Педагогическая помощь родителю в воспитании ребенка с ОВЗ
консультация

Белоусова Светлана Васильевна

Педагогическая помощь родителю

в воспитании ребенка с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_pomoshch_rebenku_s_ovz.docx36.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 94 «Соенеч»

Нижнекамского муниципального района РТ

Консультация для родителей

«Педагогическая помощь родителю

в воспитании ребенка с ОВЗ»

Подготовил: педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад № 94 «Соенеч»

Белоусова С.В.

Нижнекамск, 2020

Для полноценного и гармонического развития личности ребенку необходимо расти в теплом семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ). Такой ребенок нуждается в усиленной поддержке и помощи близких ему людей. Создание и подержание в семье здорового психологического климата служит гарантией правильного развития ребенка и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности. Поэтому решающую роль в развитии и раннем обучении ребенка играют родители и другие члены семьи. Проблемы физического, психического и речевого развития ребёнка, проявляющиеся у детей с ограниченными возможностями здоровья уже в раннем и младшем дошкольном возрасте, отрицательно влияют на дальнейшее его развитие, вызывая трудности обучения в детском саду, а в дальнейшем и в школе. Поэтому на родителей таких детей, так же ложится большая ответственностью за его обучение, развитие и воспитание. Многочисленными исследованиями выявлено, что родители данной категории детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии и т.д. Всё это влияет на отношение родителей к своим детям. Следовательно, им так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка.

Рекомендации родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями:

 постарайтесь принять факт наличия проблемы развития у ребенка и обратитесь к специалистам;

 примите ребенка таким, каков он есть, проявляйте больше любви;

 говорите ребенку, что Вы цените, уважаете и гордитесь им, ребенок в любом возрасте хочет слышать, что он кому-то нужен, видеть ласковые глаза;

 не сравнивайте ребёнка ни с какими другими детьми – это приводит к нарушению во взаимоотношениях, к возникновению тревожных состояний;

 будьте активны в общении со своим ребенком, чаще разговаривайте с ребёнком, помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас;

 не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками, не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости, пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям;

 общайтесь с семьями, где есть дети с ОВЗ, передавайте свой опыт и перенимайте чужой - это важно не только для вас, но и для ребенка;

 старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком на людях, доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления;

 помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе, делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи;

 чаще прибегайте к советам педагогов и психологов, скорее всего, ребенку нужна психолого-педагогическая помощь, причем, чем раньше вы начнете коррекционно-развивающую работу с ребенком, тем большего успеха достигнете.

Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, развивать необходимые в жизни волевые качества. Важнейшей задачей в обучении детей с ОВЗ является познавательное, речевое, физическое, эмоционально-волевое, социально - коммуникативное развитие.

Рекомендации родителям по обучению и развитию детей

с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение игре.

Главная задача – научить ребенка играть. Какими бы ни были размеры квартиры, обязательно отведите ребенку специальный уголок, где на коврике расставьте игрушечные мебель, разложите посуду, предметы быта, одежду и т. д. Приучайте ребенка бережно относиться к игрушкам, содержать их в порядке, убирать на место. В игровой форме будет проще познакомить ребенка с цветом, формой, величиной предметов, привить навыки пространственной ориентировки. Игра предоставляет возможность упражнять и развивать свои когнитивные, речевые навыки и сенсорные способности в непринужденной атмосфере. Играя, дети выражают свои фантазии, познают окружающий мир и овладевают важными социальными навыками. Игра удовлетворяет многие потребности ребенка – потребность выплеснуть накопившуюся энергию, развлечься, насытить свое любопытство, исследовать окружающий мир.

Развитие познавательных психических процессов.

 Внимание:

  • включайте в занятия задания, требующие сосредоточения внимания: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т.п.
  • предлагайте детям следующее упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачёркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»)
  • регулярно включайте детей в выполнение заданий по предварительной постройки из конструкторов, рисунки, аппликации, поделки, форму которых вы задаёте словесно или с помощью схемы
  • тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами. Предлагайте детям: - повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами; - неоконченные фразы, которые нужно закончить; - вопросы, на которые необходимо ответить;
  • учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки. Предлагайте детям: - найди отличия - найди два одинаковых предмета - игры-головоломки - загадки
  • учите переключать внимания с одного вида деятельности на другой.

Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребёнок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходить от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т.п.

Игры и упражнения, способствующие развитию внимания.

