ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ «ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ»
статья

Хорохорина Юлия Николаевна

Данный материал предназначается для широкого круга педагогических работников: воспитателей, педагогов дополнительного образования, методистов, организаторов и жюри муниципальных и региональных  конкурсов профессионального мастерства «Сердце отдаю детям». Содержание материала позволит методически грамотного составить конспект нетрадиционного учебного занятия и, в частности, для разработки конкурсных занятий «Введение в образовательную программу».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskie_podhody_k_razrabotke_konspekta.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ «ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ»

Хорохорина Ю. Н., педагог-психолог

Данный материал предназначается для широкого круга педагогических работников: воспитателей, педагогов дополнительного образования, методистов, организаторов и жюри муниципальных и региональных  конкурсов профессионального мастерства «Сердце отдаю детям». Содержание материала позволит методически грамотного составить конспект нетрадиционного учебного занятия и, в частности, для разработки конкурсных занятий «Введение в образовательную программу».

 «Учебное занятие-зеркало общей и педагогической культуры педагога, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»

                                                         (В.А.Сухомлинский)

Современный педагог находится в непростой ситуации, когда к нему предъявляются новые требования, предусматривающие обновление содержания образования, методов обучения и достижения на этой основе нового качества образования. Как же педагогу реализовать эти требования в своей повседневной педагогической практике? Как создать ситуацию сотрудничества на занятии? Как формировать у учащихся мотивацию к активной работе (учёбе)? При разработке рекомендаций использовался опыт участия педагогических работников нашего учреждения в региональных конкурсах профессионального мастерства. Кроме того нами изучены аналитические материалы Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

 Как основная организационная форма учебное занятие целиком подчиняется всем закономерностям процесса обучения: ставится педагогическая цель, определяются педагогические задачи, отбирается содержание, выбираются методы, средства обучения, формы и методы контроля уровня освоения материала.

Как педагогическая система учебное занятие отличается целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развёртывания деятельности педагога и учащихся, что обеспечивает усвоение содержания и управление познавательной деятельностью детей.

Этапы учебного занятия, его структура конструируется в соответствии с дидактической целью. Движение к реализации цели как прогнозируемому результату, обуславливает переход от одной части занятия к другой, от этапа к этапу.

 Примерная модель учебного занятия.

1 часть - дидактическое обоснование отражает информацию о цели, задачах занятия, средствах достижения цели.

2 часть - Ход учебного занятия, в котором отражается структура, последовательность изучения содержания, логика выстраивания учебного материала.

Основные этапы современного занятия:

Организационная часть-сообщение темы, плана работы;

Теоретическая часть, если в данном занятии это предусмотрено, с указанием методов и приёмов работы.

Практическая часть включает упражнения на освоение и закрепление знаний, способов действий: от репродуктивных заданий к заданиям творческого характера.

 Итог занятия (разнообразные формы рефлексии.)

Вводное занятие является ключевым для дальнейшего отношения ребёнка к выбранному виду деятельности, к самому педагогу. После занятия интерес может усилиться, либо угаснуть. Особые требования предъявляются к открытому занятию, где необходимо раскрыть весь арсенал педагогического мастерства, эрудицию и способности педагога, его профессионализм и творческую оригинальность. К сожалению, как показывает практика, вводные занятия проходят без ярких и особых педагогических премудростей.

Вводное занятие должно быть как чудо, которое возбуждает интерес, изумляет возможностями и перспективами, показывает в знакомом - незнакомое, в «обычном» - необычное. Оно должно быть нестандартным и особенно интересным. Что такое нестандартность, в чем она выражается и чем измеряется? Чаще всего «инновационность» занятия  определяется формой организации. Существует большое количество инновационных форм, например Г.А.Русская считает инновационным занятие, которое базируется на интерактивных формах организации: занятия-соревнования, занятия-конкурсы, турниры, викторины, интегрированные занятия, построенные на межпредметных связях. «Инновационность» занятия, на наш взгляд, определяет не столько форма, сколько содержание и методика проведения. При разработке конспекта занятия необходимо учитывать сравнительные характеристики традиционного и инновационного занятия (приложение 1).

Актуальность проблемы обоснована ещё и тем, что в ходе подготовки к профессиональному конкурсу «Сердце отдаю детям» педагоги готовят и проводят открытое занятие «Введение в образовательную программу».  Конкурс проводится с 1998 года, но критерии оценки конкурсного занятия не меняются и, на наш взгляд, не отвечают современным требованиям.

