Играю - значит интересно живу.
статья
Игра — это творческая переработка
пережитых впечатлений,
комбинирование их и построение
из них новой действительности,
отвечающей запросам и влечениям
самого ребенка»
(Л. С. Выготский).
Дошкольный возраст — начало сознательной жизни ребенка, когда он начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями и открывает для себя окружающий мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
Играю - значит интересно живу.
«Игра — это творческая переработка
пережитых впечатлений,
комбинирование их и построение
из них новой действительности,
отвечающей запросам и влечениям
самого ребенка»
(Л. С. Выготский).
Дошкольный возраст — начало сознательной жизни ребенка, когда он начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями и открывает для себя окружающий мир. В период младенчества окружающий мир ребенка сводится к его семье, с наступлением младшего и среднего дошкольного возраста круг его интересов постепенно расширяется до границ дома, улицы, города. Примерно с 3 лет у ребенка появляются собственные интересы, он начинает познавать мир человеческих отношений и стремится войти в этот мир. В процессе жизнедеятельности дети получают первые знания и впечатления об окружающем мире. Чем младше ребенок, тем более расплывчаты и неясны его представления об окружающей действительности. У ребенка более старшего возраста наблюдения окружающего мира становятся полнее и, соответственно, становится богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн считал, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную.
Существуют разные виды игр - подвижные, дидактические, театрализованные и сюжетно-ролевые.
Психологи по праву считают, что сюжетно-ролевая игра - это высшая форма развития детской игры, которая в дошкольном возрасте является основным, ведущим видом деятельности. Ребенок растет и развивается, вместе с ним развивается игра - от простейших обыденных сюжетов переходит к более сложным, отражающим все сферы деятельности человека. Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, развивая произвольное внимание, память, воображение, творчество. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать импульсивность, договариваться с партнерами, способствуя формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, при необходимости настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя разные роли, ребенок охватывает различные виды деятельности, что, в свою очередь, способствует развитию его мыслительной способности, восприятию другой точки зрения.
Играя в сюжетно - ролевую игру, вживаясь в какой-то образ, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытывают вполне реальные чувства и переживания и таким образом обогащают свой внутренний мир.
Умение играть не является врожденным. Как возникает ролевая игра? Надо ли учить играть ребенка или этот процесс происходит сам по себе?
С раннего детства мамы и бабушки играют с детьми в так называемые игры-манипуляции (или игры-забавы), это всем известные пальчиковые игры, игры-потешки: «ладушки-ладушки», «идет коза рогатая», «сорока-сорока». Мама держит малыша за ручки, загибает ему пальчики, машет его ручкам и ребенок таким образом принимает участие в игре, пока еще пассивное. Затем мама проговаривает знакомые слова - ребенок уже сам выполняет действия. Сюжетно-ролевая игра возникает позже. В процессе действий с игрушками ребенок изучает окружающие предметы и переносит свой, пока еще небольшой, жизненный опыт в игры: кукла чистит зубы, умывается, одевается, машинка едет в гараж и т. д. Для формирования навыков сюжетно-ролевой игры требуются определенные умения, развитию которых способствуют два вида детских игр - режиссерская и образно-ролевая. В младшем дошкольном возрасте дети овладевают режиссерской игрой - в этой игре они обыгрывают наблюдаемые в повседневной жизни сюжеты, а также начинают переносить функции одного предмета на другой: кубик «как будто» становится машинкой коробка - гаражом. В этом виде игры ребенок приобретает важное умение - видеть целое без составляющих элементов, таким образом развивается его воображение. Примерно с трех лет появляется новый вид игры образно - ролевая, ребенок начинает имитировать различных сказочных персонажей, животных, людей и овладевает искусством перевоплощения.
Когда ребенок становится старше, у него появляется потребность копировать не только действия, по и поведение взрослых, он учится использовать предметы не только по прямому назначению, но и в соответствии с замыслом игры. Это уже не слепое повторение действий, а индивидуальное, окрашенное эмоциями действо. Обыгрывание одного и того же сюжета у разных детей неодинаково, оно зависит от его мироощущения, возможностей и потребностей возраста ребенка. Даже у одного и того же ребенка одинаковая по сюжету игра проходит по-другому в более старшем возрасте. Игра становится более продолжительной, возрастает количество выполняемых действий, отношения между исполнителями ролей четко определяются еще до начала игры и становятся ее основной линией. У детей старшего дошкольного возраста игра предварительно совместно планируется, обговариваются ее правила, дети внимательно наблюдают, насколько действия игроков подчиняются общепринятым правилам поведения.
