РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 02. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
учебно-методический материал
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 02.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
по специальности СПО 44.02.03. Педагогика дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_professionalnogo_modulya_02.doc | 430.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СОВЕТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ В.М.КЛЫКОВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 02.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
по специальности СПО 44.02.03. Педагогика дополнительного образования
2021г.
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 44.02.03. Педагогика дополнительного образования
Организация-разработчик: ОБОУ СПО «Советский педагогический колледж» Курской области
Разработчики:
Содержание
1.Паспорт рабочей программы профессионального модуля………………………………………………………….4
2. Результаты освоения профессионального модуля……………………………………………………………………8
3.Структура и примерное содержание профессионального модуля…………………………………………………..10
4.Условия реализации программы профессионального модуля…………….....................................................................33
5.Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)……………………………………………...........................................................................................................37
Паспорт рабочей программы профессионального модуля ПМ.02.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
- Область применения программы.
Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 050148 Педагогика дополнительного образования в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Организация досуговых мероприятий и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2.1 | Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в т.ч. конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки. |
ПК 2.2 | Организовывать и проводить досуговые мероприятия. |
ПК 2.3 | Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях. |
ПК 2.4 | Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий. |
ПК 2.5 | Оформлять документацию, обеспечивающую организацию досуговых мероприятий. |
ПК 3.1 | Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся. |
ПК 3.2 | Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду. |
ПК 3.3 | Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. |
ПК 3.4 | Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. |
ПК 3.5 | Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей. |
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
Иметь практический опыт:
анализа планов и организации досуговых мероприятий различной направленности в учреждении дополнительного образования;
определения педагогических цели и задач, разработки сценариев и проведения мероприятий;
организации совместной с детьми подготовки мероприятий;
проведения досуговых мероприятий с участием родителей (лиц, их заменяющих);
наблюдения, анализа и самоанализа мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками,
руководителем педагогической практики, методистами, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
ведения документации, обеспечивающей организацию досуговых мероприятий.
Уметь:
находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки и проведения различных мероприятий;
определять цели и задачи мероприятий с учётом индивидуальных, возрастных особенностей детей и особенностей группы (коллектива);
планировать досуговые мероприятия;
разрабатывать (адаптировать) сценарии досуговых мероприятий;
вести досуговые мероприятия;
диагностировать интересы детей и их родителей в области досуговой деятельности, мотивировать их участие
в досуговых мероприятиях;
выявлять, развивать и поддерживать творческие способности детей;
организовать репетиции, вовлекать занимающихся в разнообразную творческую деятельность;
общаться с детьми, использовать вербальные и невербальные средства стимулирования и поддержания общения
детей, помогать детям, испытывающим затруднения в общении;
осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении мероприятий, при необходимости принимать решения
по коррекции их хода;
анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий;
взаимодействовать с представителями предприятий, организаций, учреждений – социальных партнеров;
Знать:
основные направления досуговой деятельности детей и подростков в учреждениях дополнительного образования
детей;
основные формы проведения досуговых мероприятий;
особенности организации и проведения массовых досуговых мероприятий;
способы выявления интересов детей и родителей в области досуговой деятельности;
педагогические и гигиенические требования к организации различных
мероприятий;
технологию разработки сценариев и программ досуговых мероприятий;
методы и приёмы активизации познавательной и творческой деятельности детей, организации и стимулирования
общения в процессе подготовки и проведения мероприятий;
хозяйственный механизм, поступление и использование внебюджетных средств от организации учреждением
дополнительного образования досуговых мероприятий;
методику бизнес-планирования, основы взаимодействия с социальными партнёрами
при организации досуговых мероприятий;
виды документации, требования к ее оформлению.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
Всего - 436, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 650 часов, включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 218 часов, из них практических и лабораторных – 210 часов, самостоятельной работы обучающегося - 214 часов.
Вариативная часть – 72 ч, в том числе
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 48ч
теоретических занятий - 22 ч
лабораторных и практических занятий – 26 ч;
самостоятельной работы обучающегося – 24 ч;
Тема 2.5. В.1 Внеурочная деятельность
2. Результаты освоения профессионального модуля
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Организация досуговых мероприятий, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
ПК 2.1 | Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в т.ч. конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки. |
ПК 2.2 | Организовывать и проводить досуговые мероприятия. |
ПК 2.3 | Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях. |
ПК 2.4 | Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий. |
ПК 2.5 | Оформлять документацию, обеспечивающую организацию досуговых мероприятий. |
ПК 3.1 | Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся. |
ПК 3.2 | Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду. |
ПК 3.3 | Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. |
ПК 3.4 | Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. |
ПК 3.5 | Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей. |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4 | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. |
ОК 7 | Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. |
ОК 10 | Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников). |
ОК 11 | Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. |
ОК 12 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1 Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименование разделов профессионального модуля | Всего часов (макс.уч.нагрузка и практики) | Объём времени, отведённой на освоение междесциплинарного курса (курсов) | практика | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Учебная (часов) | Производственная (по профилю специальности), (часов, если предусмотрена 1рассредоточенная практика) | ||||||