В рекомендациях для подготовки конкурсных заданий регионального этапа всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям -2015» отмечены следующие параметры оценки:

  • основная цель занятия по данной теме – заинтересовать детей своей программой;
  • открытое занятие должно быть завершенным;
  • оценки результатов занятия складываются из:
  • соответствия поставленных целей и задач полученным результатам;
  • соответствия предложенных методов, средств и форм организации занятия поставленным цели и задачам, возрасту и интересам учащихся;
  • организационного и информационно-методического обеспечения занятия;
  • уровня взаимоотношения педагога и учащихся;
  • практической направленности занятия.

Данные критерии не позволяют оценить занятие с позиции его инновационности, нестандартности. А как измерить и почувствовать успешность занятия по инновационным характеристикам? Какова степень включённости детей в деятельность (увлечённость, восторженность, взволнованность)? Каково соотношение на занятии творческого и репродуктивного содержания?

На наш взгляд, с точки зрения инновационности и нестандартности наиболее актуальными критериями оценки современного занятия могут быть:

  • наличие оправданной, полезной и педагогически привлекательной новизны;
  • сбалансированность воспитательно-образовательных взаимодействий, степень влияния учебного материала на формирование личностных качеств детей;
  • создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса учащихся;
  • целесообразное расходование учебного времени;
  • сбалансированность средств и методов, применяемых в процессе деятельности, разумное соотношение репродуктивного, проблемно–поискового и творческого в содержании заданий;
  • высокий положительный уровень межличностных отношений;
  • практическая значимость полученных знаний и умений;

Анализ конкурсных заявок свидетельствует, что для проведения открытого занятия «Введение в образовательную программу» 80% педагогов-участников конкурса заявляют дошкольный и младший школьный возраст. В связи с этим, основной формой организации конкурсных занятий является занятие-игра, занятие-путешествие. Нами разработаны конспекты занятий для детей старшего школьного возраста, поэтому выбраны более сложные формы организации занятий: занятие-размышление, занятие-самопознание. При разработке конспектов мы учитывали основные характеристики инновационного занятия и исходили из критериев оценки, рекомендованных В.М Лизинским.

Успешность проведения занятия во многом зависит от умения  поставить конкретную цель, сформулировать задачи и подобрать нужные для их решения средства. Цель, задачи и содержание вводного занятия это комплекс, выстроенный с учётом содержания дополнительной общеобразовательной программы.

 В приложениях даётся краткая информация о дополнительной общеразвивающей программе «Экология в быту» и конспект занятия

«Введение в образовательную программу «Экология в быту», дипломанта  регионального этапа всероссийкого конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». При подготовке материалов нами использовалась  литература [1-12]

Литература

  1. Буйлова Л.Н. Методические рекомендации по анализу учебного занятия. М., 1999.
  2. Горский В.А. Методологические основы педагогики дополнительного образования детей.// Дополнительное образование. 2003
  3. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей, М.: Изд-во «Учитель», 2007.
  4. Соколова И.А. Методологические основы педагогики дополнительного образования детей.// Дополнительное образование. 2003
  5. Учебно-методическое пособие «Организация методической службы УДОД». Л.Н. Буйлова , С.В. Кочнева, М.,  2001г.
  6. Кулюткин Ю.Н.Психология обучения взрослых. [Текст] /Ю.Н. Кулюткин – М.: Просвещение, 1989 . – 128 с.
  7. Левитан К.М.Личность педагога: становление и развитие. [Текст] / К.М. Левитан – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1990. – 168 с.
  8. Лизинский В.М. Кому нужны открытые уроки // Завуч.2006
  9. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: Пособие для учителя. – М.: Ладога - 100, 2002.
  10. Ситник А.П.Внутришкольная методическая работа в современных условиях. [Текст] /А.П. Ситник – М.:  Изд-во МГОПИ «Альфа», 1993. – 146 с.
  11. Ушакова М.В. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования //Внешкольник. – 1997. - №1. – С. 30-32.
  12. Фомин А.А.Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя.// Завуч. – №1. – 2000. с.59–65

Приложение 1

Параметры характеристики

Традиционное занятие

Инновационное занятие

Управленческий аспект

Учащиеся как объекты управления, исполнители планов педагога

Взаимодействие участников образовательного процесса. Учащиеся как субъекты учения, общения, организации, сотрудничества педагога с детьми.

