностные ориентации, формируются мотивы учения, духовные ценности, прививается любовь к знаниям, формируется готовность к самостоятельному расширению и углублению познавательной деятельности.
б) Содержание, организация и методика обучения используются в целях формирования у младших школьников основ мировоззрения, нравственных, эстетических отношений, выработки привычки к систематическому труду, качеств поведения. В процессе выполнения домашних заданий создаются условия для вступления школьников в систему взаимоотношений, интенсивное общении, сотрудничество.
в) В процессе учения у детей появляются новообразования в психической деятельности. Младшие школьники овладевают приемами логического запоминания, элементами теоретического мышления, культуры речи. У них формируются интеллектуальные умения анализа, сравнения, нахождение общих черт и различий в наблюдаемых явлениях, выделение существенных признаков, умение делать выводы, обобщения.
3. Какому этапу познавательной деятельности учеников соответствуют данные требования к деятельности учителя?
а) обучать школьников приемам осмысленного, словесно-логического запоминания материала.
б) При запоминании, закреплении, использовать приемы устного или письменного пояснения, показ на схемах, таблицах своих действии, применять предписания алгоритмического типа.
в) Закрепляемый и повторяемый материал использовать дня обобщений более высокого порядка, установления смысловых ассоциаций и формирования сложных внутритемных и междутемных выводов.
г) Обеспечивать контроль и самоконтроль результатов учебной работы, широко использовать сигнальные карточки, справочники, словари, кадры видеофильмов.
4. Характеристика какого вида обучения здесь дана?
Ознакомление / объяснение, показ, беседа / с новыми знаниями и способами действий, закрепление знаний выработка умений и навыков / выполнение упражнений, графических работ, решение примеров, задач 1. Применение ЗУН в работах творческого, практического характера.
5. Назовите основные положения концепции развивающего обучения Л. В. Занкова.
Вариант 2.
1. Дайте определение, выбрав из приведенных один правильный. Обоснуйте его.
- Обучение — это процесс передачи знаний обучающимся.
- Обучение - это процесс усвоения обучающимися знаний, умений и навыков.
- Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителя и учеников, направленный на усвоение ЗУН, развитие умственных сил и способностей.
- Обучение – это объем систематизированных ЗУН, способов мышления, которыми овладел обучающийся.
2. Характеристика каких функций обучения здесь дана?
- Проведение анализа, синтеза, обобщения; рациональное запоминание; установление причинно-следственных связей; проведение классификаций предметов; нахождение общих черт и различий в предметах и явлениях.
- Соединение слушания с записью основных мыслей; соблюдение правил культуры общения; бережное обращение с книгой; составление плана; осуществление самопроверки; создание собственных текстов на основе прочитанного, увиденного, услышанного; вступление в процесс общения; ориентирование в партнерах и ситуациях общения; согласование своих действий, мнений с партнерами по общению; оценивание результатов совместного общения, сотрудничество.
- Чтение, письмо, устные и письменные вычисления; выполнение трудовых заданий, конструирование технических моделей; рисование с натуры, игра на музыкальном инструменте
3. Какому этапу познавательной деятельности учеников соответствуют данные требования к деятельности учителя?
а) обучать школьников приемам осмысленного, словесно-логического запоминания материала.
б) При запоминании, закреплении, использовать приемы устного или письменного пояснения, показ на схемах, таблицах своих действии, применять предписания алгоритмического типа.
в) Закрепляемый и повторяемый материал использовать дня обобщений более высокого порядка, установления смысловых ассоциаций и формирования сложных внутритемных и междутемных выводов.
г) Обеспечивать контроль и самоконтроль результатов учебной работы, широко использовать сигнальные карточки, справочники, словари, кадры видеофильмов.
4. Характеристика какого вида обучения здесь дана?
Ознакомление / объяснение, показ, беседа / с новыми знаниями и способами действий, закрепление знаний выработка умений и навыков / выполнение упражнений, графических работ, решение примеров, задач 1. Применение ЗУН в работах творческого, практического характера.
5. Назовите основные положения концепции развивающего обучения Л. В. Занкова.
ТЕМА: СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Вариант 1.
- Выберите правильный ответ.
А. - Содержание образования – это не что иное, как перечень предметов, которые должны изучаться в школе, количество часов на их изучении и указание тем, разделов.
Б. - Под содержанием образования следует понимать такой круг знаний, который отбирает каждый обучающийся для своего развития.
В. - Содержание образования – это педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности.
- Укажите слева критерии отбора, а справа – компоненты содержания образования.
- Система фактов, представлений, понятий, законов о развитии природы, общества, мышления. Соотнесение с основными требованиями гуманного демократического общества.
- Отражение задач гармонически развитой личности. Система умений и навыков, являющаяся основой опыта разнообразной практической деятельности.
- Опыт осуществления творческой деятельности. Соответствие уровню развития современной науки.
- Нормы нравственных, эстетических, эмоционально-волевых отношений к делу, людям, обществу, самим себе. Соответствие возрастным особенностям обучающихся, их реальным возможностям.
- Назовите теории содержания образования, характеристика которых дана ниже.
А. – Имеет непосредственное отношение к проблеме развивающего обучения. В качестве критериев отбора образовательного материала выдвигается его развивающее влияние на умственные способности учеников, на их наблюдательность, память В этих целях изучаются греческий, латинский языки, математика, произведения писателей античного мира. Недооценивается важность усвоения учениками системы реальных знаний, умений и навыков.
