коррекционная программа
рабочая программа

Халилова Сабина Закир кызы

Коррекционно-развивающая программа

психолого-педагогического

сопровождения обучающихся с нарушениями слуха

в условиях среднего профессионального образования

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение психолого-педагогических технологий в процессе коррекционно-развивающих занятий со слабослышащими обучающимися

                                                                     Халилова С.З., педагог-психолог

Филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения» в г. Нижнем Новгороде,

Нижний Новгород, Россия

                                           

Пояснительная записка

Получение студентами с ОВЗ профессионального образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и условием успешной социализации.

Обеспечение реализации прав студентов с ОВЗ и студентов – инвалидов на образование является одной из важнейших задач нашего техникума. Главная задача заключается в том, чтобы помочь таким обучающимся социализироваться и адаптироваться в кругу своих сверстников.

В техникуме обучаются студенты с такими ограниченными возможностями здоровья, как глухие, так и слабослышащие.

Перспективы получения среднего профессионального образования лицами с нарушенным слухом зависят не только от качества профессионального образования, степени нарушения слуха, степени развития словесной речи, но и от влияния социального окружения, ожиданий семьи, а также от возможности системы среднего профессионального образования к включению в образовательную среду не слышащих студентов.

Возможность студентов с ограниченными возможностями позволит им, окончив ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум», успешно адаптироваться в реалиях этой жизни. Обучающиеся с ОВЗ, наравне со сверстниками вовлекаются во все сферы образования и творчества. Все подростки, не зависимо от диагноза по желанию посещают различные кружки и секции техникума.

Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов, обучающихся в средне профессиональном образовательном учреждении, направлено на создание условий безбарьерной образовательной среды.

В адаптации глухих и слабослышащих обучающихся в нашем техникуме огромную помощь оказывает педагог-психолог. Работа педагога-психолога направлена на развитие коммуникативной сферы, снижение конфликтности, сплочению коллектива.

Психолого-педагогическое сопровождение состоит из трех направлений:

диагностическая:

-диагностика психического развития, обучающегося (диагностика личности обучающегося, диагностика мотивации обучения, развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и функции);

-диагностика социальной сферы (социальная адаптация, особенности личности, характера).

Коррекционно-развивающая:

-формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов у обучающегося;

-развитие и совершенствование коммуникативных функций;

-эмоционально-волевой регуляции поведения;

-создание благоприятного климата в ученическом коллективе.

Среди разделов коррекционной работы выделяются следующие проблемы:

1. коммуникативные проблемы, коррекция которых будет направлена на:

- тренинг педагогического общения;

- коррекционные игры и тренинги педагога-психолога с обучающимся;

- коллективные игры;

- игровую коррекцию поведения.

2. Проблемы самооценки, тревожности, повышенной эмоциональной напряженности.

Здесь уместно применение психогимнастики; арттерапии; психодрамы.

3. Проблемы дезадаптации, которая будет включать в себя коррекцию:

- коммуникативных проблем;

- нарушений психического и умственного развития;

- нарушений эмоциональной регуляции поведения;

- отклоняющееся поведение;

- нарушений личностного развития;

- проблем обучаемости.

Таким образом, следует подчеркнуть, что психокорекционая работа играет важное значение в коррекции личностных проблем подростков с ограниченными возможностями. Важным моментом в работе педагога-психолога является развитие у студентов данной группы «собственного Я», личностных установок, самосознания, самоотношения, самоценности.

В работе с обучающимися с ОВЗ, педагог-психолог  ориентируется  на их  личностные особенности, используя следующие технологии:

Информационные технологии. Применение данной технологии позволяет учитывать индивидуальные особенности  и возможности каждого обучающегося. В работе с обучающимися можно использовать  компьютерные развивающие тренажеры позволяющие развивать память, внимание, логическое мышление, электронные книги, учебники.

Здоровьесберегающие технологии. В своей работе преимущественно использую релаксацию, которая способствует снятию у обучающихся психического напряжения, повышению эмоционального настроя.

Дыхательную гимнастику которая через вдохи и выдохи способствует нормализуют психоэмоциональное состояние.

Арт-терапию при помощи которой обучающиеся могут самовыражаться. Рисунки отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности.

Музыкотерапию в своей работе использую для того чтобы обучающиеся могли успокоиться, расслабиться, скорректировать их эмоциональное состояние.

     По отношению к субъекту использую личностно-ориентированную технологию, где в центре внимания психолога находится личность обучающегося, обеспечение ему комфортных, бесконфликтных и безопасных условий  развития, реализации его природных потенциалов.

Технологию сотрудничества, которая заключается в том, что в ходе занятий обучающегося с психологом формируется культура общения, отражающая все  коммуникативные уровни:  «деятельность - взаимодействие - общение». Наиболее актуальной данная технология является при организации научно-исследовательской деятельности, конкурсного движения, а также в тренинговой работе.

Исходя из данных технологий мной была разработана коррекционно-развивающая программа по работе со слабослышащими обучающимися.

