Роль классного руководителя (куратора) в формировании ЗОЖ студентов.
материал

Долматова Наталия Владимировна

При современной жизни и постоянной занятости родителей, мало кто может похвастаться правильным физическим, психическим и нравственным воспитанием своего ребенка. И вот наступает момент, когда подросток, закончив 9 классов, идет учиться в колледж.

Годы пребывания в колледже являются главным этапом формирования личности будущих специалистов, которые через несколько лет будут составлять основу нашего государства. А здоровье выступает как ведущий фактор, определяющий не только гармоничное развитие личности студента, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_kl.ruk_._kuratorav_formirovanii_zozh_studentov.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

16 декабря 2020год.

Роль классного руководителя в формировании ЗОЖ студентов.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Современное состояние общества предъявляет новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.

Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за    100 %, то состояние здоровья лишь на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % - от наследственных факторов, на 20 % - от состояния окружающей среды. А остальные 50 % зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

При современной жизни и постоянной занятости родителей, мало кто может похвастаться правильным физическим, психическим и нравственным воспитанием своего ребенка. И вот наступает момент, когда подросток, закончив 9 классов, идет учиться в колледж.

Годы пребывания в колледже являются главным этапом формирования личности будущих специалистов, которые через несколько лет будут составлять основу нашего государства. А здоровье выступает как ведущий фактор, определяющий не только гармоничное развитие личности студента, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности.

Значительная часть дня подростков связана с учебой, поэтому педагоги  несут за них ответственность

Анализ результатов общероссийской диспансеризации свидетельствует о том, что эта возрастная группа может быть охарактеризована как критическая: распространение инфекционных заболеваний, ВИЧ-инфекции,  стремительно среди подростков увеличиваются так называемые "болезни поведения”, в том числе: алкоголизм, табакокурение, наркомания, токсикомания, сексуальная распущенность, наблюдается увеличение числа убийств и самоубийств  среди несовершеннолетних. Причем постоянно снижается возраст приобщения детей к алкоголю, наркотическим и токсическим веществам.

Как научить студентов чувствовать личную ответственность за своё здоровье? Как их вовлечь в работу по изучению проблемы здоровья и здорового образа жизни?

Вот здесь  очень важна роль классного руководителя     ( или куратора). Уже на первом курсе классный руководитель, который является главным лицом, наставником для студентов должен создать чёткую мотивацию на здоровый образ жизни, которая на протяжении 4 лет учёбы на основе принципа последовательности формирует систему взглядов, отношений и практических действий студентов, направленных на сохранение и укрепление своего здоровья. Необходимо отметить, что методы работы кл/рук на первом курсе существенно отличаются от методов работы на последующих курсах обучения студентов. Ведь первокурсники – это недавние школьники, которые еще не привыкли к колледжным требованиям, а многие из них, и к жизни вдали от родителей. Не так просто осуществить переход от жизни с родителями в родных стенах своей квартиры, к жизни в трех- и даже четырехместных комнатах снятой квартиры, привыкать к нравам и поведению совершенно незнакомых людей. Здесь встали на повестку дня и вопросы питания, личной гигиены, отдыха и подготовки к занятиям. Помочь такой адаптации - важная задача  кл.рук.. В поле зрения его работы должны входить все вопросы, связанные с жизнью студента-первокурсника. Кл.рук. должен знать каждого студента своей группы, его культурный уровень, его способности к освоению той или иной дисциплины, и при необходимости оказывать всестороннюю помощь

Классный руководитель должен индивидуально походить к каждому студенту, учитывая его особенности, тогда у учащихся возникнет больше положительных эмоций, которые играют немаловажную роль для здоровья. Надо создавать в группе условия для эмоциональной, увлекательной, насыщенной деятельности, учитывать темперамент каждого подростка, при этом студенты учатся общаться и находить друг с другом общий язык. Проводить, наряду со спортивными мероприятиями, где студенты показывают свою физическую подготовку, учатся сопереживать и работать в команде, и мероприятия воспитательного характера. Надо рассказывать на классных часах о вредных для здоровья привычках, таких, как курение, употребление алкогольных напитков, энергетических напитков, курительных смесей, наркотиков. Подростки должны знать, что даже от употребления обычной сладкой газировки, если пить ее регулярно, начинается ускоренное старение клеток и укорачивается жизнь.