Б. – В учебные программы включаются предметы, содержащие систему полезных знаний, умений и навыков, усвоение которых необходимо для дальнейшего образования, для жизни, практической деятельности. Недооценивается развитие у школьников познавательных сил и способностей, необходимость устранения самотека, стихийности в развитии их мышления, ума.
- Что представляет собой учебная программа? Выберите правильный ответ.
А. – Учебная программа – это нормативный документ, очерчивающий круг основных знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению обучающимися по каждому отдельно взятому учебному предмету.
Б. - Учебная программа определяет порядок изучения учебных дисциплин, количество часов на них, начало и конец каждой четверти.
В. - Учебная программа – это документ, в котором перечислены те предметы, которые будут изучаться в определенном классе.
- Что представляет собой учебный план? Выберите правильный ответ.
А. – Учебный план – это сертификат, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в школе, порядок их изучения по годам, количество часов в неделю и на год, структуру учебного года.
Б. Учебный план определяет количество учебных предметов, а также содержание материала по каждому учебному предмету.
В. – В учебном плане раскрывается содержание учебного материала по предметам, количество часов на изучение тем, разделов, начало и окончание учебного года.
- Каково назначение Государственного образовательного стандарта? Охарактеризуйте его компоненты.
- Перечислите и охарактеризуйте функции современного учебника.
Вариант 2.
- Выберите правильный ответ.
А. – Базисный учебный план образовательной учреждения – это основной государственный документ являющийся составной частью государственного стандарта в соответствующей области образования.
Б. - Базисный учебный план – это нормативный документ, очерчивающий круг основных знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению обучающимися по каждому отдельно взятому предмету.
В. Базисный учебный план – это нормативный документ, который носит рекомендательный характер.
- Укажите слева принципы отбора, а справа – компоненты содержания образования.
- Когнитивный опыт личности.
Соответствие содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности.
- Структурное единство содержания образования на разных уровнях его формирования.
Опыт осуществления способов деятельности.
- Опыт творческой деятельности.
Гуманизация содержания образования.
- Фундаментализация содержания образования.
Опыт отношений личности.
3. Назовите теории содержания образования, характеристика которых дана ниже.
А - Сторонники этой теории (Гераклит, Цирерон, И.Г.Песталоцци) были известны тем, что первыми обратили внимание на необходимость развития у школьников следующих категорий: способностей, познавательных интересов, внимания и памяти, представлений, мышления и т.д.
Б - Сторонники этой теории (Я.А.Коменский, Дж. Мильтон) были твердо уверены в том, что от глубины понимания предлагаемых тем зависит количество изученного материала. По их мнению, главная задача обучения в школе – передача учащимся огромного количества разнообразных знаний.
4. Что представляет собой учебник?
А. – Учебник – это книга, которая развивает умения и навыки, необходимые для самообразования.
Б. – Учебник – это книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в строгом соответствии с целями обучения, установленными программой данного учебного предмета и требованиям дидактики.
В. – Учебник – это пособие, позволяющее реализовать требование обязательного систематичного и последовательного изложения материала в логике учебного предмета.
5. Какие носители содержания образования характеризуются ниже?
А. – Содержит подлежащий усвоению учебный материал. Обеспечивает его научную достоверность, краткость, ясность, четкость, проверку и самопроверку результатов учения.
Б. – Определяет состав учебных дисциплин, количество часов, отводимых на изучение в каждом классе. Обозначает продолжительность учебного года, четверти, каникул.
В. – Содержит пояснительную записку о целях, задачах изучения дисциплины, перечень ее разделов, тем, число часов, отводимых на их изучение.
6. Охарактеризуйте учебную программу, ее виды, структуру.
7. Перечислите требования к современному учебнику.
ТЕМА: ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ
Вариант 1.
1. Допишите ответ. Закономерность обучения – это…………………………
2. В чем отличие дидактического правила от дидактического принципа? Найдите правильный ответ.
- Правила конкретизируют принцип. Принцип носит характер общей закономерности; правило, вытекая из принципа обучения, отражает действия, используемые в определенной педагогической ситуации. Правило указывает учителю, как следует в практической работе реализовать дидактические принципы.
- Правило является выражением всеобщей закономерности. Дидактический принцип подчинен правилу и вытекает из правила.
- Правило, в отличие от принципа, имеет субъективный характер. Учитель в каждом отдельном случае формирует правило, исходя из своих субъективных суждений. Принцип, всего-навсего, является продолжением правила.
3. В чем выражается взаимосвязь принципов сознательности и активности в обучении? Найдите правильный ответ.
- Эти принципы требуют, чтобы учитель в учебном процессе проявлял высокую активность, а ученики сознательно воспринимали знания.
- Всякая активность ученика в процессе обучения ведет к сознательному усвоению знаний.
- Достаточно научить ученика сознательному отношению к учебе, как он будет проявлять активность в обучении.
- Глубокое понимание потребностей в определенных знаниях, организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся ведут к психологической активности личности и сознательности в ее деятельности.
- Правильного ответа нет.
4. Укажите против каждого принципа обучения соответствующее ему дидактическое требование.
1. Принцип научности в обучении.
2. Принцип связи обучения с жизнью, практикой.
3. Принцип воспитывающего обучения.
