НАГЛЯДНОСТЬ В ГРУППАХ СТУДЕНТОВ С ОВЗ
учебно-методический материал
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ПРОФЕССИОННАЛЬНОГО ЦИКЛА
В ГРУППЕ СТУДЕНТОВ С ОВЗ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naglyadnost_v_gruppe_s_ovz.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ПРОФЕССИОННАЛЬНОГО ЦИКЛА
В ГРУППЕ СТУДЕНТОВ С ОВЗ»
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Обучение учащихся, имеющих дефекты в развитии, коррекционная направленность этого процесса во многом зависит от успешной реализации дидактического принципа наглядности. Но при любом выборе необходимо соблюдение некоторых общих дидактических принципов:
- принцип научности;
- принцип последовательности и цикличности;
- принцип сознательности усвоения деятельности;
- принцип доступности содержания;
- активность и самостоятельность;
- индивидуализация и коллективность обучения;
- эффективность учебной деятельности;
- связь теории и практики;
- принцип наглядности или, как еще говорится, наглядные методы содержания и деятельности.
На принципе наглядности мне хотелось бы остановиться подробнее. Принцип наглядности это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древних времен. Закономерное обоснование данного принципа получено сравнительно недавно. В основе его лежат следующие строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям. У большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения, которые «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы.
Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
- Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.
- Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, видеофильмов и др.
Основное значение наглядности в процессе обучения заключается в том, что она содействует формированию и выработке соответствующих понятий, которые отражают сущность явлений.
Предметы и явления воспринимаются учениками не только с помощью зрения, в работу вовлекается целая группа взаимосвязанных между собой анализаторов. Образ объекта возникает не только за счёт элементарных процессов анализа и синтеза на уровне воспринимающих систем, а в основном за счёт сложного функционального синтеза межанализаторных связей в коре больших полушарий головного мозга. Большую роль в формировании образов изучаемых объектов у учащихся с сенсорными нарушениями играют новые межсистемные образования, которые возникают в результате изменений нейрофизиологических механизмов происхождения потока афферентации, а, следовательно, его анализа и синтеза.
Чувственный образ, который формируется у детей с нарушением развития в результате коррекционно-компенсаторной деятельности, будет в какой-то степени сходен с теми объектами, которые он отражает. Это сходство не будет тождественным, образ не может полностью совпадать с объектом (даже у детей в норме). Будет ощутимое различие, степень которого зависит от эффективности коррекционного обучения. Это различие, хотя и будет являться определённым недостатком представлений, в то же время явится и определённым символом для логического мышления, для организации коррекционной работы по более глубокому изучению объекта. То есть при обучении учащихся с психофизическими недостатками ещё недостаточно преподнести материал наглядно, необходимо решить проблему доступности его восприятия сохранными сенсорными системами корригировать переход от чувственного образа к логическому познанию.
При формировании необходимого объёма конкретных представлений, умений и навыков мыслительной работы под руководством учителя у школьников создаётся основа для воссоздания образов, адекватных действительности. Вследствие этого очень важно в наглядном методе обучения использование приёмов конкретизации. Коррекционная направленность наглядных методов обучения должна опираться на целый ряд специальных факторов, учитывающих состояние нарушенных органов обучающихся, уровень развитиях их чувствительности, целевые установки по овладению системой знаний основ наук, особенности познавательной деятельности детей с нарушениями развития и др. При реализации наглядных методов обучения и формировании адекватных представлений у учащихся об объектах и процессах необходимо учитывать следующие факторы:
1. Состав и структуру нарушенных функций у учащихся.
2. Целевые установки на восприятие и последующее воспроизведение объектов и процессов.
3. Характерные признаки объектов и процессов, доступные для восприятия с помощью сохранной сенсорной системы.
4. Полноту первоначального восприятия, глубину анализа и синтеза признаков и свойств изучаемых объектов, их изменений и превращений.
5. Частоту восприятия и воспроизведения изучаемых объектов и процессов в ходе познавательной деятельности учащихся при изучении основ наук.
6. Включение формируемых представлений в систему уже имеющихся представлений и понятий у детей с нарушением развития.
