Методическая разработка для студентов "Изучение орфографии в начальных классах"
методическая разработка
В методической разработке даны определения орфографии, принципам орфографии. Предложен план изучения темы и список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Орфография
План изучения темы:
- Принципы русской орфографии и лингводидактические понятия.
- Цель и содержание обучения орфографии в начальной школе. Анализ программ по русскому языку в начальных классах.
- Методы и приемы изучения основных орфографических правил, этапы работы над орфографическим правилом, три важнейших признака орфограммы.
- Словарная работа на уроках русского языка.
- Виды диктантов и методика их проведения.
Открытый урок русский язык 2 класс. Тема "Правописание ...
- Пректирование урока русского языка в речевом классе (Изучение орфографического правила). Класс и тема по выбору.
- Анализ уроков русского языка.
- Зачетная работа:
*портфолио
*устный ответ
*тест
*проект урока по русскому языку в речевом классе (тема и класс по выбору)
*анализ методической литературы по теме « Изучение орфографии в коррекционных классах»
Литература:
- Бельдина Е. В. Развитие орфографической зоркости. Нач. школа.- 2004, №3
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Секреты орфографии. – М, 1991
- Жедек П. С. Методика обучения орфографии. – М. 1994
- Львов М. Р. Правописание в начальных классах. М.: Просвещение, 1990
- Фролова Л. А. Методические условия организации орфографической деятельности мл.шк. Нач. школа. – 2014 №3
1 час
*Объявление темы, совместное целеполагание;
*Диалог со студентами.
-Что такое орфография и пунктуация?
- Какие правила изучаются в начальной школе?
Принципы русской орфографии и лингвометодические понятия.
(учебник «методика преподавания русского языка (начальные классы) Е.С. Антонова, С.В. Боброва, стр. 367-374)
Орфография- это раздел науки русского языка, в котором зафиксирована совокупность правил, устанавливающих единообразие способов речи на письме.
- Перечислите подразделы русской орфографии (стр. 368).
В русской орфографии выделяют следующие подразделы:
*правописание значимых частей слова (морфем) – корней, приставок, суффиксов, окончаний;
* слитное, раздельное или дефисное написание;
*употребление строчных и прописных букв;
*правила переноса слов;
*графические сокращения слов.
Что такое принципы орфографии? (стр. 368)
Каждый подраздел орфографии характеризуется определенными принципами.
Принцип – это своего рода механизм, который позволяет, кто хорошо понимает его устройство, правильно использовать его применительно к своей сфере деятельности.
Принципы орфографии – это языковые закономерности, лежащие в основе одного или нескольких правил.
Перечислите принципы русской орфографии? (стр. 369-370)
Фонетический принцип. Позволяет использовать правило «как слышится, так и пишится», то есть отвечает за точный перевод услышанного звука в букву: ему подчиняются слова, не имеющие трудностей в написании, например: луна, шар, стул. Этому принципу соответствует правило написания приставок на –з\-с (рассказать, рассмотреть, измерить, исследовать…) Этот принцип обеспечивает одинаковое написание букв, обозначающих фонемы, которые могут оказаться как в слабой, так и в сильной позиции.
Морфологичесикий принцип заключается в требовании единообразного написания морфем независимо от их произношения: по дорожке, к известиям, ворота, к зубрам.
Морфонематический принцип объединяет фонематический и морфологический принципы. Опирается на фонему, которая имеет смыслоразличительную функцию и тем самым «сохраняет» морфему как единицу, имеющую свое значение и форму: в слове шубка в середине звучит [п], который является фонемой [б] в слабой ее позиции. Одновременно кореньданного слова – шуб- сохраняет свой письменный облик во всех его однокоренных словах и их словоформах независимо от слабой или сильной позиции фонемы.
Традиционный (исторический) принцип влияет на закрепленное традицией написание слов, которое надо запоминать (чаща, жить, чудо, собака, аппарат, калач, парашют…). В начальных классах этот принцип диктует требование обращать большое внимание на так называемые словарные слова, правописание которых следует запомнить.
