ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ «ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ»
статья
Данный материал предназначается для широкого круга педагогических работников: воспитателей, педагогов дополнительного образования, методистов, организаторов и жюри муниципальных и региональных конкурсов профессионального мастерства «Сердце отдаю детям». Содержание материала позволит методически грамотного составить конспект нетрадиционного учебного занятия и, в частности, для разработки конкурсных занятий «Введение в образовательную программу».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskie_podhody_k_razrabotke_konspekta.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ «ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ»
Хорохорина Ю. Н., педагог-психолог
Данный материал предназначается для широкого круга педагогических работников: воспитателей, педагогов дополнительного образования, методистов, организаторов и жюри муниципальных и региональных конкурсов профессионального мастерства «Сердце отдаю детям». Содержание материала позволит методически грамотного составить конспект нетрадиционного учебного занятия и, в частности, для разработки конкурсных занятий «Введение в образовательную программу».
«Учебное занятие-зеркало общей и педагогической культуры педагога, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»
(В.А.Сухомлинский)
Современный педагог находится в непростой ситуации, когда к нему предъявляются новые требования, предусматривающие обновление содержания образования, методов обучения и достижения на этой основе нового качества образования. Как же педагогу реализовать эти требования в своей повседневной педагогической практике? Как создать ситуацию сотрудничества на занятии? Как формировать у учащихся мотивацию к активной работе (учёбе)? При разработке рекомендаций использовался опыт участия педагогических работников нашего учреждения в региональных конкурсах профессионального мастерства. Кроме того нами изучены аналитические материалы Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».
Как основная организационная форма учебное занятие целиком подчиняется всем закономерностям процесса обучения: ставится педагогическая цель, определяются педагогические задачи, отбирается содержание, выбираются методы, средства обучения, формы и методы контроля уровня освоения материала.
Как педагогическая система учебное занятие отличается целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развёртывания деятельности педагога и учащихся, что обеспечивает усвоение содержания и управление познавательной деятельностью детей.
Этапы учебного занятия, его структура конструируется в соответствии с дидактической целью. Движение к реализации цели как прогнозируемому результату, обуславливает переход от одной части занятия к другой, от этапа к этапу.
Примерная модель учебного занятия.
1 часть - дидактическое обоснование отражает информацию о цели, задачах занятия, средствах достижения цели.
2 часть - Ход учебного занятия, в котором отражается структура, последовательность изучения содержания, логика выстраивания учебного материала.
Основные этапы современного занятия:
Организационная часть-сообщение темы, плана работы;
Теоретическая часть, если в данном занятии это предусмотрено, с указанием методов и приёмов работы.
Практическая часть включает упражнения на освоение и закрепление знаний, способов действий: от репродуктивных заданий к заданиям творческого характера.
Итог занятия (разнообразные формы рефлексии.)
Вводное занятие является ключевым для дальнейшего отношения ребёнка к выбранному виду деятельности, к самому педагогу. После занятия интерес может усилиться, либо угаснуть. Особые требования предъявляются к открытому занятию, где необходимо раскрыть весь арсенал педагогического мастерства, эрудицию и способности педагога, его профессионализм и творческую оригинальность. К сожалению, как показывает практика, вводные занятия проходят без ярких и особых педагогических премудростей.
Вводное занятие должно быть как чудо, которое возбуждает интерес, изумляет возможностями и перспективами, показывает в знакомом - незнакомое, в «обычном» - необычное. Оно должно быть нестандартным и особенно интересным. Что такое нестандартность, в чем она выражается и чем измеряется? Чаще всего «инновационность» занятия определяется формой организации. Существует большое количество инновационных форм, например Г.А.Русская считает инновационным занятие, которое базируется на интерактивных формах организации: занятия-соревнования, занятия-конкурсы, турниры, викторины, интегрированные занятия, построенные на межпредметных связях. «Инновационность» занятия, на наш взгляд, определяет не столько форма, сколько содержание и методика проведения. При разработке конспекта занятия необходимо учитывать сравнительные характеристики традиционного и инновационного занятия (приложение 1).
Актуальность проблемы обоснована ещё и тем, что в ходе подготовки к профессиональному конкурсу «Сердце отдаю детям» педагоги готовят и проводят открытое занятие «Введение в образовательную программу». Конкурс проводится с 1998 года, но критерии оценки конкурсного занятия не меняются и, на наш взгляд, не отвечают современным требованиям.
