Подготовка наставников на производстве и повышение квалификации педагогов СПО
статья

Тихомирова Наталья Владимировна

В статье "Подготовка наставников на производстве и повышение квалификации педагогов СПО" говорится об опыте Санкт-Петербургского государственного  бюджетного профессионального образовательного учреждения "Колледж судостроения и прикладных технологий" внедрения системы наставничества. Акцент ставится на подготовке наставников по форме "Работодатель-обучающийся".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_nastavnikov_na_proizvodstve.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

образовательное учреждение

Колледж судостроения и прикладных технологий

Подготовка наставников на производстве и повышение квалификации педагогов СПО

Н.В.Тихомирова

Ресурсный центр Колледжа судостроения и прикладных технологий второй год реализует инновационную образовательную программу «Разработка организационно-методической модели внедрения наставничества в колледже и на предприятии в практику подготовки кадров по программам среднего профессионального образования».  

Для обучения наставников нами были разработаны дополнительные профессиональные программы повышения квалификации по трем формам наставничества «Преподаватель-преподаватель», «Работодатель-обучающийся» и «Обучающийся-обучающийся», которые с этого года реализуются в рамках инновационной образовательной программы.

Сегодня я хочу остановиться на подготовке наставников по форме «Работодатель-обучающийся».

Для реализации дополнительной профессиональной программы мы:

  1. Создали рабочую группу для разработки указанной программы;
  2. Определили цели и задачи обучения;
  3. Сформировали содержание обучения;
  4. Определили необходимые условия реализации это дополнительной профессиональной программы.

Прежде всего хотелось бы определить круг потенциальных наставников на производстве. Изучив положения о наставничестве на предприятиях, наших социальных партнерах, мы сделали вывод, что наставником на предприятии должен быть неравнодушный профессионал с большим опытом работы и высокой квалификацией, имеющий активную жизненную позицию и обладающий развитыми коммуникативными навыками, умеющий относиться к обучающемуся как к равному и потенциально будущему коллеге.

Миссия наставника на производстве заключается в создании условий для личностно-профессионального развития обучающихся, их самостоятельности и ответственности в работе. Необходимым условием успешной работы наставника является его непрерывное профессионально-личностное развитие, т.к. в процессе педагогического общения наставнику необходимо грамотно воздействовать на мотивацию и поведение обучающихся, используя набор определенных методов и приемов, владеть методикой профессионального обучения. Решению этих задач способствует получение наставником психолого-педагогических и методических знаний при освоении программы повышения квалификации. Поскольку в системе СПО производственная практика является одним из важнейших элементов образовательной программы, то при ее организации ведущую роль играет именно наставник, который должен знать:

1. Особенности организации образовательного процесса, а именно:

- Образовательный процесс должен строиться на основе принципов единства формирования общих и профессиональных компетенций;

- Для предоставления обучающемуся необходимых ресурсов для развития и формирования ОК и ПК должна создаваться образовательная среда, составной частью которой является корпоративная культура предприятия, которая также способствует профессионально-личностному росту обучающихся.

- Выстраивание образовательного процесса, который должен состоять из следующих этапов: целеполагание, планирование, реализация, анализ и рефлексия;

- Определение стратегии общения. Всем понятно, что грамотно выстроенные отношения между наставником и обучающимся, основанные на принципах взаимного уважения, развивают самостоятельность и творческую активность как обучающегося, так и самого наставника, способствуют выработке у них собственного стиля деятельности, свободного от подражания кому-либо.

2. Составление наставником общей дидактической схемы занятия, определяющей основные его этапы:

- Постановка задачи (выполнение задания, предусмотренного программой производственной практики);

- Выработка алгоритма выполнения данного задания совместно с обучающимся;

- Выбор средств для выполнения задания;

- Выполнение задания;

- Самооценивание;

- Внешнее оценивание и анализ.

Содержание пунктов этого раздела может меняться в зависимости психо-физических особенностей обучающегося.