Всего часов | В т.ч. практич.занятия (часов) | В т.ч. курсовая работа (проект) | Всего часов | В т.ч. курсовая работа (проект) | |||||
ПК 2.1-2.5 ПК 3.1-3.5 | Раздел 1. Овладение методикой организации досуговых мероприятий | 650 | 436 | 210 | 8 | 214 | - | - | - |
Учебная практика | 108 | 108 | |||||||
Производственная практика | 252 | 252 |
3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю
«ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»
Наименование разделов междисциплинарного курса | Содержание | Объём часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. ПМ 02. Организация досуговых мероприятий | 650 | ||
МДК.02.01 Методика организации досуговых мероприятий | 650 | ||
Тема 2.1 Теория содержания и основные направления культурно-досуговой деятельности детей и подростков | 160 | ||
Содержание | 75 | ||
Общие основы досуговой педагогики Вводное занятие. Основные рабочие понятие досуговой педагогики: «досуг», «свободное время», «досуговая деятельность», « рекреация». Значение отдыха и рекреации в жизни человека. Специфические особенности и уровни досуговой деятельности. | 2 | ||
История досуговой педагогики Культурно - досуговая деятельность как предмет, рассматривающий историю досуга. Досуговедение в системе общественных наук. Взаимосвязь общих основ педагогики и досуга. Культурно-исторические истоки досуга в России: досуг и развлечения русских людей в древности и средневековый период. Досуг представителей дворянского сословия. Свободное время досуговые формы в России в XIX-XX вв. Массовые праздничные гулянья, ярмарки и рождение современных демократических форм проведения досуга, Свободное время и досуг в советский период. |
| 2 | |
Аксиология досуга. Инфраструктура досуга. Основные факторы, определяющие характер потребностей в сфере досуга: возраст, социальное положение, национальные традиции. Основные элементы досуговой инфраструктуры | 2 | ||
Принципы досуговой педагогики. Понятие о принципах досуговой педагогики. Характеристика принципов досуга: принцип интереса, принцип единства рекреации (отдыха и восстановления сил) и познания, принцип совместной деятельности ( А.Ф. Воловник, В.А. Воловник). Принципы досуговой педагогики по С.А. Шмакову: принцип «красной линии», принцип «могучей кучки», принцип «горы», принцип «антканов», принцип «камня брошенного в воду», принцип опоры на положительные эмоции ребёнка. | |||
Методы досуговой педагогики. Понятие о досуговой деятельности. Метод игры и игрового тренинга, методы театрализации, импровизации, состязательности, воспитывающих ситуаций, метод равноправного духовного контакта. Зависимость выбора метода от форм реализации досуговой деятельности. | |||
Личность организатора досуговой деятельности. Деятельность организатора досуга, его личность. Требования к личности организатора досуговой деятельности. Составление профессиограммы личностных и профессиональных качеств организатора досуговой деятельности. Культурно-творческая деятельность в сфере досуга. Многообразие творческой деятельности; организация любительских художественно-творческих занятий. | |||
Просветительско-образовательные занятия в сфере досуга. Сущность и особенности просветительско – образовательной деятельности досуга. Работа с книгой, и другими печатными материалами. Педагогические основы самообразования. Роль искусства, радио, телевидения. Процесс компьютеризации массового просвещения. Интернет и культурно-досуговая деятельность. Самообразование в системе непрерывного образования. Просветительно-образовательная деятельность как педагогический процесс. | |||
Досуг во внеурочное время Массовые формы в структуре досуга. Понятие о внеклассных формах работы, их классификация. Коллективные и творческие дела, приёмы их подготовки. Праздники, виды праздников, алгоритм подготовки праздника. Конкурсные программы, организация конкурсных программ. Проблема выбора форм. Учёт возрастных особенностей детей и подростков, влияющих на подготовку и проведение мероприятий. Игра в сфере досуга. Происхождение и социально- педагогическое значение игры. Функции игры. Подходы к организации и проведению игр. Детская игра, её функции. Виды игр, их классификация. Педагогические возможности и содержание игровых методик. Различные подходы к организации и проведению детских игр | |||
Кружковая работа и деятельность клубных объединений Кружковая работа, её роль в развитии творческих способностей и дарований детей. Виды кружков, требования к организации. Планирование кружковой работы. Клубные объединения, их задачи, виды клубных объединений. Пути создания клубов по интересам, условия эффективности работы клубных объединений. | |||
Индивидуальный досуг. Организация индивидуального досуга. Формы организации индивидуального досуга. Роль педагога и семьи в управлении индивидуальным досугом детей и подростков. | |||
Совместный отдых детей и родителей, формы организации. Основные компоненты семейного воспитания. Цели и задачи семейного воспитания. Теоретические основы семейной досуговой деятельности. Фомы организации семейного досуга. | |||
Семейные праздники. Семейные праздники. Их классификация, виды семейных праздников, этапы подготовки. Требования к составлению сценария. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей в подготовке семейного праздника. | |||
Экскурсии в музей. Музей, его виды, функции. Экскурсия как форма организации семейного досуга. Этапы проведения музейных экскурсий. Учёт интересов детей и подростков при выборе музея. | |||
Посещение театра. Театральные виды и жанры, их характеристика. Этапы подготовки к посещению к театра. Приобщение детей и подростков к театральному искусству. Основные этапы формирования зрительской культуры | |||
Летний отдых детей и родителей. Формы и содержание летнего отдыха детей и родителей. Туристические походы, их роль в формировании здорового образа жизни. Туристические прогулки, методика их организации. Подвижные и спортивные игры. Физкультурно-оздоровительные праздники и развлечения. Значение совместного отдыха детей и родителей в развитии личности ребёнка. | |||
Летний досуг. Планирование работы в летнем оздоровительно лагере. Психолого – педагогические основы летнего отдыха детей и подростков в летнем оздоровительном лагере. Методика составления программы работы с отрядом. Календарный план – сетка отряда. Ежедневный план работы вожатого. Разнообразие форм работы с детьми и подростками в детском оздоровительном лагере. Досуговая деятельность детей в каникулярное время. Формы организации летнего отдыха. Развитие детского коллектива в условиях ДОЛ. Особенности организации досуговой деятельности детей и подростков в детском оздоровительном лагере. Формы управления досуговой детей и подростков в условиях летнего оздоровительного лагеря. | |||
2 | |||
Практические занятия | 30 | ||
Использование диагностических методик для выявления способностей и интересов детей и подростков. Раскрытие задач изучения личности. Требования к изучению личности. Подбор методик изучения личности Практические задания. Каждый студент выбирает себе индивидуальное задание, составляет план – проспект этого задания, на практическом занятии защищает его.
Защита подготовленных планов – проспектов (или планов – эскизов) практических заданий. Схема анализа досугового мероприятия. Критерии оценки.
