коррекционная программа
рабочая программа
Коррекционно-развивающая программа
психолого-педагогического
сопровождения обучающихся с нарушениями слуха
в условиях среднего профессионального образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_s_obuchayushchimisya_s_ovz_v_nizhniy_novgorod.doc | 398 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение психолого-педагогических технологий в процессе коррекционно-развивающих занятий со слабослышащими обучающимися
Халилова С.З., педагог-психолог
Филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения» в г. Нижнем Новгороде,
Нижний Новгород, Россия
Пояснительная записка
Получение студентами с ОВЗ профессионального образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и условием успешной социализации.
Обеспечение реализации прав студентов с ОВЗ и студентов – инвалидов на образование является одной из важнейших задач нашего техникума. Главная задача заключается в том, чтобы помочь таким обучающимся социализироваться и адаптироваться в кругу своих сверстников.
В техникуме обучаются студенты с такими ограниченными возможностями здоровья, как глухие, так и слабослышащие.
Перспективы получения среднего профессионального образования лицами с нарушенным слухом зависят не только от качества профессионального образования, степени нарушения слуха, степени развития словесной речи, но и от влияния социального окружения, ожиданий семьи, а также от возможности системы среднего профессионального образования к включению в образовательную среду не слышащих студентов.
Возможность студентов с ограниченными возможностями позволит им, окончив ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум», успешно адаптироваться в реалиях этой жизни. Обучающиеся с ОВЗ, наравне со сверстниками вовлекаются во все сферы образования и творчества. Все подростки, не зависимо от диагноза по желанию посещают различные кружки и секции техникума.
Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов, обучающихся в средне профессиональном образовательном учреждении, направлено на создание условий безбарьерной образовательной среды.
В адаптации глухих и слабослышащих обучающихся в нашем техникуме огромную помощь оказывает педагог-психолог. Работа педагога-психолога направлена на развитие коммуникативной сферы, снижение конфликтности, сплочению коллектива.
Психолого-педагогическое сопровождение состоит из трех направлений:
диагностическая:
-диагностика психического развития, обучающегося (диагностика личности обучающегося, диагностика мотивации обучения, развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и функции);
-диагностика социальной сферы (социальная адаптация, особенности личности, характера).
Коррекционно-развивающая:
-формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов у обучающегося;
-развитие и совершенствование коммуникативных функций;
-эмоционально-волевой регуляции поведения;
-создание благоприятного климата в ученическом коллективе.
Среди разделов коррекционной работы выделяются следующие проблемы:
1. коммуникативные проблемы, коррекция которых будет направлена на:
- тренинг педагогического общения;
- коррекционные игры и тренинги педагога-психолога с обучающимся;
- коллективные игры;
- игровую коррекцию поведения.
2. Проблемы самооценки, тревожности, повышенной эмоциональной напряженности.
Здесь уместно применение психогимнастики; арттерапии; психодрамы.
3. Проблемы дезадаптации, которая будет включать в себя коррекцию:
- коммуникативных проблем;
- нарушений психического и умственного развития;
- нарушений эмоциональной регуляции поведения;
- отклоняющееся поведение;
- нарушений личностного развития;
- проблем обучаемости.
Таким образом, следует подчеркнуть, что психокорекционая работа играет важное значение в коррекции личностных проблем подростков с ограниченными возможностями. Важным моментом в работе педагога-психолога является развитие у студентов данной группы «собственного Я», личностных установок, самосознания, самоотношения, самоценности.
В работе с обучающимися с ОВЗ, педагог-психолог ориентируется на их личностные особенности, используя следующие технологии:
Информационные технологии. Применение данной технологии позволяет учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого обучающегося. В работе с обучающимися можно использовать компьютерные развивающие тренажеры позволяющие развивать память, внимание, логическое мышление, электронные книги, учебники.
Здоровьесберегающие технологии. В своей работе преимущественно использую релаксацию, которая способствует снятию у обучающихся психического напряжения, повышению эмоционального настроя.
Дыхательную гимнастику которая через вдохи и выдохи способствует нормализуют психоэмоциональное состояние.
Арт-терапию при помощи которой обучающиеся могут самовыражаться. Рисунки отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности.
Музыкотерапию в своей работе использую для того чтобы обучающиеся могли успокоиться, расслабиться, скорректировать их эмоциональное состояние.
По отношению к субъекту использую личностно-ориентированную технологию, где в центре внимания психолога находится личность обучающегося, обеспечение ему комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития, реализации его природных потенциалов.
Технологию сотрудничества, которая заключается в том, что в ходе занятий обучающегося с психологом формируется культура общения, отражающая все коммуникативные уровни: «деятельность - взаимодействие - общение». Наиболее актуальной данная технология является при организации научно-исследовательской деятельности, конкурсного движения, а также в тренинговой работе.
Исходя из данных технологий мной была разработана коррекционно-развивающая программа по работе со слабослышащими обучающимися.
Цель программы:
Психолого-педагогическая помощь глухим и слабослышащим обучающимся в коррекции недостатков в коммуникации и их социальной адаптации.