3. Учет возрастных особенностей обучающихся. Дело в том, что молодое поколение не такое как мы. Они не воспринимают большую часть наших посылов как значимых для себя. Для них требуется специальная мотивация, закрепленная как на вербальном, так и на невербальном уровне, поэтому педагогическое общение должно включать в себя словесный (вербальный) и бессловесный (невербальный) компоненты.

4. Разрешение конфликтов. Знакомство с основными приемами преодоления трудностей в процессе обучения: работа с возражениями и сопротивлением.

5.  (Несколько слов о воспитательном аспекте наставничества) При общении наставника от производства с обучающимся, первый должен помнить, что последовательность и систематичность выполнения работ носит еще и воспитательный характер. Так формируется самостоятельность и ответственность в работе, происходит развитие общих компетенций, поэтому необходимо требовать от обучающихся неукоснительного выполнения разработанного наставником алгоритма.

При этом очень важно вовремя прийти на помощь обучающемуся, уметь предупредить ошибки, чтобы они не стали привычкой; вовремя усложнить задание, если определенная степень сложности уже не представляет труда для обучающегося, чтобы мотивировать его работу, предотвратить «зазнайство».

Также наставнику на производстве необходимо помнить, что подбор работ для обучающихся должен соответствовать следующим требованиям:

- работы соответствуют целям (результатам) обучения;

- они типичны для профессии, специальности;

- они разнообразны: способствуют применению умений, знаний, развитию компетенций в различных условиях, в том числе и нестандартных;

- работы направлены на совершенствование умений, знаний, компетенций, помогают осваивать новые методы деятельности, передовые технологии;

- время выполнения работ постепенно приближаются к реальному, требующемуся в профессиональной деятельности.

Существует закономерность: мотивация обучающихся зависит от собственной мотивации наставника. Практика показывает, что главный мотивирующий фактор – увлеченность самого наставника, его профессиональные интересы, его вовлеченность в процесс познания как таковой, искренняя заинтересованность в личностном развитии и профессиональном становлении обучающегося.

6. Отдельно стоит остановиться на обратной связи и рефлексии. Обратная связь должна содержать оценку действий обучающегося.  Рефлексия закрепляет корпоративную культуру и является важным навыком наставника. И здесь важно, чтобы система контроля достигнутых результатов не превратила творческий труд наставника в бюрократическую рутину. Как говорит теория мотивации, контроль должен разгонять лень, но не вгонять в стресс.

Итак, подводя итог вышесказанному, обобщу задачи, поставленные перед наставником на производстве:

  1. Помощь обучающимся в раскрытии и оценке своего личного и профессионального потенциала;
  2. Повышение осознанности в вопросах выбора профессии, самоопределения, личностного развития, формирования ценностных и жизненных ориентиров;
  3. Развитие лидерских, организационных, коммуникативных навыков и метакомпетенций;
  4. Помощь в приобретении опыта и знакомство с повседневными задачами внутри профессии.

Для успешной реализации поставленных задач нами и была разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации наставников на производстве, рассчитанная на 24 часа, включающая в себя такие занятия, как «Роль наставничества», «Специфика обучения наставляемых», «Коммуникация как инструмент наставничества»,  «Постановка целей и задач наставляемым», «Формирование трудовых навыков».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методическая неделя как форма повышения квалификации педагогов: проблемы, совершенствование форм проведения"

Статья "Методическая неделя как форма повышения квалификации педагогов:проблемы, совершенствование форм проведения"...

"Методическая неделя как форма повышения квалификации педагогов: проблемы, совершенствование форм проведения"

Статья "Методическая неделя как форма повышения квалификации педагогов:проблемы, совершенствование форм проведения"...

Самообразование как необходимое условие повышения квалификации педагога

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели...

Система повышения квалификации педагогов дошкольного образовательного учреждения

В современных условиях, когда увеличивается количество детей, имеющих проблемы в психическом развитии, когда сам образовательный процесс нередко становится фактором риска, способствуя нарушению психич...

4.1.1.Результаты повышения квалификации педагогов по профилю педагогической деятельности

4.1.1.Результаты повышения квалификации педагогов по профилю педагогической деятельности...