В рекомендациях для подготовки конкурсных заданий регионального этапа всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям -2015» отмечены следующие параметры оценки:
- основная цель занятия по данной теме – заинтересовать детей своей программой;
- открытое занятие должно быть завершенным;
- оценки результатов занятия складываются из:
- соответствия поставленных целей и задач полученным результатам;
- соответствия предложенных методов, средств и форм организации занятия поставленным цели и задачам, возрасту и интересам учащихся;
- организационного и информационно-методического обеспечения занятия;
- уровня взаимоотношения педагога и учащихся;
- практической направленности занятия.
Данные критерии не позволяют оценить занятие с позиции его инновационности, нестандартности. А как измерить и почувствовать успешность занятия по инновационным характеристикам? Какова степень включённости детей в деятельность (увлечённость, восторженность, взволнованность)? Каково соотношение на занятии творческого и репродуктивного содержания?
На наш взгляд, с точки зрения инновационности и нестандартности наиболее актуальными критериями оценки современного занятия могут быть:
- наличие оправданной, полезной и педагогически привлекательной новизны;
- сбалансированность воспитательно-образовательных взаимодействий, степень влияния учебного материала на формирование личностных качеств детей;
- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса учащихся;
- целесообразное расходование учебного времени;
- сбалансированность средств и методов, применяемых в процессе деятельности, разумное соотношение репродуктивного, проблемно–поискового и творческого в содержании заданий;
- высокий положительный уровень межличностных отношений;
- практическая значимость полученных знаний и умений;
Анализ конкурсных заявок свидетельствует, что для проведения открытого занятия «Введение в образовательную программу» 80% педагогов-участников конкурса заявляют дошкольный и младший школьный возраст. В связи с этим, основной формой организации конкурсных занятий является занятие-игра, занятие-путешествие. Нами разработаны конспекты занятий для детей старшего школьного возраста, поэтому выбраны более сложные формы организации занятий: занятие-размышление, занятие-самопознание. При разработке конспектов мы учитывали основные характеристики инновационного занятия и исходили из критериев оценки, рекомендованных В.М Лизинским.
Успешность проведения занятия во многом зависит от умения поставить конкретную цель, сформулировать задачи и подобрать нужные для их решения средства. Цель, задачи и содержание вводного занятия это комплекс, выстроенный с учётом содержания дополнительной общеобразовательной программы.
В приложениях даётся краткая информация о дополнительной общеразвивающей программе «Экология в быту» и конспект занятия
«Введение в образовательную программу «Экология в быту», дипломанта регионального этапа всероссийкого конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». При подготовке материалов нами использовалась литература [1-12]
Литература
- Буйлова Л.Н. Методические рекомендации по анализу учебного занятия. М., 1999.
- Горский В.А. Методологические основы педагогики дополнительного образования детей.// Дополнительное образование. 2003
- Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей, М.: Изд-во «Учитель», 2007.
- Соколова И.А. Методологические основы педагогики дополнительного образования детей.// Дополнительное образование. 2003
- Учебно-методическое пособие «Организация методической службы УДОД». Л.Н. Буйлова , С.В. Кочнева, М., 2001г.
- Кулюткин Ю.Н.Психология обучения взрослых. [Текст] /Ю.Н. Кулюткин – М.: Просвещение, 1989 . – 128 с.
- Левитан К.М.Личность педагога: становление и развитие. [Текст] / К.М. Левитан – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1990. – 168 с.
- Лизинский В.М. Кому нужны открытые уроки // Завуч.2006
- Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: Пособие для учителя. – М.: Ладога - 100, 2002.
- Ситник А.П.Внутришкольная методическая работа в современных условиях. [Текст] /А.П. Ситник – М.: Изд-во МГОПИ «Альфа», 1993. – 146 с.
- Ушакова М.В. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования //Внешкольник. – 1997. - №1. – С. 30-32.