Цели

Усвоение предметных знаний

Развитие мыслительных процессов в ходе освоения знаний

Ролевая позиция педагога и стиль руководства

Информационно- контролирующая функция;

авторитарно-репрессивный стиль;

инициатива детей подавляется

Личностно-ориентированная позиция;

Преобладание стимулирующей функции;

Взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса;

Стиль демократический, поощряющий инициативу детей.

Мотивационные установки педагога

Закрытость личности педагога;

Непререкаемость требований;

Игнорирование личного опыта детей

Открытость личности педагога; установка на совместную деятельность;

Участие детей в постановке цели, задач, принятии решения;

Характер организации учебно-познавательной деятельности

Репродуктивность заданий (действие по образцу, упражнение в заданных способах решения);

Задания в границах уже достигнутого.

Творческие и продуктивные задания;

Задания в логике возрастания креативностей;

Задания развивающего характера

Формы учебных взаимодействий и отношений

Цели и задачи определяются педагогом;

Ведущая форма взаимодействия - подражание, имитация, следование образцам;

Ученик в позиции ведомого на всём пути обучения;

Высокий уровень конфликтности агрессивности, враждебности и отчуждённости между педагогом и ребёнком;

Соперничество преобладает над сотрудничеством

Цели и задачи разрабатываются сообща;

Многообразие взаимодействий, способствующих актуализации опыта каждого;

Высокий уровень активности;

Снижение конфликтности, усиление эмпатии в отношении друг к другу;

Сотрудничество вытесняет соперничество.

Контроль и оценка

Внешний контроль в рамках жёстких правил;

Самоконтроль – ситуативный;

Поощряется соперничество в борьбе за лучшую оценку;

Учебная работа выполняется, чтобы избежать наказания;

Преобладание оценки со стороны педагога;

Отчуждение от учебных ценностей;

Отвращение к учению;

Внутренний психологический отказ от учебной деятельности.

Преобладает контроль и взаимоконтроль, взаимо и самооценка;

Многообразие форм поощрения для усиления публичного признания;

Усиление интереса к учению через сотворчество, сотрудничество;

Обогащение мотивов учения: творчество, самоактуализация, утверждение личностных достоинств

Приложение 2

Конспект занятия «Введение в дополнительную общеразвивающую программу «Экология в быту»»

(для детей старшего школьного возраста).

Форма организации: занятие-раздумье

                        Дидактическое обоснование занятия

Цель: вызвать интерес к содержанию образовательной программы, создать позитивный настрой на занятие.

Задачи:

-создать на занятии эмоционально-комфортную атмосферу;

-включить детей в активную работу, сотрудничество;

-вызвать интерес к соблюдению правил здорового образа жизни,  

Методы обучения:

Словесные: беседа, рассказ, проблемные вопросы.  

Наглядные: демонстрация слайдов, использование стимульного материала.  

Практические: выполнение комплекса заданий и упражнений.

Средства обучения: 15 ручек, 10 файлов с раздаточным материалом, песочные часы, видеопроектор, ребусы с зашифрованными женскими и мужскими именами.

  Ход занятия

Части и содержание занятия

Организационно-методические указания

I Организационный момент (до начала занятия – знакомство, раздача бейджей).

Начало занятия (вход в аудиторию)

Здравствуйте уважаемые друзья. Я рада нашей встрече. Меня зовут Антонина Ивановна. Я работаю в подростковом клубе «Импульс» города Тамбова. Вы слышали что-нибудь  о клубах для подростков, для таких ребят как  вы?

Обязательно сегодня расскажу о том, как интересно, активно и с пользой проводят свой досуг ребята в подростковых клубах города Тамбова.

Разгадывание ребусов.

Продолжим наше знакомство. Предлагаю разгадать ребусы, в которых вы найдёте что-то знакомое. А что именно мы сейчас узнаем. Справа ребусы для вас, девочки, а слева для мальчиков.

Так что же объединяет эти ребусы, какое обобщающее слово? Правильно на ребусах - имена. Кто отгадал и нашёл своё имя, снимает ребус и показывает всем. А чьих имён нет на ребусах, предлагаю к следующему занятию придумать.  

2.Основная часть

Деление на подгруппы (по цветовому обозначению)

 Объяснение темы и хода занятия.

На экране слайд 1

Занятие-размышление

 «Формула счастья»

Ключевые слова:

природа, отношение, здоровье

.

Демонстрация видеоролика о природе (30-40 сек.).

Ребята, прошу обратить внимание на цвет   бейджей, обозначение рабочих столов и занять места в соответствии с цветовым обозначением.