4. Принцип сознательности и активности учения школьников.
А. Предполагает решение жизненных, практических задач, заключенных в содержании учебного материала, формах и методах работы учителя и учащихся.
Б. Выражает зависимость эффектности обучения от умелого управления со стороны преподавателя активным усвоением школьниками учебного материала.
В. Предполагает обеспечение усвоения детьми первоначальных научных представлений о природе, обществе, человеке и труде.
Г. Требуют решения воспитательных задач школы через содержание, формы и методы учебной работы, применяемые в деятельности учителя и учащихся.
5. К какому принципу относится правило: «От легкого к трудному, от известного и неизвестному, от простого к сложному»?
- Наглядности.
- Наглядности.
- Доступности.
- Связи теории с практикой.
- Систематичности и последовательности.
Вариант 2.
1. Допишите ответ. Закономерность обучения – это ………………………
2. Укажите против каждого принципа обучения соответствующее ему дидактическое требование
1. Принцип наглядности | А. Требует обеспечения соответствия содержания, методов преподавания возрастным возможностям учащихся, без интеллектуальной и физической перегрузки |
2. Принцип доступности обучения и учета индиви- дуальных особенностей | Б. Предполагает преподавание и усвоение знаний в в определенном, строго логическом порядке, системе |
3. Принцип систематичности и последовательности в обучении | В. Выражает необходимость основательного усвоения учебного материала, свободного его воспроизведения и и применения на практике |
4. Принцип прочности усвоения знаний, умений, навыков | Г. Предполагает такое преподавание, при котором у учащихся формируются представления и понятия на основе живого восприятия изучаемых предметов и явлений или их изображений |
3. К какому принципу относится правило: «В методах преподавания отражайте методы научного познания, развивайте мышление обучаемых, подводите их к поисковому, творческому, познавательному труду»?
- Наглядности.
- Научности.
- Доступности.
- Прочности.
- Связи теории с практикой.
4. В чем выражается взаимодействие научности и доступности обучения? Выберите правильный ответ.
- Взаимосвязь научности и доступности обучения определяется степенью и характером трудностей, которые испытывает учащийся в учебном процессе. Научный материал должен вызывать напряжение умственных сил учащихся.
- Суть взаимосвязи этих положений в том, чтобы сделать для школьников все научные знания доступными.
- Взаимосвязь научности и доступности отражает требование облегчить учащимся усвоение научных знаний. Из науки в учебные программы следует отбирать такой материал, который был бы легким в усвоении для детей определенной возрастной группы.
- Всякие подлинные научные знания доступны учащимся. Лишь псевдонаучные знания остаются недоступными. Именно в этом суть взаимосвязи научности и доступности.
- К какому принципу относится правило: «Как можно чаще используйте вопрос «почему?», чтобы научить учащихся мыслить причинно»?
- Сознательности и активности.
- Наглядности.
- Доступности.
- Научности.
- Связи теории с практикой.
ТЕМА: МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Вариант I.
- Дайте определение понятий: «приемы обучения», «средства обучения».
- Укажите последовательность эволюции методов обучения.
- К какому методу обучения относятся приведенные дидактические требования?
- Используется в тех случаях, когда у учащихся имеются представления об изучаемом материале. Опираясь на эти представления, с помощью системы вопросов учитель подводит школьников к пониманию нового учебного материала; решаются познавательные задачи, проблемные ситуации.
- Применяется также при закреплении, обобщении, систематизации материала, диагностики результатов учения.
- Дети приучаются отвечать на вопросы осознанно, полно, доказательно.
- Обозначьте методы обучения в зависимости от уровня самостоятельности и познавательной деятельности в такой последовательности: 1. – объяснительно-иллюстративные; 2. – репродуктивные; 3. – проблемное изложение; 4. – частично-поисковые, эвристические; 5. – исследовательские (М.Н. Скаткин, И.Я Лернер).
Рассказ; объяснение; работа с книгой; упражнения по образцу, тренировочные; решение проблемных ситуаций, задач, вопросов; эвристическая беседа; проведение опытов, лабораторных работ, простейших экспериментов; иллюстрация и демонстрация; решение сходных задач; выполнение графических работ; решение поисковых задач.
- Укажите методы обучения в зависимости от этапа усвоения ЗУН и дидактической цели в такой последовательности: 1. – методы приобретения новых знаний; 2. – методы закрепления учебного материала; 3. – методы формирования умений и навыков применения учебного материала; 4. - методы проверки и оценки ЗУН (Б.П.Есипов, М.А.Данилов).
Рассказ; индивидуальная и фронтальная проверка, упражнения; лабораторные занятия; работа с книгой; беседа, объяснение; иллюстрации, демонстрация, самостоятельная работа.
6. Выполните индивидуальное задание: дайте подробную характеристику одного из методов обучения (по заданию преподавателя).
Вариант 2.
- Дайте определение понятия «прием обучения».
- Чем обусловлен исторический характер развития методов обучения и их использования в практике преподавания?
- Сущность каких понятий здесь раскрыта? Назовите их.
- Источники учебной информации, инструменты контроля результатов учения: наглядные пособия, дидактические материалы, тетради на печатной основе.
- Упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и обучающихся, направленные на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
- Элементы, составные части метода обучения.
- К какому методу обучения относятся приведенные дидактические требования?
- Осуществляется ознакомление детей с предметами, явлениями, объектами, процессами в натуральном виде или их изображениями.