- Фомин А.А.Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя.// Завуч. – №1. – 2000. с.59–65
Приложение 1
Параметры характеристики | Традиционное занятие | Инновационное занятие |
Управленческий аспект | Учащиеся как объекты управления, исполнители планов педагога | Взаимодействие участников образовательного процесса. Учащиеся как субъекты учения, общения, организации, сотрудничества педагога с детьми. |
Цели | Усвоение предметных знаний | Развитие мыслительных процессов в ходе освоения знаний |
Ролевая позиция педагога и стиль руководства | Информационно- контролирующая функция; авторитарно-репрессивный стиль; инициатива детей подавляется | Личностно-ориентированная позиция; Преобладание стимулирующей функции; Взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса; Стиль демократический, поощряющий инициативу детей. |
Мотивационные установки педагога | Закрытость личности педагога; Непререкаемость требований; Игнорирование личного опыта детей | Открытость личности педагога; установка на совместную деятельность; Участие детей в постановке цели, задач, принятии решения; |
Характер организации учебно-познавательной деятельности | Репродуктивность заданий (действие по образцу, упражнение в заданных способах решения); Задания в границах уже достигнутого. | Творческие и продуктивные задания; Задания в логике возрастания креативностей; Задания развивающего характера |
Формы учебных взаимодействий и отношений | Цели и задачи определяются педагогом; Ведущая форма взаимодействия - подражание, имитация, следование образцам; Ученик в позиции ведомого на всём пути обучения; Высокий уровень конфликтности агрессивности, враждебности и отчуждённости между педагогом и ребёнком; Соперничество преобладает над сотрудничеством | Цели и задачи разрабатываются сообща; Многообразие взаимодействий, способствующих актуализации опыта каждого; Высокий уровень активности; Снижение конфликтности, усиление эмпатии в отношении друг к другу; Сотрудничество вытесняет соперничество. |
Контроль и оценка | Внешний контроль в рамках жёстких правил; Самоконтроль – ситуативный; Поощряется соперничество в борьбе за лучшую оценку; Учебная работа выполняется, чтобы избежать наказания; Преобладание оценки со стороны педагога; Отчуждение от учебных ценностей; Отвращение к учению; Внутренний психологический отказ от учебной деятельности. | Преобладает контроль и взаимоконтроль, взаимо и самооценка; Многообразие форм поощрения для усиления публичного признания; Усиление интереса к учению через сотворчество, сотрудничество; Обогащение мотивов учения: творчество, самоактуализация, утверждение личностных достоинств |
Приложение 2
Конспект занятия «Введение в дополнительную общеразвивающую программу «Экология в быту»»
(для детей старшего школьного возраста).
Форма организации: занятие-раздумье
Дидактическое обоснование занятия
Цель: вызвать интерес к содержанию образовательной программы, создать позитивный настрой на занятие.
Задачи:
-создать на занятии эмоционально-комфортную атмосферу;
-включить детей в активную работу, сотрудничество;
-вызвать интерес к соблюдению правил здорового образа жизни,
Методы обучения:
Словесные: беседа, рассказ, проблемные вопросы.
Наглядные: демонстрация слайдов, использование стимульного материала.
Практические: выполнение комплекса заданий и упражнений.
Средства обучения: 15 ручек, 10 файлов с раздаточным материалом, песочные часы, видеопроектор, ребусы с зашифрованными женскими и мужскими именами.
Ход занятия
Части и содержание занятия | Организационно-методические указания |
I Организационный момент (до начала занятия – знакомство, раздача бейджей). Начало занятия (вход в аудиторию) | Здравствуйте уважаемые друзья. Я рада нашей встрече. Меня зовут Антонина Ивановна. Я работаю в подростковом клубе «Импульс» города Тамбова. Вы слышали что-нибудь о клубах для подростков, для таких ребят как вы? Обязательно сегодня расскажу о том, как интересно, активно и с пользой проводят свой досуг ребята в подростковых клубах города Тамбова. |
Разгадывание ребусов. | Продолжим наше знакомство. Предлагаю разгадать ребусы, в которых вы найдёте что-то знакомое. А что именно мы сейчас узнаем. Справа ребусы для вас, девочки, а слева для мальчиков. Так что же объединяет эти ребусы, какое обобщающее слово? Правильно на ребусах - имена. Кто отгадал и нашёл своё имя, снимает ребус и показывает всем. А чьих имён нет на ребусах, предлагаю к следующему занятию придумать. |
2.Основная часть Деление на подгруппы (по цветовому обозначению) Объяснение темы и хода занятия. На экране слайд 1 Занятие-размышление «Формула счастья» Ключевые слова: природа, отношение, здоровье . Демонстрация видеоролика о природе (30-40 сек.). | Ребята, прошу обратить внимание на цвет бейджей, обозначение рабочих столов и занять места в соответствии с цветовым обозначением. Предлагаю сегодня в ходе необычного занятия- раздумья всем вместе подумать, сформулировать, а, если удастся, вывести и записать формулу Счастья. Обратите внимание на экран. Мир природы тесно связан с нашей жизнью. Цветы распускаются утром и закрывают свои бутоны вечером, деревья меняют цвет листьев, из кокона появляется бабочка. Всё происходит по законам природы. |
Слайд 3 Законы природы Всё связано со всем. Всё куда-нибудь девается. Всё что-нибудь да стоит (ничто не даётся даром). Природа знает лучше. | Законы природы сформулированы американским учёным Барри Коммонером
|
Слайд 4. Правила отношений: СОПЕРЕЖИВАНИЕ-чувствовать состояние другого человека, ощущать себя на его месте. ПОДДЕРЖКА - вместе в радости и в горе. Вместе мы способны на многое. КОМПРОМИСС-умение уступать друг другу. ДОВЕРИЕ-это то, что даёт чувство безопасности и уверенности. | Предлагаю всем вместе сформулировать, принять и соблюдать в процессе нашего общения законы (правила) наших взаимоотношений. Как мы понимаем следующие правила отношений? (высказывания детей, обобщение ответов).