К сожалению, в последнее время игры все больше вытесняются из жизни детей: родители, ссылаясь на занятость, стремятся занять ребенка телевизором, компьютером или развивающими играми, не требующими их присутствия.
В детском саду игру часто заменяют разными формами обучения. Во дворе дети все меньше играют в игры, которые раньше передавались из поколения в поколение.
Как показывают исследования, современные дети не только мало играют, но и не умеют играть. А это значит, что у ребенка не развивается активность, любознательность, воображение, творчество, важные коммуникативные навыки.
Необходимо помочь детям научиться играть и овладеть сюжетно-ролевыми играми. Для начала можно предложить ребенку несложные сюжеты игр, поощрять все проявления его инициативы и фантазии, периодически проводить театрализованные представления, читать сказки. Детям младшего дошкольного возраста близки и понятны сказки о взаимодействиях животных с людьми, в этом возрасте малыши охотно играют роли животных. В среднем дошкольном возрасте детям более интересен мир человеческих отношений, они с удовольствием играют в сказочных принцесс и принцев. В старшем дошкольном возрасте у ребят возникает интерес к волшебным сказкам.
Содержание игры ребенка отражает его отношение к окружающей действительности. Можно наблюдать, как, играя в «дочки-матери», одна «мама» будет постоянно кричать на своих детей и поучать их, другая — примерять наряды, третья — заниматься детьми, читать им сказки и т. д. В таких играх определяется, что из жизни взрослых ребенок считает главным, и какой стереотип поведения выбирается им за образец подражания. Большинство сюжетно-ролевых игр в детском саду возникает спонтанно: это всем известные игры в «дочки-матери», «больницу», «школу», «магазин» и т. д. При общении с детьми дошкольного возраста взрослый может использовать игры для решения воспитательно-педагогических задач. Через ролевую игру педагог или родитель выводит ребенка во взрослую жизнь, учит думать, чувствовать, действовать, адаптироваться к меняющимся условиям, принимать решения в незнакомой обстановке.
Наблюдая за детской игрой, можно сделать определенные выводы об особенностях развития и психического состояния ребенка, его эмоциональном настроении и темпераменте. В процессе игры дети демонстрируют свое отношение к окружающему миру, так как в игре ребенок наделен силой, которой лишен в реальном мире. В игре проявляются страхи ребенка, обиды, которые он по каким-либо причинам не может или не хочет показать взрослым. Зачастую не зная, как относиться в какой-либо ситуации, ребенок проигрывает эту ситуацию снова и снова, пытаясь принять ее на себя. С помощью игры можно воздействовать на мироощущение малыша, бороться со страхами, преодолевать неуверенность. Управляя игрой детей, можно влиять на их взаимоотношения со сверстниками и формировать их мировоззрение.
Однако управлять детской игрой, особенно сюжетно - ролевой, не так просто. В педагогической практике известно немало случаев, когда включение взрослого: детскую игру приводило к ее разрушению, т. е. дети прекращали играть. Вместе с тем психологи позитивно оценивают роль педагога в руководстве игровой деятельностью, если дети сами, по собственному желанию приглашают его играть, и игра при этом не затихает, а напротив обогащается и развивается. Такое доверие детей к взрослому наблюдается в тех случаях, когда педагоги знают и соблюдают основные правила управления детской игрой.
Напоминаем эти правила.
- Обогащайте ребенка яркими впечатлениями, расширяйте его знания об окружающем, знакомьте с разными профессиями - продавца, врача, кассира, водителя, строителя и др. Совершайте для этого с детьми интересные прогулки, экскурсии, организуйте наблюдения.
- Создавайте условия для детских игр не только в виде определенных тематических зон для сюжетно-ролевых игр, но и представляйте детям возможность укрыться, уединиться, на время спрятаться за ширму, в домик, «гнездышко», за плотную драпировку из ткани и т. д,
- Читайте детям книги с захватывающим приключенческим содержанием, периодически организуйте обыгрывание понравившихся сюжетов.
- Предусматривайте для игр детей различные дополнительные материалы — шнуры, шишки, дощечки, коробочки, баночки и др., которые могут быть использованы как предметы-заместители в соответствии с замыслом ребенка.
- Наблюдайте за складывающимися в играх взаимоотношениями детей. При необходимости организуйте обсуждение прошедших игр, фиксируя внимание воспитанников на положительных поступках детей, исполняющих различные роли. Нежелательные формы поведения ребенка требуют особой деликатности и заботы педагога, исключают формы его публичной обработки в коллективе сверстников.
