спортивные игры
методическая разработка

дополнительная образовательная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sportivnye_igry_lukahina_i.yu_._up3_2019.docx67.86 КБ

Предварительный просмотр:

лошадь

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Российский колледж традиционной культуры»

УТВЕРЖДАЮ

Директор СПб ГБ ПОУ «РКТК»

________________В.Д. Гатальский

«_____»________________2019 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

СЕКЦИЯ «Спортивные игры»

Возраст учащихся: от 13 до 18 лет

Срок реализации: 1 год

г. Санкт-Петербург

2019

Должность

Фамилия

Подпись

Дата

Разработчик

Педагог ДО

Лукахина И.Ю.

Согласовано

Зав. отделением ДО

Третьяк Н.Н.

Рассмотрено и согласовано на заседании методического совета

Заместитель директора по УМР

Пантелеева М.А.

Версия 01

РАССМОТРЕНО

На Совете образовательного

учреждения

«03» сентября 2019 г.

Протокол № _______

УТВЕРЖДАЮ

Директор

СПб ГБ ПОУ «РКТК»

_____________ В.Д. Гатальский

«03» сентября 2019 г.

РАССМОТРЕНО

На Методическом совете

«30» августа 2019 г.

Протокол №1

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по МР и Р

_______________ М.А. Пантелеева

«30» августа 2019 г.

РАССМОТРЕНО

На МК педагогов дополнительного образования

«30» августа 2019г.

Протокол №1

Разработчик: Лукахина Ирина Юрьевна, педагог ДО.


СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        4

УЧЕБНЫЙ ПЛАН        6

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ        8

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК        10

ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ        11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        12


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность, способствуя укреплению здоровья студентов на протяжении всего обучения в колледже, повышению устойчивости к заболеваниям и предназначена для углубленного изучения раздела «Спортивные игры».

Актуальность и педагогическая целесообразность программы обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса подготовки юных теннисистов, преемственность в решении задач укрепления здоровья и гармоничного развития юных спортсменов, воспитания их морально-волевых качеств и стойкого интереса к занятиям, трудолюбия в овладении техническими приемами в настольном теннисе, развития физических качеств, создание предпосылок для достижения высоких спортивных результатов.

Отличительные особенности программы

Особенностью данной программы является циклическое чередование Общей физической подготовки и практических навыков с постепенным усложнением различных упражнений направленных на выполнение данной программы.

Программа разработана на основании современных научных подходов к физической подготовке, адаптирована для студентов колледжа, позволяет освоить технические и тактические действия настольного тенниса с возможностью участия в соревнованиях.

Поэтому, главными направлениями учебно-тренировочного процесса является:

  • Создание условий для развития личности юных теннисистов.
  • Укрепление здоровья обучающихся, соблюдение требований личной и общественной гигиены, организация врачебного контроля.
  • Воспитание морально-волевых качеств, дисциплинированности и ответственности юных теннисистов.
  • Формирование знаний, умений и навыков в игре в настольный теннис.
  • Привитие любви к систематическим занятиям спортом.
  • Достижение оптимального для данного этапа уровня технической и тактической подготовленности юных теннисистов.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы – всестороннее физическое развитие учащихся, способствующее совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств, выявление лучших спортсменов для выступления на соревнованиях.

Конечным результатом прохождения программы в  секции  является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, по сравнению с теми ребятами, кто не занимается спортом, достижение ими контрольных нормативов по общей и технической подготовке.

Задачи:

Обучающие:

  • освоить технику игры в настольный теннис;
  • ознакомить с основами физиологии и гигиены спортсмена;
  • ознакомить с основами профилактики заболеваемости и травматизма в спорте;
  • обучить учащихся техническим приемам игры;

Развивающие:

  • развить координацию движений и основные физические качества.
  • повышение уровня физической подготовленности, совершенствование технико-тактического мастерства;
  • формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;
  • развитие мотивации обучающихся к познанию к самосовершенствованию.