  «Да и нет не говорите, черный с белым не носите..». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет»

 «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, в ребенок выполняет их только в том случае, если взрослый говорит «Пожалуйста!».

  «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе, затем он отворачивается. Взрослый передвигает (убирает или добавляет) предметы; а ребенок указывает что изменилось

 «Назови что ты видишь». Ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате

 «Карлики и великаны». Ребенок должен выслушивать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимания на его действия.

 Память.

 Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей приёмы осмысленного запоминания и припоминания, умения:

  • анализировать, выделять в предметах определённые связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;
  • осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам; классифицировать предметы и явления на основе обобщения;
  • устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами.

Игры и упражнения, способствующие развитию памяти.

 «Детектив». Развитие произвольного внимания. Ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают. Ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.

 «Пирамида». Развитие кратковременной механической памяти. Взрослый называет ребенку одно слово, ребенок повторяет; потом называет два слова, ребенок повторяет, потом три слова, ребенок повторяет и т.д.

 «Что ты видел в отпуске?». Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях.

 «Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что спрячет ее сейчас в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку, а ребенок должен ее найти.

 «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.

 «Что ты ел на обед?». Ребенок вспоминает, что ел на обед.

 «Нарисуй такой же». Взрослый рисует на листе бумаги простой предмет, лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать такой же предмет.

 «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.

 «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен повторить его.

 «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур. Ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать.

 «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек (камушков, веточек, бусинок); ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.

Мышление.

Включайте в занятия задания на:

  • сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия между ними;
  • классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам;
  • нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;
  • складывание целого из частей (разрезные картинки и последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним);
  • осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);
  • задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д.

Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать. Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализируя поведения людей.

Игры и упражнения, способствующие развитию мышления.

 «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.

 «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.

 «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру».

 «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения (веточка, орех, кусочек ватки), ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.

 «Антонимы». Ребенок подбирает к слову взрослого противоположное по смыслу (легкий – тяжелый, сильный – слабый).

 Предложите ребенку поиграть в лото, домино, мозаику, конструктор, загадки.

Восприятие.

 Включайте в занятия задания на:

  • умение детей различать предметы на ощупь;
  • умение выделять признаки в предмете;
  • умение соотносить предметы по величине, форме;
  • развитие наблюдательности: учить внимательно и последовательно рассматривать предмет и явление;
  • помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом;
  • формировать умение составлять из частей целое;
  • различать основные признаки разных времен года;
  • закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом;
  • формировать сенсорные эталоны формы.

Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия:

 «Перевертыши». Превратить круг, квадрат, треугольник в любой рисунок.

 «Звезды на небе». Соотносить схематическое изображение созвездий «Орел», «Лебедь», «Рыба» с художественным.

  «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.

 «Построй по росту». Выстроить в ряд предметы соответственно их высоте.

 «Сложи картинку». Составить из частей целую картинку.

 «О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен догадаться.

 Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки.

 «Угадай предмет». Взрослый рисует пунктиром или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.

Воображение.

  • Играйте с ребенком, поддерживайте его фантазии.
  • Найдите время посмотреть на облака или на листья, чтобы увидеть, на что или кого они похожи.
  • Сочиняйте вместе истории. Взрослый говорит первое предложение, ребенок – второе, взрослый – третье, ребенок – четвертое и т. д.
  • Берите простые предметы (лист бумаги, карандаш, платок) и придумывайте, как его можно использовать. Лист бумаги может быть крышей, подзорной трубой, самолетиком, кочкой и т.п.)
  • Возьмите лист бумаги, скомкайте его, посмотрите на то, что получилось и придумайте, на что это похоже.
  • Возьмите краски и наделайте на листе кляксы, а потом рассматривайте их, пытаясь увидеть образы. Потом можно дорисовать до картинки.
  • Уберите на время все игрушки с конкретной, взрослой логикой (заводные, электронные). Они мешают развитию воображения.
  • Создайте среду, которая поможет ребенку развиваться. Здесь нужны предметы, которые можно использовать по-разному, у которых нет прямой логики (камушки, ленточки, коробочки и т.п.). Пусть в свободном доступе ребенка будут бумага разного формата и разные изобразительные средства: краски, карандаши, восковые мелки, пластилин.
  • Помогайте ребенку осознавать и обобщать его жизненный опыт. Рассматривайте семейные фотографии, вспоминайте веселые и интересные моменты вашей жизни; разговаривайте о том, что вы видите.