Цель программы:

Психолого-педагогическая помощь глухим и слабослышащим обучающимся в коррекции недостатков в коммуникации и их социальной адаптации.

Задачи программы: 

- создание условий для личностного развития, приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества с учетом возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся;

-формирование наиболее адекватной самооценки, уверенности в своих возможностях

-обучение полноценному использованию речевого общения как средства познания, речевого развития.

Данная коррекционная программа рассчитана на преодоление у обучающихся трудностей коммуникации.

Коррекционно-развивающая программа способствует:

- развитию у не слышащих обучающихся навыков использования речевого материала в различных коммуникативных ситуациях;

-преодолению страха общения со слышащими людьми;

-минимизации времени, затрачиваемого на ведение документации и методической.

Данная представленная программа была разработана с учетом программы Т.С. Зыковой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений и дополнена материалами коррекционно-развивающих занятий. \

Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 1-3 занятия на каждый диалог (в зависимости от сложности речевого материала). Всего 36 занятия в год. (Приложение )

Приложение

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий.

Содержание

Количество часов

1

Социальные институты

«В кафе»

«В магазине»

 «На вокзале»

«В зале ожидания»

«В гостинице»

«В ресторане»

12

2

2

2

2

2

2

2

Семья

«Моя семья»

«Моя родословная»

4

1

3

3

Мир увлечений

«Мое хобби»

2

2

4

Здоровый образ жизни

«Спорт»

«Увлечения»

«Спортивные игры»

6

2

2

2

5

Самооценка

«Шкала самооценки»,

«Мои сильные стороны»

«Самохарактеристика»

«Упражнение «Я, Я, Я».

 «Портрет моего хорошего «Я»

«Принятие себя»

9

1

1

2

1

1

2

6

Знакомство

«Давайте познакомимся»

«Будем знакомы»

4

2

2

Итого:

36

Ниже представлены результаты диагностики тревожности и самооценки слабослышащих обучающихся. Диагностика тревожности проводится 2 раза в год с целью эффективности работы с обучающимися.

Диагностика уровня тревожности проводилась по методики Спилберга-Ханина. В диагностики участвовало 17 обучающихся, что составляет 100%.

Уровень ситуативной тревожности 2019-2020 уч.год

высокий

средний

низкий

начало года

47%

29%

24%

конец года

27%

42%

31%

Состояние ситуативной тревожности возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию. Обычно уровень ситуативной тревожности изменяется в зависимости от ситуаций.  Как видим по представленным данным, уровень ситуативной тревожности в конце года снизился у обучающихся после проведенных с ним коррекционных занятий.

Для исследования самооценки личности студентов 1-4 курсов, нами использовалась методика Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.

Уровень самооценки

завышенная

адекватная

заниженная

34%

42%

24%

Список литературы:

1."Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха". Сост. Астафьева В.М. - М.: АПК и ПРО, 2000. 

2.    Богданова Т.Г. "Сурдопсихология: Учеб. пособие. - М.: "Академия", 2002. 

3. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-2 вида. Авт. Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова, Л.П. Носкова. - М.: Просвещение, 2003.

4. Развитие устной речи у глухих школьников: Метод. пособие: В 2 ч. / Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина, О.В. Шевченко. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.

5. Андреева Л.В. Сурдопедагогика. - М.: Академия, 2005. - 576 с.

6. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М.: Советский спорт, 2004. - 304 с.: ил. - (Золотые страницы сурдопедагогики).

7. Актуальные вопросы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями слуха / под ред. Солодовниковой А.Н. - Новокузнецк: ИПК, 2002. - 150 с.

8. Инновационная деятельность в обучении и воспитании детей с нарушениями слуха и речи (из опыта работы): сборник материалов / под ред. А.Н. Солодовниковой. - Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2007. - 120с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная программа по логопедии по курсу «Формирование и развитие устной и письменной речи у обучающихся со сложным дефектом и глубокой степенью умственной отсталости»

Содержание: Пояснительная запискаТематический планЛогопедические занятия. Обучающиеся с РДАЛогопедические занятия. Обучающиеся с глубокой умственной отсталостьюПерспективное планирование логопеди...

Конспект коррекционного занятия в ГПД на тему: «Способы тактильной релаксации, используемые на коррекционно-развивающих занятиях»

Использование различных релаксационных техник, способствующих отдохнуть детям на продленке, не отключаясь полностью от учебного процесса при помощи геометрических бус и других пособий....

Рабочая коррекционная программа психологического сопровождения обучающихся 1 класса с легкой умственной отсталостью

Рабочая коррекционная программа  психологического сопровождения обучающихся 1 класса с легкой умственной отсталостью...

Рабочая коррекционная программа психологического сопровождения обучающихся с ТНР НОО

Рабочая коррекционная программа  психологического сопровождения обучающихся с ТНР НОО...

Индивидуальная коррекционная программа для работы с детьми склонными к воровству

Детское воровство - одна из самых серьёзных проблем. Она волнует и пугает родителей и педагогов. И это неудивительно, ведь каждый из нас мечтает о том, чтобы жизнь наших детей сложилась удачно. А тут ...