- Раскрываются доступные детям достижения науки, техники, культуры с помощью плакатов, фотографий, схем, архивных материалов, ТСО.
- Используемые средства обучения подбираются с учетом их надежности, легкости управления, обеспечения обратной связи.
- Укажите методы обучения в зависимости от источника передачи и приобретения ЗУН в такой последовательности: 1. – слово учителя; 2. – книга; 3. – жизненные явления или их изображения; 4. – практический опыт (И.П.Огородников).
Работа с книгой; наблюдения; упражнения; иллюстрации и демонстрации; лабораторные, практические занятия; рассказ; беседа; объяснение; выполнение трудовых заданий.
- Перечислите группы методов, предложенные Ю.К.Бабанским.
Выполните индивидуальное задание: дайте подробную характеристику одного из методов обучения по заданию преподавателя).
ТЕМА: УРОК КАК ОДНА ИЗ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
Вариант 1.
- Дайте определение понятия «Урок», перечислите его основные признаки.
- Закончите предложение: Тип урока определяется дидактической целью, а вид урока…………………..
- Для какого типа урока характерна следующая структура?
- Проверка выполнения обучающимися домашнего задания;
- Проверка ранее усвоенных знаний;
- Мотивация учения школьников и сообщение темы, цели, задач урока;
- Восприятие и осознание обучающимися нового учебного материала;
- Осмысление, обобщение и систематизация знаний;
- Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.
В чем его преимущества и недостатки?
- В какой последовательности вы выполняете действия при подготовке к уроку?
- Разработка плана урока.
- Ознакомление с содержанием материала по учебной программе
- Материальное обеспечение урока, подготовка оборудования.
- Выбор типа и структуры урока.
- Формулирование темы урока.
- Изучение материала урока в методической литературе, учебнике.
- Формулировка задач образования, воспитания, развития на уроке.
- Отбор учебного материала для повторения ранее изученного, ознакомление с новыми знаниями и способами действия, их закрепления.
- Распределение учебного материала темы по соответствующим урокам.
- В чем значение нетрадиционных уроков. Перечислите известные вам нетрадиционные уроки. Дайте подробную характеристику 1-2 видов уроков.
- Охарактеризуйте поурочный план, его значение, структуру, особенности подготовки.
Вариант 2.
- Дайте определение понятия «Структура урока». Перечислите основные структурные элементы урока, дайте подробную характеристику 3-4 из них.
- Для какого типа урока характерна следующая структура:
- Актуализация чувственного опыта, опора на знания обучающихся;
- Мотивация учебной деятельности школьников;
- Сообщение темы целей и задач урока;
- Восприятие нового учебного материала;
- Осмысление учебного материала;
- Обобщение и систематизация знаний;
- Подведение итогов урока;
- Сообщение домашнего задания.
В работе с детьми какого возраста этот тип урока используется чаще?
- Характеристики каких основных требований к уроку даны здесь?
Общедидактические требования.
Воспитательнъие требования.
Развивающие требования.
- Определение места данного урока по теме, оптимального учебного содержания.
- Рациональный выбор типа и структуры урока, творческий подход к его планированию.
- Реализация на уроке принципов обучения, эффективное использование методов, дидактических средств, учебного оборудования.
- Обеспечение оптимального темпа работы, рационального сочетания общеклассных, групповых, индивидуальных форм, дидактических игр, юмора.
- Каковы роль и место нетрадиционных уроков в обучении школьников? Охарактеризуйте классификацию нетрадиционных уроков.
- Дайте характеристику календарно-тематического плана, в чем его значение, особенности подготовки.
- Назовите известные вам типы уроков в традиционном обучении. Какова структура урока в системе проблемного и развивающего обучения.
ТЕМА: ДИАГНОСТИКА И ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ
Вариант 1.
- Перечислите задачи диагностики обученности.
- В чем основное различие между понятиями «диагностика» и «контроль».
- Перечислите виды контроля, дайте подробную характеристику одного их них.
- Каким критериям соответствуют отметки «5», «3».
- Решите педагогическую задачу.
Анализируя контрольную работу, учитель так комментирует отметки:
- Петренко – четыре. У тебя как всегда хорошая работа. Но, к сожалению, в ней обнаружилась одна грамматическая ошибка. Ошибка, понимаю, случайная, но, все-таки ошибка.
- Алексеев – у тебя в этот раз только семь ошибок. Это в два раза меньше, чем в предыдущей работе. Сдвиги значительные. Осталось немного – и ты покончишь со своими двойками. Надеюсь, что сегодняшняя у тебя будет последней.
- Назовите вид контроля.
- В какой форме выступает здесь оценка знаний? Каково ее значение?
Вариант 2.
- Перечислите требования к контролю обученности школьников.
- В чем отличие между понятиями: «оценка», «отметка».
- Перечислите виды контроля, дайте подробную характеристику одного их них.
- Каким критериям соответствуют отметки «4», «2».
- Решите педагогическую задачу.
Учитель вызывает к доске ученика. Тот бойко и гладко рассказывает материал прошедшего урока. Педагог слушает и думает: «Паренек способный, материал схватывает «на лету», но готовиться глубоко не любит. Просмотрел учебник, вероятнее всего, на перемене. Однако ответ правилен, логичен. Придраться не к чему. Отметка «пять». К столу идет другой ученик. Его ответ сбивчив, нет четкости в формулировках, речь не вполне уверенная, хотя видно, что с материалом знакомился добросовестно. Слабый ответ, констатирует учитель. Больше тройки поставить нельзя».
