Научные материалы
статья

Воронина Полина Александровна

Статья - Создание музыкальной сказки для развития творческих способностей младших школьников

Реценция- на статью Ю.С.Кожевниковой " СОЗДАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО СБОРНИКА «ПОРТРЕТЫ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ В ИСКУССТВЕ» ДЛЯ УРОКОВ МУЗЫКИ И ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.53 КБ
Файл retsenziya.docx13.85 КБ

Предварительный просмотр:

Создание музыкальной сказки для развития творческих способностей младших школьников

Воронина Полина Александровна

          Студентка 3 курса ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Научный руководитель преподаватель музыкальных дисциплин Л.С.Муталиева

В этой статье вы узнаете: что такое музыкальная сказка и творческие способности, простые способы написания музыкальных сказок и не сложные хитрости в «оживлении» героев.
         Что же такое музыкальная сказка? Многие ученые задаются этим вопросом и некоторые из них выдвигают её как отдельный вид в классификациях сказок.
 Множество определений слова «сказка» не дают четкого понятия, расхождение во взглядах на сказку связано с тем, что рассматривают в ней два основных направления: установка на вымысел и стремление отразить действительность посредством вымысла. Так что же такое сказка? Источники дают разные определения понятию, так например, Толковый словарь Ф.Ф. Ушакова дает же такое определение: «Сказка повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях» [7].
          Четкое понятие «музыкальная сказка» сложно найти в каких-либо источниках, так как часто идет перекрещивание понятий – «музыкальная сказка» и «сказка в музыке», но в некоторых источниках всё же дается следующее определение:
Музыкальная сказка – это музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, танцы, при этом сюжет, как правило, незамысловат [5]. Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание. В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально-чувственным воздействием, определенный настрой, установка на восприятие способствует пробуждению в слушателях  сопереживания, соучастия, сотворчества. Для того, чтоб вызвать у ребёнка определённую реакцию, научить чему-либо с помощью сказки, нужны разные виды сказки.
         Попытки выделения видов сказок и построения их в классификации начались ещё в первой половине XIX в., когда И.П. Сахаров -  русский этнограф-фольклорист, разделил их по характерам героев (богатыри, удалые люди, дурачки, умники, чудовища и проч.). Но так как персонажи этого типа действовали в разных видах сказках, а кроме того, Сахаров не учел сказки о животных, то предложенная им классификация не привилась в науке. Многие ученые, сказковеды и фольклористы составляли в дальнейшем классификации сказок, но наиболее полны из них были у В.Я. Проппа  и А.Н. Афанасьева, они проанализировали классификацию Сахарова и наиболее полно рассмотрели классификации сказок
[6]. В классификации В.Я.Проппа появляются следующие виды сказок: кумулятивные, сказки-легенды, религиозные легенды, но в этих классификациях снова нет музыкальной сказки. Так почему же музыкальную сказку не выделяют как отдельный вид сказки? Ведь музыкальная сказка, как и остальные другие виды сказок, создана для того, чтоб развить ребёнка, его творческое мышление.
         Музыкальная сказка помогает ребёнку развить не только различные виды памяти, но и способствует развитию творческих способностей детей. Творчество в науке и практике рассматривается как процесс создания нового, а творческая активность как способность к самореализации по созданию нового, общественно значимого [3]. Творчество подразумевает под собой умение создавать, творить, поэтому основная цель занятий с ребенком- научить его создавать образы, реализовывать придуманное.
         Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьного возраста, поскольку именно в младшем школьном возрасте закладываются основы учебной деятельности и осознанно управляемой творческой деятельности. Поэтому одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей младших школьников [1]. Для решения этой проблемы, в рамках проведения урока в начальных классах, детям должны выдаваться задания творческого характера, при выполнении оценивается только успех.
         В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность, а так же самостоятельность выполнения такого задания. Необходимы сложные, но посильные для детей творческие задания, которые стимулируют интерес к творческой деятельности и развивают соответствующие умения, разнообразие творческих заданий, как по содержанию, так и по степени сложности, cочетание творческих и обычных учебных заданий содержит богатые развивающие возможности, обеспечивает работу учителя в зоне ближайшего развития каждого из учащихся. Последовательность и системность в развитии творческих способностей младших школьников, эпизодический характер творческих упражнений и заданий, предусмотренных любой программой начального обучения, не способствует активизации творческой деятельности учащихся, следовательно, недостаточно эффективно отражается на развитии творческих способностей детей [2].
         Проблема творчества, креативности активно разрабатывается как отечественными, так и зарубежными учеными. Выявлены некоторые возможности креативности, развитие которых в отдельности и в комплексе дает нестандартно мыслящего человека. Учеными предлагаются некоторые методики для развития креативности, их особенности применения взрослым личностям и детям в младшем школьном возрасте. Природную основу способностей составляет система задатков, которые, отмечает кандидат психологических наук Людмила Борисовна Ермолаева — Томина, определяют не столько возможный уровень проявления способностей, сколько своеобразие подхода к развитию.Так же изучением творчества и креативности занимался Джой Пол Гилфорд -
  американский психолог, профессор многих американских университетов,отметил, что в творческой активности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи. Что не мало важны является в создании и инсценировки музыкальной сказки.
         