Соблюдая, основные правила управления детской игрой воспитатель, должен помнить, что игры способствуют всестороннему развитию ребенка и разделяются на несколько видов:
Игра – обучение - развитие
Известный педагог А. С, Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность — работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе...» Играя, ребенок учится, и, наоборот, в процессе обучения ребенок должен играть.
Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы ни замечает того, что он учится. Однако при этом он то и дело сталкивается с различными затруднениями, которые требу ют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.
В основе игры лежит подражание другим людям. Большое место в игре занимает воображение, позволяющее создать игру, т. е. вообразить игровую ситуацию. Игровая ситуация в сочетании с игровым действием придает игре своеобразный, самодеятельный характер. В игре ребенок живет как в настоящей жизни, является ее активным участником. В этом и заключается привлекательность игры для детей. Игра не остается неизменной — она развивается и усложняется по мере расширения связей ребенка с окружающим миром и представлений под влиянием воспитания и обучения. В игре дети глубже усваивают действия, которые они изображают, у них появляется стремление к расширению знаний об окружающей действительности. В процессе игровой деятельности дети учатся организовываться, познавать жизнь.
В предлагаемых играх рассматриваются различные жизненные сюжеты и ситуации, построенные в игровой форме, помогающие детям пополнить и расширить свои знания об окружающем мире и затем использовать их в собственных играх. Данные сюжеты и ситуации записаны в дошкольных образовательных учреждениях
Игры, направленные на формирование детского сообщества
Для того чтобы дети с удовольствием посещали дошкольное учреждение и с пользой проводили время со сверстниками, в коллективе должен царить доброжелательный климат. Особенно это актуально для детей, недавно пришедших в детский сад, и воспитанников младших групп. Для достижения этой цели воспитатель должен приложить немало усилий. От него требуется не только наличие личностных качеств, таких как доброта, внимание, любовь и уважение к детям, но и высокий уровень профессионализма — умение общаться с детьми разного возраста, налаживать взаимоотношения между ними, поддерживать интерес к сверстникам и общим занятиям каждого ребенка. Помочь педагогу в решении этой задачи может организация игровой деятельности, направленной на сплочение детей, в которой принимают участие все дети одновременно, или командных игр-соревнований для ребят старшего дошкольного возраста. В процессе таких игр усиливается эмоциональная связь со сверстниками, игра сближает, объединяет детей, ребенок познает основы социального поведения, учится взаимопомощи и уважению к другим людям, т. е. общению с окружающими.
Игры, развивающие нравственно – волевые качества ребенка
Примерно с 2—3 лет развивается самосознание ребенка, у него начинают складываться собственные понятия и представления об окружающем мире. В этот период очень важно объяснять ребенку, что хорошо, а что плохо, какое поведение и поступки считаются допустимыми и недопустимыми в обществе. Нравственное воспитание — одна из важных сторон педагогической работы с детьми в дошкольном возрасте. Оно осуществляется во всех видах деятельности. Особой формой общественной жизни дошкольников является самостоятельная детальность — игра, где они по желанию объединяются или действуют самостоятельно, осуществляя свои замыслы. Игровая деятельность в детстве способствует воспитанию нравственных качеств, таких как коллективизм, товарищество, доброжелательность, честность, справедливость и т. д. Игры, представленные в этой главе, помогают преодолеть неразвитость или деформацию нравственно-волевой сферы малыша. Чаше всего это происходит вследствие неправильного воспитания в семье, когда ребенка либо изнеживают, постоянно опекая, либо сковывают свободу бесконечными запретами.
Игры, помогающие развитию слухового восприятия
Слух имеет огромное значение в развитии ребенка и необходим для правильного развития его речи, а позже — для усвоения грамоты. К 4—5 годам ребенок должен уметь правильно и четко произносить все звуки, но у некоторых детей этот процесс задерживается из-за неумения вслушиваться и выделять особенности звука.
Наиболее интенсивно слух развивается на третьем году жизни, но в этот период малыши еще не осознают, что именно они слышат, а улавливают только общий смысл. Необходимо научить детей прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности. Предлагаемые игры служат для решения этой задачи.
При проведении игр речь воспитателя должна быть грамотной, четкой и эмоциональной, он должен хорошо знать слова стихотворений, песен, потешек, которые используются в игре; при этом необходимо все время переводить взгляд с одного ребенка на другого, чтобы каждый чувствовал, что стихотворение (песенка, потешка) звучит именно для него. Во время игры воспитатель должен стоять или сидеть так, чтобы дети постоянно видели его лицо, мимику, жестикуляцию. Его речь должна быть эмоциональной, но спокойной, важно не переусердствовать, не напугать детей слишком грубым голосом или страшным выражением лица, ведь малыши очень впечатлительны.
