Самообразование как необходимое условие повышения квалификации педагога
статья

Московченко Наталья Анатольевна

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.

Профессионализм педагога рассматривается сегодня как условие достижения современного качества образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-samoobrazovanie_kak_neobhodimoe_uslovie.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование как необходимое условие

повышения квалификации педагога

Н.А.Московченко

ГБПОУ ВО Калачеевский аграрный техникум              KATvrn.ru

Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования.

Н.А. Рубакин

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.

Профессионализм педагога рассматривается сегодня как условие достижения современного качества образования.

Профессиональное становление педагога — сложный, многоплановый процесс вхождения человека в профессию, характеризующийся неоднозначным вкладом личностного и деятельностного компонентов при ведущей роли личности педагога.

Формирование и совершенствование всех элементов педагогического мастерства, достижение уровня профессиональной компетентности возможно только в процессе саморазвития личности преподавателя.  

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью. С.И. Ожегов определяет самообразование как «приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».

Неоспоримо, что уровень подготовки педагога должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования преподавателя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

Самообразование - одна из  форм  повышения  профессионального мастерства педагога. Посредством самообразования повышается качество преподавания предмета, осуществляется готовность к педагогическому творчеству, прослеживается профессиональный и карьерный рост, создается имидж современного преподавателя.

Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации:  в учебных заведениях - очное, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары. Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. В этих условиях наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности».

Очень важно создать условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования.  Отношение к повышению квалификации влияет на карьеру и профессионализм.

Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности: знакомство с педагогической и методической литературой; самообразовательная  работа над докладом; обзор в Интернете информации; посещение семинаров,  конференций, уроков коллег; дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами; систематическое прохождение курсов повышения квалификации; проведение открытых занятий и их анализ; участие в профессиональных конкурсах.

Обобщение и распространение собственного опыта (статьи, доклады, мастер-класс) максимально приближает процесс аттестации к повседневной практической деятельности, следовательно, экономит время и силы при подготовке к последующей аттестации.

Самостоятельная работа по самообразованию позволяет  педагогу повысить свой профессиональный уровень: пополнить свой методический багаж, моделировать и прогнозировать образовательный процесс; найти новые нестандартные подходы в работе с ребятами; раскрыть творческий потенциал. А это, в свою очередь, будет влиять на результативность педагогической деятельности в целом.

Саморазвитие педагога может характеризоваться разными уровнями: 
- первый уровень – остановившееся саморазвитие, когда педагог проявляет положительное отношение к своей профессиональной деятельности и осознает ее значимость, но у него отсутствует внутренняя мотивация к саморазвитию; он не испытывает потребности в самоанализе, и самооценке собственной профессиональной деятельности и ее результатов; профессиональные функции выполняет в основном по стандарту;
- второй уровень – достаточное саморазвитие, характеризующийся высокой оценкой педагогом значимости собственной педагогической деятельности и проявлением потребности в творческом саморазвитии;

- третий уровень – активное саморазвитие, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах педагога осознанную ценность. Педагог осознает и принимает творческое саморазвитие как личностно значимую и ценностно-целевую установку; проявляет активность и самостоятельность в деятельности по саморазвитию, способен реализовать свой творческий потенциал.

В педагогических трудах по повышению квалификации самообразование признано одной из наиболее динамичных форм повышения уровня специалиста. Самообразование более эффективно по сравнению с другими формами обучения, поскольку знания и опыт, полученные самостоятельно путем собственных познаний, ошибок становятся преобразователем личности на пути к совершенствованию.

Поддерживаю мысль А. Айзенберга о том, что «самообразование может развиваться при соблюдении двух условий: наличии потребности в самообразовании и определенной ситуации для ее удовлетворения». Потребности в самообразовании у каждого педагога свои, специфические, так как на них влияют различные факторы, а именно: структура личности, интересы, научная, психолого-педагогическая и специальная подготовка, общеобразовательный уровень; педагогический опыт.

Мне кажется, что самообразование педагога будет эффективным, когда реализуется потребность личности в саморазвитии, педагог умеет оценить себя, владеет способами самопознания и самоанализа, готов к изменениям. Также важна программа самообразования, которая включает общеобразовательное, предметное, научное, психолого-педагогическое и методическое направления.

В наше время утверждение К. Д.Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, приобретает особое значение. А.Дистервег писал, имея в виду учителя: "Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием".

Способность "делать себя" в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатство духовной жизни и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни, стало острейшей потребностью дня.

Сложившаяся в современном мире социально-экономическая ситуация характеризуется тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе и образование, стремительно развиваются за счет внедрения различных инноваций. И человеку в такой ситуации предстоит быть не только исполнителем в их осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов.

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Каждый педагог знает, что жизнь в современном мире требует умения перестраиваться, быть открытым по отношению к развивающейся ситуации. Для педагога, призванного живо реагировать на социальные изменения, нежелание движения означают полное или частичное выпадение из профессионального поля.

 И сегодня готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях очень важна для каждого педагога.

Прежние устои, где организованное, систематическое самообразование осуществлялось в основном во всевозможных курсах, кружках, оказываются недостаточными. Их место все больше и больше заполняет самостоятельная работа каждого человека над различными источниками получения знаний лишь при небольшой консультации специалистов той или иной области науки и практики.

 Литература:

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 91г.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 91г.

3. Герасимов Г.И., Илюхина Л.В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. – Ростов н/Д, 99г.

4. Иванов Д.А. Экспертиза в образовании. - М.: ACADEMIA, 08г.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 96г.

6. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. – Волгоград «Учитель», 06г.

7. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. – М.: 89г.

8. Мещанкина Л.В. В мире мудрых мыслей.

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/10/v-mire-mudrykh-mysley-vyskazyvaniya-izvestnykh-lyudey-o 

9.Статья «Компетенция и компетентность».

http://epo.ucoz.com/index/kompetencija_i_kompetentnost/0-7 

10.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка 
(онлайн версия).
http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-30825.htm

11. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/100/4898/

12. http://www.b17.ru/article/7037/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методическая неделя как форма повышения квалификации педагогов: проблемы, совершенствование форм проведения"

Статья "Методическая неделя как форма повышения квалификации педагогов:проблемы, совершенствование форм проведения"...

"Методическая неделя как форма повышения квалификации педагогов: проблемы, совершенствование форм проведения"

Статья "Методическая неделя как форма повышения квалификации педагогов:проблемы, совершенствование форм проведения"...

Система повышения квалификации педагогов дошкольного образовательного учреждения

В современных условиях, когда увеличивается количество детей, имеющих проблемы в психическом развитии, когда сам образовательный процесс нередко становится фактором риска, способствуя нарушению психич...

Подготовка наставников на производстве и повышение квалификации педагогов СПО

В статье "Подготовка наставников на производстве и повышение квалификации педагогов СПО" говорится об опыте Санкт-Петербургского государственного  бюджетного профессионального образоват...