Важные зоны головного мозга человека для развития речи.
статья

Иванова Алла Владимировна

Важные зоны головного мозга человека для развития речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_mozga.odt203.84 КБ

Предварительный просмотр:

Важные зоны головного мозга человека для развития речи.
Речь — особая высшая психическая функция, обеспечиваемая головным мозгом, любые отклонения в ее развитии должны быть вовремя замечены. Для нормального формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, сохранен слух. Еще одно непременное условие — полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка.

Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций и имеет две важнейшие составляющие:

        восприятие звуков речи, за которое отвечает центр Вернике (находится в слуховой коре височной доли);

воспроизведение звуков, слов, фраз — речедвигательная функция, которая обеспечивается центром Брока (располагается в нижних отделах лобной доли, в непосредственной близости от проекции в коре мускулатуры, участвующей в речи).

В ходе развития речи дети должны овладеть несколькими подсистемами родного языка. Первая из них — фонетика, система звуков речи. Любой язык имеет в своей основе определенный сигнальный или фонематический признак, изменение которого меняет смысл слова. Этот сигнальный, смыслоразличительный признак составляет основу звуковых единиц языка — фонем (от греч. phonema — «звук речи»). В русском языке различают 42 фонемы, среди них 6 гласных и 36 согласных. К числу основных смыслоразличительных признаков относятся звонкость и глухость (был–пыл, дом–том, гость–кость), твердость и мягкость (пыл–пыль), ударность и безударность (за’мок–замо’к).


        

Особенности развития детского головного мозга 
Начальный этап формирования мозга выпадает на период пребывания плода в материнской утробе. В день разрыва физической связи с матерью, сопровождающийся перерезыванием пуповины, количество содержащихся в этом органе клеток достигает внушительной отметки в 100 миллиардов. Обособленное существование исключает наличие связей, активный процесс образования которых запускается после первого самостоятельного вздоха. 
        
Наиболее весомая доля связей формируется на протяжении первых трех лет жизни. В дальнейшем существует вероятность разрыва некоторых из них. Степень их прочности зависит от количества внимания, заботы и любви, посвященных маленькому человечку. Именно эти элементы образуют ту необходимую базу, без которой невозможно полноценное развитие личности. 
        По достижении ребенком приблизительно одиннадцатилетнего возраста в мозгу запускается процесс избавления от ненужных связей. Окружающая среда и близкие родственники выступают в качестве стимулятора роста соединений и их дальнейшего упорядочивания. Структура обучения воспроизводит повторяющийся опыт. Не активирующиеся долгое время связи подлежат исключению. Существует теория, согласно которой единожды совершенные положительные или негативные поступки оказывают определенное влияние на развитие головного мозга.
        
Этапы формирования мозга

Период развития головного мозга может быть разделен на несколько стадий:

  1. пребывание в утробе,
  2. этап младенчества,
  3. детские годы
  4. и юношество.

Любой из этих временных интервалов уникален. Успешное прохождение каждого из них невозможно без наличия определенных условий. Несоблюдение требований чревато возникновением серьезных проблем.

        Благоприятные для обучения периоды называют «окнами возможностей». В эти дни прием и обработка информации осуществляются более интенсивно, нежели в периоды относительного затишья. Навыки в различных сферах деятельности человек оттачивает всю жизнь. Процесс обучения может быть прерван лишь смертью. 
        Детям, воспользовавшимся возможностями в наиболее подходящие для получения знаний периоды, впоследствии гораздо легче влиться в коллектив и реализовать себя.

        Одиночество пагубно для малыша. В период бодрствования он нуждается в обществе других людей. От выполнения данного условия зависит успешность общения в будущем. 
        
Слух и зрение 
На протяжении первых месяцев младенцы должны рассматривать движущиеся и неподвижные объекты различных цветов и форм. Благодаря этому мозг как бы учится смотреть. Столь же важно и многообразие звуков, широкий спектр которых способствует распознаванию и обработке информации. По окончании этих процессов в большинстве случаев должна возникать ответная реакция.

Движение и физическое развитие

На протяжении первых 12 лет жизни дети демонстрируют физическую готовность к различным аспектам двигательного развития. Зачастую навыки ходьбы приобретаются гораздо раньше навыков мелкой моторики, к которым может быть отнесено собирание пазлов и конструктора, лепка или рисование. 

Развития мелкой моторики рук детей важно для общего развития.


Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикуляционного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, по скольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как:
внимания,мышление,координация,воображение,наблюдательность,зрительная и двигательная память, речь.

        
Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции, по этому  в работе логопеда очень много заданий на развитие мелкой моторики рук.

        Недаром педагог В.Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Определение ведущего полушария головного мозга".

В презентации подобран материал по определению ведущего полушария головного мозга. Полученные результаты полезны не только самим студентам, но и работающим с ними преподавателям, так как данная информ...

Классный час "Определение ведущего полушария головного мозга"

Для классного часа выбран материал по определению ведущего полушария головного мозга, так как студентам в этом возрасте интересно узнавать особенности своей личности, а также они любят разнообразные т...

Презентация "Строение и функции головного мозга"

Презентация "Строение и функции головного мозга"...

Тема 4.1 "Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга, при переломах и электротравме".

Первая помощь:— обезболить;— наложить фиксирующую повязку по типу «пращевидной» или «уздечки»;— обеспечить холод к месту травмы; — при подозрении н...

Тема 4.2 "Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга, при переломах и электротравме".

Первая помощь:— обезболить;— наложить фиксирующую повязку по типу «пращевидной» или «уздечки»;— обеспечить холод к месту травмы;— при подозрении на...

Нервная система. Головной мозг. Фрагменты рабочей тетради

Рабочая тетрадь составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное делоАннотаци...

Методическая разработка открытого бинарного урока "Анатомия головного мозга. Мозговая организация психических процессов".

В методической разработке представлено бинарное занятие - одна из современных форм реализации метапредметных связей, а, именно, ОП.01 Анатомия и физиология человека с курсом биомеханики зубочелюстной ...