Дифференцирующий принцип написания разграничивает на письме омонимы – слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения и в связи с этим - разное написание: туш, тушь,орел, Орел, бордо, Бордо, полоскать, поласкать.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Практическая работа в тетрадях в широкую линейку. Упражнение 1 страница 370
- Прочитайте текст.
Возьмем хотя бы раннюю весну. Начинаются оттепели, ростепели, капели с крыш. Снег делается зернистым, ноздреватым, оседает и чернеет. Его съедают туманы. Постепенно развозит дороги, наступает распутица, безжорожье. На реках появляются во льду первые промоины с черной водой, а на буграх-проталины и проплешины. По краю слежавшегося снега уже желтеет мать-и-мачеха. (К.Паустовский)
Сделайте его транскрипцию.
- Найдите все возможные орфограммы и определите, каким принципом русской орфографии обусловлено их написание.
2 час
Тема: Лингводидактические понятия.
(учебник «методика преподавания русского языка (начальные классы) Е.С. Антонова, С.В. Боброва, стр. 371)
Диалог со студентами.
-Что такое орфограмма, пунктограмма? (стр.371)
Орфограмма – это место в слове или между словами, вызывающее затруднение при его написании. Все фонемы в слабых позициях, стык морфем, словоформа с предлогом, выбор между слогами для переноса, между заглавной и строчной буквами – все это орфограммы.
Пунктограмма – это место в синтагме (словосочетании или предложении), где требуется показать интонационную или логическую границу, влияющую на смыслообразование высказывания. Для этой цели существуют знаки препинания, имеющие определенное значение, помогающие уточнить смысл предложения.
Понятие орфограмма и пунктограмма позволяют формировать у детей осознанное отношение к сомнительным для написания местам в словах, так как в них соединяются два аспекта обучения: лингвистический и психологический.
- Что такое орфографическое и пунктуационное правило? (стр. 373)
Орфографическое и пунктуационное правило – это особая инструция, в которой сообщается, при каких условиях выбирается тот или иной знак (буква, пробел или знаки препинания).
3 час
Тема: Цель и содержание обучения орфографии в начальной школе. (Стр. 381-382)
4 час
Анализ программ по русскому языку в начальной школе
Практическая работа.
Ознакомиться с программами по русскому языку в 1-4 классах.
Записать в таблицу название орфограмм, которые изучаются в начальноой школе.
Класс | Название орфограммы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Лексика русского языка" 10 - 11 класс
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Методическое обоснование темы Открытый урок - «Лексика русского языка» - это завершающее занятие в разделе «Лексика» по предмету русский язык на 1 курсе по специальности СПО 0...
Методическая разработка урока английского языка в 7 классе по УМК М.З. Биболетовой с применением отдельных обучающих структур.
Тема урока «Страдательный залог»...
Методическая разработка классного часа "Вперёд, мальчишки!" 1 класс
Цуканова Е.А. учитель начальных классов...
Методическая разработка по теме: «Преемственность между начальным и основным образованием при реализации федеральных государственных образовательных стандартов».
Методическая разработка...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: «Особенности работы концертмейстера в классе скрипки и скрипичного ансамбля в ДШИ»
Концертмейстер – пианист-аккомпаниатор, помогающий солисту или коллективу музыкантов в их основной деятельности. Можно с уверенностью сказать, что это самая распространённая профессия среди пианистов....
Методическая разработка "Развитие самостоятельности мышления на начальном этапе обучения на музыкальном инструменте (аккордеон)"
Полный конспект урока по специальности (аккордеон) в детской школе искусств с учеником 1 класса....
Методическая разработка "Графика и орфография"
В методической разработке на тему: «Графика и орфография» содержится понятие о морфологическом принципе русской орфографии, о правильном использовании терминов и слов, необходимых в медици...