Выяснили, что дети довольно увлечены, когда играют какую-либо роль в сказках, каких-либо постановках. Пришли к выводу, что детям легче играть героя, которого они придумывают сами, ведь при написании сказки, они продумывают его характер, роль в том или ином эпизоде и так далее.
           Учтя все это пришли к выводу, что дети будут заинетересованы в написании музыкальной сказки. Ниже мы рассмотрели рекомендации по созданию музыкальной сказки.
При написании музыкальной сказки учитывается следующее:
1)Важно продумать героя:
-характер и облик героя,
-маленькие недостатки,
-герой должен быть в определенном месте, пространстве
-персонаж помещен в необычную для него обстановку.
2) Продумать начало сказки.
История традиционно начинается со слов «однажды», «давным-давно», «в далеком королевстве» и тому подобное.
3) Противостояние зла и добра
4) Магия. Она непременно присутствует во всех сказках,её проявлениями могут быть чары, волшебные предметы,способности.
5) Продумать для чего эта сказка. Есть ли в ней мораль.
желаний;
6) Обязательно должен быть счастливый конец, но до самого конца повествования он кажется почти невозможным [4].
        Таким образом, сказка важна для ребёнка, ведь она учит его многим хорошим качествам, а музыкальная сказка усиливает это воспитание, она развивает нравственное отношение, духовную сферу ребенка. Важно предоставлять ребенку возможность фантазировать самому и играть придуманных им героев на сцене, только тогда ребенок вживается в роль, проживает вместе со своим персонажем падения и взлеты, это учит ребенка понимать чувства других, развивает такие чувства как: сопереживание, сострадание.
Список литературы:

  1. Вестник Образования. 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://vestnik.edu.ru/main-topic/dopolnitelnoe-obrazovanie-detei. (Дата обращения: 18.01.2020)
  2. Возрастные особенности [Электронный ресурс] //nsportal. URL: https://studwood.ru/918721/psihologiya/vozrastnye_osobennosti_razvitiya_tvorcheskih_sposobnostey_mladshih_shkolnikov (Дата обращения: 9.10.2019)
  3. Вопросы об истории развития [Электронный ресурс] // CYBERLENINKA. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istorii-razvitiya-ponyatiya-tvorchestva/  (Дата обращения: 2.12.2019)
  4. Методика подготовки и проведения спектакля  [Электронный ресурс] //infourok. URL:https://https://infourok.ru/metodika-podgotovki-i-provedeniya-spektaklya-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-3823853.html/ (Дата обращения: 6.11.2019)
  5. Музыкальная сказка: [Электронный ресурс] //Kopilkaurokov.ru. URL:https://kopilkaurokov.ru. (Дата обращения: 3.03.2019)
  6. Сравнительно-исторический анализ: [Электронный ресурс]// ИнфопедиЯ. URL: https://infopedia.su/11xba64.html/. (Дата обращения: 28.04.2019)
  7. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. [Текст]/ Д.Н. Ушаков. - М.: Аделант, 2013. - 800 c.


Предварительный просмотр:

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Ю.С.Кожевниковой " СОЗДАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО СБОРНИКА «ПОРТРЕТЫ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ В ИСКУССТВЕ» ДЛЯ УРОКОВ МУЗЫКИ И ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ

Научная статья Ю.С. Кожевниковой посвящена актуальной проблеме современного образования-синтез искусств на уроках музыки. Особую значимость данной работе придает тот факт, что в статье большое внимание уделяется истории становления разных видов искусств.

Актуальность статьи не вызывает сомнений, так как в настоящее время в России, на ряду с радикальными политическими, экономическими, социальными преобразованиями, происходит серьезные изменения в области культуры, искусство и общественного сознания. Этому способствует интенсивное развитие средств массовой информации и телекоммуникационных технологий. Это свидетельствует о важности и современности данной статьи.

Представленная на рецензию статья носит научный характер. В ходе исследования основной акцент ставиться значение эстрадного вокала как особого вида музыкального искусства для всестороннего развития личности школьников.

Материал статьи имеет ярко выраженную авторскую линию, так как Ю.С.Кожевникова не просто анализирует научные положения разных авторов, но и высказывает свою точку зрения.

Статья хорошо структурирована, написана четким и понятным языком, выводы логичны, литература соответствует заявленной тематике.

Статья Ю.С.Кожевниковой имеет определенно научную значимость, может быть полезна студентам, аспирантам и докторам  занимающимися вопросами синтеза искусств, соответствует всем представленным требованиям к работам такого рода и может быть рекомендована к опубликованию.

Рецензент:

Студентка 30-й группы ГБПОУ

"Челябинский педагогический

колледж №1" г.Челябинск.                                                      П.А.Воронина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ к выступлению на городской научно-практической конференции для преподавателей «Научно-исследовательская работа как часть процесса обучения» 14 декабря 2016 г

На городской научно-практической конференции для преподавателей «Научно-исследовательская работа как часть процесса обучения» 14 декабря 2016 г представлены: стендовый доклад...

Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. XII Международная студенческая научно-практическая конференция. – 17 апреля 2018 г. Материалы конференции (сборник научных статей)

Сборник научных статей печатается по решению научно-технического совета ГАОУ ВО города Москвы «Московский государственный институт индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича» (МГИИТ).В сборник...

Актуальные научные исследования: от теории к практике. Материалы Международной научно-практической конференции. 26 ноября 2019 года. г. Кишинев, Молдавия.

Статья. Завьялова С.В., Завьялова А.А. Урок по теме: "Территориально-административное устройство и население Нижегородской губернии на рубеже XIX - начале XX веков". Материалы Международной ...

Инновационное развитие железнодорожного транспорта. Международная научно-практическая конференция / Материалы II Международной научно-практической конференции. г. Томск, 26 февраля, 2021.

Мигунова К.Р., Завьялова С.В. Автоматизация и развитие ОАО "РЖД". С. 44-47Самарцев Д.В., Завьялова С.В. Любым процессом нужно управлять. С. 238-243Самарцев Д.В., Завьялова С.В. Моя история о...