Методическая разработка для студентов "Изучение орфографии в начальных классах"
методическая разработка

В методической разработке даны определения орфографии, принципам орфографии. Предложен план изучения темы и список литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Орфография

План изучения темы:

  1. Принципы русской орфографии и лингводидактические понятия.
  2. Цель и  содержание обучения орфографии в начальной школе. Анализ программ по русскому языку в начальных классах.
  3. Методы и приемы изучения основных орфографических правил, этапы работы над орфографическим правилом, три важнейших признака орфограммы.
  4. Словарная работа на уроках русского языка.
  5. Виды диктантов и методика их проведения.

Просмотр видео уроков. 

Открытый урок русский язык 2 класс. Тема "Правописание ...

www.youtube.com › watch

  1. Пректирование урока русского языка в речевом классе (Изучение орфографического правила). Класс и тема по выбору.
  2. Анализ уроков русского языка.
  3. Зачетная работа:

*портфолио

*устный ответ

*тест

*проект урока по русскому языку в речевом классе (тема и класс по выбору)

*анализ методической литературы по теме « Изучение орфографии в коррекционных классах»

Литература:

  1. Бельдина Е. В. Развитие орфографической зоркости. Нач. школа.- 2004, №3
  2. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Секреты орфографии. – М, 1991
  3. Жедек П. С.  Методика обучения орфографии. – М. 1994
  4. Львов М. Р. Правописание в начальных классах. М.: Просвещение, 1990
  5. Фролова Л. А. Методические условия организации орфографической деятельности мл.шк. Нач. школа. – 2014 №3

1 час

*Объявление темы, совместное целеполагание;

*Диалог со студентами.

-Что такое орфография и пунктуация?

- Какие правила изучаются в начальной школе?

Принципы русской орфографии и лингвометодические понятия.

(учебник «методика преподавания русского языка (начальные классы) Е.С. Антонова, С.В. Боброва, стр. 367-374)

Орфография- это раздел науки русского языка, в котором зафиксирована совокупность правил, устанавливающих единообразие способов речи на письме.

- Перечислите подразделы русской орфографии (стр. 368).

В русской орфографии выделяют следующие подразделы:

*правописание значимых частей слова (морфем) – корней, приставок, суффиксов, окончаний;

* слитное, раздельное или дефисное написание;

*употребление строчных и прописных букв;

*правила переноса слов;

*графические сокращения слов.

Что такое принципы орфографии? (стр. 368)

Каждый подраздел орфографии характеризуется определенными принципами.

Принцип – это своего рода механизм, который позволяет, кто хорошо понимает его устройство, правильно использовать его применительно к своей сфере деятельности.

Принципы орфографии – это языковые закономерности, лежащие в основе одного или нескольких правил.

Перечислите принципы русской орфографии? (стр. 369-370)

Фонетический принцип. Позволяет использовать правило «как слышится, так и пишится», то есть отвечает за точный перевод услышанного звука в букву: ему подчиняются слова, не имеющие трудностей в написании, например: луна, шар, стул. Этому принципу соответствует правило написания приставок на –з\-с (рассказать, рассмотреть, измерить, исследовать…)  Этот принцип обеспечивает одинаковое написание букв, обозначающих фонемы, которые могут оказаться как в слабой, так и в сильной позиции.

Морфологичесикий принцип заключается в требовании единообразного написания морфем независимо от их произношения: по дорожке, к известиям, ворота, к зубрам.

Морфонематический принцип объединяет фонематический и морфологический принципы. Опирается на фонему, которая имеет смыслоразличительную функцию и тем самым «сохраняет» морфему как единицу, имеющую свое значение и форму: в слове шубка в середине звучит [п], который является фонемой [б] в слабой ее позиции. Одновременно кореньданного слова – шуб- сохраняет свой письменный облик во всех его однокоренных словах и их словоформах независимо от слабой или сильной позиции фонемы.

Традиционный (исторический) принцип влияет на закрепленное традицией написание слов, которое надо запоминать (чаща, жить, чудо, собака, аппарат, калач, парашют…). В начальных классах этот принцип диктует требование обращать большое внимание на так называемые словарные слова, правописание которых следует запомнить.

Дифференцирующий принцип написания разграничивает на письме омонимы – слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения и в связи с этим - разное написание: туш, тушь,орел, Орел, бордо, Бордо, полоскать, поласкать.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Практическая работа в тетрадях в широкую линейку.  Упражнение 1 страница 370

  1. Прочитайте текст.

Возьмем хотя бы раннюю весну. Начинаются оттепели, ростепели, капели с крыш. Снег делается зернистым, ноздреватым, оседает и чернеет. Его съедают туманы. Постепенно развозит дороги, наступает распутица, безжорожье. На реках появляются во льду первые промоины с черной водой, а на буграх-проталины и проплешины. По краю слежавшегося снега уже желтеет мать-и-мачеха.                                                           (К.Паустовский)

Сделайте его транскрипцию.

  1. Найдите все возможные орфограммы и определите, каким принципом русской орфографии обусловлено их написание.

2 час

Тема: Лингводидактические понятия.

(учебник «методика преподавания русского языка (начальные классы) Е.С. Антонова, С.В. Боброва, стр. 371)

Диалог со студентами.

-Что такое орфограмма, пунктограмма?  (стр.371)

Орфограмма – это место в слове или между словами, вызывающее затруднение при его написании. Все фонемы в слабых позициях, стык морфем, словоформа с предлогом, выбор между слогами для переноса, между заглавной и строчной буквами – все это орфограммы.

Пунктограмма – это место в синтагме (словосочетании или предложении), где требуется показать интонационную или логическую границу, влияющую на смыслообразование высказывания. Для этой цели существуют знаки препинания, имеющие определенное значение, помогающие уточнить смысл предложения.

Понятие орфограмма и пунктограмма позволяют формировать у детей осознанное отношение к сомнительным для написания местам в словах, так как в них соединяются два аспекта обучения: лингвистический и психологический.

- Что такое орфографическое и пунктуационное правило? (стр. 373)

Орфографическое и пунктуационное правило – это особая инструция, в которой сообщается, при каких условиях выбирается тот или иной знак (буква, пробел или знаки препинания).

3 час

Тема: Цель и содержание обучения орфографии в начальной школе.   (Стр. 381-382)

4 час

Анализ программ по русскому языку в начальной школе

Практическая работа.

Ознакомиться с программами по русскому языку в 1-4 классах.

Записать в таблицу название орфограмм, которые изучаются в начальноой школе.

Класс

Название орфограммы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Лексика русского языка" 10 - 11 класс

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Методическое обоснование темы Открытый урок - «Лексика русского языка» - это завершающее занятие в разделе «Лексика» по предмету русский язык на 1 курсе по специальности СПО 0...

Методическая разработка классного часа "Вперёд, мальчишки!" 1 класс

Цуканова Е.А.                 учитель начальных классов...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: «Особенности работы концертмейстера в классе скрипки и скрипичного ансамбля в ДШИ»

Концертмейстер – пианист-аккомпаниатор, помогающий солисту или коллективу музыкантов в их основной деятельности. Можно с уверенностью сказать, что это самая распространённая профессия среди пианистов....

Методическая разработка "Развитие самостоятельности мышления на начальном этапе обучения на музыкальном инструменте (аккордеон)"

Полный конспект урока по специальности (аккордеон) в детской школе искусств с учеником 1 класса....

Методическая разработка "Графика и орфография"

В методической разработке на тему: «Графика и орфография» содержится понятие о морфологическом принципе русской орфографии, о правильном использовании терминов и слов, необходимых в медици...