Групповое задание: группа выбирает одну из рекомендованных форм досуговой деятельности (или выбранных самостоятельно), определяет тему, ведет подготовку, проводит на последнем практическом занятии | 3 3 3 | ||
Тема 2.2 Методика и технология культурно-досуговой деятельности с практикумом | 275 | ||
Содержание | 76 | ||
Раздел 1. Технология культурно-досуговой деятельности как система работы с детьми и подростками Понятие «технология культурно-досуговой деятельности» Основные цели и задачи культурно-досуговой деятельности в работе с детьми подростками Понятие «технология культурно-досуговой деятельности». Сущность и функции культурно-досуговой деятельности. Организация детской досуговой деятельности и социальное становление личности. Воспитательно-образовательное значение развлечений в жизни детей. Основные направления досуговой деятельности детей и подростков в учреждениях дополнительного образования детей.Формы организации культурно-досугово деятельности младших школьников и подростков. Понятие «Формы организации» Классификация форм. Методологическая основа культурно-досуговой деятельностиПринципы и методы досуговой деятельности. Психолого-педагогические основы деятельности педагога организатора досуговой деятельности детей и подростков | 2 | 3 | |
Раздел II. Особенности культурно-досуговых программы в учреждениях дополнительного образования. Специфика культурно. досуговых программ. Особенности культурно-досуговых программ и их характеристика. Работа над сценарием с учетом формы деятельности (массовая, групповая, индивидуальная), места провидения, состояния аудитории. Этапы подготовки культурно-досуговой программы. принципы построения и структура организации культурно - досуговых программ Оформление культурно – досуговой программы. Классификация типов культурно – досуговых программ, конкурсно-игровая программа, разовая игровая программа, праздник, длительная лосуговая программа); Особенности культурно-досуговых программы в учреждениях дополнительного образования. Педагогические и гиенические требования к организации различных мероприятий Необходимые меры для создания условий. Программа культурно-досуговых меропритий просмотр сценариев разных культурно-досуговых программ с последующим анализом. Написание сценарного плана по созданию сценария культурно-досуговой программы с последующим анализом. Защита сценарного плана культурно-досуговой программы. | 2 2 | 2 | |
. Раздел III. Технологии организации основ досуговой деятельности детей и подростков в учреждении дополнительного образования. Использование игровых технологий в методике организации досуговых мероприятий Игровая деятельность детей и подросков в условиях досуга. Понятие «Игра» и «игровая деятельность» Возможности игры. Значение слова «игра» Игра и первоначальные формы искусства Ролевые действия как единица развёрнутой формы игровой деятельности. Психолого возрастной аспект игровой деятельности человека. Классификация игр о внешним признакам: по содержанию ( игры с правилами); о форме (конкурсы, театрализации, игро –танцы и т.п. по месту проведения – настольные , на площадке, по составу и количеству участников ( для участников разного возраста- по оловой принадлежности, индивидуальные – массовые, групповые – командные); по степени регулирования спокойные; о наличию инвенторя ( с предметами – без предметов) компьютерные игры. О видам - соревнования, эстафеты Классификация по внутренним признакам: физические и психологические, игры и тренинги, интеллектуально – творческие, социальные. Роль организатора в игре. Общие требования и методика проведения игры. Объяснение игры. Ведение игры. Обсуждение хода игры. Народная игра и её использование в образовательной организации. Изменение мира игры современного школьника. .. Характеристика подвижных игр (особенности, назначние, основные элементы, цель игры) Разновидности подвижных игр, по содержанию. Классификация подвижных игр, комнатные игры, игры без разделения на команды, шуточные игры, музыкальные игры, зимние игры, игры – эстафеты, игры – поединки. Характеристика настольных игр, Методика подготовки и проведения игр правила игры, содержание, принципы. Дидактические игры. Харктеристика Методика подготовки и проведения игр, правила игры, содержание, принципы. Интеллектуальные игры, как средство развития детей и подростков. Характеристика театрализованных игр. Сюжетно-ролевые игры. Физкультурно-оздоровительная работа в условиях досуга Основные цели, задачи и принципы оздоровительно-досуговой деятельностив работе с детьми и подростками. Методика организации физультурно-оздоровительной досуговой деятельности. Физкультминутки как средство технологии физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях проведения занятии с детьми во время досуга Пальчиковая гимнастика как средство технологии физкультурно-оздоровительной работы. Физкультуный досуг. Туризм и краеведение как формы приобщения детей и подростков к культурному наследию, национальным богатствам своего народа в условиях организации досуговой деятельности. Художественно – эстетическое воспитание как условие досуга. Роль детских объединений в реализации творческого развития художественно – эстетических потребностей детей и подростков. Особенности художественно – эстетического образования детей в условиях досуга Изобразительная деятельность как вид художественно-эстетической деятельности. Специфика разных видов изобразительной деятельности (рисование. Лепка, аппликация, конструирование). Ознакомление с народными промыслами - Городец, Жестково. Дымковская игрушка, Кожлянская игрушка. Самодеятльное творчество детей и подростков посредством организации концерта в условиях досуга. Театр – особая форма организации досуга , его виды Методика организации работы , постановка театрального сектакля спектакля. | 2 | 3 | |
Технология информационно-познавательного и просветительной деятельности в условиях досуга с детьми и подростками. Сущность и основные направления информационно-просветительской деятельности. Социальная информация Средства массовой информации и учреждения досуга. Современные информационно-просветительские технологии. Библиотека как средство информационно-познавательного и просветительной деятельности вдетей и подростков в условиях.. Музей как средство информационно-познавательного и просветительной деятельности вдетей и подростков в условиях досуга . | 2 | 3 | |
Этнокультурное воспитание в условиях досуга Народная педагогика и народная культура. Определение понятий «народная педагогика», «этнопедагогика»; источники этнопедагогики, характеристика проблем этнопедагогики. Профессиональная готовность педагога к реализации этнокультурного компонента содержания дошкольного образования; компоненты этнопедагогической подготовки: личностный, процессуальный, мотивационно-ценностный, предметный, методический, их характеристика; компоненты этнопедагогической культуры. Методика организации и проведения фольклорных праздников Содержание сценария праздника. Требования к подбору репертуара. Участие детей и взрослых в празднике, роль ведущего.Подготовка к празднику, как реализация фольклорно-праздничного проекта, задачи работы, требования к реализации. Этапы работы над фольклорно-праздничным проектом. Раздел. Теоретические основы семейной досуговой деятельности. Досуг в семье. Понятие семейный досуг. Функции и формы организации досуга. Общая характеристика организации семейного досуга как совместной деятельности родителей и системы дополнительного образования. Культура досуга в семье. Понятие культуры досуга. Категории семей по отношению к культурному досугу. Стили общения. Организация свободного времени дома. Основные критерии организации культурного досуга. Условия системы дополнительного образования для осуществления семейного досуга.. Способы выявления интересов детей и подростков в области досуговой деятельности. Роль психодиагностики Методы и приёмы активизации познавательной и творческой жизни детей и подростков в области досуговой деятельности. Общая характеристика методов и приёмов активизации познавательной и творческой жизни детей и подростков в области досуговой деятельности | 2 | 3 | |
Практические занятия | 86 | ||
