Игра " Математическая мозаика"
план-конспект урока
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная игра «Математическая мозаика»
Форма мероприятия: игра.
Цели:
1. Повышение познавательного интереса к предмету математики.
2. Способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихся.
3. Способствовать побуждению каждого обучающегося к творческому поиску и размышлениям, раскрытию своего творческого потенциала.
4. Способствовать развитию кругозора учащихся, математической речи и грамотности.
Здравствуйте, уважаемые участники!
Приветствуем вас на игре «Математическая мозаика», посвященной великому учёному Евклиду.
Евклид был типичным греческим ученым, признающим науку ради науки. Он презирал всякое практическое применение математики, считая это уделом рабов.
Мы знаем мало о жизни Евклида. Но весь мир знает, что Евклид оставил бессмертные “Начала” – научное произведение, содержащее основы античной математики: элементарной геометрии, теории чисел, алгебры, общей теории отношений и метода определения площадей и объемов. “Начала” состоят из 13 книг (отделов или частей), из которых 9 посвящено вопросам геометрии. Более двух тысяч лет по этим книгам обучается Европа. Современный английский философ Бертран Рассел писал, что еще в дни его молодости единственным признанным учебником геометрии для школьников Англии оставалось адаптированное сочинение Евклида. Даже те учебники, по которым ведется первоначальное обучение геометрии в наше время, по существу, представляют собой переработку “Начал” Евклида.
Начнем игру с приветствия.
Каждая команда, начиная с первого стола, представит свое название и девиз.
Нам без математики нельзя,
Математика для нас важна -
Делает нас сильными и мудрыми она.
Снова всех сплотила нас она,
В этом классе вместе собрала.
А теперь переходим к первому конкурсу, который называется «Разминка». Команды, приготовьте листочек для внесения ответов. Я читаю вопросы, а вам нужно внести в таблицу свой ответ. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
Конкурс содержит 6 вопросов. Внимание, начинаем.
- От начала суток прошло 36 часов. Который теперь час?
- Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики?
- Я задумал число, прибавил к нему 12, полученную сумму умножил на 3 и получил 48. Какое число я задумал?
- Сколько будет один да один, да полтора, да два, да два, да два с половиной?
- Бревно пилят на метровые куски. Отпиливание одного куска занимает 1 минуту. За сколько минут распилят 5-метровое бревно?
- У Марины было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки. Сколько яблок у нее было?
Время вышло.
Команды, передайте ответы. Ответы к конкурсу «Разминка»
1. 12 2. Без дроби 3. 4 4. 10 5. 4 минуты 6 . 3 |
О жизни Евклида почти ничего не известно. До нас дошли только отдельные легенды о нем. Некоторые биографические данные сохранились на страницах арабской рукописи XII века: «…, сын Наукрата, известный под именем «Геометра», ученый старого времени, по своему происхождению грек, по местожительству сириец, родом из Тира». Одна из легенд рассказывает, что царь Птолемей решил изучить геометрию. Но оказалось, что сделать это не так-то просто. Тогда он призвал «Геометра» и попросил указать ему легкий путь к математике. «К геометрии нет царской дороги», — ответил ему ученый. Так в виде легенды дошло до нас это ставшее крылатым выражение.
Также известно, что Евклид на рубеже третьего столетия до нашей эры организовывал открытие музея и библиотеки в городе Александрии.
Следующий конкурс Исторический Кроссворд «Труды Евклида»
Дети получают листки с кроссвордами. Вам нужно разгадать 15 слов. Каждое верно угаданное слово оценивается в 1 балл. Время работы 10 минут.
По горизонтали:
1. Писчий материал, распространённый в Египте во времена Евклида.
3. Тело, которому Евклид дал определение, как вращение прямоугольного треугольника вокруг катета, в переводе с греческого оно означает «сосновая шишка».
4. То, что, по мнению Евклида, не имеет частей.
7. То, что, по мнению Евклида, имеет только длину и ширину.
9. Латинизированная форма работы Евклида «Начала».
10. То, что, по мнению Евклида, есть совокупность единиц.
11. " Телесная (т.е. пространственная) фигура, заключенная между плоскостями, из которых две противоположные равны и параллельны, остальные же - параллелограммы".
13. Длина без ширины.
14. Утверждение, принимаемое без доказательства, и служащее основой для какой - либо научной теории.
15. Научное сочинение, в котором рассматривается отдельный вопрос или проблема; рассуждение на специальную тему.
По вертикали:
2. Метод, который Евклид использовал при доказательстве теорем об отношениях площадей кругов, а также объёмов пирамид и конусов.
5. Утверждение, которое получалось в процессе доказательства теоремы или решения задачи, но получалось как непредвидимое следствие, как промежуточный результат.
6. Царь, современник Евклида.
8. Способ нахождения наибольшего общего делителя двух целых чисел, носящий имя Евклида.
12. Творение Евклида, которое лежит в основе учебника по геометрии для средней школы во всех странах.
Время работы подошло к концу. Команды передайте листы с кроссвордами для проверки. Внимание на экран. Ответы:
По горизонтали:
1.Папирус
3. Конус
4. Точка
7. Поверхность
9. Элементы
10. Число
11. Призма
13. Линия
14. Постулат
15. Трактат.
По вертикали:
- Исчерпывания
- Поризм
- Птолемей
8. Алгоритм
12. «Начала»
Влияние “Начал” испытали на себе многие выдающиеся ученые. С томом Евклида не расставался Николай Коперник, тщательно его изучал Галилей, геометрией Евклида был очарован Альберт Эйнштейн. Он говорил: “Мы почитаем древнюю Грецию как колыбель западной науки. Там была впервые создана геометрия Евклида – это чудо мысли, логическая система, выводы которой с такой точностью вытекают один из другого, что ни один из них не был подвергнут какому-либо сомнению”.
