Адаптация в коллективе сверстников и принятие индивидуальных особенностей ребёнка с РАС.
статья

Прокопчук Ирина Ивановна

Адаптация ребенка с РАС в детском коллективе. Особенности работы и принятие индивидуальных особенностей детей с расстройствами аутистического спектра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа с детьми с РАС21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация в коллективе сверстников и принятие индивидуальных особенностей ребёнка с РАС.

      Большую часть времени ребенок, посещающий образовательное учреждение, находится с тьютором и воспитателями. Поэтому роль тьютора и воспитателей в формировании навыков общения аутичного ребенка со взрослыми и сверстниками особо важна. Чтобы по – настоящему помочь ребенку, надо верить, что все мы занимаемся далеко не безнадежным делом. Нам не добиться снятия диагноза, но мы можем сделать многое: понять ребенка, принять его таким, какой он есть и, учитывая его особенности, помочь приспособиться к миру.

По статистике, глубокий аутизм встречается только у одного ребенка из тысячи. В повседневной практике, в детском саду, мы, как правило, сталкиваемся с детьми, имеющими лишь отдельные аутистические признаки.

Специальной системы детских дошкольных учреждений для аутистов не существует. Многие дети с неглубокими нарушениями могут посещать и массовые муниципальные детские сады вместе со здоровыми детьми. Здесь все зависит от личности педагога. В самых обычных детсадах могут быть хорошие, чуткие, внимательные воспитатели, которые помогут ребенку адаптироваться в группе. Аутичному ребенку тяжелее адаптироваться к новым условиям и требованиям, чем его здоровым сверстникам. Он более тревожный, его страхи легче формируются и фиксируются на более долгое время. Поэтому в детском саду ему нужно уделять больше доброжелательного внимания, помогать общаться с другими детьми и вписываться в режим.

Роль воспитателя в формировании навыков общения аутичного ребёнка очень важна. Коль в нашей группе оказался аутичный ребёнок, мы должны принимать его таким, какой он есть, учитывая его особенности, мы должны помочь ему социализироваться в обществе. Как уже известно, аутичный ребёнок живёт в своём мире, он очень замкнут. И, чтобы до него достучаться, для того, чтобы он открыл нам дверь к себе – тут приходиться искать путь самим. Потому что остаются организационные моменты, когда нужно, заниматься, есть, гулять и т.п., и это принято делать всем вместе. А, как известно, в данной ситуации нельзя оказывать никакого давления, иначе дверь во внутренний мир ребенка перед нами еще плотнее закроется.

Во время работы с особенным ребенком мы всегда пользуемся определенными психологическими установками:

·       Доброжелательность . Агрессия взрослых – препятствие на пути к установлению положительного контакта.

·        Целеустремленность .Только ежедневное обучение позволит ребенку осваивать новые умения.

·        Терпимость по отношению к ребенку.  Длительная  работа и большие усилия взрослых приведут к положительным изменениям в развитии.

·       Внимательность и оптимистичность. Важно замечать каждый шаг ребенка.

·       Стремление поддержать ребенка в трудной ситуации.

·       Готовность поощрять ребенка каждый раз, когда он делает попытку выполнить задание, даже если она не очень успешна.

·       требовательность взрослых в процессе обучения и повседневной жизни.

·       Нельзя позволять ребенку управлять собой.

Адаптация аутичного ребенка к детскому саду – процесс долгий и постепенный, требующий согласованных действий близких и персонала детского сада. Такой ребенок требует дополнительного внимания, которое может проявляться, в частности, в следующем:

Во - первых: Пребывание ребёнка в детском саду должно быть дозированно, в целях избегания пресыщения ребенка, его усталости от постоянного пребывания в большой группе, предотвращения возможных на этом фоне аффективных срывов. Например, наш Алеша посещает садик с 9 часов утра до 12ч30 мин. А первый месяц ходил максимум на 1,5-2 часа. Вместе с тем регулярность посещения и определенные режимные моменты, которые может выдержать ребёнок, должны соблюдаться и аккуратно поддерживаться. Это создает определенный привычный стереотип, который сам будет работать на организацию поведения ребенка, а соблюдение проговоренных и эмоционально осмысленных вместе с близкими его деталей будут давать малышу также ощущение стабильности и комфорта.