Воспитательные:

  • подготовить физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил юных спортсменов;
  • воспитывать волевой характер, командный дух юных спортсменов, приобщить к общечеловеческим ценностям;
  • воспитывать дисциплинированность;
  • воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки.

Адресат программы: Молодые юноши и девушки в возрасте от 13 до 18 лет

При достаточно ограниченном выборе учащихся педагог дополнительного образования зачисляет в секцию всех студентов желающих заниматься настольным теннисом и не имеющим противопоказаний по здоровью. Допуск врача к занятиям обязателен.

Объем программы: 144 часов

Срок освоения программы: программа рассчитана на один год.

Режим занятий: занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа.

Основными формами учебно-воспитательного процесса при реализации программы являются:

  • Групповые, теоретические и практические занятия,
  • Соревнования различного уровня (тренировочные, районные),
  • Подвижные игры,
  • Эстафеты,
  • Квалификационные испытания.

Определяющей формой организации образовательного процесса по данной программе является секционные, практические занятия и соревнования по настольному теннису. Главная задача педагога дать учащимся основы владения ракеткой, тактики и техники тенниса. Образовательный процесс строится так, чтобы учащиеся могли применить теоретические знания на практике, участвуя в соревнованиях.

Формы и виды проведения занятий

  • Однонаправленные занятия (посвящены только одному из компонентов подготовки теннисиста: техническому, тактическому или физическом);
  • Комбинированные занятия (включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка);
  • Целостно-игровые занятия (построены на учебной игре в теннис по упрощённым правилам, с соблюдением основных правил);
  • Контрольные занятия (приём нормативов у занимающихся, выполнение контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне технико-тактической и физической подготовленности занимающихся).

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое оснащение программы:

Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал с теннисными столами. Спортивный инвентарь: столы, ракетки, шарики для игры, перекладины для подтягивания в висе, скакалки для прыжков на каждого обучающегося,, баскетбольные, волейбольные и теннисные мячи.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся должны знать:

  • основы строения и функций организма;
  • влияние занятий физическими упражнениями на дыхательную и сердечно-сосудистую системы;
  • правила оказания первой помощи при травмах;
  • гигиенические требования к питанию спортсмена, к инвентарю и
  • спортивной одежде;
  • правила игры в настольный теннис;
  • места занятий и инвентарь.

Уметь:

  • выполнять программные требования по видам физической подготовки;
  • владеть основами техники и тактики настольного тенниса
  • уметь вести счет игры и судить соревнования
  • уметь составлять сетку игр на 10 команд;
  • правильно применять технические и тактические приемы в игре.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации (контроля)