- Проанализируйте приведенные ситуации. Можно ли подойти к оценке знаний по-иному?
- Взвесьте, сколько труда, усилий и времени затратили эти два ученика на подготовку к уроку? Может быть, тогда справедливее будет снизить отметку первому и наиболее высоким баллом оценить ответ второго?
- Какие функции выполняет оценка в учебном процессе? В чем разница между оценкой и отметкой?
ТЕСТ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ: ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
Вариант 1.
1. Дайте определение понятия, выбрав правильный вариант.
А.Обучение – это процесс передачи знаний учащимся
Б. Обучение – это процесс усвоения учащимися знаний, умений и навыков.
В. Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение ЗУН, развитие умственных сил и способностей.
Г. Обучение – это объем систематизированных ЗУН, способов мышления, которыми овладел учащийся.
2. Укажите мотивы учения школьников в следующей последовательности, выбрав из предложенных:
- социально значимые:
- учебно-познавательные:
- личностные:
- коммуникативные.
- Бескорыстно оказывать помощь товарищам в учении.
- Добиться личного успеха, высоких результатов в учении.
- Получать хорошие, отличные оценки.
- Решать сложные учебные проблемы.
- Лично выделиться, стать первым.
- Исполнять долг перед обществом.
- Обмениваться своими знаниями, мыслями, общаться, сотрудничать.
- Согласовывать свою деятельность с мнениями, желаниями товарищей.
- Получать новые знания.
- Стать образованным, культурным, лучше подготовиться к жизни.
- Ознакомиться с интересным учебным содержанием.
- Чувствовать ответственность перед школой, учителем, родителями.
3. Назовите вид обучения по его признакам.
Разделение учебной информации на дозы, части, фрагменты. Управление учебной деятельностью детей с помощью указаний, заданий – что и как делать. Обеспечение обратной связи, самопроверки результатов учебной деятельности.
А. Развивающее обучение
Б. Проблемное обучение
В. Программированное обучение
4. . Содержание каких понятий раскрыто?
Установите соответствие.
5.Что представляет собой учебная программа?
А. Учебная программа определяет порядок изучения учебных дисциплин, количество часов на них, начало и конец каждой четверти.
Б. Учебная программа - это нормативный документ, очерчивающий круг основных знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися по каждому отдельно взятому учебному предмету.
В. Учебная программа - это документ, в котором перечислены те предметы, которые будут изучаться в определенном классе.
6. К какому методу обучения относятся приведенные дидактические требования?
- Используется в тех случаях, когда у учащихся имеются представления об изучаемом материале. Опираясь на эти представления, с помощью системы вопросов учитель подводит школьников к пониманию нового учебного материала; решаются познавательные задачи, проблемные ситуации.
- Применяется также при закреплении, обобщении, систематизации материала, с целью диагностики результатов учения.
- Дети приучаются отвечать на вопросы осознанно, полно, доказательно.
Вариант 2.
1. Укажите этапы познавательной деятельности учащихся в нужной последовательности.
А. Запоминание, закрепление, повторение знаний.
Б. Формирование учебных умений и навыков.
В. Ощущение, восприятие учебного материала.
Г. Понимание, осмысливание учебного материала.
Д. Применение знаний, умений и навыков на практике, в творческой деятельности.
2. Назовите функции обучения на основе их характеристики:
А. Обеспечивается овладение общими представлениями о природе, обществе, человеке и его труде. У детей закладываются первичные ценностные ориентации, формируются мотивы учения, духовные ценности, прививается любовь к знаниям, формируется готовность к самостоятельному расширению и углублению познавательной деятельности.
Б. Содержание, организация и методика обучения используются в целях формирования у младших школьников основ мировоззрения, нравственных, эстетических отношений, выработки привычки к систематическому труду, качеств поведения. В процессе выполнения домашних заданий создаются условия для вступления школьников в систему взаимоотношений, интенсивное общение, сотрудничество.
В. В процессе учения у детей появляются новообразования в психической деятельности. Младшие школьники овладевают приемами логического запоминания, элементами теоретического мышления, культуры речи. У них формируются интеллектуальные умения анализа, сравнения, нахождения общих черт и различий в наблюдаемых явлениях, выделение существенных признаков, умение делать выводы, обобщения.
3. Определите вид обучения по его признакам.
Предъявление учащимся проблемных ситуаций с целью открытия ими новых, неизвестных ранее знаний или способов действий.
А. Объяснительно-иллюстративный вид обучения
Б. Проблемный подход в обучении
В. Программированный подход в обучении
4. В чем отличие дидактического принципа от дидактического правила? Выберите правильный ответ.
А. Правило можно изменять, а дидактический принцип вскрывает неизменимую закономерность процесса обучения.
Б. Правило выражает всеобщую закономерность, дидактический принцип подчинен правилу. Дидактический принцип вытекает из правил.
В. Правило конкретизирует принцип обучения, оно вытекает из принципа обучения, указывает учителю, как следует в практической деятельности реализовать дидактический принцип.
5. Учебный план –это…
А. Сертификат, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в школе, порядок их изучения по годам, количество часов в неделю и на год, структуру учебного года.