Во – вторых.  Такой ребенок нуждается в особом внимании со стороны взрослых. Воспитателю необходимо помочь ребенку понять смысл всего, что происходит в группе, поэтому мы стараемся комментировать для него все происходящее и намечаемые действия ( «Сейчас все собираются на музыкальное занятие , и ты тоже пойдешь на него; потом будем одеваться на прогулку, а когда вернемся – будем обедать») и, если необходимо, просто берём  за руку, отводим  туда, куда нужно.  Крайне важно, чтобы хватало терпения «не выдергивать» его из занятия, за которым он предпочитает проводить время (например, за игрой в конструктор или складыванием пазлов), а дать ему возможность довести начатое дело до конца. Учитывая, как тяжело даются  ребенку все бытовые навыки, всегда проявляем терпение и спокойствие в их стимулировании и поддержке.

 В- третьих, помогаем Алеше налаживать контакт с другими детьми: стараемся вовлекать его в общие игры, рассказываем и объясняем, что делают дети, во что играют, даем возможность понаблюдать со стороны; в какие-то общие занятия дозированно включаемся вместе с ребенком (держа его за руку), но не исключая его из общей жизни детского коллектива. При соблюдении осторожности, мягкости и настойчивости одновременно, ребенок хорошо удерживается в режиме.

Перед педагогами и родителями стоит вопрос, как общаться с ребёнком, постоянно находящимся "внутри себя". При работе с аутичным ребёнком нужно включать наблюдение. 

Важным инструментом для эффективного контакта может быть интерес. Мы стараемся найти то, что нравится Алеше, что ему интересно. Говорить с ним  через понятия принуждения бессмысленно, все «надо», «должен», «все детки так делают» его оставляют равнодушно-невозмутимым. Стараемся найти его «конек» - это может быть, что угодно: рисунок, лепка, конструкторы, машинки или что-то еще. Когда общаешься на языке того, что ему нравится, тогда гораздо легче с ним обо всем договориться.  А вот если сумели заинтересовать – можно считать, что дело сделано.

Составляя список игр для коррекционных занятий с мальчиком, помнимаем, что играть он с нами будет только в те из них, которые в наибольшей степени совпадут с его интересами.

Наиболее сложные для аутичных детей игры – это коллективные игры, которые предполагают их включение во взаимодействие со сверстниками. Эти игры можно использовать только после проведения индивидуальной подготовительной работы и, конечно, при желании самого ребенка.

  Аутичный ребенок видит смысл какой–либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована: ребенок должен знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить. Применение визуального расписания помогает четко организовать деятельность ребенка. Он видит конечный результат, которого ему необходимо достичь, благодаря чему снижается эмоциональный дискомфорт мальчика. Визуальное расписание составлено в виде символов и картинок, и обозначена четкая последовательность действий. Также, схему, отражающую в нужную последовательность действий ребенка при сборах на прогулку, можно разместить на шкафчике. Это являются своеобразной формой коммуникации с аутичным ребенком и  помогают ему в дальнейшем легче адаптироваться в детском коллективе сверстников. Благодаря чему, ребенок будет четко знать, что будет, что происходит в следующий момент. Это будет способствовать уменьшению тревожности ребенка и снижению проявлений возможных негативных поведенческих реакций.

Если ребенок не принимает инструкций и правил, которые мы ему предлагаем, то ни в коем случае не навязываем их ему, занимаемся тем, что ему интересно. Это помогает нам наладить контакт с ребенком.