Игры, развивающие восприятие цвета
Восприятие цвета не дается человеку с рождения. Новорожденному ребенку мир представляется черно-белым. Дети младшего дошкольного возраста видят все цвета, но еще не способны различать его нюансы и оттенки. Однако механизм восприятия уже готов, необходимо научить ребенка пользоваться им. Взрослые помогают ребенку увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета. Обучение восприятию цвета состоит из двух основных составляющих: анализа и обобщения. Ежедневно сталкиваясь с различными цветовыми оттенками в повседневной жизни, ребенок с помощью воспитателя развивает свой эстетический вкус.
Предлагаемые игры учат детей различать цвета, запоминать их названия, употреблять в речи, а также находить в окружающей обстановке предметы разных цветов.
Игры, развивающие речь и мышление
Развитие мышления и речи в дошкольном возрасте играет определяющую роль в психическом развитии ребенка. У него формируются умения анализа и синтеза. Уже с трехлетнего возраста ребенок начинает использовать в играх предметы — заменители, оперирует словами, может усваивать правила игры. У дошкольника возникают собственные понятия и представления об окружающей действительности, он начинает понимать логику рассуждений. Важной характеристикой интеллектуального развития к концу дошкольного возраста является сформированность внутренних действий, благодаря которым ребенок может последовательно действовать в уме с теми или иными представлениями. Развитие этих навыков происходит гораздо быстрее и прочнее, если использовать различные игры. Именно игра, являясь ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, способствует ускорению умственного развития ребенка и подготовке его к школьному обучению.
Игры, развивающие память
Память — необходимое звено всякой деятельности человека. Однако не у всех детей хорошо развита память. Многие взрослые считают, что хорошая или плохая память дана ребенку от рождения. Но это не так. Ребенок не рождается с готовой памятью, она развивается, как и сам ребенок, под влиянием общения и совместной деятельности с людьми. Игры, предлагаемые в этом разделе, способствуют развитию целенаправленной памяти ребенка, а также таких мнемонических процессов, как запоминание, узнавание и воспроизведение. При этом в играх учитываются различия в уровне сформированности процессов памяти у младших, средних и старших дошкольников.
Игры, развивающие восприятие формы
Дети непрерывно изучают окружающий мир. Одним из основных способов его изучения является прикосновение — тактильные ощущения. До годовалого возраста дети постоянно все хватают, трогают, гладят, пробуют на вкус, и такие занятия доставляют им радость и удовольствие. Поощряя ребенка и предоставляя ему возможность играть с разнообразными по форме, цвету, величине, предметами, взрослые способствуют его успешному развитию. Учеными доказано, что речь ребенка и его сенсорный опыт тесно взаимосвязаны.
Восприятие формы предметов является сенсорной основой любой практической деятельности. Без знания формы нельзя правильно увидеть, а значит, и изобразить окружающие предметы. Малыш третьего года жизни, действуя с предметами, собирая, например, пирамидку, не обращает внимания на ее форму. Четкие представления о форме предмета формируются под руководством взрослого после регулярного выполнения действий с разнообразными предметами, путем сравнения и сопоставления. Этому нужно учить ребенка, начиная с младшей труппы детского сада.
В возрасте 3—4 лет малыш способен запомнить и различать такие геометрические фигуры, как круг, квадрат, треугольник, под руководством взрослого может научиться обследовать их осязательным и зрительным путем.
В 4—5 лет ребенок может дополнительно различать и называть овал, прямоугольник, а также шар, куб; в этом возрасте дети способны видеть и обозначать словом форму окружающих предметов (шкаф прямоугольный, поднос — овальный, колпак Буратино — треугольный и т. д.).
В старшем дошкольном возрасте (5—7 лет) дети на основе знаний, приобретенных в предыдущих группах, могут находить стороны, углы, вершину в геометрических формах, способны моделировать и составлять из них собственные творческие композиции.
Игры, представленные в данной главе, помогут взрослым пополнить и закрепить знания детей о геометрических фигурах, развить способность сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Игры можно использовать как на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей, так и в повседневной жизни детского сада, в индивидуальных и коллективных играх.
Игры, развивающие восприятие признаков величины
В данной главе представлены игры и упражнения по сенсорному воспитанию, направленные на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков величины предмета: высоты, ширины, длины, толщины, веса, объема.