Б. Документ, который определяет количество учебных предметов, а также содержание материала по каждому учебному предмету.
В. Документ, где раскрывается содержание учебного материала по предметам, количество часов на изучение тем, разделов, начало и окончание учебного года, длительность каникул.
6. К какому методу обучения относятся приведенные дидактические требования?
А. Осуществлять ознакомление детей с предметами, явлениями, объектами, процессами в натуральном виде или их изображениями.
Б. Раскрываются доступные детям достижения науки, техники, культуры с помощью плакатов, фотографий, схем, архивных материалов, произведений искусства, технических средств обучения.
В. Используемые средства обучения подбираются с учетом их надежности, легкости управления, обеспечения обратной связи.
ТЕМА: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
Вариант 1.
- Дайте определение понятия «воспитание».
- Согласны ли вы с высказыванием Вольтера: «От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах»? Аргументируйте свою позицию.
- Укажите уровни целеполагания в воспитательном процессе.
- Что понимается под движущей силой процесса воспитания? Из приведенных вариантов выберите правильный, доказав ошибочность или неполноту остальных.
А) Это такая сила, которая заставляет двигаться вперед.
Б) Это результат противоречия между приобретенными знаниями и опытом поведения, с одной стороны, и новыми потребностями и возможностями, а также способами их удовлетворения.
В) Под движущей силой воспитания следует понимать не что иное, как противоречие между уровнем конкретных знаний, которыми владеет человек, и методами их воплощения в жизнь.
Г) Движущая сила всегда возникает между неравнозначными понятиями, явлениями. В процессе воспитания это противоречие между наличными, установившимися правилами поведения и теми правилами, которые необходимо еще составить.
Д) Правильного ответа нет
- Какова роль СМИ в процессах социализации и воспитания личности? Перечислите их основные функции.
- Решите педагогическую задачу.
Внешние, прежде всего стихийные, влияния на современного ребенка преимущественного отрицательны: факторами социализации стали и бездуховность, и преступность, и равнодушие, часто переходящее в жестокость, даже гуманность порой выглядит всего лишь модным словом.
- Можно ли в таких условиях вырастить духовно богатое, нравственное поколение?
- Что сильнее – социализация или воспитание: за чем будущее?
Вариант 2.
1. Дайте определение понятия «воспитание».
2.Согласны ли вы с утверждением К.А.Гельвеция «Воспитание может все». Аргументируйте свою позицию.
3.Из перечисленных утверждений выберите те, которые выражают особенности воспитательного процесса.
- Целенаправленность
- Многофакторность
- Уважение к личности
- Длительность
- Воспитание чувств
- Комплексность
- Двусторонний характер
- Массовость
- Экономичность
- Опора на положительное
- Сложность
- Отдаленность результатов
- Непрерывность
- Вариативность результатов
- Неопределенность результатов
- Содружество с семьей
4.Укажите цель воспитания как социального явления.
- В чем сущность процесса социализации личности, как он соотносится с воспитанием.
- Решите педагогическую задачу
Познакомьтесь с высказыванием современных молодых людей: « Раньше я была очень слабой и доброй. Я не умела ни выразиться крепко, ни защитить себя. Сейчас я совсем другая, все меня побаиваются… Можно быть талантливым, даже трижды талантливым, но если при этом у тебя нет хоть чуть-чуть жестокости, если ты не сильная личность, то ты ломаного гроша не стоишь… Наше время – это время сильных людей».
«Мне кажется, что я мог ответить на вопрос: почему мои сверстники не хотят особенно чего-то достигать, что-то делать, из-за чего-то стараться. Для нас не существует этого «чего-то»… Если бы мы жили в период войны, мы были бы другими. Тогда всем было ясно – или ты честный защитник своей Родины, или предатель. А сейчас что защищать, кого?
- О чем свидетельствуют эти высказывания? Сравните суждения и сделайте выводы.
- Что можно сказать о ценностных ориентациях молодежи?
- Какие педагогические советы можно дать в первом и во втором случаях?
ТЕМА: СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ
Вариант 1.
- Закончите предложение:
Концепция воспитания – это……
- Назовите авторов концепций по их характеристике:
А. - «Воспитание определяется как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека»
Б. - Главный механизм воспитания - это функционирование воспитательной системы образовательного учреждения, в рамках которой проектируются и создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего развития учащихся.
В. - Автор данной концепции выделяет следующие критерии воспитанности:
- уровень ценностно-смыслового развития и самоорганизации личности;
- способность к нравственной саморегуляции поведения;
З) мера педагогической помощи, которая необходима ученику в самостроительстве собственной жизни.
- Селевко Г. – автор концепции…….
- Дайте подробную характеристику одной из отечественных или зарубежных концепций воспитания.
Вариант 2.
- Назовите авторов известных воспитательных систем прошлого.
- Назовите авторов концепций по их характеристике.
А. - Основу содержания воспитания в данной концепции составляют общечеловеческие ценности: Человек, Труд, Семья, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир.
Б. - Основой механизма воспитания является постепенное, пошаговое движение. Логика при этом такова: способность осознания, оценочная рефлексия, определение и принятие образа жизни требуют определенной интеллектуальной, духовной и душевной зрелости, того, что выливается в жизненный опыт.
В. - Главная составляющая содержания воспитания — знания, умения и навыки, позволяющие ребенку целенаправленно и результативно вести работу по самопознанию, самостроительству, самоутверждению и самореализации своей личности.