Состояние научных взглядов на технологию культурно-досуговой деятельности. Научные разработки в организации культурно-досуговой деятельности. Научные разработки в области методики культурно-досуговой деятельности. Основные исследования в области технологии культурно-досуговой деятельности Содержание досуговых мероприятий, их виды и формы Раскрыть сущность понятия «досуговые мероприятия» Современные виды и формы организации досуговых мероприятий Психофизиологическая и социальная сущность досуговых мероприятий Игра как основной метод культурно-развлекательной деятельности Специфика технологии массовых форм культурно-досуговой деятельности Сценарно-режиссерские технологии культурно-досуговых программ. Основные творческие методы режиссуры: метод театрализации, иллюстрирования, игровой метод.Технология информационно-просветительских программ. Технология художественно-публицистических программ. Культурно-развлекательные программы Разработка сценария театрализованного представления Воспитательное воздействие детских и подростковых досуговых объединений Раскрыть сущность понятия «детские досуговые объединения». Формы досуговых объединений. Роль досуговых объединений в социализации детей и подростков Игра как ведущий вид деятельности Разработка сценария и проведения театрализованной игры Воспитательное значение сказки в развитии личности ребенка Влияние сюжетно-ролевых и режиссерских игр на развитие детей Современные классификации игр Влияние театрализованных игр на развитие личности детей Разработка сценария и проведение театрализованного представления Развитие у детей творческих способностей через театрализованные представления Взаимодействие детей и взрослых в досуговых мероприятиях. Особенности организации различных форм семейного досуга Значение совместного отдыха детей и родителей в развитии личности ребёнка. Основные компоненты семейного воспитания. Цели и задачи семейного воспитания. Теоретические основы семейной досуговой деятельности. Формы организации семейного досуга. Семейные праздники. Их классификация, виды семейных праздников, этапы подготовки. | 3 | ||
Тема 2.3. Основы документоведе-ния и бизнес-планирования при организации досуговых мероприятий | 66 | ||
Содержание | 24 | ||
Введение. Определение целей, задач, принципов построения курса | 2 | ||
Положение об организации и проведении досуговых мероприятий в ОУ Анализ нормативно- правовой базы по организации досуговых мероприятий в ОУ. Виды и формы планирования образовательно- развивающей среды в ОУ Обязанности должностных лиц, ответственных за проведение культурно- массовых мероприятий с детьми | |||
Документоведение по организации досуговых мероприятий в ОУ: формы, виды, требования по оформлению Формы приказов подготовки и проведения досуговых мероприятий различной направленности в ОУ. Варианты схем размещения участников культурно- массовых мероприятий Построение чертежей по видам сценической деятельности( аналитическая режиссура) Оформление договоров участников досуговых мероприятий в УДОД, ОУ. Документация по работе с родителями. Графики работы по организации зрелищных представлений для детей: виды, оформление, размещение, ответственность сторон Термины, понятия, символы, сокращения, технические обозначения по ведению документации в ОУ. Техника безопасности при проведении досуговых мероприятий в ОУ: виды работ, требования специалистов служб, организаций Акты приемки по выполнению технических работ при организации зрелищных представлений для детей Инструкции противопожарной безопасности в ОУ: требования, формы допуска, ответственность сторон Основы бизнес- планирования при организации досуговых мероприятий в ОУ Составление сметы по организации досуговых мероприятий в ОУ | |||
Практические занятия | 20 | 3 | |
Методические требования к организации досуговых мероприятий ( педагогические, гигиенические, эстетические и др.) Анализ оформления проектов приказов по организации и проведению досуговых мероприятий в УДОД Заполнение договоров участников зрелищных представлений для детей Анализ документации по работе с родителями в УДОД Требования специальных служб, ведомств к организации досуговых мероприятий в ОУ, оформление документации Инструкции по оказанию доврачебной помощи при проведении зрелищных массовых мероприятий Система финансовых расчетов при проведении массовых мероприятий для детей в ОУ Взаимодействие с органами власти и местного самоуправления, ведомствами, заинтересованными в проведении досуговых мероприятий в ОУ. Виды и формы привлечения спонсоров при проведении досуговых мероприятий, оформление документации Повторение и закрепление пройденного материала(оформление образцов документации ) «Основы документоведения и бизнес- планирования при организации досуговых мероприятий» | 2 2 2 | ||
Тема 2.4. Методика игрового общения с практикумом | 86 | ||
Содержание | 14 | ||
Сущность игры и её назначение. Введение. Предмет и задачи курса. История возникновения игры. Сущность игры и её назначение. | 3 | ||
Психолого-педагогические особенности игрового общения Игра как социально-педагогическая форма организации обучающихся. Форма и методы проведения игровой досуговой деятельности. | 3 | ||
Классификация игр. Классификация игр. Игры-викторины. Виды интеллектуальных игр. Настольные игры. Русские народные игры | |||
Технология и методика игрового общения. Роль ведущего в организации игрового общения. Составляющие элементы игры Конфликт в игровом жанре Методика подготовки и проведения игрового общения. | 3 | ||
Тема 2.5.В.1 Внеурочная деятельность | Практические занятия | 42 | |
Принципы игры. Распределение игр по видам Виды устных игр. Игры загадки Игры с частушками. Аукцион пословиц. Игры считалки. Игры кричалки, скороговорки, дразнилки. Разработка программы блиц – турнира. Игры ребусы. Игры кроссворды Подборка игр за столом. Подвижные игры. Спортивные игры Игры с музыкальным сопровождением. Игры танцы. Проведение русских народных игр. Игры с эстрады. Интерпретировать литературный материал в игровую форму Игровые соревнования и конкурсы. Методы активизации игрового действа. Написать сюжет театрализованной игровой программы. Разработка плана игровой программы Разработка программы массовки для мероприятия. | |||
63 | |||
Содержание | 18 | ||
Место и назначение внеурочной деятельности в системе образования. Место и назначение внеурочной деятельности. Условия для реализации внеурочной деятельности. Организационные модели внеурочной деятельности | 3 | ||
Основное направление социально-педагогической работы в системе образования. Основное направление социально - педагогической работы в системе образования. Личностно-ориентированный подход педагога- воспитателя в индивидуальной работе с детьми | 3 | ||
Методическое обеспечение воспитательного процесса во внеурочной деятельности. Методы, средства и принципы воспитательной работы с детьми во внеурочной деятельности. Принципы и возможные формы организации внеурочной деятельности в системе образования. | 3 | ||
Виды и формы внеурочной деятельности. Виды и формы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Досугово-развлекательная деятельность: подготовка и проведение праздников. Художественная деятельность. Социальное творчество. Трудовая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность. Туристско – краеведческая деятельность. Игровая деятельность. | 3 | ||
Механизмы интеграции семьи, социума в системе внеурочной деятельности. Организация сотрудничества работы с родителями во внеурочное время. | |||
Практические занятия | 24 | ||
Разработка образовательной программы во внеурочной деятельности. Составление планирования внеурочной деятельности. Проведение интеллектуальных игр. Подготовка сценария праздника. Разработка сценария для спектакля. Разработка социального и экологического проекта. Разработка занятия по трудовой деятельности. Разработка сценария спортивного мероприятия. Отработка элементарных туристских навыков. Проведение игр. Игры на выявление лидера. Игры на сплочение коллектива. Проведение интеллектуальной игры. Спортивные игры. Подготовка проведения семейных досугов. | |||
Самостоятельная работа при изучении МДК.02.01 Методика организации досуговых мероприятий | 214 | ||
Тема 2.1. | 53 | ||