|
Слайд 6 Закон здоровья Жить в ладу с природой, людьми, самим собой. | Мне очень интересно общаться с вами. Попробуем сформулировать законы здоровья? (ответы детей и обобщения педагога)
|
Работа со стимульным материалом (файл №1) Во время выполнения задания создаётся лёгкий фон: журчание ручья, пение птиц или шум ветра. Слайд 7 Природа это… Отношение это… Здоровье это… | Предлагаю каждой команде дать определение одному из слов. Принимается по одному, коллективно сформулированному ответу. Найдите на столе файл №1. Нашли! На выполнение задания даётся минута. Готовы? Время пошло. Время истекло, ваши ответы, какая группа готова дать ответ? Принимаются ответы всех команд, сопровождается комментариями педагога. |
Слайд 8 Природа это… Отношение - это эмоционально-чувственная оценка чего-либо, кого- либо. Здоровье это гармония физического, душевного и духовного состояния человека.
| Обобщённые ответы вывешиваются на экране А можно ли назвать такое состояние счастьем? Ответы детей. Я думаю тоже - да, можно. Значит между Здоровьем и Счастьем можно поставить знак равенства? Вот уже основа формулы счастья у нас с вами положена. Предлагаю развить нашу мысль дальше, пока она, разумная, нас не покинула. |
Слайд 9 ЗДОРОВЬЕ=СЧАСТЬЕ
ЗДОРОВЬЕ = | Вспомним закон здоровья: «Жить в ладу с природой, другими людьми, самим собой». Продолжаем работать над формулой. Здоровье = Счастье Здоровье = разумное отношение к природе, самому себе. |
Игра-физкультминутка «Какой я». | Прошу вас выйти из-за столов, встать там, где удобно. Поиграем в игру и немного отдохнём. Внимание! Правила игры: Я буду говорить разные утверждения и действия, которые выражают ваше отношение к утверждению. Например: прошу присесть тех, кто заботиться о своём здоровье; поднимите правую руку те, кто считает себя добрым; хлопните в ладоши те, кто помогает другим в беде; поднимите левую руку те, кто умеет хранить тайны; сделайте шаг назад те, кто считает себя сильным; подпрыгните те, кто считает себя самостоятельным и независимым; поставьте руки на пояс те, кто выполняет свои обещания; выпрямите спину и расправьте плечи те, кто уверен в себе; присядьте те, кто умеет внимательно слушать других; возьмитесь за руки те, кто умеет находить плюсы в любой ситуации. Молодцы, займите, пожалуйста, свои места. |
Слайд 10 Игра «Проблемный вопрос» Просмотр поочерёдно вариантов для каждого сектора. | Предлагаю поиграть в игру, в которой предстоит найти не плюсы, а минусы. Сейчас мы посмотрим отрывки из знакомых нам мультфильмов и постараемся увидеть и сформулировать негативные последствия для здоровья в результате необдуманного поведения героя или героев. |
Просмотр вариантов для каждого сектора. 1 видео сюжет (красный стол) « Я на солнышке сижу…» 2 видео сюжет (жёлтый стол) «Чунга-Чанга» 3 видео сюжет (зелёный стол) «Винни Пух в гостях у Кролика» Во время выполнения идёт тихий фон | Варианты для каждого стола. Видео сюжет для представителей красного стола, жёлтого, зелёного. На поиск и формулировку вариантов ответа даётся 2 минуты. Внимание! Время пошло. Принимаются ответы каждой группы и дополнения других групп-команд. Обобщение ответов.