3. Бондаревская Евгения Васильевна– автор концепции…….
4. Перечислите известные вам групповые дела, разработанные Н.Е.Щурковой. Опишите 1-2 из них. В чем их воспитательная ценность.
ТЕМА: МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
Вариант 1.
1. Что такое метод воспитания. Отметьте правильный ответ:
а) пути достижения цели;
б) внешнее выражение процесса воспитания;
в) общие положения, которыми пользуются педагоги при решении воспитательных задач;
г) способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанника, направленные на решение задач воспитания.
2. Что лежит в основе классификации методов воспитания Конниковой Т.Е., Щукиной Г.И. Перечислите данные методы.
3. Из перечисленных понятий выберите те, которые обозначают методы формирования социального опыта:
1) авторитет учителя, 7) рассказ,
2) наказание, 8) поручение,
3) педагогическое требование, 9) дискуссия,
4) лекция, 10) ситуация свободного выбора,
5) беседа, 11) упражнение,
6) пример 12) беседа.
4. Перечислите и охарактеризуйте требования, предъявляемые к методу наказания.
5. Что такое поощрение? Из приведенных ответов выберите правильный, обоснован ошибочность остальных.
1. Поощрение — способ педагогического воздействия на воспитанника, выражающий положительную оценку его поведения с позиций интересов одноклассников и с целью закрепления положительных качеств.
2. Поощрение — это метод воспитания, который предполагает вынесение воспитаннику благодарности.
3. Под поощрением стоит понимать такой метод воспитания, когда воспитатель поддерживает воспитанников с целью формирования положительного отношения к своим обязанностям.
4. Поощрение — метод стимулирования деятельности воспитанников.
6. Решите педагогическую задачу.
Зайдя на перемене в класс, учитель видит, как дети гоняют по полу булочку. Как на это реагировать?
а) да никак; булочку уже не «спасти», «футболистов», видимо тоже; б) на ближайшем классном часе поговорить с ребятами о хлебе, в частности, рассказать им о его культурно-обрядовом и магическом значении, почитании хлеба на Руси;
в) потребовать немедленно прекратить безобразие, булочку поднять с пола и положить на учительский стол;
г) всех «футболистов» препроводить к директору, а булочку захватить как вещественное доказательство.
Вариант 2.
1. Что такое метод воспитания. Отметьте правильный ответ:
а) способы управления поведением
б) формирование чувств и эмоций
в) совокупность приемов воспитания,
г) способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников, с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.
2. Что лежит в основе классификации методов воспитания В.А.Караковского? Перечислите данные методы.
3. Установите соответствие:
Требования к методу: Метод воспитания:
1. Важным условием организации этого а) соревнование,
метода является сменяемость. б) поручение,
2. В организации этого метода должна в) упражнение,
быть использована яркая атрибутика. г) требование.
3. Педагог должен стремиться применять д) беседа..
косвенные формы этого метода.
4. Основная деятельность детей в ситуации
этого метода требует осознанного мотиви-
рованного участия.
4. Что такое наказание? Из приведенных ответов выберите один правильный, обоснован ошибочность остальных.
1. Наказание — метод воспитания, проявляющийся в форме требования.
2. Наказание — решающий фактор торможения отрицательных действий воспитанников с целью формирования у них боязни за совершенные действия.
3. Наказание — способ воздействия на воспитанника с позиции интересов коллектива и личности с целью прекратить его отрицательные действия.
5. Перечислите и охарактеризуйте требования к использованию метода поощрение.
6. Решите педагогическую задачу.
У детей классный час, посвященный этикету. Дети, заранее зная, что их будут «воспитывать» посмеиваются. Учительница входит в класс. С чего начать?
а) с того, как сложен этикет и насколько мало учительница владеет им сама
б) пройти по классу и показать каждому, что у него с точки зрения этикета, не в порядке, - тут-то ребята и присмиреют;
в) беседу об этикете надо начинать с основополагающего правила приоритетного положения старшего, женщины и начальника, а затем, с точки зрения этого правила, разыграть несколько этикетных ситуаций;
г) начать (равно как и кончить) лучше с живого диалога с ребятами об этикете;
д) главное – максимально театрализовать такой урок; лучше появиться на нем подчеркнуто элегантной, захватив с собой тарелки, ножи, вилки, салфетки.
ТЕМА: ФУНКЦИИ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ – КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Вариант 1.
- Чем обусловлена необходимость вариативности классного руководства?
- Взаимодействие классного руководителя с социальным педагогом, психологом, учителями-предметниками.
- Решите педагогическую задачу.
Ученица VIII класса написала в редакцию журнала письмо: «Нас, я имею в виду наш класс, в школе считают самым плохим классом по поведению. Всегда мы слышим от учителей: Были раньше плохие классы, но таких, как этот, никогда не встречали». Наши ребята к этому привыкли. Но я так не считаю. Нас надо понять. Мы начинаем сами сплачивать коллектив, но помочь нам некому. Смотрите, что мы делаем. После уроков остаемся на 5-10 минут и подводим итоги дня. Это очень полезно. Все мальчишки и девчонки трудолюбивы… Очень запомнился нам в конце зимы поход за березовыми почками. Мальчишки нашли место, рано утром в воскресенье мы отправились в лес. Мальчики шли впереди, протаптывали дорожку, помогали девочкам… После того как три больших мешка были набиты почками, мы вместе грелись у костра, читали стихи, пели песни. Видели бы в это время нас наши учителя…»
- О каких недостатках работы педагогического коллектива говорит это письмо?
