Открытая беседа. "Свобода и ответственность"
классный час

Подвести обучающихся к осознанию  ответственности  за собственные поступки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Открытая беседа. «Свобода  и ответственность». 

                                                                                                                                                            Цель:  подвести обучающихся к осознанию ответственности за собственные поступки  и  поступки других  людей.

Задачи: 

личностные

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

- воспитывать желание быть духовно красивым человеком.

предметные

- формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

- создать условия для осознания учащимися  ответственности за человеческую жизнь;

- уточнить смысл понятий «свобода», «выбор», «ответственность»

- формировать умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;

Вводная часть.

  • Поднимите руку, кто хочет быть свободным?
  • Известные герои произведения Марка Твена Том Сойер и Гекельберри Финн тоже захотели полной свободы. Они сбежали из Дома, потому что им надоела опека взрослых, необходимость ходить в школу, помогать по хозяйству, мыться и чистить одежду:

Представьте, что вы вместе с ними живете в пещере, питаетесь тем, что попадается...

Долго бы выдержали вы такую "свободу"?

  • Почему мальчики вернулись домой?
  • Приняли бы их на работу?
  • Позволяет ли закон бродяжничать, попрошайничать?
  • Какими правами и свободами обладали дети в тот момент?

Вообще, о свободе мы привыкли говорить исключительно позитивно. Свобода - это желаемое, к чему мы стремимся.

Свобода - это ответственность за ту жизнь, которую мы создаем

и для большинства людей свобода это суровое испытание.

Свобода - это способность преодолевать границы и ограничения

Притча.

Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, – подумал он, — и копейка – деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует – кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «Странное дело! — подивился паренек. – Была одна копейка, а теперь – тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей.!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! – обрадовался счастливчик, – А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, – и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие…» И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь — а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька…

        

Что такое ответственность ,как вы понимаете.  (Ответственность – эта черта характера личности и ее действий, что человек отвечает за собственный свободный выбор.)

Минутка отдыха. Игра «Могу и делаю».

Вопросы:

-Умеешь ли ты одеваться сам ?        -Одеваешься ли ты сам всегда?

-Умеешь ли ты благодарить ,           - Говоришь ли ты спасибо каждый

говорить спасибо?                                Раз, когда это необходимо?

- Умеешь ли ты убирать свои          - Наводишь ли ты порядок в своей

вещи?                                                      Комнате каждую неделю?

- Умеешь ли ты плакать?                 - Плакал ли ты сегодня?

- Умеешь ли ты  толкаться и           - Делал ли ты это сегодня?

дразнить своих товарищей?

- Умеешь ли ты лениться?               - Ленился ли ты вчера на уроках?

-Умеешь ли ты вредничать?            - Вредничал ли ты вчера?

- Умеешь ли ты собирать свой        - Собираешь ли ты свой ранец

ранец?                                                     всегда сам?

- Умеешь ли ты ухаживать за           - Делаешь ли ты это всегда сам?

своими домашними питомцами?

На примере этой игры попробуйте объяснить, чем различаются понятия «Могу» и «Делаю».

Знакомство с разными видами ответственности.

Ответственность делится на три вида:
- личная, или ответственность перед собой (я)

- ответственность перед другими  (другие)

- ответственность в школе (школа)

 Три вида ответственности.

 «Поступаем ответственно».  Зачитываю  ситуацию,  ваши действия в ситуации.

Ситуация №  1

Вы зашли в школьную раздевалку и увидели, как один озорник связывает шнурки у обуви, хранящейся на полках. При этом вы поняли, что безобразник вас заметил. Каковы будут ваши действия?

Ситуация №  2

Вы едете в общественном транспорте и заметили странного человека, который старается тайно подложить пакет под сиденье. Вдруг он понимает, что вы пристально наблюдаете за ним. Он грозно смотрит на вас, давая понять, что готов причинить вам вред. Он реально опасен для вас. Как вы поступите

Ситуация №  3

Вы идёте по улице и видите, как компания подростков издевается над щенком. Они заметили ваше внимание к их действиям и пригрозили, что побьют, если вы проболтаетесь. Вы понимаете, что они замучают щенка до смерти. Как же поступить?

Обсуждение ответов.

- Для чего нужно поступать ответственно?

Пока вы ещё дети, юридическую ответственность несут за вас родители: если вы разбили стекло или испортили книгу, то родители должны будут за это заплатить. Родители отвечают за то, чтобы вы были сыты, у вас была одежда, вам было, где жить. Но и дети должны учиться отвечать за свои поступки, ведь они тоже станут взрослыми.

- За что вы уже сейчас можете нести ответственность?

Человек не может отвечать за всё. Он не может отвечать за то, что другой человек не выполнил своих обязанностей, но за свои поступки должен отвечать каждый.

А теперь выберите каждый для себя вывод.  

1. Я отвечаю за всё.
2. Я отвечаю за свои поступки (думаю, а потом делаю)
3. За все мои поступки отвечают родители.

Ответственность.

Свобода без ответственности – это путь в никуда. Полной свободы в природе не существует вообще. Такая свобода не предполагает жизни. Свободный человек отличается тем, что он готов нести личную ответственность за свой выбор, не перекладывая вину за последствия на других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка на тему «Ответственность несовершеннолетних за нарушение правил дорожного движения»

Памятка разработана с целью формирования правовой грамотности обучающихся и предотвращения совершения административных правонарушений в области дорожного движения....

Беседа с обучающимися, нуждающимися в особом педагогическом внимании. Тема: "Личная ответственность за свои поступки. Моральная и юридическая ответственность за нарушение нравственной нормы"

Беседа с обучающимися, нуждающимися в особом педагогическом внимании. Тема: "Личная ответственность за свои поступки. Моральная и юридическая ответственность за нарушение нравственной нормы". Дан...

открытого практического занятия на тему: «ОТЧЕТНОСТЬ МАТЕРИАЛЬНО-ОТВЕТСТВЕННОГО ЛИЦА В МАГАЗИНЕ (ОТДЕЛЕ)» для специальности 38.02.04 КОММЕРЦИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)

Методическая разработка открытого практического занятия на тему: Отчетность материально-ответственного лица в магазине (отделе) для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)...

Презентация "Должны ли учёные нести ответственность за последствия своих открытий?"

Организация и проведение урока с  использованием технологии "Дебаты" Урок проводится в рамках изучения темы "Наука" с целью привлечения внимания к этической стороне научной деятельности....

Сообщение о проведении открытого урока формирования умений и навыков по дисциплине "Страховое дело" на тему:"Решение задач по страхованию ответственности"

Урок формирования умений и навыков проводится после изучения важной темы "Страхование ответственности" по  дисциплине "Страховое дело"...

Методическая разработка открытого урока по Обществознанию включая экономику и право "Уголовная ответственность"

Методическая разработка к уроку "Уголовная ответственность" подготовлена для участия в конкурсе. В методической разработке используются новые методы и приемы обучения, приемы критического мы...

Открытый урок "Порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности"

План урока:Группа 4-17 , специальность 23.02.03.  Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспортаОП 07. Правовое обеспечение профессиональной деятельности.Тема урока: Порядок привлече...