Теория

Практика

Всего

1. Теоретическая подготовка

1.1 История развития настольного тенниса

2

-

2

Групповое

Опрос

1.2        Инструктаж по технике безопасности и профилактика травматизма

2

-

2

Групповое

Опрос

1.3        Санитарная и личная гигиена. Гигиенические основы занятий

2

-

2

Групповое

Опрос

2. Общая физическая подготовка

2.1 Упражнения на выносливость и ловкость

6

6

Групповое

Контр.норматив

2.2 Упражнения на ловкость

6

6

Групповое

Контр.норматив

2.3 Упражнения на силу рук с гантелями

4

6

Групповое

Контр.норматив

3. Техническая подготовка теннисистов

3.1 Обучение технике подачи мяча

2

4

6

групповое

3.2 Обучение техники защиты

2

4

6

групповое

3.3 Обучение нападающим ударам

2

4

6

групповое

4. Общая физическая подготовка

4.1 Упражнения на развитие быстроты и ловкости

6

6

Групповое

Контр нормативы

4.2 Упражнения на развитие координации

6

6

групповое

Контр нормативы

4.3 Упражнения на развитие гибкости

6

6

групповое

Контр нормативы

4.4 Спортивные и подвижные игры

6

6

Групповое

Участие в соревнованиях внутри учебных групп

5. Техническая подготовка

5.1 Техника обучения ударов топ спин

2

4

6

Групповое

Контр.норматив

5.2 Техника защиты против нападения

6

6

Групповое

Контр.норматив

5.3 Техника веерной подачи мяча

6

6

Групповое

Контр.норматив

5.4 Техника обучения приема срезка мяча

6

6

Групповое

Контр.норматив

6. Общая физическая подготовка

6.1 Упражнения на выносливость

6

6

Групповое

Контр нормативы

6.2 Упражнения развивающие прыгучесть и ловкость

6

6

групповое

Контр нормативы

6.3 Спортивные и подвижные игры

6

6

групповое

Контр нормативы

7. Тактическая подготовка

7.1 Тактика нападения и защиты в командных и одиночных играх

2

4

6

Групповое

Контр.норматив

7.2 Тактика защиты и нападения в парных играх

2

4

6

Групповое

Контр.норматив

8. Общая физическая подготовка

8.1 упражнения на развитие координации

2

2

групповое

Контр нормативы

8.2 упражнения на развитие выносливости и быстроты

2

2

групповое

Контр нормативы

8.3 упражнения на развитие силы

2

2

групповое

Контр нормативы

9. Участие в спортивных мероприятиях

9.1Спартакиада Невского района

-

4

4

Групповое

Посещ.соревнов

9.2 Досуг

-

6

6

Групповое

Посещ.соревнов

9.3 Юность России

-

6

6

Групповое

Посещ.соревнов

Итого за 1 год обучения:

18

126

144

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Теоретическая подготовка:

1.1. История развития настольного тенниса.

Зарождение как вида спорта, развитие в нашей стране. Теннис как Олимпийский вид

1.2. Техника безопасности.

Травматизм и его предшествующие факторы. Разминка и заключительная часть занятия.

1.3. Санитарная и личная гигиена. Гигиенические основы занятий.

Влияние занятий на организм. Требования к спортивной форме.

2. Общая физическая подготовка:

2.1. Выносливость и ловкость

Броски набивного мяча, упражнения с отягощениями.

2.2. Ловкость.

2.3. Упражнения на силу с применение гантелей

Развитие силы рук, ног и туловища, упражнения силовой подготовки.

2.4. Скорость

Упражнения в беге, прыжках и метаниях.

2.5. Гибкость

Развитие гибкости суставов. Упражнения для развития гибкости.

2.6. Спортивные и подвижные игры

Ручной мяч, эстафета, игры в лапту, волейбол, баскетбол.

3.Техническая подготовка:

3.1. Техника подачи мяча

Стойка для подач Упражнения на отработку стоики и держание ракетки слева и справа, в сочетании с движением руками, туловищем и ногами. Отработка действий, направленных на чередование разных видов подач. Правила безопасного выполнения упражнения.

3.2. Техника защиты.

Правильная постановка ракетки. Обучение приема мяча слева и справа. Обучение технике подачи мяча в разные точки стола. Правильная постановка ракетки и движение рук при ударах срезка, накат, топ-спин. Правила безопасного выполнения всех упражнений.

3.3. Техника нападения

Техника нападения (слева, справа). Упражнение на правильные действия руками, туловищем и ногами во время накатов, срезок. Упражнения на правильные действия, направленные на выявление слабых сторон противника. Правила безопасного выполнения всех упражнений.

3.4. Техника парных игр.

Правильное перемещение по игровому полю, после выполнения подачи. Упражнение на быстрое реагирование действий соперников, чередование различных приемов. Правила безопасного выполнения упражнения.

4 Общая физическая подготовка

4.1 упражнения на развитие быстроты и ловкости посредством подвижных игр

4.2 упражнения на развитие координации в парах Упражнения на скакалке

4.3 упражнения на развитие гибкости. Упражнения на гимнастических матах. Упражнения в статических позах

4.4 Спортивные и подвижные игры

Баскетбол, волейбол, футбол, лапта

5 Техническая подготовка

5.1 Техника ударов топ-спин

нападения (слева, справа). Упражнение на правильные действия руками, туловищем и ногами во время ударов. Упражнения на правильные действия, направленные на выявление слабых сторон противника. Правила безопасного выполнения всех упражнений.

