Доклад на тему: «Активизации познавательной деятельности обучающихся»
статья
Доклад на тему:
«Активизации познавательной деятельности обучающихся»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад на тему: «Активизации познавательной деятельности обучающихся» | 16.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Активизации познавательной деятельности обучающихся»
Если нет охоты учиться, учение будет мучительно и бессмысленно.
Только увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей.
Приобретая опыт педагогической работы в лицее, я пришла к выводу, что повышению активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках спецдисциплин значительно способствуют элементы проблемного обучения, новые подходы к использованию различных средств наглядности и моделирования, исследовательская деятельность.
Воспитание общих приемов мышления требует создания условий для целенаправленного восприятия изучаемого материала по предмету и его осмысления, для творческой переработки знаний и применения их на практике.
Активизировать мышление обучающихся можно на протяжении всего хода урока самыми различными приемами и средствами, но главным считаю создание ситуации успеха, что на мой взгляд, является мощным стимулом для обучающихся.
Если после урока у студента не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решения, то это значит, что урок, возможно, был и полезным, но оставил студентов равнодушными к тому, что на нем происходило.
Необоснованная похвала, случайные оценки нивелируют ощущение успеха. Нужно уметь видеть реальные изменения, достоинства студентов, сколь бы малы они не были, и вовремя поддерживать.
Успех начинается с признания студентами права преподавателя учить. Авторитет, личность преподавателя, его разнообразные достоинства, интересы, являются залогом успеха обучающихся.
Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности обучающихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов – это важные компоненты залога успеха на уроке.
Предвкушение необычности, способность преподавателя удивлять, привносить элемент романтичности, так же играют не мало важную роль. Преподаватель должен любить студентов и уметь это делать. Нельзя, выказывая чувство восторга от общения с одними студентам, заставлять страдать других.
Начало урока выступает как момент, от которого в значительной степени зависит успех всего урока.
Домашние задания должны быть интересными, творческими, нередко практикоориентированными, оригинальными, доступными, разноуровневыми, интересными по форме, учитывающими способности и особенности студентов.
Наряду с цифровой, развернутая текстовая оценка играет исключительную роль в стимулировании учебной деятельности студента.
Сейчас принято выявлять одаренных детей и способствовать развитию их одаренности, но так же важно относиться к обычному студенту, как к одаренному. Конечно, для того чтобы реализовать новый подход, нужно внедрять индивидуальное взаимодействие с обучающимися, глубокую диагностику их интересов и возможностей, ведь посредством творческой деятельности человек предъявляет себя миру и ощущает приобщенность ко всему окружающему нас. Все знают: у кого большие способности, у того обычно есть интерес к занятиям. Но есть и обратное правило: у кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности. Пробудить интерес - моя задача.
«Не только интересное делать, но и все, что нужно, делать с интересом» - такую цель я ставлю перед обучающимися.
Анализ учебной готовности позволяет мне представить достаточно полное отношение студентов к предмету, уровень их подготовленности, необходимые меры для улучшения ситуации.
Среди различных средств активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке важное место занимают вопросы и задания преподавателя. Это одни из самых действенных и распространенных средств побуждения студентов к активной умственной работе. Сила их - в простоте, доступности. Вопросы доминируют над заданиями при изучении теоретического материала, а при закреплении нового больший удельный вес занимают различные задания. Эти приемы использую на всех этапах обучения, при любом методе организации деятельности обучающихся. Задавая вопросы, можно научить студентов находить сходство и различие в предметах и явлениях, отбирать факты для доказательства, находить и обобщать факты, подтверждающие правило, находить причину явления, видеть явление во всех связях и в развитии. С помощью вопросов можно получать информацию о состоянии подготовленности обучающихся к восприятию нового материала, вопросы используются как стимулирующее средство в познавательной деятельности студентов, являются структурным элементом в педагогической конструкции проблемной ситуации, они служат средством контроля и применяются как логическая связка в ходе изучения нового материала. Вопросы могут быть использованы на занятиях как самостоятельно, так и в структуре различных учебно-познавательных задач и заданий, именно поэтому их невозможно рассматривать отдельно от адекватных им заданий.
Особое внимание уделяю таким видам заданий, которые требуют активизации знаний и действий: познавательным задачам, заданиям на моделирование, алгоритмизированным упражнениям. Часто предлагая карточки с репродуктивными, поисковыми или проблемными вопросами и заданиями по изученному материалу, заранее проставляю балл сложности или ту оценку, которую могут получить студенты в ходе выполнения каждого задания карточки.
Затем обучающиеся в паре выбирают задания и начинают совместно готовиться к ответу, они обсуждают и решают возникшие проблемы. Наконец, каждый из них готовит вопросы для своего товарища, на которые тот должен дать ответ. После чего они обсуждают, какую оценку заработал каждый из них или они вместе, и передают лист анализа совместной деятельности мне.
Одним из эффективных путей повышения качества образования студентов является реализация идей проблемного обучения. Система заданий поискового характера способствует более осознанному и глубокому усвоению знаний, прочному формированию навыков и языковому развитию обучающихся, требует от них самостоятельного овладения знаниями и способами добывания этих знаний, что очень важно в общей системе работы под руководством преподавателя.
Итак, моя основная цель - обучая, развивать, воспитывать, то есть коммуникативную, социальную и информационную компетенцию.
Стараюсь достигнуть решения этих задач, в том числе и через использование компьютерных технологий, так как сегодня разнообразные интересы студентов уже не могут быть удовлетворены лишь материалами традиционного учебника и словом преподавателя.
Одним из преимуществ использования информационных технологий для меня является переакцентирование с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности. Но использование образовательной информации, размещенной на дисках, не является заменой учебникам или его новым вариантом, оно создает основу для организации самостоятельной деятельности студентов по анализу и обобщению материала при широком использовании индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса. Использование образовательной медиатеки позволяет мне представить обширный и самый разнообразный материал, выбрать последовательность знакомства с предлагаемой информацией и степень глубины этого знакомства, «извлечь» любой материал и использовать его в самостоятельных работах студентов, озвучить любой текст.
Информационные технологии я пытаюсь использовать на всех типах уроков:
изучение новых знаний и формирование новых умений;
практического применения знаний, умений;
обобщения и систематизации изученного;
контроля и коррекции знаний, умений;
комбинированные (смешанные)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педагогические чтения "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения в коррекционных группах"
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения через применение активных методов обучения в коррекционных группах. Развитие современног...
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики.
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и учащимся в творческой деятельности различные ...
Статья по теме: Активизация познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках учебной практики.
Активизация обучающихся в процессе учебной практики способствует самостоятельному и творческому выполнению ими работ под руководством мастера производственного обучения. Сам процесс учебной практики н...
Статья на тему: «Различные виды заданий, как форма активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках производственной практики»
«Различные виды заданий, как форма активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках производственной практики»...
Публикация на тему"Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках кулинарии"
Основная задача материала,описание методов и способов познавательного интереса обучающихся на уроках кулинарии.Содержание состоит из разделов: введение, единство обучения и воспитания, формы игры.В ра...
Доклад на тему: " Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности обучающихся"
Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества, обучающихся была и остается одной из актуальных задач педагогики. Современная ориентация образования направле...
Презентация на тему: "Активизация познавательной деятельности обучающихся в условиях очного и дистанционного обучения"
В презентации показана активизация познавательной деятельности обучающихся в условиях очного и дистанционного обучения ....