Я уже отметила, что здоровье, это не только физически развитое тело, но и духовно богатая душа. Для так называемого «здоровья души», надо воспитывать у студентов доброту, отзывчивость, умение сопереживать, умение дружить, жить и работать в коллективе. Надо стараться видеть в них, как можно больше хороших качеств, стараться отметить их и развить. Воспитание происходит только в условиях духовной общности. Любовь воспитывается любовью. Личность воспитывается личностью. Радость -радостью, доброта -добротой, честность- честностью, благородство -благородством.

 Чем больше студенты будут принимать участие в культурно-воспитательных мероприятиях, тем больше шансов достучаться до их душ и тем самым увеличить эмоциональную взаимосвязь друг с другом и с классным руководителем, что приводит в возникновению положительного климата в группе.

В возрасте 15-17лет формируется физический потенциал молодого человека, и мы с вами должны приложить максимум усилий, чтобы не упустить этот момент в жизни подростка. Кроме занятий физкультурой, надо привлекать учащихся к занятиям в спортивных секция, коллективных играх, ходить с ними в туристические походы, принимать участие в мероприятиях различного уровня, начиная с группы, внутриколледжных, районых, городских, областных и Всероссийских. Только таким образом можно воспитать здоровое поколение.

Умение заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, а так же индивидуальное здоровье студента зависит от многих факторов:

  • Культура здоровья родителей;
  • Культура здоровья коллектива;
  • Культура здоровья педагога;
  • Валеологический подход к учебному процессу;
  • Оздоровительная работа в учебное и внеучебное время.

Кроме всего прочего,  классному руководителю надо разъяснять, родителям как лучше общаться с детьми, какие выбирать методы общения, не жесткое авторитарное воспитание, которое приводит к раздражительности, нервозности, тем самым мешая контакту с подростком, пониманию друг друга, разрушая нервную систему подростка, а уважительное, доверительное отношение, способствующее сближению. Воспитать ребенка здоровым можно только в семье с благоприятным психологическим климатом. Таким образом, мы можем сказать, что важнейшую роль в сохранении и укреплении здоровья играет слаженное взаимодействие педагогов и  родителей .

Важная задача классного руководителя  – систематизировать знания студентов  о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки модели поведения в обществе.

       Я сейчас немного расскажу о своей работе, как кл.рук-ля   по формированию ЗОЖ у студентов моей группы. Я являюсь кл. рук 25 группы 2 курса отделения Физическая культура. В прошлом году мои дети поступили к нам в колледж. Самый первый классный час был посвящён орг. вопросам по организации уч. процесса, распорядку дня, Уставу, вопросам поведения, приезжим ребятам я рассказала, как и чем правильно питаться, когда ложиться спать, когда делать уроки, как соблюдать личную гигиену. и тд., а вот 2 классный час у нас был тематическим и  назывался «Похитители здоровья» о вреде курения, употребления спиртных напитков и наркотиков. Ребята сами  сделали презентации , после просмотра которых было обсуждение темы.

