Пути формирования и развития интереса к урокам музыки у школьников подросткового возраста
статья

Шевченко Светлана Владимировна

В статье затрагивается одна из проблем музыкальной педагогики - развитие интереса к урокам музыки в общеобразовательной школе у младших школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_interesa_k_urokam_muzyki_u_podrostkov.doc55.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        Пути формирования и развития интереса к урокам музыки у школьников подросткового возраста

        Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, когда дети заражаются жаждой знаний, стремлением к активному, творческому труду, корень учения меняет свой вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит. Интерес в обучении неразрывно связан с чувством удовольствия и радости, которое доставляют человеку работа и творчество. Интерес и радость познания необходимы, чтобы дети были счастливы.

        В связи с этим, в ряду жгучих проблем современной школьной «музыкальной педагогики» проблема формирования и развития интереса в музыкальном воспитании, развитии и обучении подростков остаётся, пожалуй, одной из наиболее важных и сложных, ибо если у учащихся нет интереса к тому, что происходит на уроке музыки, если урок проводится без эмоциональной приподнятости, сильных эмоциональных впечатлений и переживаний, если оживление наступает лишь со звонком с урока, ни о каком полноценном музыкальном развитии говорить не приходится.

        Интерес – прекрасный стимул к учению вообще и приобщению к музыке в частности. Под его влиянием развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется работа воображения, восприятия, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность. На уроках и внеклассных занятиях, где уделяется большое внимание формированию интереса к музыке, школьники-подростки переживают самые различные чувства. Здесь – и сомнение в правильности музыкальной оценки, и радость самостоятельного открытия, и восхищение глубиной музыкального сочинения, и удивление, и восторг…

         Каждый педагог хорошо знает, что от умения пробудить интерес к своему предмету во многом зависит успех урока, лекции, беседы, любого воспитательного мероприятия. И каждый из них имеет в своём арсенале большой запас различных средств для пробуждения и воспитания познавательного интереса школьника.

При организации уроков музыки в подростковых классах многие преподаватели используют нетрадиционные формы и методы, которые помогают разнообразить методику проведения уроков музыки, сделать их результативными, не упрощающими программу. Уроки в подростковых классах – это уроки апробирования накопленного эмоционально-духовного опыта. Их можно оформить в следующие модели:

  1. По методу художественно-педагогической драматургии – уроки-передачи, уроки-салоны, уроки-исследования.
  2. Урок-игра, урок - пресс-конференция, урок – научно-практическая конференция, урок-кроссворд.
  3. Уроки по методу развития воображения, т.е. уроки-исследования

В некоторых сценариях уроков нет вступительного, вводного слова учителя, не во всех сценариях есть и заключительное слово педагога. Это объясняется тем, что уроки, организованные по методу художественной драматургии, подразумевают такие ситуации, которые вызывают «активизацию познавательных побуждений и вынуждают искать решение познавательной проблемы». Поэтому уроки сотворчества в большинстве случаев начинаются и заканчиваются музыкой, стихотворением либо авторской песней о том же, о жизни…

        Для поддержания устойчивого интереса к урокам музыки в последние годы широко используются альтернативные формы урока: бинарный, интегрированный, синтезированный. Их цель – помочь подросткам свободно и непринужденно высказывать свое представление о месте  музыки в жизни человека путем вживания в роль специалиста, побуждать воздействием музыки желание обсуждать такие вечные философские вопросы, воплощенные в музыкальных образах, как любовь и ненависть, как душа человека, которая может быть одновременно хрупкой, нежной и очень сильной, мужественной, вопросы жизни и смерти, войны и мира.

Вначале такие уроки учителя режиссируют сами, а затем активно вовлекают в рождение урока, его подготовку самих ребят. При этом наблюдается их возросший интерес к созданию драматургии урока, его композиции.

Помогают развить интерес подростков к урокам музыки и разнообразные жанры уроков. Для урока искусства жанр – естественная составляющая. Урок искусства может быть представлен в жанре урока-путешествия, урока-прогулки, урока концерта, спектакля, драмы, викторины, урока-импровизации, деловой или ролевой игры, интервью. Возможен урок-репортаж из музея, с выставки, урок-презентация, бенефис, панорама, митинг, урок-откровение (исповедь). Интересен жанр урока – «живой газеты», устного журнала, особенно в сотрудничестве с учителями информатики, с использованием компьютерной техники. Популярны турниры знатоков, эстафеты. На таких уроках ребята выступают в роли музыковедов, историков, операторов, иллюстраторов-исполнителей, критиков, музыкальных редакторов, сценаристов, художников-оформителей, корреспондентов и т. д.