Предлагаю сегодня в ходе необычного занятия- раздумья всем вместе подумать, сформулировать, а, если удастся,  вывести и записать формулу Счастья. Обратите внимание на экран. Мир природы тесно связан с нашей жизнью.  Цветы распускаются утром и закрывают свои бутоны вечером, деревья меняют цвет листьев, из кокона появляется бабочка. Всё происходит по законам природы. 

 Слайд 3

Законы природы

Всё связано со всем.

Всё куда-нибудь девается.

Всё что-нибудь да стоит

(ничто не даётся даром).

Природа знает лучше.

 Законы природы сформулированы американским учёным Барри  Коммонером

 

 Слайд 4.

Правила отношений:

СОПЕРЕЖИВАНИЕ-чувствовать состояние другого человека, ощущать себя на его месте.

ПОДДЕРЖКА - вместе в радости и в горе. Вместе мы способны на многое.

КОМПРОМИСС-умение уступать друг другу.

ДОВЕРИЕ-это то, что даёт чувство безопасности и уверенности.

Предлагаю всем вместе сформулировать, принять и соблюдать в процессе нашего общения законы (правила) наших  взаимоотношений.

Как мы понимаем следующие правила отношений? (высказывания детей, обобщение ответов).

 

Слайд 6

Закон здоровья

Жить в ладу с природой, людьми, самим собой.

Мне очень интересно общаться с вами. Попробуем сформулировать законы здоровья? (ответы детей и обобщения педагога)

 

Работа со стимульным материалом (файл №1)

Во время выполнения задания создаётся лёгкий фон: журчание ручья, пение птиц или шум ветра.

Слайд 7

Природа это…

Отношение это…

Здоровье это…

Предлагаю каждой команде дать определение одному из слов. Принимается по одному, коллективно сформулированному ответу. Найдите на столе файл №1. Нашли! На выполнение задания даётся минута. Готовы? Время пошло. Время истекло, ваши ответы, какая группа готова дать ответ?

Принимаются ответы всех команд, сопровождается комментариями педагога.

Слайд 8

Природа это…

 Отношение - это эмоционально-чувственная оценка чего-либо, кого- либо.

 Здоровье это гармония физического, душевного и духовного состояния человека.

 

Обобщённые ответы вывешиваются на экране

А можно ли назвать такое состояние счастьем? Ответы детей. Я думаю тоже - да, можно.  Значит между Здоровьем и Счастьем можно поставить знак равенства? Вот уже основа формулы счастья у нас с вами положена. Предлагаю развить нашу мысль дальше, пока она, разумная, нас не покинула.

Слайд 9

ЗДОРОВЬЕ=СЧАСТЬЕ

 

ЗДОРОВЬЕ =

Вспомним закон здоровья: «Жить в ладу с природой, другими людьми, самим собой».

Продолжаем работать над формулой.

Здоровье = Счастье

Здоровье = разумное отношение к природе, самому себе.

Игра-физкультминутка

 «Какой я».

Прошу вас выйти из-за столов, встать там, где удобно. Поиграем в игру и немного отдохнём.  Внимание! Правила игры:

Я буду говорить разные утверждения и действия, которые выражают ваше отношение к утверждению. Например:  

прошу присесть тех, кто заботиться о своём здоровье;

поднимите правую руку те, кто считает себя добрым;

хлопните в ладоши те, кто помогает другим в беде;

поднимите левую руку те, кто умеет хранить тайны;

сделайте шаг назад те, кто считает себя сильным;

подпрыгните те, кто считает себя самостоятельным и независимым;

поставьте руки на пояс те, кто выполняет свои обещания;

выпрямите спину и расправьте плечи те, кто уверен в себе;

присядьте те, кто умеет внимательно слушать других;

возьмитесь за руки те, кто умеет находить плюсы в любой ситуации.

 Молодцы, займите, пожалуйста, свои места.

Слайд 10

Игра «Проблемный вопрос»

Просмотр поочерёдно вариантов для каждого сектора.

Предлагаю поиграть в игру, в которой предстоит найти не плюсы, а минусы.

Сейчас мы посмотрим отрывки из знакомых нам мультфильмов и постараемся увидеть и сформулировать негативные последствия для здоровья в результате необдуманного поведения героя или героев.

Просмотр вариантов для каждого сектора.

1 видео сюжет (красный стол)

« Я на солнышке сижу…»

2 видео сюжет (жёлтый стол)

«Чунга-Чанга»

3 видео сюжет (зелёный стол)

«Винни Пух в гостях у Кролика»

Во время выполнения идёт тихий фон

Варианты для каждого стола. Видео сюжет для представителей красного стола, жёлтого, зелёного. На поиск и формулировку вариантов  ответа даётся 2 минуты. Внимание! Время пошло.