|
Слайд11 для красного сектора с обобщённым ответом. | Негативные последствия поведения героев 1 видеоролика: малоподвижный образ жизни; тепловой удар, солнечный ожёг; потеря зрения. |
Слайд 12 для жёлтого сектора с ответом | Негативные последствия поведения героев 2 видеоролика: несбалансированность питания; однообразие обстановки; переедание. |
Слайд 13 для зелёного сектора С обобщённым ответом | Негативные последствия поведения героев 3 видеоролика нарушение правил хранения продуктов; душное помещение; переедание мёда, аллергия |
Заключительная часть Слайд 14 Игра «СИНКВЕЙН» (пятистрочие). 1 строка - имя существительное; 2 строка- 2 прилагательных; 3 строка - 3 глагола; 4 строка - предложение; 5 строка - заключительное слово или фраза. | Предлагаю поиграть в игру «Синквейн». Что обозначает это слово? (объяснение правил и размещение их на экране). Давайте попробуем закрепить правила игры на примере слова природа.
|
Слайд 15 Задание 2 1 строка Занятие 2 строка- 3 строка- 4 строка- 5 строка | В файле № 3 возьмите задание и попробуем оценить наше занятие с помощью игры «Синквейн». Задание мы выполняем в течение 1-2 минут. Внимание! Время пошло. Дети зачитывают свои варианты.
|
Слайд 16 Счастлив (а) ли я? Что мешает мне быть счастливым (ой)? Что я делаю для того, чтобы быть счастливым (ой)? | В файле №4 есть ещё вопросы для размышления, но над этим нам придётся подумать и поразмышлять дома. Эти вопросы мы обсудим на следующем занятии. |
Показ видеоролика о подростковых клубах. | Спасибо! Вы меня порадовали, я многому у вас научилась. Как и обещала в начале занятия специально для вас видео - сюжет о жизни ребят из подростковых клубов. На календарях- визитках есть контактная информация о подростковых клубах. Я приглашаю Вас всех. До свидания! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Введение в образовательную программу. Изготовление «карандашной модели ракеты».
Открытое занятие кружка «ракетомоделирование» ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ВЕЛИКИЕ УЧЕНЫЕ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ»
Данное занятие является 3-4 по теме 1.6. «Научно – технический прогресс» по дисциплине ОД.03 Иностранный язык (английский) и рассчитано на 2 часа.По виду занятие практическое, ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ВЕЛИКИЕ УЧЕНЫЕ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ»
Данное занятие является 3-4 по теме 1.6. «Научно – технический прогресс» по дисциплине ОД.03 Иностранный язык (английский) и рассчитано на 2 часа.По виду занятие практическое, ...
Методическая разработка "Конспект занятия с использованием ЭОР «История изобретений. Изобретения, которые погубили своих создателей» к образовательной программе «Школьник-дорога-автомобиль» Р.3.Т.10.Зачетное занятие по теме «ПДД для пассажиров"
В работе представлен материал по подготовке исследовательской работы обучающихся 2 года обучения объединения "Школьник-дорога-автомобиль" ИУЦ "Автоград" ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского р...
Методическая разработка "Конспект занятия «История развития автобуса» К образовательной программе «ПЕШЕХОДНАЯ ГРАМОТА» Р.5. Т.3. Маршрутные транспортные средства. "
В работе представлен Конспект занятия «История развития автобуса» к образовательной программе «ПЕШЕХОДНАЯ ГРАМОТА». Р.5. Т.3. Маршрутные транспортные средст...
Методическая разработка "Конспект занятия "История развития трамвая" К образовательной программе «ПЕШЕХОДНАЯ ГРАМОТА» Р.5. Т.3. Маршрутные транспортные средства".
В работе представлен Конспект занятия "История развития трамвая" К образовательной программе «ПЕШЕХОДНАЯ ГРАМОТА» Р.5. Т.3. Маршрутные транспортные средства.Педагог: Славная...
Методическая разработка "Конспект занятия "История развития троллейбуса" к образовательной программе "Пешеходная грамота" Раздел: 5. Дорожная безопасность. Тема 3. Маршрутные транспортные средства".
В работе представлен Конспект занятия "История развития троллейбуса" к образовательной программе "Пешеходная грамота" Раздел: 5. Дорожная безопасность. Тема 3. Маршрутные тра...