Доклад Воспитательная функция в условиях санатория
учебно-методический материал
Воспитательная функция в условиях санатория
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_vospitatelnaya_funktsiya_v_usloviyah_sanatoriya.docx | 18.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная функция в условиях санатория.
Цель:
1. Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.
2. Поделиться опытом работы.
3. Рассказать об основных условиях воспитательного процесса.
Задачи:
- Повышение своего профессионального мастерства и компетентности в области воспитания;
- Активизировать взаимодействие воспитателей и педагогов по совместному выполнению воспитательных функций;
Основная цель педагогических мероприятий заключается в повышении эмоционального и психологического тонуса больных детей, находящихся в санатории. Поэтому педагогическая работа в детском санатории является подлинно лечебным фактором, одним из обязательных звеньев в общем комплексе санаторного лечения. Можно с уверенностью сказать, что успешное лечение ребенка в санатории может осуществляться только на базе хорошо поставленной педагогической работы.
Задача врача и педагога едина — создать ребенку в санатории условия жизни, наиболее благоприятные для того, чтобы укрепить его организм, повысить его сопротивляемость и тем помочь преодолеть болезнь, а также обеспечить соответствующее его возрасту умственное и психологическое развитие.
Коллектив педагогов санатория должен создать детям, даже на фоне самого строгого санаторного режима, содержательную и интересную жизнь, обогатить детей новыми знаниями и навыками, научить их петь, играть, вышивать, лепить, конструировать и т. д., вносить разнообразие в их быт, устраивая праздники, самодеятельные выступления, развивающие игры и пр. Все это приводит к непосредственному взаимодействию между педагогами и детьми.
Взаимодействие - это универсальная форма развития, обоюдного изменения явлений, как в природе, так и в обществе, приводящего каждое звено в новое качественное состояние. Взаимодействие отображает широкий круг процессов окружающей действительности, посредством которых реализуются причинно-следственные связи, происходит обмен между взаимодействующими сторонами, их взаимное изменение.
В любом взаимодействии, как правило, одна сторона активнее другой с точки зрения обмена информацией, энергией, деятельностью. В данном аспекте воспитатели и дети, старшие и младшие находятся в неравном положении. На их отношениях существенно сказываются различия социального статуса и жизненного опыта. Этим обусловлена руководящая роль педагогических сотрудников (в скрытой или открытой форме) в процессе их взаимодействия. Однако направляющая позиция одних не предопределяет пассивность других. Часто именно дети существенно влияют на деятельность взрослых, стимулируют пересмотр педагогических позиций и установок, дают толчок для роста педагогического мастерства воспитателей. Информация, полученная от детей, является главной при определении перспектив, выборе содержания и форм работы воспитателей, вносит существенные коррективы в их замыслы.
Тем самым при умелом и правильном взаимодействии, а также соблюдении следующих условий и происходит воспитательный процесс:
- процесс воспитания непрерывен, но при этом в нем выделяются специально организованные педагогом ситуации, проживая которые воспитанник приобретает опыт отношения к различным сферам бытия и взаимоотношения с ними;
- воспитатель и воспитанник находятся в субъект – субъектной позиции по отношении друг к другу;
- воспитатель озабочен прежде всего не коррекцией поведения и приведения его в соответствие с общепринятыми культурными нормами, а поддержкой нравственного отношения ребенка к различным сферам, событиям и явлениям жизни, к другому человеку и собственному образу Я;
- воспитатель должен работать не только с внешними проявлениями воспитанности личности, а с ее внутренним миром;
- воспитатель целенаправленно ставит воспитанника в ситуацию, в которой у него возникает необходимость и даже потребность совершать духовное усилие по самоопределению;
- положительные изменения в личности ребенка как результат воспитывающего общения сказываются на качестве духовности самого воспитателя, его саморазвитии;
- в проектировании ситуации развития ребенка ему отведена определенная роль, не пассивная, а роль субъекта, ответственного за свой личностный рост, когда воспитанник сознательно, совместно с педагогом определяет цели саморазвития.
Как же узнать, что «идет» именно воспитание? Существует ряд показателей, некоторые из них мы и можем увидеть в условиях санатория:
- наличие эмоционального отклика, неравнодушие к содержанию деятельности, в которую включены воспитанники;
- обязательное, неформальное принятие цели этой деятельности;
- диалогичность ситуации общения, небоязнь проявить себя и самоутвердиться в коллективе;
- зарождение у воспитанников желания участвовать в «добротворческих» делах – действиях типа «инициативы группы»;
- создание ситуации успеха воспитанника в учебной и внеучебной деятельности.
Указанные показатели характеризуют не только саму воспитательную деятельность, но и реакцию воспитанников на созданную педагогом ситуацию развития личности. Причем процесс воспитания нельзя считать окончательным или завершенным.
Таким образом, каждое занятие, мероприятие, игра или даже урок должно быть воспитывающим, а педагог детского санатория является непосредственным и активным помощником врача в лечении детей.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
________________________________________________________________________________
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
«ДЕТСКИЙ САНАТОРИЙ «ГОРОДЕЦ»
Доклад
на педагогическом совете на тему:
«Воспитательная функция в условиях санатория».
Выполнил:
Воспитатель
Егреши Н.Н.
2020 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективы и возможности воспитательной функции преподавателя ДМШ (ДШИ)
Взаимосвязь педагогической и воспитательной роли для преподавателя музыкальной школы...
Статья "Воспитательная деятельность в условиях работы с обучающимися с ОВЗ (начальная школа)"
Содержание и методы воспитательного процесса в младших классах современной средой общеобразовательной школы вытекают из стоящей перед ней задачей: максимально развивая способности детей, учитывая их и...
Оптимизация управления воспитательным пространством в условиях студенческого общежития
оптимизация взаимоотношений воспитателя и студентов через выстаивание студенческого самоуправления в общежитии...
Воспитательная функция контроля качества профобразования
Одна из задач воспитания состоит в формировании обучаемых как активных преобразователей окружающей действительности и самих себя....
Оптимизация управления воспитательным пространством в условиях студенческого общежития
Содержание и ориентиры воспитательной работы сталкиваются с происходящими в обществе изменениями, которые породили противоречие между новыми требованиями к развивающейся личности, с одной стороны, уро...
Программа воспитательной работы в условиях дистанционного обучения "МЫ ВМЕСТЕ"
Данная программа "Мы вместе" направлена на создание условий для выявления и развития способностей каждого учащегося и реализации его в коллективе и через коллектив в условиях дистанцио...
Воспитательная функция внеурочной деятельности по физической культуре
Материал предназначен для лекций, выступлений, рефератов в среднем профессиональном образовании. В данном материале раскрываются воспитательные задачи внеурочной деятельности по физической культуре....