Тема: «Влияние речевого развития на успеваемость ребенка в школе»
статья

Ашхотова Мария Юрьевна

Влияние речевого развития на успеваемость ребенка в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_sovet1.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Влияние речевого развития на успеваемость ребенка в школе»

Подготовила: учитель-логопед Ашхотова М.Ю.

В последние годы в школу приходят дети, имеющие массу физиологических, психологических и речевых проблем. Самую многочисленную группу детей школьного возраста сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии. На момент поступления в школу около трети всех детей имеют нарушения речи разной этиологии,  характера и степени выраженности, которые обусловливают ограничения в их социализации.  Патология речи оказывает негативное влияние на познавательную деятельность в целом, и на формирование личности в том числе.

В школу приходят дети с различными нарушениями устной речи: нарушением звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя и связной речи. А поскольку нарушения и недоразвития устной речи влияют на формировании письменной речи, то следствием является неуспеваемость обучающихся по русскому языку и чтению. В результате у данной категории детей на письме появляются многочисленные дисграфические и орфографические ошибки: пропуски, вставки, перестановки букв или слогов, нарушения структуры слов и границ предложений, неверное написание предлогов и приставок и т. д. Кроме того, к нарушению письменной речи приводит недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений. Это проявляется в замене графически сходных рукописных букв или в неправильном расположении элементов букв.

Нарушения чтения и письма оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психического развития ребенка.

Чтобы предупредить негативные последствия в образовательном процессе и преемственность в работе не терялась, учителям необходимо:

  • Обращать особое внимание на детей с нарушениями устной и письменной речи.
  • Осуществлять индивидуальный подход к ребенку – логопату на фоне коллективной деятельности. Использовать индивидуальные карточки, тесты, зрительные и слуховые предупредительные диктанты, выборочные и объяснительные диктанты, творческие диктанты, метаграммы ( загаданное слово узнается с помощью замены одного звука другим), анаграммы (слова разгадываются путем перестановки звуков или букв) и логогрифы (загаданное слово узнается путем прибавления или отбрасывания звука или слога) и т.д.
  • Развивать умение видеть ошибки у других детей. Опираясь на такое сравнение, ученик постепенно учится самостоятельно находить свои ошибки и исправлять их. По возможности как можно чаще давать такие задания на уроках.
  • Внимательно и осторожно оценивать работу ученика с нарушением речевого развития. Ребенок может хорошо знать орфографические правила и в устной речи умеет их употреблять, но в письменной – нет.
  • Учитывать речевые возможности ученика при устных ответах.

У многих школьников с недоразвитием речи наблюдаются недостатки памяти, причём они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь у учащихся ограничен объём памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного материала, так и (особенно) словесного, что не может не сказываться на успеваемости.
Между тем по мере взросления ребёнка на первый план всё больше выступает произвольная память, реализующаяся как особая форма деятельности. Без достаточного уровня развития произвольной памяти невозможно полноценное обучение, поскольку учебный процесс опирается преимущественно на эту форму памяти.

Еще одним признаком, характеризующим ребенка с нарушением речи, является соматическая ослабленность и замедленность в развитии локомоторных функций. Таким детям присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов.

Урок физической культуры, необходимо выстраивать так, чтобы дети из молчаливых слушателей превратились в активных участников учебного процесса. Вот почему надо стремиться овладеть навыком передачи учащимся кратко, несколькими фразами сути задачи или ситуации и постоянно ненавязчиво включать обучающихся в работу по развитию речи.

Словарный запас учеников увеличивается при знакомстве со специальной спортивной терминологией (аут, упоры, сед, вбрасывание, шеренга, колонна, метание и т.д.). Но обязательно и искоренение жаргонных спортивных слов и выражений, засоряющих речь (классно, обалденно, сделай его).

На уроках физической культуры можно предложить детям вспомнить какую-то игру или физическую связку-упражнение: один ученик рассказывает её содержание, другой перечисляет правила. Развиваются самостоятельность и активность. Коллективное обсуждение и выставление оценок после анализа действия каждого ученика оттачивают у воспитанников умение конкретно формулировать свое мнение и соблюдать меры тактичности и доброжелательности.