В младшем дошкольном возрасте (2—4 года) у детей проявляется интерес к окружающим предметам, ребенок стремится действовать с предметами, учится сравнивать и соизмерять их по высоте, ширине, длине. В этот период детства дети способны воспринимать величину предметов контрастных размеров: большой — маленький; длинный — короткий; высокий — низкий; легкий — тяжелый; широкий — узкий.
Дети 4—5 лет могут устанавливать размерные отношения между несколькими предметами (в пределах 5) разной длины, высоты, ширины и располагать их в убывающем или нарастающем порядке.
Старшие дошкольники 5—7-летнего возраста учатся устанавливать размерные отношения между 5—10 предметами разной длины (ширины, высоты, толщины), систематизировать предметы по выделенным признакам, причем разница в размерах между предметами незначительна и может составлять всего 0,5 см. Детей этого возраста знакомят с понятием «условная мерка» и способами деления целого на части.
Игры, развивающие внимание
Внимание, несомненно, играет важную роль в развитии ребенка, в его повседневной деятельности. Без устойчивого внимания невозможна ни игровая, ни учебная деятельность, тем не менее зачастую малыши не способны долго удерживать внимание на каком-либо предмете. Развитие внимания в дошкольном возрасте должно проходить в процессе занимательной игры, вызывающей у детей интерес и доставляющей им удовольствие. Нельзя допускать в играх монотонности, скуки, так как однообразие утомляет детей. Представленные игры направлены на развитие качеств внимания — целенаправленности, концентрации, устойчивости, увеличение его объема. Важно учитывать, что дети младшего дошкольного возраста (2—4 года) не в состоянии быть внимательными к тому, что им неинтересно; объем внимания невелик — не более одного объекта. И только к старшему дошкольному возрасту (5—6 лет) объем и устойчивость внимания возрастают, появляется способность произвольно направлять и удерживать внимание на объекте.
Заключение
В игре ребенок не зависит от практической необходимости: он исходит из своих непосредственных потребностей и интересов. Игра предпринимается ребенком ради чувства удовольствия, которое она доставляет. Основным мотивом игры ребенка является «переживание значимых для него сторон действительности» (С. Л. Рубинштейн).
Свободный характер игровой деятельности определен ее особым местом в жизни общества, хотя у игры много сходного с трудом. Наиболее четкое определение разницы между игрой и трудом дал А. С Макаренко: «Чем же все-таки отличается игра от работы? Это отличие лежит только в одном: работа есть участие человека в общественном производстве... в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет к ним отношение косвенное: она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы».
В связи с особым местом игры в жизни общества отношение взрослых к игре, труду и учению детей различно. Учение и труд детей обязательны и жизненно необходимы для общества, так как они направлены непосредственно на освоение подрастающим поколением общественного опыта (производственного, научного и т. д.). Поэтому содержание, способы организации, результаты учения и труда всячески регламентируются и контролируются взрослыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тренинг для подростков "Нет значит нет!" профилактика пав
Цель: обсуждение проблемы употребления ПАВ и вредных привычек в аспекте осуществления жизненного выбора и его влияния на будущее учащихся. Формирование у подростков осознанной ...
Живи родник, живи.
ИССЛЕДОВАНИЕ И ВОЗРАЖДЕНИЕ ИСТОЧНИКА РОДНИКОВОЙ ВОДЫ ВБЛИЗИ П.ЯГОДНОЕСтуденты ОГБОУ СПО «АТпромИС» группа 83-1 «Мастер по обработке цифровой инфориации»Руководители: Людмила Владимиро...
Живи родник, живи.
ИССЛЕДОВАНИЕ И ВОЗРАЖДЕНИЕ ИСТОЧНИКА РОДНИКОВОЙ ВОДЫ ВБЛИЗИ П.ЯГОДНОЕСтуденты ОГБОУ СПО «АТпромИС» группа 83-1 «Мастер по обработке цифровой инфориации»Руководители: Людмила Владимиро...
Проект " Живи, родник, живи!"
Материал о святых родниках Жердевской земли, водой которых пользуются жители района, а школьники школ и студенты Жердеского колледжа сахарной промышленности помогают убирать их территорию, ухажи...
РАЗРАБОТКА Открытого мероприятия к Международному дню отказа от курения на тему «НЕ КУРЮ – ЗНАЧИТ ЖИВУ»
Разработанные конкурстные мероприятие можно провести в рамках пропоганды табакокурения, как для отдельных групп учащихся СПО, так и для всех студентов отновременно. Проходит мероприятие в виде несколь...
Весело и интересно живем в общежитии
Фотогалерея...
Дидактическая игра "Живые картинки"
Дидактическая игра "Живые картинки" для детей дошкольного и младшего школьного возраста...