Иногда аутичному ребенку необходима физическая помощь в организации действия. Мы в буквальном, смысле «работаем» руками ребенка, пишем или рисуем вместе с ним, держа один карандаш. Обязательно хвалим ребенка за любой, даже, на наш взгляд, незначительный успех. Эта похвала повышает его уверенность в себе. Даже если реакция на слова не проявляется внешне, доброжелательный тон и поддержка создают положительную эмоциональную атмосферу, которая со временем делает взаимодействие с мальчиком более эффективным. Если ребенок не принимает инструкции и правила, которые мы ему предлагаем, их ни в коем случае нельзя навязывать насильно. Мы присматриваемся к тому, что и как он хочет делать сам, подыгрываем ему, занимаемся тем, что ему интересно. Это помогает наладить контакт с ребенком. Планируя занятия, мы всегда готовы к гибким изменениям своих планов. Для того, чтобы лучше понять ребенка и оказать ему посильную помощь в адаптации детскому коллективу работаем в тесном взаимодействии с родителями.

Благодаря слаженной и целенаправленной работе всех педагогов группы, в нашем микроколлективе сложилась благоприятная психологическая обстановка.  Коллектив детей находится под достаточным контролем положительно настроенных взрослых, дети настроены к друг другу доброжелательно, терпимо относятся к недостаткам и особенностям сверстников. У детей присутствуют общие интересы и увлечения, регулярно проявляются попытки общения с Алёшей, желание ему помочь, вовлечения его в совместную деятельность. Дети стараются играть спокойнее, меньше кричать, т.к. знают, что Алеша плохо реагирует на громкие звуки, закрывает уши руками, иногда ему приходится одевать специальные наушники. Дети сначала спрашивали, зачем Алеша ходит в наушниках, и мы объяснили им, что у него болят ушки от громких звуков. Последнее время мальчик почти не пользуется наушниками, т.к. дети стали меньше шуметь, да и он сам уже привык к естественному шуму. В нашем коллективе мальчик не испытывает напряжения, связанного с опасностью от агрессивного поведения других детей, чувствует защиту со стороны взрослых.

Настоящее наблюдение доказало, что не только факт регулярного и длительного общения со здоровыми сверстниками влияет на динамику процесса, но и важное значение имеет отношение к аутичному ребенку и психологическая обстановка в коллективе в целом. Таким образом, становится очевидной необходимость пребывания ребенка с расстройством аутистического спектра в коллективе здоровых сверстников с психологически благоприятной обстановкой и доброжелательным отношением к нему, как важного фактора позитивно влияющего на прогноз. Не меньшее значение имеет длительность общения ребенка с доброжелательно настроенными к нему сверстниками. Только в случае длительного, многолетнего пребывания в коллективе здоровых сверстников с благоприятной обстановкой (сначала в садике, а потом в школе) у ребенка могут сформироваться правильные стереотипы общения и поведения в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОСы ПМ.02. Подбор форм причесок и их выполнение с учетом индивидуальных особенностей потребителей для специальности 100116 Парикмахерское искусство

КОСы ПМ.02.Подбор форм причесок и их выполнение с учетом индивидуальных особенностей потребителей  для специальности 100116 Парикмахерское искусство...

Доклад "Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей клиентов".

Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей клиентов....

Методическая разработка по теме "Деловой этикет" и "Индивидуальные особенности личности"

Задания контролируют знания учащихся по пройденным темам: "Деловой этикет" и "Классификация общения"...

«Особенности трудовой деятельности учащихся 7 класса с учетом индивидуальных особенностей».

Одной из важнейших задач коррекционной школы  8го вида является подготовка учащихся к общественно полезной трудовой деятельности. Как и массовая школа, коррекционная школа 8го вида призвана уделя...

"Правила подбора прически с учетом индивидуальных особенностей лица." февраль 2017

Тема:  Правила подбора прически с учетом индивидуальных особенностей лица.Цели :Обучающая – обобщить, систематизировать и проверить теоретические знания по теме: «Моделирова...