Подача команд вслед за учителем (воспитанники повторяют команды на выполнение передвижений, перестроений, общеразвивающих упражнений, стараясь воспроизводить интонации и ритм произношения, правильно и четко отдавать распоряжения). Для активного включения учащихся в разговор можно применять групповой анализ поведения участников прошедших соревнований.

Так же развитие речи воспитанников возможно путём оречевления производимых действий. Например, прежде чем выполнить какое-либо упражнение или задание, нужно рассказать алгоритм выполняемых действий: «Встать прямо, согнуть ноги в коленях, прямые руки отвести назад, с силой оттолкнуться и прыгнуть вперёд».

В результате проводимой работы по развитию речи на уроках физической культуры у учащихся развивается словарный запас и грамматический строй речи, повышается уровень коммуникативных навыков.

У учащихся, имеющих недоразвитие речи, наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий.

В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции предложений. Учащиеся допускают много ошибок в согласовании числительных с существительными.

Непонимание смыслового значения математических терминов вызывает затруднения в уяснении содержания задачи в целом, установлении связей и отношений между цифровыми данными, что часто приводит к ошибкам в ее решении.

В следствии чего, главной причиной, препятствующей пониманию математического задания являются не мыслительные затруднения, а бедность словарного запаса, неумение увидеть за словами конкретные образы предметов в их динамических связях и отношениях.

Важное значение в обучении математике имеет умение учащихся пользоваться словарным запасом.

Учащиеся овладевают словами и словосочетаниями, выражающими математические понятия, учатся включать их в грамматические конструкции, специфические для математических заданий, выражающие различные элементы логических связей и отношений.

Важным условием, способствующим речевому развитию школьников, является связь уроков математики с уроками русского языка и трудового обучения (уроки технологии). Содержание уроков русского языка ориентирует учителя на выработку у учащихся умений пользоваться теми или иными грамматическими формами слов, а благодаря связи уроков математики с уроками трудового обучения (технология) учитель получает возможность обогатить содержание приобретенных учениками понятий о мерах длины, времени, стоимости.

Существенная особенность обучения математике учащихся с недоразвитием речи заключается в том, что надо наполнять речь учащихся конкретным содержанием, чтобы за словами учителя, при чтении задач и других учебных заданий у них возникали конкретные образы предметов в их динамических связях и отношениях.

Подводя итоги можно сказать, что школьная успеваемость тесно связана с развитием речи ребенка и совместная деятельность всех специалистов образовательного учреждения, способствуют повышению эффективности работы и дает возможность формировать личность современного школьника. 

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние занятий искусством на физиологию ребенка с точки зрения развития интеллектуальных и духовных качеств личности"

В методическом сообщении раскрывается связь между занятиями музыкой и развитием интеелектуальных и духовных качеств личности...

Как определить, есть ли задержка речевого развития у ребенка или нет?

В таблице мы можем увидеть среднестатистическую информацию о сроках, в течение которых возможны появления тех или иных форм общения и различные языковые единицы, которые соответствуют норме развития р...

Буклет "Речевое развитие ребенка в 6-7 лет: советы родителям дошкольника"

Речевое развитие ребенка в 6-7 лет: советы родителям дошкольника...

Консультации по речевому развитию детей для кандидатов на Школе приемных родителей (ШПР).

Консультации для кандидатов на Школе приемных родителей в Службе замещающих семей. Информация об особенностях развития речи у детей, воспитывающихся в учреждениях ЦССУ. Нормы развития речи у детей. На...

Рекомендации логопеда родителям о речевом развитии ребенка!

Значение правильной речи огромно для человека любой специальности. Неправильная речь ребёнка затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитии, характере, и в будущем может быть п...

Консультация для родителей «Речевая готовность ребенка к школе. Предпосылки для успешного овладения письмом и чтением».

Наряду с физиологической и психологической очень важна речевая готовность, так как она является важнейшим показателем интеллектуальной готовности к школе. Для успешной учебы ребенок должен располагать...

Отчет о проделанной работе по теме "Влияние сна на успеваемость учеников 9-11 классов"

Отчет о проделанной работе по проекту «Влияние сна на успеваемость учеников 9-11 классов»Цель: изучение влияния сна на успеваемость учеников моей школы 9-11 классов....