Социология досуга. Сущность и социально-культурная природа досуга. Специфика социологического познания досуга. Социология досуга как отрасль социологического знания. Цели и мотивы досуговой деятельности. Функции досуговой деятельности в жизнедеятельности человека. Направления досуговой деятельности, их зависимость от форм проведения и организации досуга. Виды внешкольных досуговых центров, их структура и координация деятельности Внешкольные досуговые центры. Их общая характеристика и планы. Академии детства: Дворцы культуры и творчества. Детские и юношеские библиотеки, клубы и станции юных техников и юных натуралистов. Школьные лесничества. Станции юных туристов. Детские железные дороги. Детские кинотеатры, парки, стадионы, городки аттракционов. Учреждения культуры и спорта системы профессионально-технического образования. Летние лагеря и площадки как центры досуговой деятельности. Дома и Дворцы молодежи. Детские (подростковые) клубы. Структура внешкольных досуговых центров и координация деятельности. Специфика и содержание детского досуга. Виды массовых мероприятий, требования к их организации. Праздники, методика подготовки и проведения праздников. Виды праздников, требования к их организации. Календарные праздники их специфика организации в сфере досуга. Происхождение и социально-педагогическое значение игры. Функции игры. Понятие о клубных объединениях, их значение в сфере досуга. Возникновение и развитие клубных объединений. Организация индивидуального досуга. Значение организации свободного личного времени. Формы индивидуального досуга. Классификация форм досуговой деятельности детей по месту жительства. Формирование у младших школьников нравственных качеств в процессе общения в досуговой сфере. | |||
Тема 2.2. | 78 | ||
Организация культурно-досуговой деятельности. Технология культурно-досуговой деятельности. Сценарные основы технологии культурно-досуговой деятельности. Театрализованные формы культурно-досуговой деятельности.. Имидж и фирменный стиль учреждения досуга. Музыкальное оформление культурно-досуговых программ. Музыкальные жанры в культурно-досуговых программах. Культурно-досуговая среда учреждений культуры. История и теория досуга. Классификация видов игры. Роль игры в жизни человека. Основные функции игры. Игра и принципы игры Основы делового общения в культурно-досуговой деятельности. Методика – творческий процесс в технологии культурно-досуговой деятельности. Режиссерские основы культурно-досуговых программ. Режиссура презентаций, встреч и приемов.. Искусство театрализованных представлений. Профессиональное мастерство специалистов культурно-досуговой деятельности. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности. | |||
Тема 2.3. | 22 | ||
Ознакомление с нормативно- правовой документацией по организации досуговых мероприятий в ОУ. Анализ видов планирования в УДОД, характеристика планов. Составление актов приемки помещений для проведения досуговых мероприятий Анализ инструкций по ППБ, проведение тестовых заданий для организаторов и участников досуговых мероприятий Выполнение упражнений по оказанию доврачебной помощи при проведении зрелищных массовых мероприятий в ОУ. Анализ отчетной документации по вопросам финансирования досуговых мероприятий. Анализ документов административной ответственности и законодательного кодекса по ведению хозяйственной деятельности УДОД, ОУ Анализ специальной и методической литературы по теме; подготовка к контрольной работе | 2 2 | ||
Тема 2.4. | 28 | ||
Написать реферат на тему: « Функции игры» Подобрать загадки, шарады по тематикам (времена года, загадки без окончания, овощи, фрукты) Подбор интеллектуальных игр Подбор настольных игр. Подобрать игры с музыкальным сопровождением Подобрать игры с залом и игры с эстрады Составить алгоритм методики подготовки и организации игрового общения | |||
Тема 2.5. В.1. | 21 | ||
Изучение перечня локальных актов образовательного учреждения, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Составление таблицы направлений, видов и форм внеурочной деятельности. Подобрать диагностирование по выявлению межличностных отношений. Проанализировать программу внеурочной деятельности. Составить планирование внеурочной деятельности. | |||
Примерная тематика курсовых работ (проектов) МДК.02.01. Тема 2.2 | 4 | ||
Организация культурно-досуговой деятельности детей и подростков в учреждениях дополнительного образования. Роль культурно-досуговой деятельности в социализации подростков. Формирование эстетических творческих способностей детей средствами народного творчества. Театрализация как средство организации культурно-досуговой деятельности. | |||
Учебная практика | 3сем/36ч. | ||
Знакомство с разнообразием форм воспитательной работы в структуре досуга. | |||
Наблюдение разнообразных видов досуговой деятельности в процессе посещения занятий в творческих объединениях УДО. | |||
Наблюдение за организацией и проведением коллективных творческих дел. Анализ этапов КТД. Определение цели, задач, позиции педагога дополнительного образования в процессе подготовки, проведения и анализа КТД. | |||
Наблюдение за организацией и проведение игр в сфере досуга, организуемых в различных образовательных учреждениях. Знакомство с различными видами игр, методиками их проведения в общеобразовательном учреждении, в учреждениях дополнительного образования. | |||
4сем/36ч. | |||
Наблюдение за организацией кружковой работы и деятельностью клубных объединений в учреждениях дополнительного образования и в общеобразовательной школе. | |||
Знакомство с планированием кружковой работы. Определение условия эффективности работы клубных объединений. | |||
Знакомство с деятельностью педагога дополнительного образования в области организации индивидуального досуга. Формы организации индивидуального досуга. Определение цели и задач педагога дополнительного образования в процессе работы по организации индивидуального досуга в учреждении дополнительного образования детей. | |||
Знакомство с планирующей документацией педагога дополнительного образования. | |||
6 сем/36ч | |||
Определение цели, задач педагога дополнительного образования в процессе посещения досугового мероприятия в учреждении дополнительного образования. Участие в составлении плана сценария досуговой программы, участие в подготовке и проведении досугового мероприятия. Анализ подготовки и проведения досугового мероприятия. Анализ сценариев досуговых программ. Участие в организации сюжетно-ролевых игр. Участие в организации режиссерских игр. Участие в организации театрализованных игр. Участие в организации игр-драматизации. Участие в организации театрализованного представления. Определение цели, задач, позиции педагога дополнительного образования в процессе подготовки, проведения и анализа различных видов игр. Участие в подготовке и проведении различных видов праздников (календарные, народные, религиозные, спортивные) в общеобразовательном учреждении, в учреждениях дополнительного образования детей. Знакомство с методикой проведения праздников. Определение цели и задач педагога дополнительного образования в процессе подготовки и проведения конкурсно-игровых программ для детей разного возраста в общеобразовательной школе и в учреждении дополнительного образования детей. Анализ посещенных культурно-досуговых мероприятий, процесс их организации и результаты. Оформление документации, обеспечивающей организацию досуговых мероприятий. | |||
Производственная практика | 4.сем/72 ч. | ||
Планирование и организация совместного отдыха детей и родителей. Методика организации семейных праздников в учреждениях дополнительного образования. Анализ организации совместного отдыха детей и родителей. Разработка плана-конспекта совместного мероприятия детей и родителей. Составление сценария семейного праздника. Разработка плана-конспекта индивидуального досуга. | |||
Планирование, организация и проведение сюжетно-ролевых игр для детей младшего школьного возраста. Планирование, организация и проведение интеллектуально-познавательных игр для детей младшего школьного возраста. Планирование, организация и проведение режиссерских игр для детей младшего школьного возраста. Планирование, организация и проведение спортивных игр для детей младшего школьного возраста. Планирование, организация и проведение театрализованных игр для детей младшего школьного возраста. Планирование, организация и проведение игр-драматизации для детей младшего школьного возраста. Планирование, организация и проведение театрализованного представления для детей младшего школьного возраста. Анализ и самоанализ проведенных игр. Составление планирующей документации. | |||