 Студентов своей группы я привлекала и привлекаю ко всем мероприятиям, проводимым колледжем, городом и областью: так они принимали участие во всех спортивных соревнованиях, конкурсах, семинарах, викторинах,  олимпиадах и др мероприятиях различного уровня : (внутри колледжа) – Посвящение в студенты, где мы показали всей группой флешмоб;  в рамках Недели физической культуры в соревнованиях на Призе первокурсника по лёгкой атлетике, волейболу, стрит-болу, н/теннису, шахматам;   наша группа принимала активное участие в фестивале, посвящённом Дню народного единства «В единстве наша сила», где представила национальный армянский танец Шалохо, подобие лезгинки, пели песню на армянском языке и пекли национальные сладости; в соревнованиях по волейболу, посвящённых  95-летнему  Юбилею колледжа и 10-летнему Юбилею отделения Физическая культура среди сборных команд СОПК,  СТОТ и сборной команды преподавателей; в феврале  в рамках НЕДЕЛИ БЖ совместно со СТОТ мы провели  военно-спортивный праздник «Один день в Армии», на котором  парни показали свою силу, ловкость, выносливость, сноровку и умение ходить строем, разбирать-собирать  автомат и на скорость одевать костюм химзащиты;  редколлегия нашей группы, выпускает стенгазеты к каждой дате и мероприятиям, так мы принимали участие в конкурсе плакатов «Нет наркотикам!», «Стоп, СПИД!!!», «Мы за здоровый образ жизни»; «Действия населения при эвакуации» и др;

в городских и областных мероприятиях: в рамках городской Спартакиады ПОО студенты моей группы входили и входят в состав всех сборных команд по различным видам спорта и принимают активное участие во всех соревнованиях по футболу, волейболу, баскетболу , шахматам, лёгкой атлетике, настольному теннису  и лыжным гонкам;

С помощью специалиста по технике безопасности мы проводим постоянно инструктажи со студентами  по ПДД, о безопасности на водоёмах в зимний период, о безопасной среде обитания и передвижении по улицам города  в зимний период и  о поведении  при большом скоплении народа, по поведению и действиям при пожаре…

Активное участие студенты моей  группы принимают  в волонтёрском движении , дежурстве по колледжу и в различных хозяйственных работах.

Так же они заняты во всех спортивных секциях, которые есть в колледже, кружках и творческих коллективах, участвуют во всех концертах, фестивалях и других мероприятиях, где поют, танцуют, читают стихи.

Я, как кл. руководитель, стараюсь по максимуму задействовать их свободное  от учёбы время, чтоб не было времени дурные и вредные занятия. Постоянно держу связь с родителями, ежедневно переписываюсь по Вайберу , либо перезваниваюсь с ними, обмениваемся разной информацией.

Как видите, работа ведётся, работа большая. Планов и задумок очень много, но, к сожалению, эпидемиологическая обстановка в данный момент многие планы срывает, но мы не отчаиваемся и надеемся, что скоро это закончится,  всё вернётся в нормальное русло, и работа продолжится не в дистанционном режиме, а очно. Так завтра у нас состоится классный час , на который я пригласила полицейского из наркоконтроля, который проведёт беседу с ребятами .  

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в адаптации первокурсника

В начальный период обучения студенты сталкиваются с новыми для них условиями: социально-педагогическими, психолого-педагогическими, дидактическими. Процесс, в ходе которого происходит переоценка...

Роль классного руководителя в процессе обучения

Классное руководство - классно или ужасно?...

Роль классного руководителя в процессе обучения

Классное руководство - классно или ужасно?...

Роль классного руководителя в воспитании студентов колледжа (из опыта работы)

Статья о возрастании роли классного руководителя в процессе обучения и воспитания в педагогическом колледже....

План воспитательной работы классного руководителя (куратора) на 2016 – 2017 уч. год

План воспитательной  работы классного руководителя (куратора) на 2016 – 2017 уч. годгруппы 3 ДСпециальность - лечебное делоПрофессия  - фельдшер...

Роль классного руководителя в становлении коллектива группы и личности каждого отдельного студента.

Выступление из опыта работы на методическом объединении классных руководителей и мастеров производственного обучения...

Роль классного руководителя в адаптации студентов

Не сразу все становятся большими, хотя мечты и желания стать самостоятельными приходят в наши головы еще в школьном возрасте. Кажется, что взрослым можно все: принимать решения, не спрашивать совета, ...