Пользуясь любой из принятых в России программ по музыкальному образованию, варьируя их и сочетая в соответствии с выбранным направлением, учитель должен помнить, что каким интересным не был теоретический материал, главная притягательность урока заключается в песне. Песня, предложенная учителем, может стать событием в жизни учеников. При этом она может не оказаться новой, красивой и сверхсодержательной. Она должна быть просто близка им.

Песня дает возможность ребенку «выскочить» за рамки скучно-привычного, она окрыляет его, дает простор его фантазии, расширяет границы его действий, уносит в разные страны и эпохи. Наблюдая за подростками, учитывая их психологию и возрастные особенности, можно выявить следующие темы, которые позволили бы учителю целенаправленно работать в подборе репертуара и быть интересным детям.

Все 12 – 13-летние подростки одинаково горячо любят благородных мушкетеров, честных рыцарей, отважных гардемаринов, дерзких трубадуров и безрассудных гусар, которые под внешней бравадой скрывают чуткое сердце, сентиментальность и мечтательность. Лучшими примерами таких песен являются: «Давным-давно» Т. Хренникова, песни В. Лебедева из кинофильма «Гардемарины, вперед!», М. Дунаевского – «Три мушкетера», Г. Гладкова из мультфильма «Бременские музыканты», «Песня о шпаге» Е. Крылатова и др.

Каждую из этих песен можно предложить разным классам и объявить конкурс инсценированной песни, для участия в котором нужно не только хорошо выучить слова, но и придумать интересный сценарий, разыграть его как миниспектакль. Сколько классов, столько и вариантов прочтения, столько разных мыслей, чувств, темпераментов. Во всем этом проявляются знания, вкус, опыт, фантазия поющих. Так обогащается не только эмоциональная сфера, но и интеллект ребенка.

Особенно тщательно должны подбираться песни, посвященные Родине, России, народным подвигам, так как именно они могут помочь в формировании гражданской и патриотической позиции ребенка. Они укрепляют «дух святой» в детском сердце, учат его гордости за свою страну. Лучшие песни о войне пронзительно-искренни, доходчивы, задушевны и возвышенны: «Темная ночь», «На безымянной высоте», «Нам нужна одна победа», «Москвичи» и др. Это та часть репертуара, которую дети поют очень серьезно, проявляя внимание момента, обнаруживая боль за чужие потери и ощущая свою причастность к великим событиям.

Значительно место в жизни подростков занимает тема первой любви, поэтому песни, посвященные этому робкому чувству, часто вызывают внешнюю стеснительность. Но постепенно ребенок понимает, что любовь – это красота, он открывает ее в мягкой светлой грусти мелодий, изящности, гармоничности и проникновенности стихов, особой нежности и глубине певческого звука. В этих песнях подросток предстает с лучшей стороны, как тонкий ценитель прекрасного. Откровенность и пронзительность первого чувства заставляет подростка умолкнуть, прекратить кривляние и решить для себя прекрасную проблему: превращение гадкого утенка в волшебного лебедя. Все это есть в песнях «Школьный романс» Е. Крылатова, «Спасибо, музыка» М. Минкова, «Под музыку Вивальди» С. Никитина, «Милая моя» Ю. Визбора и др.

И, наконец, песни, которые можно было бы назвать истинно театральными, создающими на уроке атмосферу праздничности, взволнованности, подъема. Такими песнями можно закончить любой школьный концерт: «Ах, этот вечер» М. Дунаевского, «Старый рояль» М. Минкова, «Как здорово» О. Митяева, «Давайте восклицать» Б. Окуджавы и др.

        Большой интерес к урокам музыки могут формировать всевозможные музыкально-дидактические развивающие игры. Такие игры помогают закрепить или повторить материал. В младших классах игры применяются значительно чаще, в средних классах, в основном только на заключительных уроках.

        Например: 5-й класс. Игра «Опера». Учащимся раздаются карточки с названием номеров оперы. Необходимо сгруппировать их следующим образом:

     I    группа: сольные номера (ария, каватина, серенада, песня, концона).  

    II   группа: ансамблевые номера (дуэт, трио, квартет, квинтет).

    III группа: массовые сцены, номера (ход девушек, персидский хор, хор  солдат, хор мальчиков).

    IV группа: инструментальные номера (интродукция, музыкальный         антракт, восточные танцы, «Марш Черномора» и т. д.)

        Учащиеся сами определяют правильность решения задачи, по их выбору звучит музыкальный фрагмент.