Планирование, подготовка и проведения коллективных творческих дел для детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования. Планирование, подготовка и проведения коллективных творческих дел для детей младшего школьного возраста в общеобразовательных учреждениях. Подготовка конспектов мероприятий, подбор и изготовление дидактического материала, необходимого оборудования. Самостоятельной составление сценарного плана экскурсии по поселку как формы организации индивидуального досуга. Организация просветительско-образовательных занятий в сфере досуга. Оформление необходимой документации. Анализ и самоанализ проведенных занятий. | 5 сем/36ч. | ||
Планирование, организация и проведение различных видов праздников (календарные, народные, религиозные, спортивные) для детей младшего школьного возраста в общеобразовательном учреждении, в учреждении дополнительного образования детей. Анализ и самоанализ проведенных мероприятий. Составление сценарного плана различных видов праздников. Подбор реквизита и музыки. Защита сценарного плана. | |||
6сем/36ч. 72ч л | |||
Планирование совместного летнего отдыха детей, обучающихся в учреждении дополнительного образования и их родителей. Составление конспектов разнообразных форм организации летнего отдыха детей и родителей. Планирование и организация досуговой деятельности детей в каникулярное время. Составление и оформление необходимой документации. Анализ и самоанализ досуговой деятельности. Планирование и организация досуговой деятельности детей в летнем оздоровительном лагере. Составление программы работы с отрядом, календарного плана – сетки отряда, ежедневного плана работы вожатого. Планирование, организация и проведение культурно-досуговой программы - разовой игровой программы для детей разного возраста в общеобразовательной школе и в учреждении дополнительного образования детей. Планирование, организация и проведение культурно-досуговой программы-конкурсно-игровой программы для детей разного возраста в общеобразовательной школе и в учреждении дополнительного образования детей. Планирование, организация и проведение культурно-досуговой программы – зрелища (литературно-музыкальная композиция, спортивное состязание) для детей разного возраста в общеобразовательной школе и в учреждении дополнительного образования детей. Планирование культурно-досуговой программы - длительной досуговой программы для детей разного возраста в общеобразовательной школе и в учреждении дополнительного образования детей. Планирование, организация и проведение праздничных форм культурно-досуговой деятельности (физкультурные праздники, тематические дни и недели) для детей разного возраста в общеобразовательной школе и в учреждении дополнительного образования детей. Составление планирующей документации. Анализ и самоанализ проведенных мероприятий. Оформление документации, необходимой для планирования, подготовки и организации досуговых мероприятий. Планирование, организация и проведение разнообразных форм внеурочной деятельности с детьми разного возраста в общеобразовательных учреждениях. Составление планирующей документации. Анализ и самоанализ проведенных мероприятий. | |||
Наблюдение и анализ 1-го показательного занятия в детском объединении базового учреждения дополнительного образования Составление сценарного плана различных видов праздников. Подбор реквизита и музыки. Планирование, организация и проведение различных видов праздников (календарные, народные, религиозные, спортивные) для детей младшего школьного возраста в общеобразовательном учреждении и в учреждении дополнительного образования детей. Анализ и самоанализ проведенных мероприятий. Планирование, организация и проведение концертной программы по тематике базовых образовательных учреждений. Составление планирующей документации. Анализ и самоанализ проведенных мероприятий. Разработка и представление сценария концертной программы. Планирование, организация и проведение культурно-досуговой программы – зрелища (литературно-музыкальная композиция, спортивное состязание) для детей разного возраста в общеобразовательной школе и в учреждении дополнительного образования детей. Планирование культурно-досуговой программы - длительной досуговой программы для детей разного возраста в общеобразовательной школе и в учреждении дополнительного образования детей. Планирование, подготовка и проведение игрового общения в процессе организации работы педагога дополнительного образования с детьми и подростками. Организация, проведение и анализ игр с частушками, пословицами, загадками. Организация, проведение и анализ игр - считалок. Организация, проведение и анализ игр- кричалок. Оформление документации, необходимой для проведения игр. | 7 сем/36ч. | ||
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов «Музыки и методики музыкального воспитания», зал ритмики, хореографического зала, методический кабинет в учреждениях дополнительного образования
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Музыки и методики музыкального воспитания»:
- Рабочие места по количеству обучающихся;
- Рабочее место преподавателя;
- Доска для мела;
- Информационный стенд с демонстрационной системой;
- Медиатека;
- Учебно-методические комплекты по методике музыкального развития в ДОУ;
- Методические рекомендации по организации музыкальной музыкальной деятельности студентов;
- Методические рекомендации к практическим занятиям;
- Фортепиано;
- Детские музыкальные инструменты.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест хореографического зала:
- Рабочее место преподавателя;
- Хореографический станок;
- Медиатека;
- Методические рекомендации по организации музыкально-ритмической деятельности студентов;
- Методические рекомендации к практическим занятиям;
- Мячики средней величины, обручи, ленты разноцветные.
- Технические средства обучения:
- Автоматизированное рабочее место преподавателя (компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор).
4.2 Информационное обеспечение обучения.
Основные источники:
- Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность. — М.: Аспект Пресс, 2006.
- Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: учебник. — М.: Флинта: Московский психолого-социальный ин-т.1998.
- Жарков А.Д. Организация культурно - просветительной работы. – М., 1989.
- Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности.– М.: Изд-во МГУК, 2002.
- Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. М., 2004.
- Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно -педагогической деятельности. – М., 1998.
Дополнительные источники:
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 2004.
- Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье. – М., 2001.
- Бунин П.Д. Происхождение и сущность христианских праздников и обрядов. Ижевск, 2000.
- Васильев Д.К. Заложнев А.Ю. Типовые решения в управлении проектами. ИПУ РАН, 2003
- Дополнительное образование детей / Под ред. О.Е. Лебедева. М., 2000.
- Генкин Д.М., Конович А.А. Массовые театрализованные праздники и представления: Учебное пособие. – М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1985.
- Глан Б. Праздник всегда с нами. М.. 1988
- Жарков А.Д., Чижиков В.М.. Культурно-досуговая деятельность: Учебник – М.: МГУК, 1998.
- Жаркова Л.С., Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: Учебное пособие. – М.: МГУК, 1984.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.: Изд.центр»Академия»,2002г.
- Кулинич Г.Г. Сценарии общешкольных и клубных мероприятий. –М. 2006.
- Короткова В.М. Методика воспитательной работы. М.: Просвещение, 1990.
- Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. Учебное пособие. Р-н/Д, 2001.
- Лобачева С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. — М.: ВАКО,2007.
- Моисеенко И.В. Нравственное воспитание учащихся // Классный руководитель. №4. 2004.
- Морголин Л.М. Музыка в театрализированном представлении. М., 2002
- Москалев Б.Г. Методическое руководство деятельностью клубного учреждения. Учебное пособие. М., 1989
- Москалёв Б.Г. Досуг: методология и методика социологических исследований. — М., 2000.
- Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. М., 1984
- Новаторов В.Е. Организатору досуга. – М., 1987.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997
- Попова Т.В. О музыкальных жанрах. М., 1981
- Рожков М.И., Волохов A.B.Детские организации: Возможности выбора. — М.: Народное образование, 1996.
- Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2001.
- Садовская В. С., Ремизов В. А. Основы коммуникативной культуры: Учебное пособие. М., 2005.