Задачи программы:
- создание условий для личностного развития, приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества с учетом возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся;
-формирование наиболее адекватной самооценки, уверенности в своих возможностях
-обучение полноценному использованию речевого общения как средства познания, речевого развития.
Данная коррекционная программа рассчитана на преодоление у обучающихся трудностей коммуникации.
Коррекционно-развивающая программа способствует:
- развитию у не слышащих обучающихся навыков использования речевого материала в различных коммуникативных ситуациях;
-преодолению страха общения со слышащими людьми;
-минимизации времени, затрачиваемого на ведение документации и методической.
Данная представленная программа была разработана с учетом программы Т.С. Зыковой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений и дополнена материалами коррекционно-развивающих занятий. \
Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 1-3 занятия на каждый диалог (в зависимости от сложности речевого материала). Всего 36 занятия в год. (Приложение )
Приложение
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий.
№ | Содержание | Количество часов |
1 | Социальные институты «В кафе» «В магазине» «На вокзале» «В зале ожидания» «В гостинице» «В ресторане» | 12 2 2 2 2 2 2 |
2 | Семья «Моя семья» «Моя родословная» | 4 1 3 |
3 | Мир увлечений «Мое хобби» | 2 2 |
4 | Здоровый образ жизни «Спорт» «Увлечения» «Спортивные игры» | 6 2 2 2 |
5 | Самооценка «Шкала самооценки», «Мои сильные стороны» «Упражнение «Я, Я, Я». «Портрет моего хорошего «Я» | 9 1 1 2 1 1 2 |
6 | Знакомство «Давайте познакомимся» «Будем знакомы» | 4 2 2 |
Итого: | 36 |
Ниже представлены результаты диагностики тревожности и самооценки слабослышащих обучающихся. Диагностика тревожности проводится 2 раза в год с целью эффективности работы с обучающимися.
Диагностика уровня тревожности проводилась по методики Спилберга-Ханина. В диагностики участвовало 17 обучающихся, что составляет 100%.
Уровень ситуативной тревожности 2019-2020 уч.год | |||
высокий | средний | низкий | |
начало года | 47% | 29% | 24% |
конец года | 27% | 42% | 31% |
Состояние ситуативной тревожности возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию. Обычно уровень ситуативной тревожности изменяется в зависимости от ситуаций. Как видим по представленным данным, уровень ситуативной тревожности в конце года снизился у обучающихся после проведенных с ним коррекционных занятий.
Для исследования самооценки личности студентов 1-4 курсов, нами использовалась методика Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
Уровень самооценки | ||
завышенная | адекватная | заниженная |
34% | 42% | 24% |
Список литературы:
1."Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха". Сост. Астафьева В.М. - М.: АПК и ПРО, 2000.
2. Богданова Т.Г. "Сурдопсихология: Учеб. пособие. - М.: "Академия", 2002.
3. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-2 вида. Авт. Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова, Л.П. Носкова. - М.: Просвещение, 2003.
4. Развитие устной речи у глухих школьников: Метод. пособие: В 2 ч. / Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина, О.В. Шевченко. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.
5. Андреева Л.В. Сурдопедагогика. - М.: Академия, 2005. - 576 с.
6. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М.: Советский спорт, 2004. - 304 с.: ил. - (Золотые страницы сурдопедагогики).
7. Актуальные вопросы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями слуха / под ред. Солодовниковой А.Н. - Новокузнецк: ИПК, 2002. - 150 с.
8. Инновационная деятельность в обучении и воспитании детей с нарушениями слуха и речи (из опыта работы): сборник материалов / под ред. А.Н. Солодовниковой. - Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2007. - 120с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная программа по логопедии по курсу «Формирование и развитие устной и письменной речи у обучающихся со сложным дефектом и глубокой степенью умственной отсталости»
Содержание: Пояснительная запискаТематический планЛогопедические занятия. Обучающиеся с РДАЛогопедические занятия. Обучающиеся с глубокой умственной отсталостьюПерспективное планирование логопеди...
Конспект коррекционного занятия в ГПД на тему: «Способы тактильной релаксации, используемые на коррекционно-развивающих занятиях»
Использование различных релаксационных техник, способствующих отдохнуть детям на продленке, не отключаясь полностью от учебного процесса при помощи геометрических бус и других пособий....
Рабочая коррекционная программа психологического сопровождения обучающихся 1 класса с легкой умственной отсталостью
Рабочая коррекционная программа психологического сопровождения обучающихся 1 класса с легкой умственной отсталостью...
Рабочая коррекционная программа психологического сопровождения обучающихся с ТНР НОО
Рабочая коррекционная программа психологического сопровождения обучающихся с ТНР НОО...
Индивидуальная коррекционная программа для работы с детьми склонными к воровству
Детское воровство - одна из самых серьёзных проблем. Она волнует и пугает родителей и педагогов. И это неудивительно, ведь каждый из нас мечтает о том, чтобы жизнь наших детей сложилась удачно. А тут ...