Принимаются ответы каждой группы и дополнения других групп-команд. Обобщение ответов.

 

Слайд11 для красного сектора с обобщённым ответом.

Негативные последствия поведения героев 1 видеоролика:

 малоподвижный образ жизни;

 тепловой удар, солнечный ожёг;

потеря зрения.

Слайд 12 для жёлтого сектора с ответом

Негативные последствия поведения героев 2 видеоролика:

несбалансированность питания;

однообразие обстановки; переедание.

Слайд 13 для зелёного сектора

С обобщённым ответом

Негативные последствия поведения героев 3 видеоролика нарушение правил хранения продуктов; душное помещение; переедание мёда, аллергия

Заключительная часть

Слайд 14

Игра «СИНКВЕЙН» (пятистрочие).

1 строка - имя существительное;

2 строка- 2 прилагательных;

3 строка - 3 глагола;

4 строка - предложение;

5 строка - заключительное слово или фраза.

Предлагаю поиграть в игру «Синквейн». Что обозначает это слово? (объяснение правил и размещение их на экране).

Давайте попробуем закрепить правила игры на примере слова природа.

 

Слайд 15

Задание 2

1 строка Занятие

2 строка-

3 строка-

4 строка-

5 строка

В файле № 3 возьмите задание и попробуем оценить наше занятие с помощью игры «Синквейн». Задание мы выполняем в течение 1-2 минут.

Внимание! Время пошло. Дети зачитывают свои варианты.

 

 Слайд 16

Счастлив (а) ли я?

Что мешает мне быть счастливым (ой)?

Что я делаю для того, чтобы быть счастливым (ой)?

В файле №4 есть ещё вопросы для размышления, но над этим нам придётся подумать и поразмышлять дома. Эти вопросы мы обсудим на следующем занятии.

Показ видеоролика о подростковых клубах.

Спасибо! Вы меня порадовали, я многому у вас научилась. Как и обещала в начале занятия специально для вас видео - сюжет о жизни ребят из подростковых клубов. На календарях- визитках есть контактная информация о подростковых клубах. Я приглашаю Вас всех. До свидания!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ВЕЛИКИЕ УЧЕНЫЕ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ»

Данное занятие является 3-4 по теме 1.6. «Научно – технический прогресс» по дисциплине  ОД.03 Иностранный язык (английский) и рассчитано на 2 часа.По виду занятие практическое, ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ВЕЛИКИЕ УЧЕНЫЕ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ»

Данное занятие является 3-4 по теме 1.6. «Научно – технический прогресс» по дисциплине  ОД.03 Иностранный язык (английский) и рассчитано на 2 часа.По виду занятие практическое, ...

Методическая разработка "Конспект занятия с использованием ЭОР «История изобретений. Изобретения, которые погубили своих создателей» к образовательной программе «Школьник-дорога-автомобиль» Р.3.Т.10.Зачетное занятие по теме «ПДД для пассажиров"

В работе представлен материал по подготовке исследовательской работы обучающихся 2 года обучения объединения "Школьник-дорога-автомобиль" ИУЦ "Автоград" ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского р...

Методическая разработка "Конспект занятия «История развития автобуса» К образовательной программе «ПЕШЕХОДНАЯ ГРАМОТА» Р.5. Т.3. Маршрутные транспортные средства. "

В работе представлен Конспект занятия «История развития автобуса» к образовательной программе «ПЕШЕХОДНАЯ ГРАМОТА». Р.5. Т.3. Маршрутные транспортные средст...

Методическая разработка "Конспект занятия "История развития трамвая" К образовательной программе «ПЕШЕХОДНАЯ ГРАМОТА» Р.5. Т.3. Маршрутные транспортные средства".

В работе представлен Конспект занятия "История развития трамвая" К образовательной программе «ПЕШЕХОДНАЯ ГРАМОТА» Р.5. Т.3. Маршрутные транспортные средства.Педагог: Славная...

Методическая разработка "Конспект занятия "История развития троллейбуса" к образовательной программе "Пешеходная грамота" Раздел: 5. Дорожная безопасность. Тема 3. Маршрутные транспортные средства".

В работе представлен Конспект занятия "История развития троллейбуса" к образовательной программе "Пешеходная грамота" Раздел: 5.  Дорожная безопасность. Тема 3. Маршрутные тра...