5.2 Техника защиты против нападения

Упражнения на правильные действия, направленные на выявление слабых сторон противника. Правила безопасного выполнения всех упражнений

5.3 Техника веерной подачи мяча Просмотр на интернет ресурсах правильное выполнение такой сложной подачи. Упражнения в парах выполнения этой подачи

5.4 Техника обучения приема срезка мяча. Упражнения на координацию. Срезка мяча слева и справа

Правильное перемещение по игровому полю, после выполнения срезки. Упражнение на быстрое реагирование действий соперников, чередование различных приемов. Правила безопасного выполнения упражнения.

6 Общая физическая подготовка

6.1 упражнения на выносливость. Медленный бег. Подвижные игры

6.2 упражнения развивающие прыгучесть и ловкость. Беговые упражнения. Прыжки на скакалке. Прыжки с места и разбега.

6.3 спортивные и подвижные игры.  Эстафеты с предметами и без. Игры в баскетбол, волейбол, футбол

7. Тактическая подготовка:

7.1 Тактика нападения и защиты в командных и одиночных играх

  • Обучение и совершенствование индивидуальных действий;
  • Обучения отвлекающим действиям при ударе топ-спин;
  • Упражнения для разыгрывания различных комбинаций;
  • Обучение чередованием различных видов подач;
  • развитие индивидуального тактического стиля игры;
  • Тактика разыгрывания очка в командной игре

7.2 Тактика защиты и нападения в парных играх

  • Обучение выжидательной и выгодной позиции;
  • умение вести игру на ошибках противника;
  • Совершенствование стиля игрового ритма
  • Совершенствование различных приемов в нападении и защите

8 Общая физическая подготовка

8.1 Упражнения на развитие координации. Упражнения с закрытыми глазами. Упражнения с палками.

8.2 Упражнения на развитие выносливости и быстроты. Медленный бег. Комплексы упражнений со скакалкой.

8.3 Упражнения на развитие силы. Упражнения с гантелями

.

9. Участие в спортивных соревнованиях:

9.1. Спартакиада Невского района

9.2. Досуг

9.3. Юность России

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Всего учебных часов

Режим занятий

1 год

02 сентября 2019

29 мая

2020

37

144

2 раза в неделю, по 2 часа

ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Методические материалы

Дидактические материалы:

  • Правила игры в настольный теннис.
  • Правила судейства в теннисе.
  • Положение о соревнованиях по настольному теннису.

Методические рекомендации:

  • Рекомендации по организации безопасного ведения парных игр.
  • Рекомендации по организации подвижных игр с мячом.
  • Рекомендации по организации работы с картотекой упражнений по настольному теннису.
  • Инструкции по охране труда.

Формы аттестации/контроля

Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводится входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль

Входной контроль направлен на выявление физической подготовленности учащихся, уровня их физических данных для занятий настольным теннисом

Текущий и промежуточный контроль представляет собой сдачу контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической подготовленности.

Итоговый контроль представляет собой посещение и успешное выступление на соревнованиях по настольному теннису и другим видам спорта.

Оценочные материалы

Результативность освоения программы определяется овладением следующими навыками:

  • Уметь играть в настольный теннис по правилам;
  • Освоить технику подач мяча слева и справа;
  • Освоить технику накатов мяча, срезок и топ-спинов;
  • Овладеть навыками судейства;
  • Уметь управлять своими эмоциями;
  • Знать методы тестирования при занятиях в настольный теннис;
  • Знать основные понятия и термины в теории и методике теннисиста;
  • Научиться работать в коллективе, подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели;
  • Овладеть техникой парных игр;
  • Овладеть техникой обучения индивидуальным тактическим действиям в защите и нападении.