Основным исходным положением, которое необходимо учитывать при использовании наглядных методов обучения, является состояние психофизического нарушения учащихся. Основные клинические формы патологии определяют целый ряд требований к наглядному материалу: его сложность, специальные размеры, форма, рельеф, степень контрастности и окрашенность пособий, условия воспроизводительной деятельности, последовательность и режим предъявления дидактического материала и т. д., т.е. средства наглядности должны отвечать определённым дидактическим требованиям:
1. Наглядность должна направлять мысль от конкретного к общему, от явления к его сущности.
2. Используемые средства наглядности должны быть свободны от излишних деталей и линий. Вместе с тем в них должны четко выделяться существенные признаки изучаемых на уроке предметов и явлений. Желательно помещать средства наглядности на контрастном фоне.
3. При изготовлении наглядных пособий необходимо позаботится о соблюдении облегчающей их восприятие цветовой гаммы (зелёные, жёлтые, коричневые, оранжевые тона и оттенки).
4. Средства наглядности нужно д6елать с учётом данных офтальмолога относительно остроты зрения и особенности цветоощущения.
5. Карточки для индивидуальной работы должны быть оптимальных размеров: 10х10; 20х30 см.
6. Воспринимаемые детьми средства наглядности должны соответствовать необходимым эстетическим требованиям. Такого рода наглядность воспитывает у детей художественный вкус и способствует усвоению знаний.
Различают следующие виды наглядности:
- натуральную, или естественную (предметы, объекты);
- изобразительную (рисунки, чертежи, схемы, графики, диаграммы и др.);
- объёмную (геометрические фигуры и тела, муляжи);
- условную и символическую;
- модели и приборы.
Итак, наглядность является одним из главных средств обучения на протяжении всего учебно-воспитательного процесса. Использование наглядности на уроках профессионального цикла в коррекционной группе обусловлено психофизиологическими особенностями учащихся. Принцип наглядности в обучении используется уже давно. Об его эффективном действии в процессе обучения и воспитания говорил еще великий польский дидактик и ученый Я.А. Коменский, высшим основным принципом обучения признавал наглядность Песталоцци, великий русский педагог Ушинский видел в наглядности одно из условий, которое обеспечивает получение учащимися полноценных знаний, развивает их логическое мышление, широко использовал в своей педагогической деятельности этот принцип Л.Н. Толстой. Принцип наглядности широко используется в обучении младших школьников и в наше время.
Таким образом, опыт показывает, что систематическое целенаправленное использование наглядных пособий на уроках профессионального цикла в коррекционной группе повышает качество усвоения знаний, уровень сформированности умений и навыков.
Сюткина Наталья Аркадьевна,
мастер п/о.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ЭОР в группах студентов с нарушением слуха на занятиях по дисциплинам профессионального цикла
Доклад к семинару....
Презентация группы студентов профессии "Машинист локомотива"
Презентация группы студентов профессии "Машинист локомотива"...
Методическая разработка классного часа «Профилактика (предупреждение) конфликтов в группе студентов ДПИ 161 (Художественная керамика) и ДПИ 161 (Роспись) Ставропольского краевого училища дизайна (СКУД)
Конфликтные ситуации мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности образовательного учреждения. Конф...
конспект урока в группе студентов второго курса специальности "Информационные системы и программирование"
Рассматриваемое учебное занятие проходило при изучении раздела «Английскийязык в области программирования и информационных технологий» по теме «Базовые понятия компьютерной грамотнос...
Методическая разработка. Изготовление дидактического наглядного материала «Пазлы - Овощи» старшая группа
ВведениеПредлагаю вашему вниманию свою педагогическую идею – изготовление дидактической игры на тему Овощи «Математические пазлы» от 1 до 10.Для старшей группы 52Цели: развитие мышле...
Программа воспитания и развития коллектива группы студентов СПО
Программа создана для формирования у обучающихся активной и ответственной гражданской позиции, готовности к духовно-нравственному развитию, способности действовать на благо Отечества....
ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА методические указания для выполнения практической работы по теме: «Построение наглядных изображений и комплексных чертежей проекций точки» студентам 2 курса, специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, с
ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА методические указания для выполнения практической работы по теме:«Построение наглядных изображений и комплексных чертежей проекций точки» студентам 2 курса, сп...