Начинаем наш третий конкурс – «Задачный»
Учащиеся получают листы с задачей. Верно решенная, задача оценивается в 5 баллов. Время работы 10 минут. Ответы записываете в предложенную таблицу.
Детская игрушка подвешена к потолку и находится в равновесии. Одинаковые фигурки весят одинаково. Шарик весит 30 граммов. Сколько весит кубик, отмеченный знаком вопроса?
Время работы над задачей подошло к концу. Команды передайте листы с решениями и ответами. Внимание на экран.
Задача.
Ответ: 20 г.
Четвертый конкурс интеллектуальной игры – «Подумай-ка».
Конкурс состоит из двух заданий:
1 задание: Найти, выписать и выделить в таблице как можно больше математических терминов. Слова могут располагаться по вертикали, по горизонтали и по ломаной. Каждая клетка используется только в одном слове.
Каждое верно найденное слово оценивается в 1 балл.
2 задание: В данном задании вам даются слова с перемешанными буквами, анаграммы. Ваша задача: угадать слова, задуманные в игре (решить анаграмму). Выбрать из них 5 слов и составить крылатую фразу Евклида.
Каждая, верно угаданная анаграмма, оценивается в 0,5 балла. Верно угаданная фраза оценивается в 2 балла.
Время, отведённое для конкурса-15 минут.
Команды получают задания
1 задание:
Е | Т | Р | И | Я | О | Е | П | Ь | Л |
М | Е | Н | Ь | Ш | С | И | О | Н | А |
М | М | Д | О | А | Ь | Н | Г | А | И |
И | У | Н | В | Е | М | Е | Н | В | Д |
С | Я | А | З | И | О | Д | Р | А | Р |
Р | Н | П | Р | О | Е | А | А | Т | У |
Т | Е | О | Н | М | А | В | И | К | А |
Е | Л | Г | М | П | Т | К | Т | Т | А |
М | Ч | О | Р | Е | Е | М | А | Ы | Ч |
А | И | Д | И | М | Е | Т | Р | С | Я |
2 задание:
№ | Анаграмма | Ответ | Баллы |
1 | ЕРАМОТЕ | ||
2 | ЕНТ | ||
3 | НЯТИГОРОРИТЕМ | ||
4 | ЛОТЬРЕСОВАБ | ||
5 | СИРХЦАК | ||
6 | МИКОАСА | ||
7 | ЩАПОДЬЛ | ||
8 | МЕТГРИИЕО | ||
9 | ЗАДОТЕКЛОСТЬАВ | ||
10 | УПИТЕ | ||
Итого: |
Фраза: В ………………………………………………………...
Время работы над четвертым конкурсом подошло к концу. Команды передайте листы с ответами.
Внимание на экран.
Ответы на задание №1: (Максимальное количество баллов – 11)
симметрия
ось
квадрат
периметр
тысяча
уравнение
многочлен
производная
уменьшаемое
диаметр
диагональ
Ответы на задание №2: (Максимальное количество баллов: 5+2 за фразу)
№ | анаграмма | Ответ |
1 | ЕРАМОТЕ | ТЕОРЕМА |
2 | ЕНТ | НЕТ |
3 | НЯТИГОРОРИТЕМ | ТРИГОНОМЕТРИЯ |
4 | ЛОТЬРЕСОВАБ | ТРЕБОВАЛОСЬ |
5 | СИРХЦАК | ЦАРСКИХ |
6 | МИКОАСА | АКСИОМА |
7 | ЩАПОДЬЛ | ПЛОЩАДЬ |
8 | МЕТГРИИЕО | ГЕОМЕТРИИ |
9 | ЗАДОТЕКЛОСТЬАВ | ДОКАЗАТЕЛЬСТВО |
10 | УПЙТЕ | ПУТЕЙ |
Фраза: «В ГЕОМЕТРИИ НЕТ ЦАРСКИХ ПУТЕЙ»
Математика везде нужна,
Помогает в жизни нам она,
Корабли водить на море, строить города.
Будем с математикой дружить,
Интересней будет в жизни жить
Знаете ли вы, что самый долговечный учебник математики принадлежит Евклиду? Эта книга занимает 2 место после библии по количеству изданий.
Свою систему геометрии он создал за 300 лет до н.э. Но выводы и теоремы Евклида звучат на уроках математики по сей день. «Что и требовалось доказать» - этими словами заканчивается каждое математическое рассуждение великого математика в его учебнике.
Поздравление победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра по математике для 1 класса: математический поезд.
Повторение знаний в 1 классе...
Развивающие игры к программе "Математические основы моделирования и конструирования"
Развивающие игры к программе "Математические основы моделирования и конструирования"...
Весёлая математическая игра
Внеклассное мероприятие по математике для 5-7 классов...
Интеллектуальная математическая игра для 5- 6 класса «СВОЯ ИГРА»
инструкция для проведения...
Урок – игра «Математическая карусель»
Урок – игра «Математическая карусель». Игровой урок математики для учащихся 1 курса....
Игры с суджок шариками. Мастер-класс для педагогов в рамках фестиваля Осенняя мозаика".
Здравствуйте, уважаемые коллеги.В своей работе с детьми, играх мы все используем здоровьесберегающие технологии.Массажные техники,Гимнастика для пальчиков и глазАртикуляционная гимнастикакнезиологичес...
Математическая игра между студентами 1 и 2 курса колледжа."Своя игра"
Математическая игра направлена на установление положительных эмоциональных контактов между обучающими в личностном плане.В метапредметном -на умение принимать самостоятельно решения. В пре...