Оценочные нормативы по общей физической подготовке

Развиваемое физическое качество

Контрольные упражнения (тесты)

Юноши

Девушки

Быстрота

Бег на 30 м

(не более 5,6 с)

Бег на 30 м

(не более 5,9 с)

Скоростно-силовые качества

Прыжок в длину с места

(не менее 155 см)

Прыжок в длину с места

(не менее 150 см)

Метание мяча для н/тенниса

(не менее 4 м)

Метание мяча для н/тенниса

(не менее 4 м)

Координация

Прыжки боком через гимнастическую скамейку за 30 сек. (не менее 15 раз)

Прыжки боком через гимнастическую скамейку за 30 сек. (не менее 15 раз)

Прыжки через скакалку за 30 сек. (не менее 35 раз)

Прыжки через скакалку за 30 сек. (не менее 30 раз)

Оценочные нормативы по технической подготовленности

№ п/п

технические приемы

Кол-во ударов

Оценка

1.

Набивание  мяча ладонной стороной ракетки

100

80-65

Хор.

Удовл

2.

Набивание мяча тыльной стороной ракетки

100

80-65

Хор.

Удовл.

3.

Набивание мяча поочередно ладонной и тыльной стороной ракетки

100

80-65

Хор.

Удовл.

4.

Игра накатами справа по диагонали

30 и более от 20 до 29

Хор.

Удовл.

5.

Игра накатами слева по диагонали

30 более от 20 до 29

Хор.

Удовл.

6.

Сочетание наката справа и слева в правый угол стола

20 и более от 15 до19

Хор.

Удовл.

7.

Выполнение наката справа в правый и левый углы стола

20 и более от 15 до19

Хор.

Удовл

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Барчукова Г.В. «Учись играть в настольный теннис» – М.: «Советский спорт»; 1989. – 37 с.
  2. Барчукова Г.В., Мизин А.Н. «Физическая культура. Настольный теннис. Учебное пособие». – М.: ТВТ Дивизион, 2015. – 312 с.
  3. Васнецова, Н. Ю. Теннис для начинающих / Н.Ю. Васнецова. – М.: АСТ, Астрель, 2015. – 160 c.
  4. Внеурочная деятельность учащихся. Настольный теннис: пособие для учителей и методистов / Г.А. Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. – М.: Просвещение, 2014. – 128 с.
  5. Теория и методика настольного тенниса: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Барчукова, В.М.М. Богушас, О.В. Матыцин; под ред. Г. В. Барчуковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2006 — 528 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физкультуры в 5 классе по спортивным играм (Баскетбол)

Урок физкультуры в 5-м классе по спортивным играм (баскетбол). Тема: "Обучение технике перемещений"Задачи урока:Обучение технике перемещений, стойке баскетболиста.Развитие быстроты, ло...

Методическая разработка по теме "спортивные игры"

В программе по физической культуре важное место занимают спортивные игры - волейбол,баскетбол....

Методическая разработка по теме "спортивные игры"

В программе по физической культуре важное место занимают спортивные игры - волейбол,баскетбол....

Методическая разработка по теме "спортивные игры"

В программе по физической культуре важное место занимают спортивные игры - волейбол,баскетбол....

«Игры на свежем воздухе» . Спортивные игры на "День инвалида" для детей КДДИ с. Кировское

Игра- это радость общения, дающая ощущение полноты жизни, которая важна тем людям, возможности которых ограничены.Наши волонтёры провели для ребят КДДИ спортивные  игры, тем самым формируя у дете...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» для 8А и 8Б классов на 2018-2019 учебный год.

Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматр...

Тест по дисциплине "Спортивные игры" (раздел "Баскетбол", тема "Правила игры")

Тест включает задания для проведения текущего контроля в форме тестирования, предназначен для оценки уровня освоения теоретических знаний по разделу "Баскетбол"...