- Какой должна быть позиция классного руководителя в этом классе?
Вариант 2.
- Задачи и функции классного руководителя.
- Планирование и прогнозирование в деятельности классного руководителя.
- Решите педагогическую задачу.
В классе сложилась следующая ситуация: в течение нескольких лет устойчивый стабильный «актив» командовал, а «пассив» подчинялся, но все больше и больше сопротивлялся неравноправному положению. Новый классный руководитель решил исправить ошибку своего предшественника, принял кардинальные меры. В классе были проведены перевыборы. «Пассив» занял место «актива». Класс принял новшество с интересом. Однако через неделю-две стало ясно, что перевыборы не оправдали себя. Новые активисты частью отошли от своих обязанностей, частью начали наводить порядок с позиции силы. В классе появились новые группировки, «пассив» быстро удвоился.
- В чем педагогический просчет классного руководителя?
- Как следовало поступить в сложившейся ситуации?
- При соблюдении каких условий актив способствует сплочению коллектива класса?
- Каковы особенности школьного самоуправления?
- Как добиться коллегиальной взаимозаменяемости в классном коллективе?
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
«Учение - свет, не учение - тьма», - гласит народная мудрость. А как же правильно организовать подготовку к контрольной работе? Как достичь максимального результата, и при этом не утонуть в больших потоках информации?
При подготовке к контрольной работе или экзамену обычно чувствуется некоторый страх, который может парализовать все усилия, сколь бы плодотворными они ни казались.
Что делать? Во-первых, аутотренинг. При всей его внешней простоте это мощное оружие, которым просто грех не воспользоваться. Возьмите себе за правило всякий раз, когда представится к этому возможность, использовать такие положительные утверждения: моя уверенность в своих силах увеличивается день ото дня; с каждым днем я становлюсь все умнее и умнее или что-нибудь в этом роде. Проявите фантазию!
Каким должен быть график занятий?
Классификация, пусть даже условная, все же крайне желательна. Если Вы будете читать все подряд, то в голове все перепутается. То есть, нельзя однородный материал изучать слишком долго. Следует помнить о том, что человек на чем-либо может удерживать внимание в течение 40 минут. Максимум внимания во время занятий достигается через 20 минут после начала занятий. Психологи установили, что оптимальный размер учебного часа - 30 минут. Поэтому рекомендуем следующий график занятий.
Первая серия: 30 минут занятий - 3 минуты перерыва; 30 минут занятий - 5 минут перерыва; 30 минут занятий - 10 минут перерыва; 30 минут занятий - 5 минут перерыва; 30 минут занятий - 3 минуты перерыва ; 30 минут занятий - перерыв не менее часа.
Вторая серия - тоже самое, только перерывы увеличивайте вдвое, третья - втрое и т. д. Теперь о самих перерывах. Перерывы никак не должны быть связаны с учебой. Физические упражнения, забавы с домашним любимцем… Максимум отвлечения!
Даже самый интересный материал, самые яркие образы через трое суток начинают стираться, если они, конечно, не вызвали сильного эмоционального потрясения или хотя бы впечатления. Поэтому, через 10 минут после изучения темы, параграфа, раздела стоит повторить пройденное. Уровень запоминания резко увеличивается. Еще один повтор сделайте примерно через сутки-двое. Причем каждый последующий повтор должен быть короче предыдущего.
Все эти советы увеличивают успешность подготовки к экзамену любой сложности!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник тестов по "Учету в банках" для самостоятельной подготовки студентов сп.080108 "Банковское дело"
Подготовка к ИГА (итоговая государственная аттестация) всегда очень ответственный и сложный момент для учащихся. В помощь своим студентам 3 курса помещаю варианты задач и тестов, а также вопросы для у...
Сборник тестов по теме "Базы данных" по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"
Сборник включает в себя тексты тестов и заданий для проведения зачетных занятий, зачета по теме "Базы данных" в рамках дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности"...
Сборник тестов по электротехнике
Содержит тесты и контрольные работы по электротехнике....
СБОРНИК ТЕСТОВ, ЗАДАЧ, ВОПРОСОВ И СИТУАЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 080108 «БАНКОВСКОЕ ДЕЛО» 100701 «КОММЕРЦИЯ»
Сборник тестов, задач, вопросов и ситуаций по дисциплине «Экономика организации (предприятия)»для специальностей080108 «Банковское дело»100701 «КОММЕРЦИЯ»...
Сборник тестов по дисциплине "Периферийные устройства вычислительной техники"
Сборник тестов предназначен для проверки и оценки знаний и умений по дисциплине «Периферийные устройства вычислительной техники». Он составлен в соответствие с требованиями к знаниям студентов согласн...
Сборник тестов по литературе
Тесты составлены в соответствии с ФГОС. Данные тесты дают возможность проверить знания студентов на уроках литературы, не затрачивая при этом на их проверку драгоценное время. Тесты охватывают к...
Тест. ОП.01 Педагогика
Тестовые задания предназначены для проведения зачета по дисциплине ОП.01 Педагогика для студентов специальности 44.02.01 Дошкольное образование. Тестовые задания подготовлены на основе содержания учеб...