Физическое развитие должно быть направлено на:

- формирование произвольной саморегуляции;

- развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации, графических навыков.

Формируйте двигательные навыки с помощью игр. Играйте в подвижные игры как можно чаще – это способствует уменьшению утомляемости, снятию психоэмоционального напряжения, развитию интереса к выполнению графических упражнений, развитию ловкости пальцев рук, скоординированности их движений.

Социально-коммуникативное развитие должно быть

направлено на:

 - формирование адекватной самооценки,

- формирование возрастной формы общения.

Играйте с детьми в театр, придумывайте мини-спектакли и выступайте вместе перед родными. Такие занятия способствуют преодолеть замкнутость, пассивность, скованность детей, повышают уверенность в себе, развивают умение работать в команде, развивают способность понимать эмоциональное состояние других людей и умения адекватно выражать собственное.

Упражнения на развитие социально-коммуникативных навыков:

  • «Я и моё тело». Всё время пока идёт занятие представлять себя королевой, надуваться и сдуваться как воздушный шарик.
  • «Я и другие». Найти друг друга с закрытыми глазами и выстроиться в геометрическую либо другую фигуру.

Художественно-эстетическое развитие

должно быть направлено на:

- формирование художественно-творческих способностей;

- развитие эстетического вкуса;

- развитие общей и мелкой моторики.

Рисуйте карандашами, красками, мелками, проводите занятия с пластилином, развивайте творческое воображение. Читайте детям сказки или придумывайте вместе свои и обсуждайте развитие сюжета. Чаще посещайте театр, музей, различные выставки.

Эмоционально-волевое развитие

Должно быть направлено на осознание своих эмоций, распознание и произвольное проявление, вербализация своих переживаний, обмен опытом со сверстниками. Ценность таких знаний состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. Старайтесь четко выражать свои эмоции, чтобы ребенок учился на вашем примере. Сделайте несколько упражнений из психомышечной тренировки. Читайте вместе с детьми литературные произведения и сказки. Включайте спокойную музыку перед сном (музыка без слов, например: шум моря, пение птиц). Проделывайте вместе с вашим ребенком специальные упражнения, направленные на релаксацию. Старайтесь сохранять доброжелательный тон по отношению к вашему ребенку даже тогда, когда вы устали.

 Упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы:

  • Упражнение «Определи эмоцию». Посмотреть на фотографии и определить, какие эмоции они выражают (радость, грусть, удивление, злость, страх).
  • Упражнение «Подбери верно». Выбрать каждому по карточке с какой-то ситуацией. Вы должны определить к какой эмоции подходит данная картинка, и объяснить свой выбор.
  • Подвижная игра «Покажи». Превращение в маленьких актеров. Показать как ходят герои сказок с разными настроениями.
  • Упражнение «Закончи предложение». Дети передают друг другу мяч, выполняя данное упражнение: «Я радуюсь тогда, когда…»,  «Я удивляюсь тогда, когда…», «Я злюсь тогда, когда…», «Я грущу тогда, когда…», «Мне страшно тогда, когда…».
  • Пальчиковая гимнастика «Грустные пальчики».

Наши пальчики грустят, (сжимают и разжимают пальцы рук)

Очень встретиться хотят. (поворачивают кисти рук вправо-влево)

По дорожке побегут, (пальцы обеих рук «бегут» по столу)

В гости все они придут. (соединяют попарно пальцы рук и ритмично надавливают кончиками пальцев друг на друга).

Во время занятий должна быть спокойная, доброжелательная обстановка. Занятия следует проводить регулярно, а не от случая к случаю.

Взрослый должен показать ребенку свою искреннею заинтересованность в процессе взаимодействия с ним, отметить чему научился, что узнал ребенок нового, где ему это может пригодиться.

И всегда помните о том, что рано или поздно ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка будут обязательно вознаграждены!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями "Как уберечь ребенка от насилия"

Как уберечь ребенка от насилияВЕЧЕРИНКА...

Экстренная психолого-педагогическая помощь ребенку

Экстренная психолого-педагогическая помощь ребенку...

ТЕСТ для родителей «Профессиональное будущее ребенка»

ТЕСТ для родителей «Профессиональное будущее ребенка»...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

laquo; Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»...

Рекомендации родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения, развития и социальной адаптации детей с ОВЗ

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Лицей сервиса и индустриальных технологий»        Рекомен...