        На уроке музыки можно использовать, к примеру, следующие игры:         1. «Симфонический оркестр»; 2. «Народный оркестр»; 3. «Балет»; 4. «Опера»;     5. «Инструментальные и вокальные произведения»; 6. «Музыкальный образ»;      8. «Композитор и его произведения» и т. д.

         Каждая игра заканчивается слушанием музыкального произведения, соответствующего теме. Карточки этих игр можно использовать и в играх другого варианта, где совмещаются портреты композитора с названиями произведений, группируются произведения одного автора, имена композиторов объединяют по направлениям в музыке или же по региональному признаку. Есть и другие индивидуальные варианты игр. Иногда игра рождается экспромтом на уроке.

Большим интересом на уроке музыки пользуются всевозможные задания, как письменные, так и устные, выполняя которые подростки могут проявить свой музыкальный кругозор, интеллект. Форма работы может быть индивидуальная (карточка), групповая и фронтальная. Приведём несколько примеров такого рода заданий:

  1. Узнать инструмент по рисунку, назвать, дать характеристику.
  2. Сравнить по рисунку: скрипка – балалайка, установив общие признаки и различия.
  3. Найти лишнее слово (например, гобой, флейта, рожок, труба, саксофон) и объяснить свой выбор;
  4. Соотнести с именем композитора – портрет; фрагмент его биографии; фрагмент истории создания произведения; фрагмент литературно произведения, положенного в основу музыкального.  
  5. «Базовое слово»:  Мусоргский М.П. Какие ассоциации возникают в связи с этим именем.

        Перечень такого рода заданий может быть очень большим. Всё зависит от творчества учителя, его желания развивать интерес у школьников к урокам музыки.

Большой интерес к урокам у подростков вызывает использование наглядных средств обучения. В музыкальной педагогике применение наглядных методов весьма специфично. Это всевозможные репродукции картин известных художников, портреты композиторов, видеосюжеты из опер, балетов,  фрагменты из телевизионных программ, посвящённых творчеству композиторов, исполнителей, электронные музыкальные энциклопедии и т. д. Аналогично собранию различного наглядного материала можно рекомендовать собирание и систематизирование стихов о музыке, композиторах, музыкальных шедеврах, инструментах, певцах, оркестрах музыкантах.

Для того, чтобы помочь каждому школьнику максимально реализовать свои способности на уроке музыки, необходимо постоянно помнить и следовать утверждению К.Ушинского о том, что педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в сознании детей, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств: глаз, ухо, чувство мускульных движений – приняли участие в акте запоминания.

        Успешное научно-педагогическое решение проблемы формирования и развития интересов имеет большое принципиальное значение для повышения качества обучения и воспитания во всех классах, для разработки современных, более совершенных методов и приёмов воздействия на подрастающее поколение в системе образования. Поэтому необходимо продолжать поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самодеятельности, личной инициативы и творчества учащихся различного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование интереса к чтению у младших школьников"

Доклад можно использовать при аттестации, на РМО библиотекарей....

ФОРМИРОВАНИЕ ДИВЕРГЕНТНОГО ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Реализация системного подхода в развитии творческого мышления в образовательном, воспитательном процессе на основе интеграции идей ведущих отечественных и зарубежных специалистов в этой области, нацел...

Проект: Роль интегрированных уроков музыки в развитии творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

Проект направлен на развитие общекультурного уровня школьника, развитие творческих способностей, формирование у учащихся эстетического вкуса и потребности в духовной культуре, и ориентирован на учащих...

Формирование интереса к урокам физической культуры детей младшего школьного возраста

Проблема формирования и развития интереса школьника к урокам физкультуры в настоящее время в науке становится всё более обсуждаемой. Это, прежде всего, связано с потребностями общества в здоровом моло...

Развитие интереса к урокам литературы в условиях среднего профессионального образовательного учреждения

Статья посвящена вопросу, как воспитать вдумчивого и внимательного читателя на уроках литературы в СПО. Из опыта работы приведены примеры разнообразных методик и стратегий, направленных на развитие ин...

Авторская программа тренинговых занятий для работы со школьниками старшего подросткового возраста. "Формула решения школьных конфликтов".

Конфликты – неотъемлемая часть современной жизни. Говоря о конфликтах, мы чаще всего ассоциируем их с агрессией, спорами, враждебностью. Однако многие конфликты способствуют принятию обоснованны...

Подростковый возраст или как не потерять ребенку интереса к занятиям

Потерявший интерес ко всему ребёнок: хобби, чтению, а уж тем более, к занятиям, — кошмар не только любого родителя, но и самого педагога. Причиной может быть что угодно, однако узнать ...