- Современная игровая программа: подходы и пути развития//Журнал «Воспитание школьников» - №6 - 2011г. – с.37.
- Суртаев В.Я. Социально-педагогические особенности молодежного досута. — М.: Просвещение. 1998.
- Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М., 1979
- Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализированного концерта. М., 1976
- Цветков А.В. Стимулирование в управлении проектами. ООО «НИЦ Апостроф», 2001
- Шмаков С.А. Уроки детского досуга. – М., 1992.
- Чечетин Л.И. Искусство театрализированных представлений. М., 1998
Электронные пособия и программное обеспечение:
Интернет ресурсы:
http://spimash.ru/2007/12/25/igrovaja-dejatelnost..html
http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10103.php
http://www.blogger.com.ivalex.vistcom.ru/konsultac262.html
http://kiruo.ru/article.asp?id_text=423
http://doshvozrast.ru/igra/igra.htm
http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36458.php
http://filekeeper.org/download/shared/Litera-_igrovaya_deyat_v_det_sadu.rar
- Общие требования к организации образовательного процесса
Лабораторные и практические занятия проводятся с делением на подгруппы и наполняемостью не менее 8 человек в подгруппе, а педагогическая практика в образовательных учреждениях – с делением на подгруппы по 5-6 человек.
При реализации модуля предусматривается учебная и производственная практика, которые проводятся в колледже при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках модуля «Организация досуговых мероприятий».
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом результатов, подтверждённых документами соответствующих организаций.
4.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса.
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по профессиональному модулю:
Обучение по профессиональному модулю и руководство практикой осуществляется педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля, первую и высшую квалификационные категории. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися профессионального цикла.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
| Наблюдение и оценка методиста производственной практики Профориентационное тестирование |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональньгх задач, оценивать их эффективность и качество. |
| Экспертная оценка педагогической деятельности. Рефлексия педагогической деятельности. Анализ и самооценка результатов педагогической практики |
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
| Экспертная оценка прогностических умений. Оценка психолого-педагогической целесообразности и креативности принятого решения. Экспертная оценка решений педагогических ситуаций |
OK 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
в различных источниках.
информации на основе анализа содержания.
| Экспертная оценка информационных умений. Выполнение и защита рефератных и курсовых работ. | |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
| Экспертная оценка владения ИКТ. Экспертная оценка результатов сетевого педагогического взаимодействия. Оценка практической деятельности обучающихся. Комплексный экзамен по модулю. | |
OK 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
воспитанников.
организаторских умений.
ответственности за качество образовательного процесса (занятия, мероприятий) | Экспертная оценка и самооценка организационных умений. Экспертная оценка практической деятельности обучающихся. | |
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. |
| Экспертная оценка эффективности используемых технологий обучения. Оценка результатов практической деятельности обучающихся. | |
OK 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. |
| Экспертное наблюдение и оценка на практическом занятии и производственной практики | |
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. |
| Тестирование Экспертная оценка на практическом занятии Комплексный экзамен по модулю. |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов «Педагогики и психологии, «Музыки и методики музыкального воспитания», «Изобразительной деятельности и методики развития детского изобразительного творчества», зал ритмики, хореографического зала.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета педагогики:
- Рабочие места по количеству обучающихся;
- Рабочее место преподавателя;
- Доска для мела;
- Раздвижная демонстрационная система;
- Информационный стенд с демонстрационной системой;
- Программное обеспечение профессионального назначения;
- Медиатека;
- Учебно-методические комплекты по предметам ДО;
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов;
- Методические рекомендации к практическим и лабораторным работам.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Музыки и методики музыкального воспитания»:
- Рабочие места по количеству обучающихся;
- Рабочее место преподавателя;
- Доска для мела;
- Информационный стенд с демонстрационной системой;
- Медиатека;
- Учебно-методические комплекты по методике музыкального развития в ДОУ;
- Методические рекомендации по организации музыкальной музыкальной деятельности студентов;
- Методические рекомендации к практическим занятиям;
- Фортепиано;
- Детские музыкальные инструменты.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест хореографического зала:
- Рабочее место преподавателя;
- Хореографический станок;
- Медиатека;
- Методические рекомендации по организации музыкально-ритмической деятельности студентов;
- Методические рекомендации к практическим занятиям;
- Мячики средней величины, обручи, ленты разноцветные.
Технические средства обучения:
- Автоматизированное рабочее место преподавателя (компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор).
4.2 Информационное обеспечение обучения.
Основные источники:
- Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность. — М.: Аспект Пресс, 2006.
- Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: учебник. — М.: Флинта: Московский психолого-социальный ин-т.1998.
- Жарков А.Д. Организация культурно - просветительной работы. – М., 1989.
- Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности.– М.: Изд-во МГУК, 2002.
- Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. М., 2004.
- Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно -педагогической деятельности. – М., 1998.
Дополнительные источники:
- Азбукина Е. Ю. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1989.
- Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье. – М., 2001.
- Бунин П.Д. Происхождение и сущность христианских праздников и обрядов. Ижевск, 2000.
- Васильев Д.К. Заложнев А.Ю. Типовые решения в управлении проектами. ИПУ РАН, 2003
- Дополнительное образование детей / Под ред. О.Е. Лебедева. М., 2000.
- Генкин Д.М., Конович А.А. Массовые театрализованные праздники и представления: Учебное пособие. – М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1985.
- Глан Б. Праздник всегда с нами. М.. 1988
- Жарков А.Д., Чижиков В.М.. Культурно-досуговая деятельность: Учебник – М.: МГУК, 1998.
- Жаркова Л.С., Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: Учебное пособие. – М.: МГУК, 1984.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.: Изд.центр»Академия»,2002г.
- Кулинич Г.Г. Сценарии общешкольных и клубных мероприятий. –М. 2006.
- Короткова В.М. Методика воспитательной работы. М.: Просвещение, 1990.
- Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. Учебное пособие. Р-н/Д, 2001.
- Лобачева С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. — М.: ВАКО,2007.
- Моисеенко И.В. Нравственное воспитание учащихся // Классный руководитель. №4. 2004.
- Морголин Л.М. Музыка в театрализированном представлении. М., 2002
- Москалев Б.Г. Методическое руководство деятельностью клубного учреждения. Учебное пособие. М., 1989
- Москалёв Б.Г. Досуг: методология и методика социологических исследований. — М., 2000.
- Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. М., 1984
- Новаторов В.Е. Организатору досуга. – М., 1987.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997
- Попова Т.В. О музыкальных жанрах. М., 1981
- Рожков М.И., Волохов A.B.Детские организации: Возможности выбора. — М.: Народное образование, 1996.
- Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2001.
- Садовская В. С., Ремизов В. А. Основы коммуникативной культуры: Учебное пособие. М., 2005.
- Современная игровая программа: подходы и пути развития//Журнал «Воспитание школьников» - №6 - 2011г. – с.37.
- Суртаев В.Я. Социально-педагогические особенности молодежного досута. — М.: Просвещение. 1998.
- Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М., 1979
- Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализированного концерта. М., 1976
- Цветков А.В. Стимулирование в управлении проектами. ООО «НИЦ Апостроф», 2001
- Шмаков С.А. Уроки детского досуга. – М., 1992.
- Чечетин Л.И. Искусство театрализированных представлений. М., 1998
Электронные пособия и программное обеспечение:
Интернет ресурсы:
http://spimash.ru/2007/12/25/igrovaja-dejatelnost..html
http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10103.php
http://www.blogger.com.ivalex.vistcom.ru/konsultac262.html
http://kiruo.ru/article.asp?id_text=423
http://doshvozrast.ru/igra/igra.htm
http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36458.php
http://filekeeper.org/download/shared/Litera-_igrovaya_deyat_v_det_sadu.rar
- Общие требования к организации образовательного процесса
Лабораторные и практические занятия проводятся с делением на подгруппы и наполняемостью не менее 8 человек в подгруппе, а педагогическая практика в образовательных учреждениях – с делением на подгруппы по 5-6 человек.
При реализации модуля предусматривается учебная и производственная практика, которые проводятся в колледже при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках модуля «Организация досуговых мероприятий».
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом результатов, подтверждённых документами соответствующих организаций.
4.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса.
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по профессиональному модулю:
Обучение по профессиональному модулю и руководство практикой осуществляется педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля, первую и высшую квалификационные категории. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися профессионального цикла.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 2.1 Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в т.ч. конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки |
досуговых мероприятий
| Комплексный экзамен по МДК. Тестирование. Контрольные работы. Защита курсового проекта. Оценка выполнения практических работ Оценка результатов практической работы Наблюдение за выполнением практической работы |
ПК 2.2 Организовывать и проводить досуговые мероприятия |
| Тестирование. Контрольные работы Защита курсового проекта. Комплексный экзамен по модулю. Оценка самостоятельной работы обучающихся Наблюдение и анализ практической деятельности студентов при прохождении педагогической практики |
ПК 2.3 Мотивировать обучающихся, родителей(лиц, их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях |
| Итоговый контроль в форме: контрольных работ и зачётов по темам МДК. Тестирование Защита курсового проекта. Комплексный экзамен по модулю. Оценка самостоятельной работы обучающихся Наблюдение и анализ практической деятельности студентов при прохождении педагогической практики. |
ПК 2.4 Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий |
| Итоговый контроль в форме: контрольных работ и зачётов по темам МДК. Защита курсового проекта. Комплексный экзамен по модулю. Оценка самостоятельной работы обучающихся Наблюдение и анализ практической деятельности студентов при прохождении педагогической практики. |
ПК 2.5 Оформлять документацию, обеспечивающую организацию досуговых мероприятий |
| Итоговый контроль в форме: контрольных работ и зачётов по темам МДК. Защита курсового проекта. Комплексный экзамен по модулю. Оценка результатов практической работы Оценка самостоятельной работы обучающихся Наблюдение и анализ практической деятельности студентов при прохождении педагогической практики. |
ПК 3.1.Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся |
| Итоговый контроль в форме: контрольных работ и зачётов по темам МДК. Защита курсового проекта. Комплексный экзамен по модулю. Оценка результатов практической работы Оценка самостоятельной работы обучающихся Наблюдение и анализ практической деятельности студентов при прохождении педагогической практики. |
ПК 3.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду |
| Комплексный экзамен по МДК. Тестирование. Контрольные работы. Защита курсового проекта. Оценка выполнения практических работ Наблюдение за выполнением практической работы Оценка самостоятельной работы обучающихся Тестирование Наблюдение и анализ практической деятельности студентов при прохождении педагогической практики. |
ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. |
обучения, с целью выбора наиболее эффективных образовательных технологий с учётом вида образовательного учреждения и
| Оценка и самооценка результатов психолого- педагогической диагностики уровня готовности к профессиональному развитию. Экспертная оценка презентации программ профессионального самосовершенствования и портфолио педагогических достижений. Комплексный экзамен по модулю. Наблюдение и анализ при прохождения практики |
ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. |
| Оценка педагогических разработок, рефератов, выступлений. Защита педагогических разработок. Презентация и защита портфолио. Оценка практической деятельности обучающихся. Защита курсового проекта. Комплексный экзамен по модулю. |
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей |
| Экспертная оценка исследовательских и проектных работ студентов. Защита курсового проекта. Комплексный экзамен по модулю. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
| Наблюдение и оценка методиста производственной практики Профориентационное тестирование |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональньгх задач, оценивать их эффективность и качество. |
| Экспертная оценка педагогической деятельности. Рефлексия педагогической деятельности. Анализ и самооценка результатов педагогической практики |
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
| Экспертная оценка прогностических умений. Оценка психолого-педагогической целесообразности и креативности принятого решения. Экспертная оценка решений педагогических ситуаций |
OK 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
информации на основе анализа содержания.
| Экспертная оценка информационных умений. Выполнение и защита рефератных и курсовых работ. | |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
| Экспертная оценка владения ИКТ. Экспертная оценка результатов сетевого педагогического взаимодействия. Оценка практической деятельности обучающихся. Комплексный экзамен по модулю. | |
OK 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
воспитанников.
организаторских умений.
ответственности за качество образовательного процесса (занятия, мероприятий) | Экспертная оценка и самооценка организационных умений. Экспертная оценка практической деятельности обучающихся. | |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, Заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
| Оценка результатов при прохождении производственной практики. Экспертная оценка эффективности используемых технологий обучения. Экспертная оценка эффективности используемых технологий обучения. | |
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. |
| Экспертная оценка эффективности используемых технологий обучения. Оценка результатов практической деятельности обучающихся. | |
OK 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. |
| Экспертное наблюдение и оценка на практическом занятии и производственной практики | |
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. |
| Тестирование Экспертная оценка на практическом занятии Комплексный экзамен по модулю. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 02 Выполнение мероприятий по воспроизводству лесов и уходу за лесом 35.01.01 «Мастер по лесному хозяйству» (базовая подготовка),
Рабочая учебная программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности НПО в соответствии с ФГОС по профессии НПО 35.01.01. Мас...
Рабочая программа профессионального модуля ПМ 01" Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению"
Рабочая программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 250110 «Лесное и лесопарко...
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий для специальности 06.05.01 Сестринское дело
Роль медицинской сестры в формировании здорового образа жизни и профилактики заболеваний огромна в любой сфере здравоохранения, для пациентов абсолютно всех возрастов.Медицинская сестра находится возл...
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий» Сестринское дело 34.02.01 Очно - заочное отделение
Рабочая программа профессионального модуляПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий»...
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий» Сестринское дело 34.02.01 Очное отделение
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий» Сестринское дело 34.02.01 Очное отделение...
Рабочая программа профессионального модуля Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 44.02.01 Д...
Рабочая программа профессионального модуля Организация досуговых мероприятий. Специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования....