Тема 1.2. Законность, правопорядок, правомерное поведение
презентация к уроку
Тема 1.2. Законность, правопорядок, правомерное поведение
Продолжительность занятия: 90 минут.
Вид занятия: теоретическое занятие
Тип занятия: изучение нового материал.
Цель: раскрыть понятие правового поведения, правопорядки и законность, выделить основные признаки правового поведения, рассмотреть состав правового поведения.
Задачи:
Образовательная:
- формирование представления у обучающихся о правовом воспитании, правопорядке и законности;
- формирование представления о признаках правового поведения;
- формирование собственного взгляда о правовом поведении и его структуре.
Развивающая:
- развитие у обучающихся познавательного интереса к обществознанию и праву, в частности;
- развитие у обучающихся творческих способностей.
Воспитывающая:
- формирование у обучающихся научного мировоззрения о правовом воспитании;
- формирование навыков и умений работать в коллективе.
План урока
1. Организационный момент (сообщение темы и цели урока).
2. Изучение нового материала:
1. Законность как состояние в правовом регулировании
2. Правопорядок как цель и результат правового регулирования общественных отношений;
3. Гарантии законности и правопорядка;
4. Правомерное поведение: понятие, виды, мотивы;
3. Закрепление изученного материала.
4. Домашнее задание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_1.2._zakonnost_pravoporyadok_pravomernoe_povedenie.ppt | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое право? Перечислите и раскройте признаки права. Дайте определение формы (источника) права. Какие виды источников (форм) права вы знаете? Какой обычай называется правовым? Что такой нормативно-правовой акт? Что такое правовая норма? Какие виды правовых норм вам известны? Вспомним ранее изученное…
Понятие «законность» Принципы законности Понятие «правопорядок» Гарантии законности и правопорядка Правомерное поведение: понятие, виды, мотивы Содержание учебного материала
1. Понятие «законность » Государство и право неразрывно связаны, они тесно взаимодействуют и дополняют друг друга. Однако неправильно считать, что законность возникает одновременно с появлением государства, права, законов. Понятие «законность» несводимо к понятию «закон», использование всех средств для поддержания законов, еще не создает режима законности.
Примером отсутствия законности при существовании государства и законов может быть СССР в годы сталинского тоталитаризма.
Законность – это не только наличие законов и специальных государственных средств их обеспечения, но и строгое и неуклонное исполнение законов, всем органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами и гражданами
Но является ли данное определение полным? Можно ли говорить о законности, если предписания законов соблюдаются всеми без исключения и не противоречат друг другу?
Известно, что партийные функционеры, судьи, чиновники, врачи, коменданты концлагерей в фашистской Германии четко соблюдали и приводили в действие государственные законы, среди которых было огромное количество антигуманных (например, закон о расовой чистке)
Законы, существовавшие в фашисткой Германии, нельзя назвать правовыми, здесь мы имеем дело не с законом, а с произволом, облеченным в форму закона
Закон превращается в закон в том случае, если в его основе лежит формальное юридическое равенство людей и справедливость. Законность – это не соблюдение закона вообще, а соблюдение только правового закона
Законность – это строгое и неуклонное исполнение правовых законов всеми субъектами права. Правовое государство + Правовой закон = Законность
Такое определение подкреплялось цитатой из работы В.И. Ленина «О двойном подчинении и законности» о том, что законность не может быть ни рязанской, ни калужской, она может быть только всероссийской.
2. Принципы законности Принципы законности — это обусловленные характером формирования и функционирования правовой системы исходные положения, которые лежат в основе реализации правовых предписаний и в основе требований к поведению субъектов правовых отношений.
Верховенство законности (обеспечивает иерархическую стройность системы нормативных актов); 2. Единство законности (на всей территории страны вне зависимости от местных условий правовые нормы понимаются и применяются одинаково); 3. Всеобщность законности основанный на равенстве всех перед законом (нормы закона должны соблюдаться всеми физическими лицами вне зависимости от расы, пола, цвета кожи, языка, вероисповедания, социального и должностного положения, благосостояния и всеми юридическими лицами); 4. Целесообразность законности (способствует достижению целей государства и общества, которые выражаются в праве, в законе);
5. Равенство перед законом (предоставление одинаковых прав и предъявление единых требований ко всем гражданам); 6. Гарантированность основных прав и свобод граждан (всеобщая защита индивида и необходимость обеспечения приоритета общегуманитарных ценностей); 7. Принцип неотвратимости ответственности (соблюдение этого принципа является одной из самых эффективных мер, которая может удержать человека от совершения правонарушения; принцип способствует соблюдению законов всеми субъектами права); 8. Взаимосвязь законности и культурности (характеризует нравственную природу законности; без достижения определённого уровня правовой культуры всеми субъектами права, населением страны в целом, невозможно обеспечить должный уровень законности).
3. Правовой порядок (правопорядок) Если законность – это точное и неукоснительное соблюдение законов всеми субъектами права, то правопорядок – это система отношений, охраняемых, защищаемых и регулируемых правом.
Общественный правопорядок - сложившая в обществе система отношений между людьми, правил взаимного поведения, регулируемых действующим законодательством Правопорядок - это состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм.
Связь между законностью и правопорядком является причинно-следственной: если субъекты права неукоснительно соблюдают все нормы права, то, следовательно, в данном государстве существует правопорядок. При несоблюдении законов отсутствует и правопорядок.
Правопорядок возможен только при соблюдении ряда условий : - наличие правовой культуры членов общества - наличие развитого законодательства, в основе которого положены права человека - наличие судебной системы, независимой от других ветвей власти и др.
4. Гарантии законности и правопорядка Под гарантиями понимаются объективные и субъективные факторы, условия и предпосылки, обеспечивающие укрепление законности и правопорядка или способствующие этому (это не одна какая-то мера, а целая система различных мер ). экономические гарантии политические гарантии идеологические гарантии общественные гарантии организационные гарантии
Таким образом, законность и правопорядок являются необходимыми условиями общественной стабильности и прогресса
5. Правомерное поведение: понятие, виды, мотивы Правомерное поведение — это законопослушное поведение, соответствующее предписаниям правовых норм. Особенности правомерного поведения заключаются в том, что оно: общественно полезно; выражает и реализует свободу воли человека; удовлетворяет интересы и потребности как самого индивида; обеспечивает необходимый правопорядок в обществе; связано с позитивной ответственностью личности.
В состав правомерного поведения входят следующие элементы: 1) субъект (праводееспособное лицо); 2) объект (общественно полезный результат); 3) объективная сторона (действия либо бездействие, не противоречащее праву); 4) субъективная сторона (позитивные цели, мотивы, установки).
В зависимости от отношения субъекта права к своему поведению, его мотивации различают следующие виды правомерных действий: 1) социально активное правомерное поведение; 2) законопослушное поведение; 3) пассивное правомерное поведение; 4) маргинальное поведение.
Подведем итоги изучения темы занятия: Дайте краткие определения законности и правопорядка. В чем заключаются различия между понятиями "правопорядок" и "общественный порядок"? Каковы гарантии законности и правопорядка, их виды, значение? Что понимается под правомерным поведением? Назовите основные виды и мотивы правомерного поведения.
Домашнее задание: 1. Повторить пройденный материал. 2. Подготовиться к опросу. 3. Выполнить задание: назовите любые три характерных признака правомерного поведения и проиллюстрируйте их примерами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе по рассказу А.Платонова «Юшка». 7-й класс ТЕМА: «Жить по законам человечности»
Данный урок разработан для выявления нравственной стороны жизни человека. Учитель вместе с учениками составляют характеристику главному герою, выявляют, почему окружающие жестоки....
Презентация по дисциплине право по теме "Порядок вступления законов в силу"
Слайдовое сопровождение урока по дисциплине право...
Тест по теме « Морфология и законы правописания и словоупотребления»
Тест по теме « Морфология и законы правописания и словоупотребления» предназначен для проверки знаний обучающихся1 курсов по теме "Морфология"...
Презентация по физике на тему: "Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада"
Презентация на тему "Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада" подготовлена для обучающихся 1 курса и используется на уроках физики. Презентация соответствует утверждённому ми...
Творческая лаборатория по теме «Графическое изучение закона Ома для полной цепи »
Цели урока:дидактические – создать условия для усвоения нового учебного материала, используя исследовательский метод обучения;образовательные - формировать понятия о ЭДС, внутреннем сопротивлени...
Тема 1.2. «Законность, правопорядок, правомерное поведение»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеДепартамента здравоохранения города Москвы«Медицинский колледж № 5»Обособленное подразделение №2...
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: «Конституция – основной закон государства»
Разработка внеклассного мероприятия направлена на проведения классного часа в рамках патриотического воспитания....